Бестужев на Кавказе. Бестужев публицистика о Кавказе. Публицистика БестужеваМарлинского о Кавказе
Скачать 54.53 Kb.
|
Публицистика Бестужева-Марлинского о Кавказе Актуальность темы данного исследования определятся тем, что в настоящее время многое из того, о чем говорил и писал А.А.Бестужев-Марлинский приобретает звучание. Эпизоды произведений автора связаны с взаимоотношениями России и Кавказа. Несмотря на то, что Бестужев-Марлинский жил и творил в начале XIX века, многие из его наблюдений могли бы послужить своеобразным уроком современным политикам, имеющим дело с кавказскими народами. А.А. Бестужев-Марлинский одним из первых сумел сделать неотъемлемым элементом представлений свое видение Кавказа представлсний русского сохранилось до наших днсй. Бестужевым-Марлинским были сделаны интересные наблюдсния, касающиеся последующих концепциії nойны на Кавказе. Все это делает публицистику писателя актуальной и злободневной, а ее всестороннее исследование становится вссьма человска об этом регионе, которое важным. Учитывая вышеупомянутос, антор считает необходимым комплексно исследовать публицистическое наследие А.А. Бестужева- Марлинского кавказского периода, проанализировав разнообразие его свособразие. Степень иученности. О творчестве А.А. Бестужева- Марлинского кавказского периода существуют противоречивые тематическос произведсний, их художественнос также мнения. Большинство исследователей отмечают ценность Существуст пренсбрежительное мнсние о кавказоведческих трудах писатсля. Так, автор «Библиографии Дагестанской области» Е. и. Козубский считал, что «бестужсвскис художсственные и этнографическис описания не могут служить предметом серьсзного разбора, так как в них нет писателя данного этапа. отношенис к кавказоведческим трудам писателя, было развеяно уже советской наукой. Многие современники писателя, также выделяли его произведсния из всей литературы на кавказскую тематику, так как nIдели в них правдивос отражение кавказской действітельности, а также некоторых реальных исторических событий. Все существующие работы о писателе можно разделить на несколько групп. Во-первых, это журиалистскоя работы, посвященные деятельности биографические работы, это более Другая декабристов. повсствующие о судьбо писателя. Третъя группа спешиализированные литературоведческие работы, п которых подробно рассматриваются и пнализируются заслуги писателя, группа свлзанные с его художестпенными поисками. Литературиоо творчество несколькимнапранлениям. Во-первых, это анализ стиля и языка писателя, жапровых и тематических особенностей его произведений, особешности его литературных связей, изучение западноеоропейских источников прозы А. Бестужева-Марлинского. Во-нторых, это влияние писателя также изучается по исследование грорчества А. А. Бсстужева-Марлинского внесли М. А. Васильсв, В. А. Васильев, А. В. Попов, В. Г. Базанов, С. Н. Г'олубов, В. А. Манувлов, Ф. 3. Канунова, М. 3. Садыхов, Р. Ф. Юсуфов, Г. Г. Ханмурзаев, Л. Бегби, и ряд других. публицистика А. А. Бестужсва- Марлинского и личные письма писателя. Предмет исследоваиия тсма Кавказа, в частности Дагестана, в публицистикс и письмах А. А. Бестужсва-Марлинского. Целью данного диссертационного исследования является рассмотрение и комплексный апализ кавказской публишистики А.А. Бестужева-Марлинского В цеитре пнимания автора счерховая проза писателя, а также его эпистолярное наследне. Задачи работы определяются спешификой предмета и объекта исследования и соодятся к следуюшему: кавказской темы и формировании взгаядов русского читателя к очерков А. А. Еестужсва-Марлинского о Кавказе; публицистике А.А. Бестужева-Марлинского; -провиализировать тематику и преблематику писем с Кавказа; . охарактеризовать особенности постановки темы калказской базируется на фундаментальых трудах А. В. Попова, В. Г. Базанова, С. Н. Голубова, В. Л. Михельсона, Ф. 3. Капуновой, М. 3. Садыхова, Р. Ф. Юсуфова, Г. г. Ханмураева, Л. Бегби. Научная новизна работы, по мнению автора, заключается в том, что автор делает попытку восстановить роль и место А.А. Бестужева-Марлинского в разработке кавказской темы в русской литературе, пыгаясь комплексно исследовать его публицистическое наследне кавказского периода. корректируется романтический подход к изображению окрукающей действительности о публицистике писателя, уперждается о преобладании в ней реалистіеского взгаяда на Кавказ н сго народности. Незначительнос Dнимание уделено повестям «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», в связи с наличием публицистического элемента данных произведениях. Методы исследования. В рабоге использованы описательный, аналитический, историко-литсратурный и комплексный методы Тсорстическая и практическая значимость связана с возможностью применсния сго результатов в практике высшей и общеобразоватсльной школы при изучении проблем истории русской литературы, в чаетности, связанных с темоїї Кавказа в 1 половиие XIX века и месте А.Л. Бестужева-Марлинского в разработке этой темы. Материал исследования может быть использован при ведении спецкурсов, а также занятий, посвященных как творчеству Л.А. Бестужепа-Марлинского, так и капказской тематике в русской исследования литературе Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного копферениях филологическом Даггосуниверситета, а также были опубликованы в виде статей в научных сборниках и журиалах. 1. Благодаря Л.