Вот. вариант 1-6 (2). Пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь
Скачать 133.35 Kb.
|
Вариант 1 (ЕГЭ -2023) Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни. Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И <…> же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря! Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет. Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков) 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении (2) четвертого (4) абзаца текста. Запишите это местоимение. 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПУТЬ. Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути. Водные пути. Пути сообщения (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные). 2) ГАРМОНИЯ. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов. 3) СВЯЗЬ. (в связи). Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи. 4) ПИОНЕР. перен. Человек, к-рый положил начало чему-н. новому в области науки, культуры (книжн.). П. естествознания. 5) ГЛУБИНА. перен., чего. Сила, степень проявления чего-н.; основательность. Г. идеи, чувства, знаний. 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Во всех предложениях текста прямой порядок слов. 2) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – однородные члены (Леонардо да Винчи, Лев Толстой; проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни), метафорами (по пути утверждения гармонии;связь с жизнью;был пионером, глубину знаний; жизнь с расправленными крыльями). 3) Книжная речь публицистического стиля затрагивает социально-нравственную проблему, поэтому лексическая особенность текста характеризуется общественно-значимыми словами (без знаний, без кругозора; человек гармонично развитый; по пути утверждения гармонии; связь с жизнью и др.) 4) Основной функционально-смысловой тип речи данного текста — рассуждение, которое обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств: преобладает абстрактная лексика (гармония, знание, человечность), имеются вводное слово (так), сложноподчиненные предложения (То, что не посеяно, не созреет. Живите так, чтобы каждый день казался вам новым!), повелительные предложения (Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым!) 5) Текст относится к научному стилю. Цель автора – ознакомить читателя со своим видением проблемы знаний. 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) Иксы 2) цЕпочка 3) свеклА 4) воспринялА 5) сливОвый 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ. Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице. ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения. Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника. 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наглое, лицемерное поведение юноши привело к негативным и необратимым обстоятельствам. 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. более семисот зрителей директора школ в кругу барышень напоив молоком ехай в деревню 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца1.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное 3) в..ртуоз, бл..стеть, одр..хлевший 2) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий 4) разд..вать, нап..дение, осл..бев 5)восх..щение, заж..гать, оп..раться 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ра..щедриться, бе..печальный, ни..послать 4) по..жарить, о..делка, на..почвенный 2) пр..вязанность, пр..подобный, пр..рывистый 5) дез...нтеграция, мед...нститут, сверх...нтересный 3) пост..нфекционный, с..мпровизированный, под..тожить 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) недолюбл..вать, виш...нка 3) изменч..вость, сглаж...вать 2) выносл..вый, врем..чко 4) отрасл..вой, преодол...вать 5) повел..вать, француж...нка 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) выгор..т, (они) ран..т 3) обид..вшийся, (он) смотр..т 2) (родственники) пришл..т, колыш...тся (травы) 4) (они) терп..т, леле..л 5) кле..щий, (печка) согре..т 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, (не) имевших смысла. При посадке на какой-то ещё (не) достроенный запасной аэродром самолёт получил повреждение. На закате шел дождь, полно и однообразно шумя по саду вокруг дома, и в (не) закрытое окно в зале тянуло сладкой свежестью мокрой майской зелени. Перечить деду Матвею и сейчас в нашей семье (не) принято. Долго (не) гаснущие молнии полосуют небо. 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Качество — это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются. Даже не знаю, ЧТО (БЫ) я мог вам посоветовать (НА) СЧЁТ выбора профессии. Легионеры придвинулись к крепости (В) ПЛОТНУЮ и начали штурм, но оборонявшиеся стояли (НА) СМЕРТЬ. ТАК (ЖЕ), как и всем остальным работникам цеха, Виталию сообщили, что у предприятия временные финансовые трудности и (ОТ) ТОГО выплата зарплаты задерживается. (В) ТЕЧЕНИЕ месяца мы не получали из города никаких вестей, (ЗА) ТЕМ одно за другим начали приходить письма. 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. 2) Темнело и сбоку несло речным холодом. 3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку. 4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 5) Тимур никогда не плакал зато находило на него временами дикое упрямство. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Метелица (1) не найдя ничего подозрительного (2) почти (3) не дыша (4) перемахнул через забор (5) тянувшийся вглубь. 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). О(1) весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя (2)жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя(3) неудача (4) И (5) удача (6) тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! (А.Блок) 19. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Находясь в госпитале(1) он вспоминал(2) как фашисты напали на них внезапно(3) и (4) как они оказались в окружении(5) и (6) как отряду всё же удалось пробиться к своим (Газ). 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая. Приходилось всё время быть настороже (1) и (2) когда она спрашивала меня (3) права ли она (4) то спешил ответить ей (5) что она права (6) и что я глубоко ее уважаю. 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика – после звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (2)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова.(3)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо – Женечка поспешила за ним. (4)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (5)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках, которую звали Лаптем. (6)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика. – (7)Она тебя ждёт, – говорил больной. – (8)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. (9)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. (По Ю.Яковлеву) Прочитайте текст2 и выполните задания 22 – 27 (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества. (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. «(12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я часто задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось». (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает. (34)— Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. (35)— Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают, личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль. (46)По сегодняшней терминологии — обыватель. (47)— Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь? (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.(50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий. (По Е.М. Богату*) *Евгений Михайлович Богат (1923-1985) — советский журналист, писатель. 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассуждая о творческой личности, писатель утверждает: никакая схема не может отразить всё многообразие жизни и сущности самого человека. 2) Ответ на вопрос, что такое творчество и что такое творческий человек, не имеет однозначного ответа. Ответ намного глубже, чем утверждение, что творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. 3) Ни домохозяйка, ни учитель, ни водитель не могут быть названы творческой личностью, так творческая личность – поэты, композиторы, учёные, потому что творчество требует особой атмосферы. 4) По мнению автора, бездарных людей не бывает. 5) Письмо молодой женщины, чертёжницы наивное, не заслуживающее внимания. 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите все номера ответов. 1) Предложение 6 противопоставлено предложениям 3-5. 2) В предложении 10 содержатся элементы повествования. 3) В предложении 47 представлено повествование. 4) Предложение 25 противопоставлено предложениям 23—24. 5) В предложениях 49-50 представлено рассуждение. 24. Из предложений 47-49 выпишите один фразеологизм. 25. Среди предложений 21-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного соединительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Е.М.Богат, размышляя над вопросами, что такое творчество и какого человека можно назвать творческим, приводит несколько аргументов, среди которых письмо чертёжницы и слова известного писателя Данте. С помощью этого стилистических приёмов (А) __________ (предложения 12-20; 38) и (Б) ___________ (предложения 23-24, 41 -43) автор вовлекает читателя к обсуждению данных вопросов. С этой же целью используется и троп (В) ____________ «сокровища души» в предложении 32, «отвагой неведения» в предложении 24). Такая форма речи, как (Г) _____________ (предложения 34 – 48), помогает писателю показать различные точки зрения на поставленные в начале рассуждения вопросы.
|