художественный коллектив. Психологопедагогическая характеристика детского коллектива
Скачать 114.49 Kb.
|
Оглавление Введение Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива .1 Особенности организации детского художественно-творческого коллектива .2 Особенности организации художественно-творческого коллектива Глава 2. Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом .1 Педагогическое руководство как педагогический феномен .2 Стили руководства в детском художественном коллективе Заключение Список литературы Введение актуальность выбранной темы. Тема, исследованная мной в данной курсовой работе, по моему мнению, наиболее актуальна в наше время. Так как прививание детям народных традиции и культуры былого времени является одним из основных аспектов современной педагогики. Сейчас воспитание подрастающего поколения требует особого внимания в связи с большим ростом преступности! А вот как раз сохранение и изучение народной культуры воспитывает в детях нравственность и гуманное восприятие мира. Я считаю, что детский художественный коллектив является в какой-то мере воспитательным процессом. Поэтому выбранная тема важна тем, что народные традиции (народное пение) являются фундаментом, на котором строится духовная жизнь каждого человека и усваиваются общечеловеческие ценности. какие ученые работают над этой проблемой. Психолог Л. Ф. Обухова; Л. С. Выготский; Л.В.Шамина ; Г.М.Науменко и другие. цель исследования. Цель исследования: . Вывести наиболее эффективные педагогические методы в организации и в работе с детским народным художественным коллективом. . Дать обзорное представление о процессе управления детским народным художественным коллективом. объект исследования. Организация и руководство детским народным коллективом. предмет исследования. Предмет исследования- педагогическое руководство детским народным коллективом ( народное пение ). задачи исследования. . Исследовать организационные особенности детского творческого коллектива. . Исследовать психологию педагогического руководства в работе с детьми 10-12 лет. . Дать психолого-педагогическую характеристику детскому творческому коллективу. методы исследования. Методом исследования является наблюдение, изучение, анализирование литературы, сбор информации. Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива .1 Особенности организации детского творческого коллектива Вообще мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (например, колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Организация детского творческого коллектива - в данное время является очень сложным процессом. Особенно из детей подросткового возраста. Сейчас очень мало людей, которых интересует культура народных традиций, народного пения. Очень мало взрослых людей, ну а что тогда говорить о детях. Деятельность хорового коллектива складывается из двух основных организационных моментов. Это учебно - воспитательная работа внутри хорового коллектива, и концертно - исполнительская деятельность хора. Ставя перед собой задачу создать хоровой коллектив, следует, прежде всего, определить какой контингент в возрастном и количественном отношении он будет охватывать, и конечно же какое у хора будет репертуарное направление. Руководитель хора, осуществив набор, должен сделать все от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и общемузыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной деятельности. Это очень важно в педагогической деятельности. Именно в первые дни существования хора закладывается фундамент его прочности, стабильности. На первом организационном собрании руководитель должен увлекательно рассказать о хоровом искусстве (в нашем случае - народное пение), о том, чем будет заниматься хор, о его будущих концертах, встречах со слушателями. Совсем не обязательно организовывать большой хор. Важно удержать его основной состав- ядро хора. Каждый педагог, прежде чем приступить к работе с детьми, должен составить подробный план занятий; определить методику, по которой он будет обучать детей народному пению; подобрать песенный фольклорный материал для исполнения его детьми (репертуар), с учетом их возраста и вокальных возможностей. В организации детского коллектива играет большое значение общение. В педагогической литературе еще не достаточно определены формы организации детских коллективов. Макаренко в своих исканиях форм строения коллектива нашел правильные основы. Он обратил внимание на то, что детский коллектив не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет, как и каждый другой советский коллектив, быть полноправным явлением общественной жизни. Каждый воспитанник, впервые попавший в коллектив, становится прежде всего гражданином, и естественно его желание принять посильное участие в общей коллективной борьбе. Так как в этом начало политического воспитания, то и надо найти такие формы организации детского коллектива, при которых каждому воспитаннику обеспечено было бы участие в общественной жизни его учреждения, а следовательно, и правильное политическое воспитание. Приступая к организации единого коллектива, руководство должно отнестись с особым вниманием к первоначальным своим шагам. От этого во многом зависит успех воспитательной работы в целом. Внимательно надо относиться и к тому, что порой называют "пустяком", "мелочью". "Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора", а потому в ней не может быть ни мелочей, ни пустяков. "Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев" Налаженность жизни детского коллектива может быть достигнута