А. Бестужеву-Марлинскому а созизнии русского читателя сформировался реальный образ кавказа и Кавказа. Писатель сумел свое видение Кавказа сделать элементом представлений об этом крае у русского читателя. 2. А.А. Бестужев-Марлинский являлся автором художсственно- публицистических очерков, которых применаются публишистические присмы и хуложественная манера изложения. В свонх очерках он смог сделать художественно-публицистический анализ реальной действительности. Материал очерков служил рсалистическим тенденциям творчества писателя. 3. Стапопление очеркам писателя, в перпую очередь описываемых событий. Автор Бестужева-Марлинского- это лицо нелыдуманное, реальное. Это подлинная личность, которая говорит от своего пмени и выражаст свое мнение. 4. АЛ. Бестужев-Марлинский оставил большое эпистолярное наследие. В споих письмах с Капкл за, главные темы которых литература и политика, агтор изливал душу, высказывал мнених на некоторые литературные и общественно-политичсские процессы, делился впсчатлениями о проживаюших здесь народах. Письма писателя отличает образность и публицистичность. 3. Бестужеп-Марлинский был первым русским писателем, который стал осуждать войгу на Кавказе и считал се губительной для его народов. Он прилержкивался правдивого показа пойны, избегая писателем - это пожары, разруха, униrстожение мирных жителей. 6. В этнографических очерках АА. Бестужева-Марлинского наряду с романтическими описаннями все чаще проявляютси точные, вполне реальные характеристики. Следователыно, в них, как и в стремление реалистическому изображению горской среды. Сведения, полученные из этографических очерков писателя, отличаются высоким урознем реальных исторических и этнографіческих описаний, облаченных в очерках тенденшии. Лирико-меланхолические тона в иих сочетаются с «объсктивные» описания путсвого материала, направленные на «знешний» предмет, а не на внутреннюю жизнь автора. Несмотря на то, что пейзаж-самый романтический элемент творчества писатедя в кавказских очерках писателя он начинает приобретать реальный колорит, оснашается реальными деталями. Структура диссертацни. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Обьем работы 147 странии машинюпси. Сткок непользованной литературы включает 205 Основное солержание работы рассматривается степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи работы, се теоретическая и методологнческая основа, «Художественное своеобразие кавказской публицистики А.Л. Бестужева-Марлинского» состоит из четырех параграфов. В нараграфе первом времени» - обосновываются приrчины обрашення русских писателей, в частности А.А. Бестужева-Марлннского к кашказской тематике. Северный Кавказ и Дагестан, в частности, давно стал объектом исследования русских ученых, этнографов и писателей. Не случайно, что именно в пернод включених Севернюго Кавказа в состав России происходит расцвет русской культуры. Пребывание на Кавказе, энакомство с ним принссло удивительные плоды. В конце 18-началс 19 века- период наиболее показательный в политическом и культурноы планах-возкикают классические тексты, которые представляли собой отражение русского сознання черсз призму борьбы за Кавказ. Место действия романтических произведеций экзотіческие страиы, их природа. Писатели-романтики обрашаются национально-культурным особенностям народа. В связи с этим иитерес к Капкату того пернода Кавказские горы, море, бурная стихия не могут остаться не замеченными. Это именно романтиков. Вследствие этого понятіо, почему дарование Бестужева- историческим карактерная особенность русской литературы вдохновляло писателей- Мысли писателя. Бестужева-Марлинского действительность Кавказа. В «Рассказе офицера, бывшего плену у горцев» писатель пишет: «Нам хотелось знать настоящие иравы, обычаи, привычки горцев», Живя на Кавказе, он увидел живой богатство и бедность, борьбу одних групп населения с другими, гиет и ненависть. Томительное настросние находило выход в создании произведений, каждое из которых как бы просктировало идеально Не случайно, что формировании игляда на Кавказ главная заслуга приналлежит А.А. Бсстужеву-Марлиискому. Именно этот писатель слслал свое видение Кавказа элементом представлений об этом крае у русского читателя. До Бестужева-Марлинского тема Кавказа была отражена произведениях Державина, Жуковского, позднее в романе Нарежного «Черпый ход», о поме Пушкина «Капказский пленник», ряде произведений Грибоедова В писателе!! наблюдаем общекавказской дейстоительности. Бестужел-Марлинский был первым русским нисателем, который изобразил лифференшированный Кавказ, местным матесркалом. Во втором параграфе «Жанровое и спогобразне очерков А.