Вот. вариант 1-6 (2). Пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь
Скачать 133.35 Kb.
|
Часть 2 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 4 (2023) Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижера, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории. Символический шлем, украшенный цифрой 451, низко надвинут на лоб, глаза сверкают оранжевым пламенем при мысли о том, что должно сейчас произойти: он нажимает воспламенитель - и огонь жадно бросается на дом, окрашивая вечернее небо в багрово-жёлто-чёрные тона. <…> шагает в рое огненно-красных светляков, и больше всего ему хочется сделать сейчас то, чем он так часто забавлялся в детстве, - сунуть в огонь прутик с леденцом, пока книги, как голуби, шелестя крыльями-страницами, умирают на крыльце и на лужайке перед домом, они взлетают в огненном вихре, и чёрный от копоти ветер уносит их прочь. Жёсткая улыбка застыла на лице Монтэга, улыбка-гримаса, которая появляется на губах у человека, когда его вдруг опалит огнем и он стремительно отпрянет назад от его жаркого прикосновения. (По Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту») 1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это местоимение. 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ОГОНЬ. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Сгореть в огне. Бояться кого-чего-н. как огня (очень сильно). Бежать как от огня (очень быстро). В о. и в воду пойдёт за кого-н. (готов на всё ради кого-н.; разг.). Гори всё (синим) огнём (пропади всё пропадом!; прост.). 2) ЯДОВИТЫЙ. Являющийся ядом (в 1 знач.), причиняющий отравление. Ядовитое вещество. Ядовитая змея. Я. газ. 3) СТУЧАТЬ. Производить стук, шум ударами. С. в дверь. С. молотком. С. в домино (играть со стуком; разг.). 4) РОЙ. Стая летающих насекомых. Р. комаров, мошек. 5) ЖЁСТКИЙ. Суровый, грубоватый, резкий. ж. характер. Жёсткие черты лица. 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Все предложения в тексте простые, повествовательные, распространённые. 2) Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — рассуждение, при помощи которого изображается явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий. 3) В тексте используются только глаголы в форме прошедшего времени единственного числа (было, застыла). 4) Текст относится к художественному стилю, так как основные цели автора – воздействие на воображение и чувства читателя, создание яркого художественного образа, картины окружающего мира. 5) В данном фрагменте метафора и олицетворение являются одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста (огонь пожирает; питон изрыгает; симфония огня и разрушения; огонь бросается; книги …умирают; ветер уносит). 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) прИданое 2) отзЫв (посла) 3) намЕрение 4) локтЯ 5) стОляр 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского. Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом. Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая. Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом. 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Фразеологизм «вывести на свежую воду» имеет значение – «разоблачить в совершении чего-то нелицеприятного». 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово ПРАВИЛЬНО. возле цветущих яблонь у обоих девушек новые лифты ждём новостей много шуму 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца7 .
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) оп..раясь, экспер..ментальный, заж..гать 4) предл..гать, обр..млённый, к..саться 2) пол..жение, р..мантичный, орг..низовать 5) зам..рев, см..рение, проб..раться 3) благосл..венный, просл..вление, обл..скать 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) с..трудничать, з..черкнуть, п..дставить 4) непр..рывный, пр..быть, пр..школьный 2) без..ядерный, меж..языковой, пред...явить 5) фин...нспектор, меж..нститутский, за..граться 3) ра..хожий, не..деланный, во..произвести 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) алюмини..вый, претерп..вать 3) участл..вый, настойч..вость 2) обескураж..вать, яблон..вый 4) забывч..вый, застег..вать 5) копч..ный, туш..ный 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) беспоко..шься, ( мальчик) хлопоч..т 3) кле..шь, (он) хлопоч..т 2) мел..шь, (она) разгон..т 4) утеш..шь, (птица) вылет…т 5) уступ..шь, (она) ненавид..т 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей. (Не)редко, прочитав предисловие, мы утрачиваем интерес к самой книге. Сегодня почти (не)вспоминается философская поэзия С.Я. Маршака. Соборы и храмы Москвы пользуются заслуженной славой (не)только в России, но и во всём мире. Деревья стоят (не)шевелясь, цветы тяжелеют, их аромат становится душным. 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Здесь, в горах, было так красиво, что, кажется, ТУТ (БЫ) и остался жить (НА)ВЕКИ. Была грустная августовская ночь — грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам. (ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат. Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое. (ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще. 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Композицио(1)о и сюжетно картины просты: на одной из них художником изображе(2)ы прибой в зимний ветре(3)ый день, на другой – просёлочная дорога с одиноко шагающим путником. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) При анализе художественного текста следует указать как лексические средства создания образности так и синтаксические средства выразительности. 2) Каждое утро смотритель надевал форменную бескозырку и новенький бушлат и шёл к морю. 3) К нему приходили князья вельможи и простые люди. 4) Девушка оказалась отзывчивой на шутку и часто посмеивалась даже над собой. 5) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. 17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) в предложении должны (-а) стоять запятые (-ая). Типичный памятник ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка – представляет собой (1) хорошо освещённый (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями. 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души… Важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития Толстого прорастают в его творчестве. 19. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться (1) когда же уже пора будет отправляться (2) когда же они, наконец, увидят море (3) когда все смогут вдоволь набегаться по берегу. 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая. В руке намертво был зажат наган с последним патроном(1) и он хотел сейчас только(2) чтоб немцы скорее повстречались(3) и (4)чтоб он успел свалить еще одного. 