Главная страница
Навигация по странице:

  • Моисеева Анастасия


  • Пушкин в 21 веке. Пушкин в xxi веке


    Скачать 21.76 Kb.
    НазваниеПушкин в xxi веке
    АнкорПушкин в 21 веке
    Дата16.04.2022
    Размер21.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПушкин в 21 веке.docx
    ТипДокументы
    #478959

    Эссе на тему: «Пушкин в XXI веке»

    Работу выполнила

    Студентка 2 курса магистратуры

    Моисеева Анастасия

    В настоящее время гениальность великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина не поддается сомнению. Он получил широкую известность далеко за пределами России, причем не только как поэт и прозаик, но и как мыслитель, общественно-политический деятель своей эпохи.

    Ни для кого не секрет, что в каждой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, закрепляющие на века духовно-эстетический идеал. Отличительной особенностью таких писателей является их «вечная современность». Во Франции это – Расин, в Италии – Петрарка, в Германии – Гёте, в Англии – Шекспир, а у нас, в России – Пушкин. В их творчестве видится воплощенным национальный идеал писателя и человека со свойственным ему чувством меры, с безупречным ощущением границ дозволенного и недозволенного в жизни и в искусстве. Поэтому всеми они воспринимаются как образец, но образец, недостижимый для подражания.

    Вместе с тем Пушкин – это выразитель интереса к русской народности, фольклору, национальной истории. Его творчество совмещает в себе тяготение к объективному анализу действительности (какой она представлялась современникам), а также образец дворянского вольномыслия (вольтеранства, либерализма, подчас – радикализма – в духе Радищева и декабристов). При этом различные явления и процессы в творчестве Пушкина не создавали конфронтации, а наоборот, сливались в гармоничное целое, представляя уникальный синтез противоположностей.

    Место Пушкина в русской культуре – и не только за прошедшие два столетия, но и за всю историю отечественной культуры действительно исключительное, единственное в своем роде. Он – универсальный ключ к пониманию русского национального характера и культуры в целом.

    Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в небогатой дворянской семье. Начальное образование, как это было принято у дворян, маленький Саша получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы.

    При этом, несмотря на яркий ум, будущее светило русской поэзии никак нельзя было назвать прилежным учеником, преподаватели и родные отмечали в нем отсутствие усердия, но со временем мальчик увлекся чтением. Уже в возрасте семи лет в Пушкине начал развиваться его творческий талант. Начитавшись Мольера, Лафонтена и Вольтера, он сочинял на французском языке маленькие комедии, басни и даже пытался написать поэму.

    В 1811 году после создания Царскосельского лицея 12-летний Пушкин оказывается включенным в список его воспитанников. Высокий уровень преподавания и требований к лицеистам дали будущему поэту то, что не смогли дать учителя и гувернеры в родном доме. Хотя отдельные науки все-таки давались ему с трудом, среди них была математика и логика. Свободное время Пушкин уделял литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы».

    Одноклассник Пушкина, И.И. Пущин, вспоминает, что «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях. Я, как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность, и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило».

    Как и все мальчишки, Пушкин любил подшутить над своими друзьями. До нас дошла история, произошедшая во время учебы в лицее между Пушкиным и его товарищем Кюхельбекером. Дело в том, что последний часто наведывался к Жуковскому, и отчасти надоедал ему своими стихами. Однажды уже известного в ту пору Жуковского пригласили на званый вечер, но тот не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, Жуковский отвечал: «Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Пушкин написал на это стихи:

    За ужином объелся я,
    Да Яков запер дверь оплошно.
    Так было мне, мои друзья,
    И кюхельбекерно, и тошно!

    Кюхельбекер взбесился и требовал дуэли, а дело было зимою. Кюхельбекер стрелял первый и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово закричал: «Стреляй, стреляй!». Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, но вскоре друзья помирились.

    В 1814 году в московском журнале «Вестник Европы» под псевдонимом «Александр Н.к.ш.п» было опубликовано его первое стихотворение «К другу стихотворцу». Жанр стихотворения – сатирическое послание. Известно, что за образец Александр Сергеевич брал сатиры Буало, но даже здесь на первое место выходят личные переживания поэта. Он утверждает, что стихи должны приносить пользу обществу.