А. Бестужева-Марлинского о Кавказе» дается художсственный акализ публишистики АА Бестужева- Марлинского о Кanказе и раскрыается характер жанровой природьы очерков писателя. В связи с тем, что псателя не устраивала существующая литература о Кавказе, он пытался найти новые литературные формы, сочетали научную точность с занимательностью иложения Он старался научно и творчески осмыслить события, происходящие на Кавказе. Следователыно, особешностью очерков которые бы писателя является то, что в них он испольловал два плана факты и события нзобразить, используя вссь арсенал стилистических и дыковых средств, своїствсиных художественной литературс. Таким образом, очерки писателя мы с уверениостью можсм отнести к так называемым художественно-публицистическим жанрам, которых применяются публишистические приемы и художественная маера иложения. Художественно-ублицистический очерк отлигчается, с средств, элементами кыка (абстрактная лексика, риторические обращения, вопросы, посклицателыые конструкции) характерными публишистики. Например, в очерке «Переепд от с. Тогчи в Куткаши»: «. Жалкие самохвалы, вы убили каслажденья, желая собрать или усилить их;B вы задушили природу стараясь полражать ей%B пы исказили се, украшая... Для притупленных чувств ваших нужны бульоны, эссенции, скажите мне, выразит всо прелесть луга, гдс каждля семья цвстов Живет п саоем кругу растспий, кожлая травка ссть необходимое вено для стройности пелого, необходимый оттенок вечной мысли провидения, связывающий полезное с прекрасным! О, придите, приезжайте сюда..». Материал очерков творчества писателя. Отвергиув безликую беллетристику и сухую ученость, Бестужев-Марлинский создает прекрасные художественно- публицистические очерки, которые отличались необычайным стилем и мстафоричностью, Песмотря на то, что ряд исследователей, в том числе и Белинский, критиковали за это писателя, такая яркость языха и потрясающие звуки, пестрые букеты. Но какой букет, служил рсалистическим Разнообразному пестрому миру торговцев, разбойнинков, беков, крестьян, солдат, о которых повсствустся в очерках писателя, соответствуст нсобычность языка, который аптор «сзапивает», стремясь возможным отнести не к жанру очерка, а к жанру рассказа. Рассказ- это эпическое произведение малого обьема, повсствование в котором (жизнь автора в плену у горцев). Большую роль играет образ автора или рассказчика. Кроме того, для рассказа характерно описание лымышленных событий, противопоказано очерку Таким событием в «Рассказе офицера, бывшего в плену у горцев» является олисание жизни вымышленного племени богучемонов. созданных воображенисм автора, что композиционно-синтаксическим построения текста очерков Л. Л. Бестужева-Марлинского является композции. Так, напрпер, «Письма из Дагестана», «Он убит» и «Письмо к доктору Эрману» представляют Бестужев-Мараниский А. А. Соч.: В 2-х т.М. 1958. Т. 2-С.221. Дллее ссылка на это изланне ластся вутри текста (в скобках указывостся том и собой свосго стилизацию письма, ссть писатель воспольтовался здесь художественными позможностями переписки, хотя письма эти, за исключением «Письма к доктору Эрману» пообще не имеют адресаrа. В очерке «Письма из Дагестана» нарушена хронология событий. Так, например, первое письмо датировано 1 сентября 1831 годл, а четвертос 30 мая 1831 года. Очень интересны в композиционном отношении путевые А.А. Бестужева-Марлинского. Эти исследователи считают единым произведением. Действительно, это записки одной и той же поездки-из Дербента Тифлис, но печатаются они разрозненно и поэтому создают впечатление отношении автором здесь используется «присм возврашения», когда конец одного очерка гармонирует с началом предыдущего. Путевые очерки писателя представляют собой художественнос сдинство, в хотором псе образы и ситуации группируются вокруг aтора- повесттователя. в третьсм парaграфе «Обра автора-рассказчика в кавказской публициетике А.А. Бестужева-Мар.линского» проследили становление данного образа в творчестве писателя. Если в раннем творчестае писателя автор это п основном наблюдатель, то сейчас уто исследователь и часто сам участник описываемых событий. Ведущую роль образ автора играет в очерке «Письма из Дагестана». Автор Бестужева- это лицо реальное, это подлинная личность, говорящая от свосго имени и выражающая свое мнение. Это аптор, которого интересуст все: и мелкие детали быта гориев, и особенности их нравов и обычаев, и проблемы истории и будушей жини народа. При этом читатель может обкаружить в очерках Бестужсва-Марлинского черты сго собствснной жизни. В очерках писателя присутствует такой элемент публицистического текста, как исповедальость. Антор высказывает свои мысли и чувства в надежде на то, что читатель разделит их. Очерки писателя яо многом aвтобиографичны. Так, в очерке «Путь до города Кубы» А. А. Бестужев-Марлинский пишет: «Пускай что ни говорят, а книга и соЧИНитель-одно и то же лицо, только в разных переплетах. Стало быть, как бы сочинитель пе вытерт был подражаннем, как бы не хотел он скрываться умышленно, настоящий швет сго кожи пробьет где- читателям исследователям, и позволяют сделать вывод о Том, что все его творчество представллет собой художественную снстему, которой в спмволах, метафорах, сравнсниях и параллелях скрыто то, что было дорого сердцу писатсля, Вместе с тем, рассказчик Бестужева может быть юмористом и многогранлый характер автора-рассказчика потребовал значительного разнообразия в стилевых характеристиках более матернала. Содержание произведений писателя, тем отражающих экзотику кавказской жизни требовало определенной формы выражения. Благодаря использованию образно-выразительных средетв, особого поэтического синтаксиса н яркой афористичности писатель значительно усилил местный колорит своих произведсний. Марлинский первым приучил читателей к яркости и пестроте красок, какими он любил рисовать картины КаЛказа. Практически всем своим творчсством, каждой строкої он блестяще доказываст, какие возможности открываются в словах при их смелом использованни. Сила воздейстаня публицистического слова напрямую зависит от его выразительности, а выразительность реализуется, прежде всего, использованием тропов. Бестужен-Марлинский часто обращается