Геральдика. ВИД ПЗ1. ПЗ1 Палеография основные положения. Русская традиция рукописных памятников Киевской Руси и уделов xxv вв.
Скачать 25.26 Kb.
|
ПЗ№1 «Палеография: основные положения. Русская традиция рукописных памятников Киевской Руси и уделов X-XV вв.» 1. Предмет, задачи, методы палеографии и кодикологии. 2. Становление и развитие отечественной палеографии. Предмет, задачи, методы палеографии и кодикологии. Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая письменные источники с их внешней стороны. Внешние признаки, изучаемые палеографией, включают в себя: знаки письма (буквы) и особенности их графики, почерк, материал, на котором написан текст, орудия письма, элементы украшения рукописей, краски, чернила, филиграни (водяные знаки), различные клейма, оттиски печати, переплет рукописей. Сам термин «палеография» состоит из двух греческих слов: παλάιος – «древний», γραφο – «пишу». Следовательно, первоначально под палеографией понималось изучение «старого» письма, древних рукописей. Впервые преподавание палеографии как науки (как и большинства других ВИД) началось в так называемой Школе хартий, созданной в Париже в 1821 г. Основной задачей Школы была подготовка архивистов, специалистов для работы со средневековыми документами. С тех пор и задачи палеографии, и методы, которыми она пользуется, значительно расширились. Основными задачами палеографии являются: правильное, безошибочное прочтение текста; определение времени, места написания документа и его автора (составителя); выявление особенностей письма; установление степени аутентичности рукописи (редакции, списки), а также обоснованное определение ее подлинности, интерполированности или поддельности. В основе метода палеографии (палеографический) лежат наблюдения над совокупностью ряда палеографических признаков и выявление их соответствия друг другу в определенный период времени. Например, основным материалом письма на Руси до середины XIV в. являлся пергамен. Соответственно, если в руки исследователя попадает текст, датируемый, предположим, XIII столетием и выполненный на бумаге, то можно вполне определенно говорить о подделке (если это не «список» – копия). Также оригинальные тексты даже конца XVIII в. не могут быть написаны стальным пером, поскольку данное орудие письма появилось лишь в 30-х гг. XIX в. Аналогичные наблюдения проводятся над химическим составом и цветом чернил, элементами украшений рукописей, графикой письма и т.п. Сопоставление всех палеографических признаков и позволяет проводить палеографический анализ источника. Кодикология (от лат. codex – книга, свод законов) изучает рукописные книги (кодексы), историю их составления, состава, хождения и параметров как рукописного кодекса (кодикологические швы, переплет, почерк и т.д.). С развитием интереса к памятникам письменности как продуктам истории и культуры все более очевидной становилась необходимость расширения методов иссследования книжности вообще и отдельно взятой рукописной книги в частности. Хотя принципы кодикологического исследования были заложены еще в труде Б. Монфокона «Библиотека библиотек» (1739 г.), как специальная историческая дисциплина кодикология сформировалась только спустя два столетия. Термин «кодикология» (от лат. codex — книга) впервые был употреблен в 1949 г. А. Дэном для обозначения научной дисциплины, переросшей рамки палеографии. Объектом кодикологии «являются сами рукописи, а не письмо». Возникновение новой научной дисциплины стало результатом дифференциации и вместе с тем синтеза целого ряда историко-филологических дисциплин (источниковедения, палеографии, филиграноведения, текстологии, искусствоведения, архиво- и библиотековедения, археографии). Сделаны важные наблюдения, позволяющие реконструировать процесс создания корпуса книги, подготовки тетрадей к письму, а листов к разлиновке, рассмотрена деятельность монастырских и светских скрипториев и отдельных писцов, изучается техника средневекового письма (положение руки писца во время работы, использование им разнообразного инструментария и утвари, употребление специальных приспособлений для письма и пр Несмотря на то, что кодикология как специальная историческая дисциплина вот уже полвека господствует в комплексном изучении пергаменных и бумажных рукописей, существующие в литературе определения ее предмета и задач остаются дискуссионными. Объект же кодикологии как будто споров не вызывает, рукописные книги (цельные кодексы) и их фрагменты (отрывки) вне зависимости от времени их создания, материала, на котором они сделаны, и средств для письма. В работах 1950-х годов Ф. Мазэ сформулировал задачи кодикологии: 1) реконструкция процесса изготовления блока книг; 2) реконструкция процесса переписывания текста; 3) восстановление истории бытования кодекса. В своем докладе на XI конгрессе византинистов в Мюнхене (1958 г.) А. Дэн уточнил предмет кодикологического исследования, который, по его мнению, составляют реконструированная история изготовления рукописей, создание каталогов (в том числе тематических), а также история использования рукописей (их хранение, бытование, а также торговля ими). Понимание кодикологии как научной дисциплины, занимающейся реконструкцией процесса создания средневековой рукописи и историей ее бытования (на основе