только при его четкой организации. Она не придет самотеком. Наоборот, от всего педагогического коллектива потребуется самое вдумчивое разрешение любого организационного вопроса. Но не всегда четкая организация отвечает по своему существу и форме требованиям нашей эпохи. Правильность существа и формы будет только там, где каждый воспитанник поставлен перед необходимостью участвовать в общественной жизни коллектива. И не только нужно участие ребят в общественной жизни своего коллектива. Необходимо расширить рамки общественных переживаний детей, сблизить школу с общественной жизнью. В период организации коллектива чрезвычайно важным является процесс образования актива из числа наиболее деятельных и передовых воспитанников. Вообще само по себе коллективное пение является прекрасной психологической, нравственной и эстетической средой для формирования лучших качеств личности. Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся: творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации, запись основных правил пения на плакатах, организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям, юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях, различные индивидуальные задания и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку, одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям, использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность, формирование личностного и социального смысла певческой деятельности. При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет значение основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания помогают определить критерии музыкальной одаренности ребенка. Уже с четырехлетнего возраста начинают выявляться предвестники тех или иных музыкальных способностей. Позже они могут либо угасать, либо бурно развиваться. В практике отбора детей для обучения пению важно оценить ребенка не по его музыкальным способностям, а по задаткам к этим способностям. .2 Особенности организации художественного творческого коллектива Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Художественные коллективы направлены не столько на создание новых художественных ценностей, сколько на создание "культуры для себя", культуры, отвечающей насущенным потребностям конкретной личности, группы. Исторически сложившееся искусство хорового пения, как любое другое искусство, имеет свои, выработанные веками закономерности. Ясное представление о художественно- творческом направлении деятельности своего художественного творческого коллектива дает возможность руководителю, верно, наметить пути, формы и методы работы с ним. Каждый специалист должен приложить всяческие усилия по возрождению славных хоровых традиций нашего народа, стремясь как можно шире показать тенденции развития хорового творчества, создавая на местах художественные творческие коллективы и привлекая к нему широкие массы. Приступая к созданию хорового коллектива, хормейстер обязан прежде всего определить основную задачу, поставив перед собой ряд практических вопросов: какой коллектив он предполагает создать, какую манеру будет осваивать, какие объективные предпосылки для этого имеются? Затем руководитель должен составить точную характеристику коллектива, которая складывается из: количественного состава: вокальный ансамбль, малый, средний или большой хор. состав хора по голосам: смешанного или однородного, мужского или женского хора. количество хоровых партий голосов: пение коллектива в один, два, три и более голосов. тембровое звучание голосов и певческая манера участников: академический или народный. Ясное представление о художественно- творческом направлении деятельности своего коллектива дает возможность руководителю, верно, наметить пути, формы и методы работы с ним. Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора, для этого необходимо использовать местную и стенную печать, афиши и объявления. Очень эффективными будут личные беседы с потенциальными участниками будущего коллектива. В итоге обнаружится или выделится группа энтузиастов- ядро будущего коллектива. Первоначальной задачей является привлечение в коллектив как можно больше заинтересованных участников. Процесс создания коллектива может длиться до года и больше, в зависимости от реальных местных условий. В состав хорового кружка можно принимать всех желающих. Задача руководителя- заинтересовать занятиями всех. Лично я считаю, что успех работы зависит от умения руководителя увлечь детей. Не стоит завлекать детей в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Правильным методом будет убеждение детей принять участие в работе коллектива. Если любители пения ставят своей целью достижение определенных художественных результатов и имеют возможности осуществить ее, может вырасти крепкий хоровой коллектив. При принятии детей в коллектив необходимо также проверить музыкальные данные. Выявить наличие голоса. Установить особенности голоса ( тембр, сила, диапазон, манера звукообразования ). А также элементарные музыкальные способности - музыкальный слух, память, чувства ритма. Чтобы снять с участников стеснительность, скованность, первые занятия нужно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность хористам поближе узнать друг друга. Можно также спеть вместе в один голос известные массовые и народные песни. Необходимо провести беседу с участниками коллектива, чтобы понять мотивы их участия в хоре и завязать с ними более тесные контакты. После индивидуального прослушивания каждого участника, каждому из них предлагается повторить на а или ля сыгранный