в своем творчеспве к такому тропу, как олицетворение, и более сложной персонификаци. Какие только предметы не поцелуй ангела па моем лице.» (1, 48), «Весна дышала на сердце «Ну право, небо мечтает теперь» (1, 184) и др. Следующая, нанболее часто нспользусмая Бестужевым-Марлинским поэтическая фигура, -сравнение: «И вот облака стали палать клубами ниже и ниже, будто серые волки, отряхая дождь с мохнатой шкуры» постовым лавровый и терновый вснок казачьсй стужбы» (1, 233), «О, тогда кровь моя пенится и брыпжет в голову, как шампанское.» (1, 255) и др. Часто предмет и средство сравнения находятся сливастся с олицетворением, что такжс, характерко для писателя. Папример, любуясь природой горного края, Бестужев-Марлинский пишет: «Далеко под стопами моими бродили облака, подобясь стадам златорунных овнов, В сторонс горные потоки, надменные дождями писпадали млечной струей и едва вLятно роптали в глубине... Я упивался зрением, любовался Казбеком, па ледяных раменах которого отдытати обяака, и ненаглядною цепью опаловидных гор, и голыми утесам и ущелия, -и все было так мирно кругом, все, кроме Проза Бестужева-Марлинского интересна не только с точки зрения разнообразия художественной лексики и стиля, но и с точки выдержанности ритма, Так, автором обильно используется различная ироническая интонация, сатира. Лтор Бестужева не только юморист и Оеззаботный рассказчик, они поэт-романтик со всеми насыщенности, приметами лирического героя. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что повести писателя «Аммалат-Бек» и «Мулла-Нур» художествениоf литературы, имснно благодаря образу aптора- рассказчика п них присутстпуст элемент публицистичности. В повести «Аммалат-Бек» преобладают публицистические рассуждения автора об истории Востока, о развитии восточных народов. Большое значение публицистические приемы сохраняют в повссти «Мулла-Нур», Здесь преобладают публишистические и философские рассуждения аптора о человеке и природе, о добре и зле, о ценностях человеческой личности. это произведсния Рассказчик Бсстужева-Марлинского может чередовать шутливую рсчь с серьезной, может соглашаться со своими геролми или оспаривать их предстапления, по в каждом коикретиом случае рассказчик выражает точку эрения автора. Американский славист, исследователь творчестиа А. А. Бестужеиа-Марлинского Льюис Бегби по этому поводу писал: «Для посвященного рассказчика и был голосом Бестужсва. Сведсния о сго характерс и читателя голос между Бестужевым и его рассказчиком не подлежали обсуждению оба были сделаны из одного теста. Образы Бестужева и Марлинского соппадали, персонаж и маска с успехом представали как одно лицо». Таким образом, именно в споих кавказских произпедениях Бсстужев-Марлинский попытался создать многагранный образ aптора- рассказчика, что стало новаторством в сго творчестве. В четвертом параграфе «Письма с Кавказа как часть эпистолярного наследия писатсля» мы обращвемся к письмам А.А. Бестужева-Марлинского, в которых отражены как личные частные Письма, написанные А.А. Бестужевым-Марлинским, можно группы. К первой групе относятся письма, написанные автором, Это все eгби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байрониам. -Сацкт- Петербурс, 2001.-С305 автором придуманному адресату. Это различные сатиры, критические статьи, nамфлеты, Даниая форма позволяет создавать гротсскные образы, cатиру. Так, в «Письме к доктору Эрману» Бестужев-Марлинский чередует лирические отступления с научной информашеi, создавая составляют этом вымышленные вкрапления в сюжст художсственных произведсний или являющисся самостоятсльным проиоведеннем. Это «Письма из Дагестана», «Фрсгат Надежда», «Он был убит, «Мореход Никитик, «Роман в семи письмах» и «Аммалат-Беко. В данном параграфс речь идет о письмах первой группы. Литература и политика (Кавказская война и проблема присоединения Кавказа к России) были главными тсмами писем, написанных А.Л. Бестужсвым-Марлинским, будучи на Кавказе. Читая писма писателя, можно проследить за измененем его взглядов. Если п первых письмах писателя с Кавказа сеть описания ужасов воны, но нст се осужления, то в своих последних письмах писатель уже посхишается героимом гориеп, пыскаывастся о нозых методах присоединения Кавказа к России политические процессы, делился впечатлениями о прожнвающих здесь пародах. Именно письмах Бестужеву-Марлинскому приходилось отводить от себя критику, касающуюся особенностей его языка и стиля, неестсственности образов, отстанвать мансру своего отражения действительности с помошью художественных средста. Письма писателя отличает образность и публицистичность. Читая их, заметно, что писатель ориентировался на коллективное прочтение. Многие из писем Бестужева-Марлинского впоследствни были использованы им в нексторых из сго произведений. Напримср, в очерке «Он был убит». В письмах писатель был болес открыт, придерживался жестких рамок искренен, художествешюй литературы, Во второй главе «Кавказская поїпа в очерках А.