Речь. Рабочая программа дисциплины (модуля)
Скачать 361.57 Kb.
|
Что делают организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами? предоставляют лицензии (разрешения) пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, собирают с пользователей вознаграждение и распределяют его между правообладателями; осуществляют использование произведений и фонограмм, полученных для управления на коллективной основе; контролируют условия договоров, заключаемых обладателями авторских и смежных прав при осуществлении их имущественных прав. Обладатель исключительных авторских или смежных прав вправе требовать от нарушителя за нарушение своих прав: только извинений; выплаты компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей; ликвидации нарушителя - юридического лица. Издательством без договора с автором и без указания его имени была издана книга, выпущенный тираж продан частично. Какие права автора в данном случае были нарушены? только имущественные права; только личные неимущественные права (право авторства); имущественные права (исключительные права) и личные неимущественные. Лица, виновные в нарушении авторских и смежных прав, могут привлекаться: только к гражданской ответственности; к гражданской, уголовной и административной ответственности; только к гражданской и уголовной ответственности. Возможно ли одновременное привлечение лица, виновного в нарушении прав на произведение или фонограмму, к гражданской и уголовной ответственности? возможно; невозможно; привлечение к гражданской ответственности возможно только после отказа в возбуждении уголовного дела. Автор или иной обладатель исключительных авторских или смежных прав вправе требовать выплаты ему компенсации за каждый случай нарушения таких прав в размере: не менее 1 000 рублей; не менее 10 000 рублей, но не более 1 000 000 рублей; от 10 000 до 5 000 000 рублей. 15 На основании договора, заключенного с автором произведения, издательство выпустило тираж книги 10 000 экземпляров, который был реализован издательством по цене 50 рублей за каждый выпущенный экземпляр. В розничной торговой сети книга продавалась по цене 100 рублей за экземпляр. В соответствии с условиями договора автору должно быть выплачено вознаграждение в размере 6 процентов от дохода, полученного издательством от продажи выпущенных экземпляров произведения, однако авторское вознаграждение выплачено не было. Автор обратился в суд и потребовал выплаты ему компенсации за нарушение его исключительных прав в размере 1 000 000 рублей. Правильно ли определен размер исковых требований? правильно; неправильно; автор не вправе в данном случае требовать выплаты ему предусмотренной законодательством компенсации за нарушение его исключительных прав, а может требовать только возмещения причиненных убытков в результате нарушения издательством условий заключенного с автором договора. Издательство заключило с каждым из авторов договоры об издании совместно написанного ими учебника. В выпущенном учебнике имена авторов указаны не были. В ответ на обращения авторов издательство сообщило, что согласно заключенным с ними договорам издательство не брало на себя обязательств указывать их имена при выпуске учебника. Авторы решили обратиться в суд. Могут ли они при этом потребовать выплаты: только компенсации морального вреда; компенсации за нарушение их исключительных прав на произведение; как компенсации за нарушение их исключительных прав, так и компенсации морального вреда. Композитору стало известно, что в магазине М. осуществляется продажа дисков, содержащих его музыкальные произведения. Композитор обратился в магазин с требованием прекратить нарушение его прав и продажу контрафактной продукции, однако в своем ответе магазин сообщил, что он не нарушал права автора, так как не осуществлял выпуск дисков, правомерно приобретенных им у музыкального издательства И., в связи с чем автору предлагается обратиться с претензиями непосредственно в данное издательство. Автор обратился в суд и потребовал, в частности, обязать магазин прекратить продажу дисков, содержащих его произведения. Вправе ли он предъявлять такое требование? да; нет; да, если докажет, что магазину было известно о том, что распространяемая им продукция является контрафактной. По радио прозвучала записанная в 1968 году песня в исполнении певца П., при этом не было объявлено имя певца и не было выплачено вознаграждение за использование записи его исполнения. Вправе ли исполнитель требовать: выплаты компенсации морального вреда за нарушение его личных неимущественных прав; выплаты компенсации за нарушение исключительных прав на использование исполнения; 16 выплаты компенсации за нарушение исключительных прав на использование исполнения и выплаты компенсации морального вреда за нарушение его личных неимущественных прав. Согласно условиям заключенного с автором договора издательство было вправе осуществлять издание (воспроизведение и распространение) произведения автора неограниченным тиражом в течение трех лет. По окончании срока действия договора на складе у издательства осталось 500 экземпляров произведения, изданного в период действия договора. Вправе ли издательство передать эти экземпляры для реализации в торговую сеть? вправе, поскольку оно правомерно осуществило их выпуск; не вправе, если иное не предусмотрено договором; вправе, если реализация будет осуществлена не позднее чем через шесть месяцев после окончания срока действия договора. Автор в соответствии с заключенным с правоприобретателем П. договором предоставил ему исключительные права на использование его произведения сроком на пять лет. В период действия договора автор обнаружил, что другое лицо неправомерно использует его произведение способами, предусмотренными в договоре с правоприобретателем П. Правоприобретатель П., уведомленный автором о совершаемом нарушении, не предпринял никаких действий для его пресечения. Автор обратился в суд. Вправе ли автор при этом: требовать прекращения незаконного использование его произведения; требовать выплаты ему компенсации за нарушение исключительных авторских прав; требовать прекращения незаконного использование его произведения и выплаты ему компенсации за нарушение исключительных авторских прав. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ 1. Право интеллектуальной собственности и его место в системе гражданского права. 2. Система источников права интеллектуальной собственности. 3. Теория права интеллектуальной собственности: концепции и парадигмы. 4. Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности. 5. Понятие и принципы патентного права. 6. Система источников патентного права Российской федерации. 7. История патентного права в России и за рубежом. 8. Объекты патентного права. 9. Охрана изобретений в гражданском праве. 10. Патент как форма охраны объекта в промышленной собственности. Оформление патентных прав. 11. Правовая охрана полезных моделей. 12. Право на промышленный образец. 13. Права изобретателей и их гражданско-правовая защита. 14. Права автора промышленного образца и их гражданско-правовая защита. 15. Субъекты патентного права. 16. Охрана российских изобретений за рубежом. 17. Право на товарный знак и знак обслуживания. 18. Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско- правовая защита. 19. Правовая охрана наименований места происхождения товара. 17 20. Право на результаты творчества, используемые в производство. 21. Лицензионные договоры. 22. Понятие “ноу хау” и договоры о его передаче. 23. Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана. 24. Международно-правовое сотрудничество в сфере охраны промышленной собственности. 25. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. 26. Евразийская патентная конвенция 1994 г. 27. Деятельность международных организаций в сфере охраны промышленной собственности (на примере ВОИС). 28. Понятие и принципы авторского права. 29. Система источников авторского права Российской Федерации. 30. История авторского права в России и за рубежом. 31. Субъекты авторского права. 32. Объекты авторского права. 33. Гражданско-правовая охрана программных средств для электронных вычислительных машин. 34. Гражданско-правовая охрана смежных прав. 35. Права авторов и их гражданско-правовая защита. 36. Авторские договоры. 37. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 38. Международная охрана авторских прав. 39. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. 40. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. 41. Международные соглашения в сфере охраны смежных прав. 42. Деятельность международных организаций в сфере охраны авторских прав (на примере ЮНЕСКО и ВОИС). 43. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности и их защита в гражданском праве. 44. Гражданско-правовая охрана научных открытий. 45. Научные исследования и разработки и их гражданско-правовое регулирование. 46. Правовая охрана топологий интеллектуальных микросхем. 47. Правовая охрана рационализаторских предложений. 48. Правовая охрана селекционных достижений. 49. Гражданско-правовая охрана информации. 50. Правовая охрана служебной и коммерческой тайны. Компетенция: ПК-3 Этап формирования компетенции: 3. Владеть Средство оценивания: решение задач, выполнение заданий, составление различных правовых документов. КОМПЛЕКТ ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВАРИАНТ №1 (последняя цифра зачетки - 1) Задача 1. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию "Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. С.- Петербурга". 18 Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию "Расписание" объектом авторского права. Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права. Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права? Задача 2. Художник-любитель купил в магазине картину автора Дремова и сделал несколько копий, которые подготовил для продажи. Когда автор явился к покупателю, чтобы воспроизвести свою картину и увидел сделанные покупателем копии с искажением цветного фона, он предложил эти копии уничтожить. Покупатель не согласился с этим требованием и заявил, что он купил картину в магазине, стал ее собственником и как собственник может распоряжаться ею как угодно. Поэтому он отказывает автору в воспроизведении его картины. Автор обратился в суд за защитой своих прав. Какое решение должен вынести суд? Задача 3. Группа научных сотрудников при изучении окислительно-восстановительных свойств подземных вод установила, что вместе с дождем растворимый в ней атмосферный кислород проникает на большие глубины в подземные воды. Ранее в науке считалось, что кислород содержится лишь в тонком приповерхностном слое Земли. По мнению ученых, научное осмысление открытого явления очень важно для правильной постановки поисковых Рабат. В частности, на его основе может быть разработан принципиально новый метод поиска полезных ископаемых. Ученые обратились за консультацией к юристу-патентоведу относительно закрепления своего приоритета и авторских прав. Какие разъяснения должны быть им даны? Задача 4. В Патентное ведомство РФ поступили две заявки. Заявителю по более поздней заявке было выдано свидетельство на полезную модель "Устройство для разработки прессовых соединений". По ранее поданной заявке на получение патента на изобретение "Устройство для выпрессовки наружных колец" решение еще не было принято. Авторы более Раисой заявки считают, что техническое решение, охарактеризованное в формуле полезной модели, на которую уже выдано свидетельство, не ново, так как повторяет совокупность существенных признаков их заявки. Различия усматриваются лишь в названии отдельных элементов, а не в их существе. Поэтому авторы обратились к патентному поверенному с просьбой оказать им помощь в подготовке возражения. Владелец свидетельства на полезную модель, узнавший о готовящемся опротестовании выданного ему свидетельства, в письме авторам более ранней заявки сообщил, что он работал над решением совершенно самостоятельно, с материалами их заявки не знаком и поэтому его свидетельство не подлежит аннулированию, тем более, что тождество предложенных решений исключено, так как им подавалась заявка на полезную модель, а не на изобретение. В каком порядке могут быть признаны недействительными выданные свидетельства и патенты? Какое решение может быть принято в данном случае, в частности при установлении тождества обоих решений? 5. Заполнить таблицу 19 Ответственность за нарушение авторских, смежных, патентных прав, прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий № пп Вид правонарушения Вид ответственности (гражданско- правовая, административная, уголовная) Вид наказания Суммы, взыскиваемые с нарушителя ВАРИАНТ №2 (последняя цифра зачетки - 2). Задача 1. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам. Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю. Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Задача 2. Композитор вместе с поэтом создали несколько свадебных и застольных песен, которые были исполнены в концертном зале. Издательство обратилось к авторам с предложением об издании этих песен. С кем должен быть заключен договор, если издательство намерено одновременно издать ноты с текстом, а также ноты и текст по отдельности? Какие виды соавторства знает закон? Задача 3. На предприятии художественных промыслов была разработана новая модель чайного сервиза, расписанного по эскизам художника Маркова. В связи с предстоящим запуском модели в производство возник вопрос о необходимости обеспечения охраны прав предприятия и художника-дизайнера. Юридическая фирма, к которой предприятие обратилось за консультацией, разъяснила, что наилучшим способом охраны было бы признание данной модели промышленным образцом. Однако сделать это невозможно, так как рассматриваемое художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия не обладает промышленной применимостью, ибо предполагает ручную роспись каждого изделия. Впрочем, по мнению юридической фирмы, третьи лица все равно не смогут воспользоваться данной разработкой, которая является произведением декоративно- прикладного искусства и не может быть использована без согласия ее автора, т.е. художника-дизайнера. Насколько правильна данная консультация? Задача 4. Работники технологического бюро Чернышев и Хромов в установленном законом порядке признаны авторами изобретения - нового способа получения гашеной извести, разработанного ими в период работы на предприятии. В народный суд поступили иски от Фролова, начальника технологического бюро, и Власова, сотрудника бюро, которые ставили вопрос о включении их в число соавторов изобретения. В исковом заявлении Фролова указывалось, что им, как начальником бюро, осуществлялось общее 20 руководство всеми работами, которые завершились созданием новой технологии полу- чения гашеной извести. В иске Власова отмечалось, то) именно он подсказал Чернышеву и Хромову основную идею нового способа, а также проделал большую работу по поиску и анализу аналогов изобретения, результаты которой он также передал ответчикам. Подлежат ли удовлетворению заявленные исковые требования? 5. Заполнить таблицу Ответственность за нарушение авторских, смежных, патентных прав, прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий № пп Вид правонарушения Вид ответственности (гражданско- правовая, административная, уголовная) Вид наказания Суммы, взыскиваемые с нарушителя ВАРИАНТ №3(последняя цифра зачетки - 3) Задача 1. Мурманское книжное издательство заключило с автором Бурго-мистровым договор об издании монографии "История Заполярья". Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие. Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии? Какие авторские права переходят по наследству? Задача 2. По радио в рубрике "Новости науки" была передана в эфир статья Радченко "Результаты исследования дна Ладожского озера". Автор потребовал выплатить ему вознаграждение и впредь без его согласия его статью не повторять. Радиокомитет заявил, что по авторскому закону все опубликованные статьи могут передаваться в эфир без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Кто прав в этом споре? В каких случаях допускается использование произведений без |