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Март – первый весенний месяц. (2)Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. (3)Название сохранилось у многих народов – на Русь оно пришло из Византии. (4)Издавна март отличался праздниками и обрядами: на Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны, строили неприступные снежные или ледяные крепости. (5)Встречающие весну делились на две группы: одна защищала крепость – другая её штурмовала. (6)В России март не всегда бывает теплым: иногда в начале месяца возвращаются морозы. (7)И все же мало-помалу снег тает. (8)Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (9) В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. (10)Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья. (По материалам «Календаря») Прочитайте текст8 и выполните задания 22 - 27 (1) Мыльный пузырь. (2) Одно мгновение живет этот блаженный шарик... (3) Всего один краткий миг – и конец... (4) Радостный миг! (5) Светлое мгновение! (6) Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно... (7) О лёгкий символ земной жизни и человеческого счастья!.. (8) Лёгкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание, надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, девственную, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить её, надо надрезать один конец и отвернуть её стенки... (9) И потом бережно окунуть её в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась... (10) Лучше не торопиться. (11) Главное – не волноваться и не раздражаться. (12) Всё забыть, погасить все мысли и заботы. (13) Отпустить все напряжённые мускулы. (14) И предаться лёгкому, душевному равновесию; ведь это игра... (14) И захотеть играющей красоты, заранее примирившись с тем, что она будет мгновенная и быстро исчезнет... (15) Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая её и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь... и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты... (16) Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти! (17) Разве не красиво? (18) Законченная форма. (19) Весёлые цвета. (20) Всё богаче и разнообразнее оттенки красок. (21) И внутри играющее круговое движение. (22)Шар всё растет, всё быстрее внутреннее кружение. (23) Целый мир красоты, законченный и прозрачный... (24) А теперь создание завершилось. (25) Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полёт через пространства... (26) Надо остановить дыхание, бережным движением скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю... (27) И вдруг – всё погибло! (28) И весёлое создание разлетелось брызгами во все стороны. (29) Ничего! (30) Мы начнем сначала... (31) «Что за ребячество?.. Какой смысл в этой детской забаве?..» (32) Да, это, конечно, «детская забава...» (33) И всё же – не только «детская» и не просто «забава». (34) Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом. (35) Всякая красота, даже малейшая, даже самая бесцельная, так же, как и всякий радостный миг жизни, имеют большую, непреходящую ценность. (36) Они смывают душевные огорчения, они несут нам лёгкое дыхание жизни (даже и тогда, когда учат нас бережно выпускать воздух) и дают нам немножко счастья... (37) И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории. (38) Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились. (39) Надо звать их, создавать, спешить им навстречу. (40) И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла... (41) Так много лёгкого и красивого таится в игре и родится из игры. (42) И недаром дыхание игры живёт в искусстве, во всяком искусстве, даже в самом серьёзном и трудном. (43) Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. (44) В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя. (45) Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. (46) Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. (47) Надо ловить его. (48) Лёгкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно. (49) Придёт, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам. (50) И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения. (51) А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить – всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьем. (52) Тогда нам остаётся только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление. (53) А если однажды настанет нежеланный миг и наша радость разлетится «легкими брызгами», тогда не надо роптать, сокрушаться или, Боже избави, отчаиваться. (54) Тогда скажем угасшему мигу ласковое и благодарное «прости» и весело и спокойно начнём сначала... (55) Вот чему я научился у мыльного пузыря. (По И.А.Ильину*) *Иван Александрович Ильин – русский философ, писатель и публицист, общественный деятель. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов. 1) Рассказчик восторгается мыльным пузырём, наблюдая за его рождением и ростом. 2) По мнению героя, нельзя у взрослого человека отнимать игру, потому что в игре он отдыхает и становится лучше. 3) Рассказчик испытывает разочарование, когда мыльный пузырь гибнет. 4) Всякая красота, считает герой, является ценностью 5) Когда красота гибнет, человек отчаивается: навсегда теряется наслаждение ушедшей красотой. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов. 1) В предложении 8 содержатся элементы описания. 2) В предложениях 15 представлено описание 3) В предложениях 31-33 представлено рассуждение. 4) В предложениях 18-23 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 17. 5) В предложении 53 содержатся все типы речи. 24. Из предложений 16–26 выпишите слово со значением «вызывающе смелый, отважный». 25. Среди предложений 38 - 44 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, формы одного и того же слова и однокоренных слов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
26. В тексте И.Ильина герой делится своими впечатлениями от увиденного мыльного пузыря. Используя синтаксическое средство выразительности (А) ______ (предложения 4,5,7), автор рисует его восторг. Описывая истоки зарождения пузыря, публицист с помощью синтаксического средства (Б) ________ (предложения 8, 11, 12, 13, 14) обращает внимание читателя на последовательность действий, давая советы, как создавать мыльный пузырь. Это же синтаксическое средство (предложения 43, 44) объясняет причину такого отношения взрослого человека к появлению пузыря. Троп (В) _______ (предложение 15) способствует раскрытию мироощущения рассказчика. Создавая картину красоты, которая приходит к человеку «лёгкой поступью», писатель использует ещё один троп (Г) ________ (предложения 48, 49, 50). Список терминов:
|