А. Бестужепа-Марлинского» мы останавливаемся постаповки темы кавкатской поПны очерках писателя. на особснностях В перпом параграфе «Хроника Капказекой войны в «Письмах п Дагестана» отражены взгаяды Бестужева-Марлинского на Кавказскую воlну. Писатель размышляет о политике самолержавия а Кавказе, о методах присоелинения Кавказа к России иприходит к русской культуре гуманными методами. В очерке писатель впервые показал сопместную борьбу русских солдат и горцев с неприятелями (името в очерке «Письма из Дагестана» он призывал к братству народов: «добрые люди должны быть друзьями»). Несмотря на это гуманизм Бестужева неотделим от его патриотизма (с одной стороны, он восхишался свободолюбивыми горцами, а с другой гордился за «испобедимого русского солдата»). Главное событие «Писсм из Дагсстана» подавление мятежа, поднятого Кази-Муллой. очерке нет последователыного изображения. В первом письме, которое делится на две части, писатель повествует об атмосфере, царившей в Дербенте, говорит о географическом положении Дагестана, даст его этнографическое описание. 3 этом же письме писатсль рассказывает об обороне крепости Бурной, которую зашишал небольшой русский гарнизон, повествует о походе в Табасаран и об оборонс Казаниш. Все картины сражений изображены писателем реалистично. Видно, что писатель сам был очевидцем и участником событий. Анализируя картины боя писатсля, Р. Юсуфов отмечал: «Батальные сцены Бестужспn переллвали кипение боя, мпіопенную смену событий, ежеминутные изменения обстановки.. Клочковатость впечатлений, закономерная, ибо передает лихорадочную деятельность психики, состояние наивысшего напряжения сил во время боя». Очевидно, что писатсль с помощью массовых сцсн пытается вовлечь читателя, сделать сго как бы участником описываемых событий. довольно Во второй части письма повествуется о зашите Дербента. Здесь А.А. Бестужев-Марлинский одним из первых русских писателей изобразил горцсв не хищниками, а мужественными борцами, которые полны репимости защишать свой город: «Комендантские ворота осаждены были толпами дербентцеп, желавших вооружиться. Бывало, римская чернь кричала перед сенатом: «Зрелиш и хлеба»-здешияя просила ружей и пороху. Стар и млад вооружились кто чем моп» (1I, 18). Именно в «Письмах из Дагестана» А.А. Бестужев-Марлинский впервые показал совместную борыбу русских солдат и горцеп с пеприятелем: «Татары, под начальством Ферхатбека ползли садов; жителей». (11, 18) Юсуфов Р Дагестан и русская питература конша XVIII в. иI пол. XIX в.-М. Несмотря на то, что произведение отражает вэгляды Бестужева- Марлинского на Кавказскую волну, писатель выступает здесь и с героизашией лекабристов. Официальный герой очерка генерал Панкратьев, но настоящим его геросм стал Н. Миклашевский, перспеденный на Капказ по подозрению в связях с декабристами: «Без сго решительности и быстроты, без его храбрости, не нающей зарока, благоратумнлй план генерала Панкратьева мог остаться напрасен.» (1, 28). В связи с этим анализ «Писем..» представляет большой интерес понимания эволюшни вэглядов декабристов 30-е годы и той роли, которую сыграли в этом события в Дагестане. В этом очерке скрыто и то ж время в яркой форме писатель всспевает декабристов и напоминает читателю об их борьбе. В сцене похорои убитых прослеживается горькая лума о дехабристкой доле: «каждый из вас лег, как усталый часовой по смене.. Когда же пастанет и моя смена» (I, 26). Целая система иторых смыслов напоминала о дскабристкой борьбе. Так, спронней писатель воспевает Николах и его оружие в рассказе о вятии аула Эрпели: «Барабаны гремят, знамена всюг, будто крылья победы. Слава оружно Николая! и очерках Бестуже деревне, а дело грабсжа и разрушения уже началось» (и, 32). В подобных монологах писателя, выражаются его натриотические персживания. «Письма из Дагестана» это одии из шемногих очерков, где рядом с образом автора появляется, обра героя русского солдата и горца. Объектом художестаенного изображения писателя становятся обыкновенные, рядовые люди. Не случайно высокопоставленные лица практически никакой роли описываемых событиях. вспоминает об императоре Николае 1 пили не жалеющего себя «на пользу отечества» генсрала Изредка лишь писагель «хвалит» Панкратьева. Картины подвигов солдат возвышены писателем и вместс с тем реальны: «Пришли, стали-пода по колено, а уж грязь-то, грязь такая, что сделала бы честь любому азнатскому городку. Палатки наши-ни дать ни взять чертог русалох. Разожгли огромные хостры, хотсли другой Стиль очерка-это соединсние высокого языка с бытовым в это же время платье второе мокло от дождх.»(1, 45). просторечием. Сцены солдатского быта у писателя также глубоко жизненны: «Соддаты вссело балагурили в нитменных штанцах; я лежал, 15 прислушиваясь к их разговорам.. Голод и жажда воевали л желудке. А rле найти воды? Где достать сукаря?. »(1, 38) грозней стала она от вражды человека! Вся гора курилась дымом пороха, подобно вулкану, отовсюду мелькали убийственные выстрел...» (1, 36) Марлинского кавказские гориы предстали мирными тружениками, которых лишь угроза порабощения заставлеет браться за оружис. Бестужеп убеждает русских читателей том, что причина ненанисти к России на Капказе политика духовенства, представители которого попадали туда чаше всего из Туршии. Мельком проходит у Бестужева мысль о 1ом, что политические смуты, воснные стычки, постоянная борьба с онешними врагами наложили илсологическая отпечаток на характер горцев и развили п них такие черты, хак смелость и бесстрашие. Таким образом, изображая картины келониальной войны, А. от романтической патетики и придерживался се правдивого показа. Писатель сумел посмотреть на тяжелую и героическую военную жизнь глаздми очспидиа Местный кавказский материал подсказал писателю вовые решения спорних огросов об отюшении русских и кавкаев. Во втором параграфе «Образ русского солдата в очерках «Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» и«Он был убит»» мы продналинировали яркие и правдоподобныс образы русских солдат. написан еще в 1825 году. После «Писем.»в 1833 году писатель вновь вернулся к рассказу. Р. Юсуфов назвал «Подвиг Овечкиа Щербины за Кааказом» "отдельным фрагментом» вПисем из Дагестака». придлет метафорическое изображение картины природы «Подвиг Овсчкина иЩербины за Калказом» прелварен пейзажкем: «Чуть зимияя заря облила своей возлушной кровыю спежные темена гор, будто вестника крови, готовой Символический смысл очерку В том небольшом очерко и качестве объекта художественного изображения выступают народный патрнотизм, кародная геронка. главный герой произведения. Боевое Простой русскй солдат- сраженне также изображено без прикрас, хотя описание сражений и походов родная стихия Бестужева: «Осада длилась уже три дня, ау них ни кагли воды, чтобы омыть рану, чтобы отмочить жаждою запекшлеся уста! Снег был истоптан в грязь и залит кровью..» (II, 95). Очерком «Подвиг Овсчкина показываст, как незамстный в мирной обстановке человек, попав в чрезвычайные обстоятельства проявляет необычайную храбрость и Щербины за Кавказом» автор мужество. В очерке «Он был убир» рассказывлется уже о впечатлениях писателя от похода в Геленджик. Тема очерка жкизнь и судьба молодого русского солдата, проблема жизни и смерти. Основой очерка стал дневник. Очерк продолжают «Отрывки». «Отрывок» и «Второй отрывою»-это странишы дневника погнбшего офицера, якобы попавшего после сго смерти к Александру Бестужеву. Очерк этот представляют собой своего рода исповедь писателя, передающую сго переживания во врсмя похода Рассуждсния о литературе, критика аристократической культуры перемешиваются описаниями походов, мыслями о судьбах Капказа, об участи писателя-декабриста, сосланного биографии убитого юноши напоминает о жизш самого писателя. Эгим очерком писатель предвосхитил свою гибель: «Для меня вчера и завтра -два тяжких жернова, дробящих мое сердце. И скоро, скоро это беднос сердце распадется прахом: я это предчувствую» (1I, 271). Бестужев-Марлинский ставит вопрос о том, как стремление к борьбс, мужество связаны с фактом смерти человека, сго физической гибели: «Храбрые умирают скорсс и чаще других, но память о них долго хранится п дружинах и увлекаст в пыл боя, как обрывок знамени» (1, 260). Бессмертие человска писатель пидит не загробиом многом автобиографичен. Гсленджикское укрепление. Кавказ. Многое в памяти потомков, п естественное стремление человека к славе: «Слава ссть любовь любувсь природой Кавказа, тоскуст по родине: «Очень люблю Кавказ, лоблю мою родину, но в созерцлиии гор,- не знао, чем это делается, - мною по утесам, и звезды брезжут из-под копыт, Вот величавый Кремль вырастает in холма» (I, 259). Остро встаст в очеркс тема личной судьбы ссыльного декабриста, тоскующего по родной земле: «Я бы желал отдать последний вздох тому краю, который пимал моему первому крику... В отчизне я бы уложил свои кости рядом с прахом отца моего, и мягче и легче была б для меня родная земля1» (II, 271). «Нет услышания моим мольбам, на зов мой нет ответа! Разлука передо MIой, и около, и за миою-горькая разлука с родиной, с радостями жизни, с милою душой» (11, 262). Не зря очерк «Он был убит» был назван Р. Юсуфовым «Эпитафией, надгробным словом над товарншем, над самим собой, над своим поколением». Днсвник, передающий переживания юноши перед смертью, обрывается на полуслове. Речь автора придает законченное едниство всему шклу очерков писателя о кавказской войне: «То была песня лебедя, сго желание разразилось под ним судьбою. Он был убит, убит наповал и в самос сердце, Его тайны легли с ним в гроб; немногие шветки из пенка сго мечтаний отдал я свету. государю словом и лелом? Кто бывал впереди его жаркой битве? Одним словом, кто был достойнее наываться человеком, икто носил это имя с большим благородством?» (11, 279). Эти слова можно адресовать любому русскому солдату, погибшему на Кавказской войне, главному герою воснных очерков Бестужева-Маряинского. Третья глава «Этнографические и путевые очерки А.А. Бестужева-Марлинского» состоит из двух параграфов. Кто вернее его служил В параграфе первом выявлены заслуги А.А. Бестужева- Марлинского как писателя-этнографа Статьи, очерки и письма А.. Бестужева-Марлипского очень ценны как этнографические источники. В них содержатся множество сведений, не угративших познавательный интерес. А. А. Бестужев- Марлинский очень выразительно описал наружность дагестанских городов, нравы и быт горцев, их жилище и одежду, немало впимания Литерагурный талант писателя здесь сочетается с наблюдательностью исследователя. Писатель стремится сблизиться с кавказцами, понять образ их мышления, проникнуть в религиозные понятия и сусверия. психологию народа, его Юсуфов Р. Дагествн ирусская литература конца XVIII в. и I пол XIX в м, Бестужева-Марлинского «Письмо к доктору Эрману». Иитересно замечание Р. Юсуфова, который отиес это произведение к длитературе и профессиональный. По мнению же Белинского, писателя. Автор очерка знакрмит читателя с интересиейшими уголками Калказа, длет характеристику населяющим его народам: «Наружность их величава; особсино горцы отличаются гордою осанкой» (1, 300). В этом небольшом отрывке дана характеристика, подтверждающая восхишщение писателем гориами и уважительное к ним отношение. Вместе с тем Бестужев отмечаст пережиточные явления жизни горцев, критически отывастся о положснии хавказских женшин: «Участь их самая жалкая. Они нсправляют все домащиие и полсвые работы, (1, 301), Именно в «Письме к доктору Эрмау» писатель называст душсвной проказой человечества, которая убивает в горцах все стремление к лучшему» (1, 302) Беря под зашту честь и достоннство «магометанство калказских народов, писатель рассказывлет не талько о персжиточиых явлениях в жизни гориев, но наделяет их рялом положительных качеств. Так он повествует о калказеком гостеприимстве, указывает на Все это было новым лля литературы того периода и прогрессивности вилядои А.