комплексного изучения переплета, записей, книгохранительных помет и шифров, сигнатуры и пагинации), свойственно большинству отечественных исследователей (А. Д. Люблинская, И. Н. Лебедева, Л. И. Киселева). Л. В. Черепнин считал, что кодикология изучает рукописные книги «как памятники литературы, материальной культуры, искусства» в связи с установлением социального и профессионального состава их писцов; общественный резонанс, вызванный появлением памятника письменности; ареал и степень распространения книги и др. Очевидно, задачу кодикологии он видел в создании комплексной истории рукописной книги. Следует согласиться с Л. И. Киселевой, относящей к предмету кодикологии не только рукописную книгу как таковую, но и комплексы рукописных книг, изучение внешней и внутренней формы которых служит основой для установления особенностей книгопроизводства в рамках отдельного скриптория или писцовой школы. По специфике методических приемов, применяемых к рукописным сборникам, текст которых написан на разных материалах, следует различать кодикологию пергаменных рукописей, кодикологию рукописей на бумаге и кодикологию рукописей, в которых пергамен и бумага употреблены вперемежку. В кодикологии пергаменных и бумажных рукописей особое внимание уделяется исследованию внешней и внутренней формы кодексов, имеющих точную дату. Изучается происхождение отдельных кодексов и их групп, выявляется существование древнерусских скрипториев, производится идентификация отрывков рукописных книг и атрибуция анонимных кодексов. Устанавливаются характерные признаки кодексов, произведенных в определенных книгописных центрах (по особенностям разлиновки листов и приемам нанесения ограничительных линий, по принципам складывания листов в тетради, методам разрезания листов, по качеству и способам выделки пергамена, формату и записям вне основного текста). На основании проверки стиля летосчисления в основном тексте и записях уточняются даты кодексов. Исследуется зависимость структуры кодексов от их жанра (вида) и содержания. В изучении проблем происхождения, формы и состава бумажных кодексов различных видов большое внимание уделяется материалу для письма — бумаге и способам уточнения ее датировки по филиграням. Разрабатываются приемы анализа всего комплекса водяных знаков листа — не только филиграни как таковой (изображения), но и линий, оставленных сеткой черпальной формы (вержеры и понтюзо). Расстояния между понтюзо рассматриваются как важный датирующий признак. Параллельно изучается происхождение бумаги в связи с политической историей Европы (время и цель употребления определенных эмблем в качестве филиграней). Исследуются почерки рукописных сборников и устанавливается их связь с почерками подлинников и списков грамот. Изучение водяных знаков и почерков позволяет установить кодикологический состав рукописных кодексов, распределение всего текста по тетрадям. Этому помогает исследование нумерации тетрадей (во многих рукописях она сохранилась не полностью, а лишь фрагментарно). Важным направлением в кодикологии бумажных рукописей представляется уточнение методики анализа сборников разных форматов, поскольку от формата зависело то или иное положение водяного знака или его части на листах рукописи. Кодикологический анализ позволяет определить процедуру создания книги, этапы формирования книжного блока от момента заказа до передачи готовой рукописи ее заказчику или непосредственному владельцу. Методы кодикологии позволяют установить кем, когда и с какой целью был заказан кодекс, как происходил процесс складывания листов, их разлиновки, предварительного скрепления, как определялся порядок расположения текста на листе и пр. Иными словами, кодикология ставит более широкие, не свойственные палеографии задачи и привлекает к исследованию не только внешнюю форму, но и внутреннюю форму и содержание как самого кодекса, так и сделанных в нем записей, помет, изображений (графических рисунков писцов, читателей и владельцев, а также миниатюр). Однако по объекту исследования палеография шире кодикологии. Палеография исследует внешние признаки памятника письменности на мягком материале вне зависимости от их видовой принадлежности. Методика палеографического анализа осуществляется в отношении внешних признаков рукописей разных видов: книг, актов, берестяных грамот, памятников делопроизводства, эпистол и пр., тогда как кодикология занимается исследованием только рукописных книг. Текстологические приемы в кодикологии осуществляются как в отношении основного текста рукописей, так и в отношении сделанных в них надписей. Установление истории текста рукописи необходимо для реконструкции истории происхождения того или иного сборника, выяснения генеалогической связи между кодексами, сходными по составу, определения характера миграции книг и т.д. Применение методов дипломатики в кодикологии не ограничивается задачами формулярного анализа некоторых разновидностей надписей на книгах, имеющих устойчивый шаблон. Особый раздел кодикологии — дипломатическую кодикологию — составляют исследования рукописных сборников копий актов. Главная цель кодикологии копийных книг состоит в выяснении происхождения сборника актов, его социальной и политической направленности на основе систематического изучения его внешних и внутренних признаков. 