на инструменте или спетый руководителем звук. Для женских голосов он берется в пределах первой октавы, а для мужских - в малой октаве. Если участник свободно и чисто поет задаваемые звуки, ему предлагается спеть мажорное трезвучие снизу вверх и обратно. Начинать нужно с До- мажорного трезвучия, а дальше двигаться вверх по полутонам, слушая насколько свободно и легко звучит голос, определяя верхнюю границу его диапазона. То же самое упражнение исполнять по полутонам вниз, при этом фиксируется нижняя граница диапазона голоса. Затем необходимо попросить певца проинтонировать минорное трезвучие; затем коротенькую попевку со словами или на какой-нибудь заданный слог. По чистоте интонирования определяется наличие музыкального слуха певца. При проверке ритма можно задавать несложный короткий ритмический рисунок, выстукивая ритм рукой. На основании выполнения всех заданных упражнений складывается предварительное мнение о музыкальных и вокальных данных певца. Вообще основой при формировании эстетического сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры, народов, источником и фундаментом которого является фольклор. Роль руководителя хора в создании коллектива, а также обеспечении его творческого роста огромна. Большое значение имеет общая музыкальная подготовка дирижера, природные данные, способности к дирижированию. Важно также присутствие у хормейстера (руководителя)качеств, необходимых для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных для достижения определенной цели. Руководитель детского народного коллектива должен быть педагогом- хормейстером, организатором, находчивым, инициативным человеком. Ситуация, при которых руководитель начинает свою творческую деятельность, могут быть различны. В одном случае хормейстер приступает к работе с уже сложившимся коллективом, который лишился по какой-либо причине своего предыдущего руководителя. Здесь хормейстер должен хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за основу накопленный участниками коллектива положительный опыт. В другом случае - когда хормейстер является создателем нового хорового коллектива. Он самостоятельно решает вопросы комплектования состава хора, определяет его художественно - творческое направление. На его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания хора, чтобы заинтересовать людей в работе коллектива, требуется большое терпение и настойчивость. Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим, растущим организмом. Очень хрупким и нежным голосовым аппаратом. Руководитель должен знать причины некоторых возможных случаев фальшивого пения. Оно может быть связано: 1. С недостаточно развитым слухом. 2. С неправильным дыханием. . Со слуховой невнимательностью. . Плохой памятью. . С отсутствием навыков координации между слухом и голосовыми связками. Хочется также отметить что хороводные песни, как никакой другой жанр молодежного, взрослого фольклора, подходят для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме музыкальным песенным припевом детских игр. Песню детям нужно подать, чтобы увлечь их. Без интереса детей к песне, разучивание ее, работа над ней не ладиться. Дети должны привыкнуть к новой песне, сдружиться с ней, тогда появляется слаженность и желание спеть ее как можно лучше. Нельзя торопить песню, если она не идет. Всегда нужны терпение и лад в работе. Постичь, понять песню помогает ее смысл, сюжет содержания, а также подсказка, объяснение руководителя. Всегда следует рассказать о предыстории: зачем песня, кто ее пел, когда пел…Если дети разучили песню, а потом еще в игре исполняли и почувствовали или в обряде, праздничном действе обыграли, то она во многом становится им интереснее и привлекательнее. Дети с большим удовольствием исполняют то, что с движением: будь то хоровод, пляска, игра или даже самое обычное хореографическое движение. Специфика проведения занятий в детском народно- хоровом коллективе должна заключаться и в том, что в процессе группового освоения материала широкое применение находил принцип индивидуального подхода к детям. Суть его - в создании оптимальных условий для развития способностей каждого ребенка. Постоянно держа в поле зрения каждого обучаемого, руководитель мог своевременно определить, какое именно задание необходимо выполнить с тем, чтобы оно было полезно всем и каждому. Глава 2. Особенности педагогического руководства детским художественным коллективом .1 Педагогическое руководство как педагогический феномен Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, и культурными целями. Педагогическое руководство представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность, вооруженная осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношения с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям. Педагогическая деятельность всегда носит конкретно- исторический характер. Начальным компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение. Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая деятельность как общественное явление существует в системе сложных зависимостей и отношений с другими явлениями общественной жизни. Она содержится за счет общества, выполняет его социальный заказ, призвана обеспечивать охрану и умножение его собственности, трудовую и общекультурную подготовку подрастающего поколения. Педагогическая деятельность направлена также на решение задач развития в ребенке человеческой личности. Педагогическая деятельность как общественное явление неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания, Включение детей в культуру общественной жизни. Педагогическая деятельность органично связана с языком. Язык - основное орудие педагогической деятельности, с его помощью осуществляется педагогическое взаимодействие, взаимодействие и организация всей детской жизни. Руководитель детского художественного коллектива в первую очередь должен быть интересным в своем деле. Должен уметь заинтересовать ребят . Необходимым условием педагогического руководства детским художественным коллективом выступает вхождение педагога в доверительные и контактные отношения с членами группы. Так как наладить подобные отношения непросто, для повышения эффективности взаимодействия следует применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц) ; необходимо контактировать в первую очередь с участниками, занимающими антагонистические позиции в группе ( с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценностных ориентаций и т.п.). Педагог должен знать принципы работы с детьми или заповеди учителя: .Люби детей, защити их любовью и правдой. .Не вреди. .Ищи в детях хорошее. .Научи детей думать и любить. .Все обучение без принуждения. .Ни дня без новизны. .Учитель друг и помощник ученика. .Воспитывай, опираясь на природу ученика. .Учитель-автор своей программы, системы и методов. .Учитель учит других до тех пор, пока учится сам. педагогический детский обучение пение 2.2 Стили руководства в детском художественном коллективе (народное пение) Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности. Сейчас открываются широкие возможности педагогическому творчеству для новых поисков методов обучения подрастающего поколения. На современном этапе главная задача художественно - эстетического воспитания подрастающего поколения - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно в начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должна присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым. Педагогу необходимо знать и понимать, что каждый ребенок уникален, и поэтому знания, заложенные в раннем возрасте, дают ребенку в дальнейшем большее развитие в культурном плане. Однако при этом каждый ребенок может петь: лучше или хуже, в зависимости от природных данных, от физиологии, психики, способности к духовному развитию, умению целесообразно и экономно расходовать их, для достижения наибольшего эффекта голосовых связок, запаса дыхания и др. Основные принципы работы с детским коллективом. Методы и принципы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методика, связанная с вокальным исполнительством, опирается на процессы мышления, хотя и относится главным образом к автоматизированным видам деятельности. Известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективной представляется та работа, которая основывается на каком-либо одном методе. Педагог должен владеть различными методами и приемами вокально-хоровой работы, и применять их в соответствии с ситуацией, на занятии. В вокальной педагогике сложились свои правила, отражающие специфику певческой деятельности так как выделяет следующие формы работы: фонетический, объяснительно - иллюстрированный в сочетании с репродуктивным, методом внутреннего пения (пения на основе представления), сравнительного анализа и др. По названию метода можно судить о его сущности. Концентрический. Основоположником этого метода является вокальный педагог Г.М.Глинка. Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы с детскими голосами. М.Г.Глинка рекомендовал "…сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся… Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса". Концентрический метод основан на ряде положений: плавное пение без дыхания, при вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема, непринужденное пение, свобода голосообразования, при пении рот открывать умеренно, не делать никаких гримас и усилий, петь не громко и не тихо, уметь долго тянуть ноту ровным по силе звуком, без некрасивых "подъемов", прямо попадать в ноту, соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим постепенным заполнением, нельзя допускать чтобы дети уставали. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него. Суть метода - постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. В работе с детьми, с невыявленными вокальными способностями он не подходит. Этот метод можно использовать тогда, когда налажена координация между слухом и голосом, сформированы навыки управления регистрами своего голоса и резонированием звука. Фонетический. Этим методом пользуются все педагоги, однако по разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Каждая фонема, слог или слово организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Изменения артикуляционного уклада, создают новые акустические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса. Фонетический метод необходим для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, и для исправления различных недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которое зависит от места их образования. Согласные могут быть звонкие и глухие. Внимание требуют глухие согласные. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке. Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на различных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса. Объяснительно - иллюстративный в сочетании с репродуктивным. Значительное место в работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации голоса педагога, и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания. Показ мелодии голосом педагога должен сочетать с объяснением технологий способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звучания. Не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осознанным процессом. На первом этапе вокальной работы иллюстрированный метод должен преобладать, а в дальнейшем - использоваться минимально. В вокально - технической работе репродуктивный метод неизбежен, хотя и в меру необходим. Его применение не повредит, если голоса учителя и ученика однородны. В противном случае злоупотреблять вокальным показом недопустимо. Объяснительно - иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным - путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания, на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способа исполнения. Мысленное пение. Принцип мысленного пения (на основе внутрислухового представления) - один из самых эффективных в работе с детьми. Использование мысленного пения имеет смысл даже на первом этапе обучения, так как оно активизирует слуховое внимание и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для успешного обучения. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение. При прослушивании трудного фрагмента дети должны мысленно пропевать, чтобы добиться качества в последующем исполнении. На занятиях необходимо ввести правило: когда педагог демонстрирует голосом или на музыкальном инструменте образец исполнения, дети должны смотреть на него, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Мысленное пение - это эффективный метод формирования вокально - слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоения вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса. Сравнительный анализ. Этот метод следует вводить с первых уроков, педагог демонстрирует два образа одного и того же звука, просит детей сравнить и сказать, какой им больше понравился. Метод сравнительного анализа можно использовать также при оценке и анализе пения других учеников, или обсуждении различных записей. При помощи анализа дети учатся не только слушать разных певцов, но и оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля, необходимый для успешного обучения. Все перечисленные методы, используемые в вокальной практике, не исключают, а дополняют друг друга. В вокальной педагогике используются и общедедактические методы. Среди них такие как: .наглядный пример (слуховой и зрительный) .словесные методы: беседа, обсуждение характера произведения; введение новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении; словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и прочее. .методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые). .движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статистического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизации пения, музыкальные игры, моделирование движения ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнения песни и пр.), что вызывает у детей интерес к работе. Заключение В своей работе я попыталась раскрыть основные принципы и методы организации детского народного коллектива и работы с ним. Важно, чтобы процесс обучения носил творческий характер, дети получали бы удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для самих себя певчески росли, расширяли репертуарный багаж, представления о глубине и красочности русского песенного фольклора и как результат - формировали ценностные ориентации в огромном потоке современной музыкальной информации. Процесс работы с детьми живой и интересный. Приходится неотрывно следить за психикой и общим состоянием певца, чувствовать и разгадывать все, что происходит внутри его организма. Исходя из этого, находить нужные рекомендации, приемы, тон и формы обращения. Необходимо оживлять процесс обучения образными сравнениями, шуткой. Овладевать их творческой волей, направляя ее на достижение поставленной цели. Организация коллектива достаточно сложный процесс, к этому нужно приложить много упорства, труда, терпения. Труд во имя искусства всегда приносит результаты. Любое достижение коллектива для педагога огромное счастье. Народно-хоровые коллективы необходимы детям. Они помогают ребятам раскрыть свои творческие способности, воспитывают в них доброту, любовь к своей земле, знание коренных традиций. Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Занимаясь народным пением, дети приобретают навык разучивания и исполнения песен "на слух", что развивает свободу вокального интонирования. Вырабатывается четкая, ясная дикция. Из всего изложенного следует сделать вывод о том, что в каждом народно-хоровом коллективе должна проводиться учебно-воспитательная работа. От того, как она построена и какие методы и приемы используются в занятиях с детьми зависит конечный результат, то есть приобретение перечисленных навыков. Список литературы . Учебное пособие для ВУЗов "Психология и педагогика". Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Издательство ЦЕНТР. Москва 1996. . "Социальное воспитание в учреждениях дополнительного обра зования детей". Под редакцией А. В. Мудрика. Москва 2004. .Науменко Г. М. "Фольклорная азбука". Учебное пособие для начальной школы. Москва 1996.. . Шакурова М. В. "Методика и технология работы социального педагога". Москва 2004. . Лихачев Б. "Педагогика. Курс лекций". Москва 1998. . Аникин В. "Детский фольклор".-Л., 1983. . Виноградов Г.С. "Русский детский фольклор". Иркутск, 1930. . Мельников М.Н. "Детский фольклор и проблемы народной педагогики"-Новосибирск,1987. . Мешко Н.К. "Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения"-Москва, 1996. . Шамина Л.В. "Работа с самодеятельным хоровым коллективом".-Москва, 1983. |