А. Бестужева- Марлинского на быт и культуру горцев. Возможность искоренсния свидетельствовало народов Кавказа на путь благосостояния и культурного прогресса лисатель видел только в просвещении горских народов: «Скоро ди При этом писатель подчеркивает, что, проспешая Кавказ, нельзя забывать о точм, что его жители имеют свон обычан, традиши, правы, с которыми нельзя не считаться иданное своеобразие Кавказа этом процессе должно учитываться, Для этого необходимо хорошо знать край, его историю, обычан, траднцни, культуру, образ жизни живуших здесь людей. полеміческого встутления, в котором автор призывает к глубокому изучению горпого края, и двух глав. Первая рассказывает о жизни и быте койсубулинцев, а вторая о вымышленном народе богучемонах. Уже в самом начале произведения автор рассказа критикуст легкомысленииое отношенне к Капказу. Следом писатель подчеркивает, что для того, чтобы узнать гора «на досуге, в обычном быту, нет иного средства, ках изучить совершенстве какое-нибудь горское наречне и проникнуть внутрь Канказа под видом гориа», В связи с материала для этнографическик исследований. Главная задача, по мнению писателя, заключается в том, чтоби правильно понять нравы горцев и помочь им найти выход в светдое будущее, Бестужев-Марлинский отвазывае тся от ндеализации многих сторон их жизни. Изображая богатых и бедных, Бестужев-Марлинский выражает сочувствие угнетенному народу. Этот гуманизм резко выдслил «Гассказ офицера, бывшего в плену у гориев» среди другой современной писателю литературы о Кавказе Отдельные недостатки в характере горисп, по мненио автора, это следствис существующих социально-экономических условиї жизни, отсутствие просвещеник, а не результат корыстности. Этим писатель очередной рат указывает на нсобходимость проспещения народсв Капказа коficубулинцах Бестужев снова отмечвет Писатель рассказывает о дрепнем обычае «побития камиями» за прелюбодеяние, в подробностях описывает обряд кровноЙ мести. Нарялу с пими негативными и патриархальными обычаями писатель уделяет больое внимание и положительным чертам вхарактере гориев, поэтической одарениости народа. 11абеги необходимостью, продиктованиую скудностью горского хозяйства, а также стремлением к славс: «Быть извсстным храбрецом в селснии, в грабежи Бестуже» объясняет желаний» Вторая часть «Рассказа офицера, бывиего плену у горцево- «Богучемоны» Мнегис критики считают, что пторая часть «Росскиза спор с нлеями Руссо. Писатель, устами своего героя, отвергает наквный руссоизм, Бестужев Марлински утвержаает, что эти во власти пережитков inтересси мотив дружбы, позникшей между пленным богучемоном Гадаром. Этим писатель гуманистіческие ценности, основанные на дружбе и любви гораздо важнее политических предпочтений. Созданные произведения «Капказская стена» и «Шах-Гусейн» в полной мере соответствуют требованиям этнографического очерка. Точность фактов, злоболневность, простота стиля лвляются характерными чертами этих произведений. Следовательно, в них, как ив путсвых очерках писателя, выразилось его стремление к реалистическому Dображению горской среды. Высокий уровснь этнографических описаний, исторических данных сразу привлекли внимание читателей к этим очеркам, В данных очерках Бсстужев-Марлинский проявил себя как великолепкый красвед и этнограф, Познакомившись произведсниями, создается ппечатление того, что пвтор провсл способразнуюо экскурсию по историческим местам, познакомив читателей с обрядами горцев, их памятниками архитектуры и истори. п очередної раз подчеркивает, что последний период творччества богатство статистических, этими мистерии мусульман-шиитов, которая проводилась в честь внука пророка Магомега Гуссейна, погибшего в борьбе за торжество ислама. Передавая атмосреру события, автор не упускает возможности поразмышлять, что придает произьедсноо публишистическую окраску. Несмотря на то, что в иентре очерка ироническое, шутливое описание религиозного действа и нравов жителсй Дербснта, автор остается и здесь верен свосй поиа отношении Кавказа. Основная авторская мысль произведения заключена в следующем высказывании: «Счастливы мы, что племя, от имеши коего тр прахе, внушает теперь только забавные мысли, но еще будем счастлипет, Этнографический очерк «Кашказская стена» очень близок в жанровом отношении к путевому, В нем в форме путсвого отчета описываются остатки древнсй стены, расположенной к западу от Дербснта. Это монолог-рассказ, насыщениый этнографическими и фольклорными мотивами, статистическими данными. Бестужев-Марлинский и этом очерке остастся всрси своим и топографическими поколения. Писатель назы васт Кавказ кольбелью человеческой "Бестужсв-Мартиаский А.