2. Становление и развитие отечественной палеографии. В настоящее время выделяют два подхода развития отечественной палеографии: Первый подход был сформулирован в середине 19 века (Карским, Шляпкиным, Соболевским и др.). Они полагали, что развитие палеографии в России запоздало на 100 лет по сравнению с Западом. Основой для возникновения славяно-русской палеографии стало открытие Тмутараканского камня в 1792 году, а также окончание Отечественной войны 1812 года, которые подняв национальные чувства, побудили к изучению древних рукописей. Карский говорил: «Нам предстоит еще многому учиться на Западе. В вопросах развития палеографии, мы заметно ему уступаем». Второй подход возник в советский период, его создатели – Черепнин, Чаев, Тихомиров. Они считали, что зарождение палеографии в России возникло еще в 15-16 вв. и носили прикладной характер (первоначально к палеографическому анализу прибегали в судах для установления подлинности документа). Началом формирования считалась работа Андрея Денисова «Поморские ответы» (1717 год), в которой старообрядцы на основе палеографического анализа доказывали подложный характер церковных документов, якобы созданных в 12 веке и оправдывающих церковную реформу 1654 года. Из этих двух подходов можно выделить 4 этапа: Первый (15-18 вв.) Изначально палеографические исследования носили не научный, а прагматичный характер (обращение к древней рукописи с целью выигрыша дела в суде). Церковный раскол стал толчком к формированию палеографии как научной дисциплины. В работе «Поморские ответы», Денисов доказывал неправомерность церковной реформы, его труд нельзя рассматривать как первое научное палеографическое исследование. Рукописи использовали в качестве источника информации, а не объекта исследования, что характерно для всего 18 века, потому ученые уделяли мало внимания изданию или описанию древних текстов. Первая публикация древнейшей части Лаврентьевской летописи («повесть временных лет») была сделана в середине 18 века Байером (нем.) На первом этапе, не взирая на прикладной характер, был накоплен опыт палеографического анализа изучения древних текстов. Все это было стимулом для зарождения отдельной дисциплины. Второй (конец 18в-1917г) этап связан с научным подходом и выделением палеографии в отдельную науку. Для периода характерны археографические экспедиции, направленные на изучение и выявление рукописных текстов. Одним из первых собирателей русских древностей был Мусин-Пушкин. Спустя 15 лет в его коллекции было1725 рукописей. К сожалению, основная часть была уничтожена во время пожара в Москве 1812 года. Екатерина II издала указ о собирании древних рукописей, а руководить сбором было поручено Мусину-Пушкину. Благодаря его стараниям было найдено очень много документов (сборники 13-14 вв с русской правдой и договором Смоленска с Ригой 1229г., Лаврентьевский список с поучением Владимира Мономаха, словом о полку игореве в сборнике 14 века. К изучению древней надписи обратился Оленин, используя палеографический метод он доказал подлинность находки (тмутараканский камень), сделав следующие выводы: 1) Внешний вид камня указывает на его древность. 2) почерк букв на камне полностью соответствует буквам наших древних рукописей 3) стиль надписи такой же как и в древних рукописных текстах Так появилась методика палеографического анализа. Соболевский уделял много времени орудию письма. Он стал заниматься изучением водяных бумажных знаков, форматом и переплетом рукописей, орнаментом, украшением и декоративным письмом. Его труд «Славяно-русская палеография» выдержал 3 издания и долгие годы был базовым учебником по палеографии. В начале 20 века появляется повышенный интерес к палеографии. Труды Лихачева по древним актам, Григоровича, Бодянского, Успенского, Лаврова, Кулябкина по южнославянской палеографии и Яцимирского по славяно-молдаво-румынской. Третий этап (1917 – 1991гг). Началась новая эра нашей страны, стоит сказать, что в отличие от других сфер, палеография полностью приняла в себя все труды царской России и специалистами были посажены теже люди, что были и при императоре, за неимением собственных. Сохранению и изучению рукописей служили труды Карского. В 1903 году отправился в путешествие по Белоруссии, впоследствии написав свой труд «Белорусы». Не считал украинский и белорусский отдельными языками, лишь частью наречия великоросского, за что и был исключен из академии наук в 1927 году. В 1920-40 годы, уделяли большое внимание скорописи, глаголицы, тайнописи. После ВОВ подъем был в палеографии из-за открытия берестяных грамот. Очень много советских ученых трудились над подъемом отечественной палеографии. Современный этап (1991г-н.в.) Кризис не только исторической науки, но и вспомогательных дисциплин. Финансирование отсутствовало, поэтому ученые могли вести деятельность лишь за счет грантов, которые выделял в основном Запад, в связи с этим идет в основном изучение греческой и латинской палеографии. С наступлением 21 века, возобновился интерес к творчеству царских и советских палеографов, труды Чирикова, Поздеева, Ерофеева, Шитова, Каштанова, Столярова. В целом, на данном этапе отечественная палеография развивается крайне тяжело и держится на энтузиастах, прилагающих титанические усилия любимому делу. |