Главная страница

Отчет. Рабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование


Скачать 403.5 Kb.
НазваниеРабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование
АнкорОтчет
Дата14.10.2022
Размер403.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла3.doc
ТипРабочая программа
#733413
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7


Авторы: Е.В. Сакович, Л.Г. Грищенко - преподаватели ОБПОУ «Суджанский техникум искусств».

Рецензент: С.В. Шенгелия - председатель предметно-цикловой комиссии «Хоровое дирижирование» ОБПОУ «Суджанский техникум искусств».

1.Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.01.01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование.
1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование МДК.01.01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение является частью ПМ.01 Дирижёрско-хоровая деятельность и предназначен для реализации в Суджанском техникуме искусств.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели:

- формирование дирижерского комплекса у обучающихся, воспитание квалифицированных специалистов, способных  продемонстрировать знания и навыки в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве дирижера хорового коллектива и преподавателя хоровых дисциплин в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- воспитание квалифицированных хормейстеров, способных в своей деятельности использовать многообразные возможности хорового исполнительства для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста.

- расширение кругозора обучающихся, научить понимать идейно-художественные и стилистические особенности произведения, развивая музыкальное мышление обучающегося, подготавливая в дальнейшем к самостоятельной работе с партитурой;

- всестороннее развитие и формирование музыкальных слуховых представлений обучающихся, умение осмысливать и представлять внутренним слухом звучание произведения;

- воспитание навыков музыкального мышления, способность к музыкальным представлениям, способствующим пониманию студентами содержания музыкальных произведений.
Задачи:

- усвоение обучающимися знаний теоретических основ хорового искусства;

- развитие умений и навыков, необходимых для практической работы с хором;

- расширение музыкального кругозора, ознакомление обучающихся с
лучшими образцами русской и зарубежной музыки, произведениями
современных композиторов, народным музыкальным творчеством;

- развитие навыков самостоятельной работы над партитурой;

- ознакомление обучающихся с методическими основами работы с хором;

- развитие у обучающихся навыков чтения с листа и транспонирования хоровых партитур различной фактуры.

- воспитание у обучающихся интереса и любви к хоровому исполнительству, песенному народному творчеству, хоровому наследию западноевропейской и русской хоровой классики, современной хоровой музыке;

- развитие музыкальных способностей каждого обучающегося, выявление их индивидуальных особенностей;

- формирование черт характера, необходимых для управления хором;

- развитие навыков самостоятельной работы над хоровой партитурой;

- ознакомление с основными методами работы с хором, закрепление их на практике;

-воспитание творческой инициативы, освоение знаний о методах работы над музыкальными произведениями, формирование технологических умений и навыков работы над исполнительскими трудностями.

- подготовка обучающегося к самостоятельной работе над хоровой партитурой.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- обладать компетенциями:

ОК: ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

ПК:

ПК 1.1 Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой, ансамблевый и вокальный репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации в хоровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3 Осваивать сольный, ансамблевый, хоровой исполнительский репертуар, систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

ПК 1.4 Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5 Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6 Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.7 Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.8 Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в ДШИ и ДМШ других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2 Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.3 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

- иметь практический опыт:

Требования к уровню освоения содержания курсов

По 1 разделу «Дирижирование»

В результате освоения  курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

- работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов;

- чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными требованиями;

- составления плана разучивания и исполнения хорового произведения;

уметь:

- исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров a,cappella и с сопровождением, транспонировать;

- исполнять любую партию в хоровом сочинении;

- дирижировать хоровые произведения различных типов: acappella и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;

- анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;

- определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные средства;

- выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);

- применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;

- пользоваться специальной литературой;

- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;

знать:

- репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);

- вокально-хоровые особенности хоровых партитур;

- художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства;

- методику работы с хором;

- профессиональную терминологию.

Время изучения - дирижирование –1- 8 семестры; чтение хоровых партитур – 4 - 8 семестры; хороведение - 5-6 семестры.
По 2 разделу «Чтение хоровых партитур»

В результате освоения курса обучающийся должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа хоровых произведений различных форм в соответствии с программными требованиями;

репетиционно-концертной работы в качестве хормейстера;

Уметь:

читать с листа и транспонировать хоровые произведения;

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

применять теоретические знания в исполнительской практике;

пользоваться специальной литературой.

Знать:

хоровой репертуар, включающий произведения различной степени сложности;

художественно исполнительские возможности хоровых коллективов различных типов и видов;

закономерности развития выразительных и технических возможностей хоров;

базовый хоровой репертуар;

профессиональную терминологию.

По 3 разделу «Хороведение»

Минимум содержания по предмету должен сформировать у студентов следующие знания и навыки:

- знание теоретических основ хороведения, классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны и регистровое строение;

- понимание интонационных закономерностей ступеней мажора и минора (в мелодическом и гармоническом изложении) на основе их ладовой взаимозависимости и с учетом зонной природы

вокального строя;

- представление о путях достижения хорового ансамбля как необходимого средства для передачи образно-смыслового содержания хорового сочинения;- умение определять ансамблевые, интонационные, а также вокально – хоровые трудности и пути их преодоления.