А. Шах-Гусейн.: П ки. Дагестаи в русской культуры. Очерком «Кавказская стена» автор в очередной рат утерждает мысль о самобытой культуре Дагестана. Об том местное происхождение, и повествование о богатстве поэзии народоа Несмотря па то, что от капказских произведений писателя снстематического изложения нсторических и этнографических данных, сведения, отличаются уровнем этнографических описаний, облаченных праматические формы, что не лишает их паучной значимости и художественной ценности. исторических Бестужева-Марлинского кавказского пернода» анализируются путевые очерки писотеля. Бестужев-Марлинский один из первых проспавил жанр путевого очерка, и не последною поль этом сыграли очерки кавказского периодл «Путь до города Кубы», «Горная дорога Дагестана в Ширван черсз Кунакенты», «Последняя станция к старой Шамахе», «Переезд из селения п Топчи пл Куткаши», «Дорога от станции Алмалы до поста Мугансы. Очень ценные теоретическине определения жанрозсй сушности путевого очерка были даны Бестужевым-Марлинским 1831 году «Письме к доктору Эрману». Бестужев впервые использовал терышн считал «путешествие замечательнейших Марлинский очеркистов- путешественииков на гри тиа. «1. Путешественник просто -бабочка, уносимак ветром. 2 Путешественник-философ. путешественник, который в каждом шшетке срывает воспоминания, каждом сгромном лереве узнает свидетеля древности подножия, на котором романтической поэмы, у которой нет ни начала ни кота. 3.Путешественних-физнолог шелковый чераячок, влекущий за собой нить Ариадны: из этих-то нитей точется великолепная ткань премудрости человеческой» (1, 294). Сам писатель не относил себя к какому-то определенному in Вышеназланных типов. Можно сказать, что в нем сочетался талант путешественника-философа, физнолога и поэта. Особенностьо Это произрастало, каждом валуне читает бухву Бестужева-Марлиинского герод-повествователя. Но в романтческого путешествиях писателя наблюдаются, также, тенденшни. Лирико-меланхолические тона в cоциально-бытовыми зарисовками. Путевой очерк нслытывает на себе влияние жанра художественного очерка с присущими ему элементами cопиально-бытовой нравоописательности. Ведушую роль начинают и реалистические «внешний» прелмет, а не на внутреннюю жизнь автора. Благодаря описаниям А.А. Бестужева-Марлинского у читателя появляется возможность проделать свосго- рода путешествие по исторически дорогам Кавказа, увидеть все своими глазами. А. Бестужев-Марлинский не только дает вернос описанис картин природы, городов, быта и нравов нассления, но и вскрывает пустоту жизни привилегированных классов. писателя нашли отражение разнообраные стороны материалыной и истории и литературе, о дьнженин декабристов, о судьбах Кавказа, В путевых очерках писателя особенное зачение уделено природе Кавказа, ее богатству и яркости. Пейзаж самьй романтический элемент прозы Бестужева-Марлинского, но в путевых очерках он начинает приобретать реальный колорит. Пейзаж оснащается реальными деталями: шорохом падших листьсв, шумом дождя, нагими, дрожащими от холода березами и тд Любование чередустся с описанием спротливых землянок и бедных мазанок. Картины природы, се красота, свсжесть, богатство говорят о той счастливой и радостной жизни, которая могла бы быть на Кавказе, Природа вселяет в писателя надежду иа то, что у Кавказа есть будущее: «И не оживляющая, но живая, воскресшая природа Востока красовалась передо мнокю цвстущая, будто украшение рая, потоплена была в волнах света Я долго любовался этим дивным сочеташем,- любовался тем более, что в нем отражалась как в зеркале луша моя! Над бурей судьбы, над мраком отчаяния леденеющая не безжизненная природа полюса, но Я оглянудся окрсст: вся Шскинская долина, будушее опытом» (1, 221). Это отступление, подтверждвет также и то, что писатель остается верен своим Таким образом, путешествия Бестужева-Марлинского принесли В путевых очерках писателя, несмотря на наблюдается удивительные плоды. романтического героя-повествователя, реалистическому изображению окружающей стремление действительности. В своих путевых очерках Бестужев-Марлинский первый в русской литературе дал подробное описание города Кубы и красот природы Кавказа. В путсвых очерках Бестужев-Марлинский предстал мастером кавказского пейзажа, который являлся для него не просто предметом любования, но и позволял мысленно перснестись на Родину. После пейзажей писателя картины природы в путевом очерке приобрели более символическое значение. В Заключении даны основные выводы По всему нсследованию. Основные результаты исследования нашли отражение следующих публикациях автора: Статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ: 1. Чайка Л. Л. Жанровое и композиционное споеобразие очерков А. А. Бестужева-Марлииского о Кавказе. / Известия РГПУ им, А.И. Герцена. Аспираитские тетради: Научный журнал.- N16 (40) -Санкт-Петербург, 2007. С.305-308. Публикации в других изданиях: 2. Чапка Л. А. Кавказская публицистика А. А. Бестужева- Марлинского. I СМИ Республики Дагестан в информациошном простраистве Российской Федерации. Материалы республиканской научно-практической конферснции. -Махачкала, 2003. С.91-94. 3. Чайка Л. А. Путевой очерк в творчестве А. А. Бестужева- Марлинского кавказского периода. / Научное обозрение. Сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагсстана. Вып. 7. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. С. 41-43. 4, Чайка Л. А. Обра гориа в очерках Л. А. Бестужева-Марлинского. и Научное обозрение. Сборник статей Ассошиашии мололых ученых Дагестаиа. Вып. 15.-Махачкала: ДНЦ РАН, 2004. С. 149-151. |