    Не тот поэт, кто рифмы плееть умеет 

    И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

    Хорошие стихи не так легко писать...
    Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов, 

    Певцы бессмертные, и честь и слава россов, 

    Питают здравый ум и вместе учат нас...

     В этот период Пушкин вступает в литературное общество «Арзамас», а его поэтический талант высоко оценивается Державиным, Жуковским, Батюшковым.

    9 июня 1817 года состоялся торжественный выпуск первых учеников Царскосельского лицея. 

    Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

    1820-е годы для России – время подъема общественного движения, и, как следствие, многие молодые люди вступали в тайные общества. Но Пушкин не стремился вступать в них, предпочитая выражать гражданскую позицию в своих произведениях.

    Важнейшая тема гражданской поэзии Пушкина - тема самодержавия, ярким образцом которого является ода «Вольность», написанная в 1817 году. Лирический герой выступает против такой формы правления. Он считает, что такая власть несправедлива: «Везде неправедная власть». Герой не хочет писать любовные стихи, он полон решимости посвятить себя гражданской лирике:
    Приди, сорви с меня венок,

    Разбей изнеженную лиру...

    Хочу воспеть свободу миру,

    На тронах поразить порок.
    В 1820 году выходит первая книга Пушкина – поэма «Руслан и Людмила», которая произвела сильное впечатление на публику.

    В 1834-1835 годах издаются полный текст «Евгения Онегина», сборники стихотворений, поэм, повестей. Несмотря на то, что литературная деятельность так и не приносит Пушкину больших доходов, в 1834 году он все-таки решился уйти в отставку по службе.
    Кроме того, поэт занялся издательским делом – начал издавать литературный журнал «Современник». Но спроса читателей, а, следовательно, и коммерческого успеха журнал не имел.  

    В ноябре 1836 года разгорелся скандал между А.С. Пушкиным и поручиком Геккереном (Дантесом). Поэт получил анонимное письмо, где был намек на любовную связь между его женой и Дантесом. Это, а также ряд других фактов, и послужило поводом для дуэли, которая состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга. Первым стрелял Дантес – пуля попала Пушкину в живот. Ответным выстрелом поэт легко ранил соперника в руку.
    После дуэли за жизнь Пушкина боролись лучшие врачи, но по тем временам рана оказалась смертельной.

    Александр Сергеевич и перед смертью обменялся несколькими записками с императором. В одной из них он попросил позаботиться о его семье. Николай I сделал все, чтобы жена и дети Пушкина ни в чем не нуждались.
    10 февраля 1837 года в 14:45 минут Александр Сергеевич Пушкин умер. Великий русский поэт и писатель похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.

    Со смерти Пушкина прошло 183 года, но даже сегодня он – это формула созидания русской культуры, осмысленного, одухотворенного бытия, каким бы страшным и беспросветным оно ни казалось («я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»). Пушкин – органическая цельность, не исключающая ничего человеческого: ни гениальность, ни злодейство, ни дружбу, ни измену, ни патриотизм, ни любовную страсть, ни гордыню великодержавия, ни «милость к падшим» (кого бы или что ни считать «падшим» – царя, рабство, героя, поэта, безумца, мечту, «погибшее, но милое созданье»). Пушкин в своем творчестве является выразителем многосторонности, многомерности, многозначности русского сознания, русской души, русской жизни.

    Спустя 22 года после смерти Пушкина, писатель и критик Аполлон Григорьев сказал: «А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Мы не можем не согласиться с данным утверждением, ведь гений Пушкина сумел сформулировать этнический идеал русского человека: «милость к падшим призывать» («Пророк»), верность в семейной жизни как осознанный выбор «Но я другому отдана, Я буду век ему верна» («Евгений Онегин»). Именно по Пушкину мы измеряем степень прекрасного в искусстве, в литературе. Примечательно, что стихи Пушкина невозможно адекватно перевести на другие языки, сохраняя исходный смысл, т.к. их содержание одновременно является их непосредственной формой, а форма, в свою очередь, входит в содержание.

    В заключение остается добавить, что «Невозможно повторить Пушкина», как утверждал Н.В. Гоголь, а значит, нам остается помнить великого Гения русской литературы и чтить его национальное наследие.


    написать администратору сайта