Теоретические основы хорового искусства являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса хороведения должно сочетаться с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приемов работы с хором. Практическими формами работы могут быть:

- хороведческий анализ партитур по разделам: трудности строя, ансамбля, вокально-хоровые трудности и пути их преодоления;

- методический анализ (репетиционный план) начального этапа разучивания хорового сочинения и его завершающей стадии;

- подбор и исполнение вокально-хоровых упражнений с объяснением их возможной целесообразности;

- гармонизованное исполнение на фортепиано всех мажорных гамм и гармонической настройки для хора во всех мажорных и минорных тональностях;

- выполнение развёрнутой письменной аннотации на хоровое произведение a cappella и с сопровождением;

- разбор репетиций или концертов хоровых коллективов;

- составление примерного репертуарного плана работы хора.

1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 728 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 485 часов;

Самостоятельная работа обучающегося 242часа.

Данная программа состоит из трех разделов:

дирижирование,

чтение хоровых партитур,

хороведение.
В том числе по 1 разделу «Дирижирование»: максимальная - 483 часа, обязательная – 322 часа, самостоятельная – 161 час. Согласно рабочему учебному плану специальности по разделу Дирижирование дополнительно предусмотрены часы на консультации 6 ч. на каждого студента на I - IV курсе.

По 2 разделу «Чтение хоровых партитур»: максимальная - 137 часов, обязательная – 91 час, самостоятельная – 46 часов.

По 3 разделу «Хороведение»: максимальная - 108 часов, обязательная – 72 часа, самостоятельная – 36 часов.
Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

При приеме на основную профессиональную образовательную программу по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» необходимо исполнить: два разнохарактерных произведения (без сопровождения и с сопровождением, можно под собственный аккомпанемент) продирижировать несложное произведение (народную песню, произведение школьного репертуара и т.п.).

Ответить на вопросы, касающиеся анализа исполняемых произведений (сведения об авторах, тональный план, размер, метр, интервалика и т.д).
Виды учебной работы и отчетности по 1,2, 3 разделам.

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций:

вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ предшествующего материала), установочную (направляющую студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы), междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соответствовуют выбранным преподавателем методам контроля. Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются: Практические занятия. Это индивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия, которые проводятся по дисциплинам учебного плана.

К практическим занятиям также относятся репетиции и творческие выступления обучающихся. В рамках творческих выступлений обучающихся предусмотрены встречи с представителями учреждений культуры (филармоний, театров, концертных организаций и т.д.), учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации. Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах – дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

К участию в семинарах могут привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики.
Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной 14 образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя.

Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим

и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

Реферат. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему критически освоить один из разделов учебной программы дисциплины или междисциплинарного курса. Рекомендуемый план реферата: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата.

1.5. Материально-техническое обеспечение курса.

Освоение «МДК 01.01. «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведение» по требованию стандарта требует наличие в образовательном учреждении дирижерских классов, каждый из которых должен быть оснащен двумя фортепиано, зеркалом, подставкой, пультом, мультимедийная аппаратура.

2.Тематический план междисциплинарного курса

По 1 разделу «Дирижирование».

курссеместр

наименование тем

количество часов

мак.

обязат.

самост.

I курс

I семестр

Введение

3

2

1

Тема 1. Дирижёрская техника, её задачи и значение для управления хором.

15

10

5

Тема 2. «Дирижёрский аппарат и его составляющие, основные принципы мануальной техники.

30

20

10

II семестр

Основной курс


Тема 3. Тактирование.

Приём вступления и окончания.

Паузы, цезуры, дыхание.

30

20

10

Тема 4. Ферматы, акценты.

Фразировка.

Звуковедение legato и non legato в умеренном темпе

30

20

10

итого:

108

72

36

II курс

III семестр
IV семестр


Тема 1. Различные виды звуковедения.


27

18

9

Тема 2. Агогика.


27

18

9

Тема 3. Различные виды фермат.



27

18

9

Тема 4. Разнообразие динамики.


27

18

9

Тема 5. Ритмические трудности.


27

18

9

Тема 6. Размеры 6/8 и 6/4 по шести- и двудольной схеме.

27

18

9




итого:

162

108

54

III курс

V семестр

VI семестр

Тема 1. Несимметричные размеры.


27

18

9

Тема 2. Сложные агогические и динамические изменения.

27

18

9

Тема 3. Различные штрихи.


27

18

9

Тема 4. Ритмические сложности.

27

18

9




итого:

108

72

36

IV курс

VII семестр

Тема 1. Сложные, несимметричные и переменные размеры.


30

20

10




Тема 2. Полифония.


30

20

10




Тема 3. Крупная форма.

30

20

10

VIII семестр

Подготовка дипломной программы.

15

10

5




итого:

105

70

35




всего:

483

322

161
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта