Главная страница

Отчет. Рабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование


Скачать 403.5 Kb.
НазваниеРабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование
АнкорОтчет
Дата14.10.2022
Размер403.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла3.doc
ТипРабочая программа
#733413
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

По 2 разделу «Чтение хоровых партитур»

курс

наименование тем

количество часов

мак.

обязат.

самост.



2 курс

1. Изучение и исполнение на фортепиано хоровых произведений однородного и смешанного типа без сопровождения и с сопровождением, изложенных на одной-двух строчках, одноголосных, двухголосных.

4.5

3

1.5

2.Изучение двух-, трех-, четырехголосных произведений, изложенных на одной-двух строчках.

4.5

3

1.5

3.Транспонирование хоровых партитур на м.2 выше и ниже оригинала.

4.5

3

1.5

4. Изучение и исполнение двухстрочной партитуры (сложной).

6

4

2

5. Изучение трехстрочной партитуры (более сложной).

6

4

2

6. Изучение произведений с сопровождением фортепиано (несложных, с двухстрочной хоровой партитурой).

4.5

3

1.5

итого:

30

20

10

3 курс

1. Изучение и исполнение партитуры (сложной) без сопровождения.

12

8

4

2. Изучение и исполнение четырехстрочных партитур для однородного и смешанного составов без сопровождения.

12

8

4

3. Транспонирование на б2 выше и ниже оригинала трёх - четырёхголосных хоровых партитур смешанного типа, изложенных на трёх строчках (реже на двух).

6

4

2

4. Изучение и исполнение на фортепиано больших многоголосных хоровых произведений смешанного и однородного типа с сопровождением и без сопровождения крупной формы, изложенных на четырёх и более строчках.

12

8

4

5. Продолжается работа по совершенствованию навыков.

12

8

4




итого:

54

36

18

4 курс

1. Изучение больших многоголосных хоровых произведений смешанного и однородного типа без сопровождения и с сопровождением, изложенных на трех, четырех и более строчках.

15

10

5

2. Изучение хоровых произведений различных по стилю русских и зарубежных композиторов.

15

10

5

3. Изучение хоров с более сложным и развитым тональным планом, самостоятельным ритмическим и мелодическим движением хоровых голосов, со сложной хоровой и фортепианной фактурой, переменных и сложных размеров, разнообразными динамическими и агогическими изменениями.

15

10

5

4. Транспонирование на б2 выше и ниже оригинала четырёхголосной хоровой партитуры смешанного типа, изложенной на четырёх строчках;

8

5

3




итого:

53

35

18




всего:

137

91

46


По 3 разделу «Хороведение»

курс

семестр

наименование тем

количество часов

мак.

обязат.

самост.



3 курс

5 семестр

1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры.

7.5

5

2.5

2. Специфика хорового исполнительства,

его цели и задачи. Формы хорового

исполнительства.

7.5

5

2.5

3. Голосовой аппарат человека. Певческие

голоса и их характеристики.

9

6

3

4. Вопросы певческой культуры.

9

6

3

5. Культура речи в пении.

7.5

5

2.5

6. Понятие о хоре. Типы, виды, составы

хоров.

7.5

5

2.5

итого:

48

32

16

3 курс

6 семестр

1. Строй хора.

10.5

7

3.5

2. Ансамбль хора.

10.5

7

3.5

3. Работа дирижера над партитурой. Методика работы с самодеятельным хором. Народный хор.

10.5

7

3.5

4. Темп, метр и ритм в хоровом исполнительстве.

10.5

7

3.5

5. Краткий обзор истории хорового пения стран СНГ.

9

6

3

6. Хоровое пение в зарубежных странах

9

6

3




всего:

60

40

20




итого:

108

72

36


3.Содержание курса

По 1 разделу «Дирижирование»

Введение в курс дирижирования. Краткая история развития дирижёрского искусства.

Роль и задачи дирижёра в хоровом коллективе. Дирижирование - как творческий процесс. Выдающиеся русские и зарубежные дирижёры.

Основы дирижёрской техники. Постановка дирижёрского аппарата (положение рук, корпуса, головы, ног). Кисть руки, и её пластичность.

Строение дирижёрского жеста. Ауфтакт и его роль в процессе дирижирования. Показ начала и снятия звучности. Тактирование и его отличие от дирижирования. Схемы дирижирования на 2, 3, 4. Связь дирижёрского жеста с темпом, характером музыки, динамикой, ритмическим рисунком. Фразировка, штрихи, паузы. Вступление на различные доли такта. Метод изучения хорового произведения дирижёром хора.

Средства дирижёрской выразительности. Функции правой и левой руки. Развитие координации и независимости в движении рук.

Темповые изменения.

Фермата (на звуке, на паузе и на тактовой черте), фермата с динамическими изменениями звука и без них. Различные формы перехода от ферматы к последующему аккорду и приёмы его дирижирования.

Основы дирижёрской техники. Дирижирование 5-ти и 6-ти дольных размеров.

Дробление долей такта в связи с темпом и ритмической структурой произведений. Люфт – пауза. Генеральная пауза. Функции правой и левой руки. Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков, вступления разных голосов, нюансы.

Динамика: крещендо, диминуэндо, субито форте, субито пиано, пианиссимо, форте, пиано.

Дирижирование пяти и шестидольных размеров. Понятие о стаккато и приёмы его дирижирования, синкопы, акценты.

Основные приёмы и методы работы над произведениями а’капелла. Навыки работы с камертоном.

Значительное усложнение ранее усвоенных навыков. Дробление основной метрической единицы.

Темп очень быстрый и очень медленный. Длительное крещендо и диминуэндо. Основные приёмы дирижирования для достижения ансамбля и строя.

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретённых на предыдущих курсах. Схема дирижирования на раз. Переменные размеры.

Работа в классе над экзаменационной программой. Работа над дирижированием и изучением партитур дипломной программы в хоре. Дирижирование семи и восьмидольных размеров. Интенсивная дальнейшая работа по изучению техники дирижирования.

I курс
На первом году обучения начинающие дирижёры осваивают дирижёрский аппарат и его возможности, понятия о двух функциях дирижирования: выражении эмоционально-смыслового содержания и управлении исполнением, знакомятся с основной позицией дирижёра, выясняют роль мимики в дирижировании, основные принципы дирижёрских движений. Осуществляется подготовка дирижёрского аппарата к овладению техникой дирижирования. Происходит овладение тактированием, изучаются элементы дирижёрского взмаха – доли (замах, стремление, точка, отдача); свойства дирижёрского взмаха (скорость, амплитуда, длительность, сила, масса, направленность, форма), обеспечивающие множественность дирижёрской информации, основные компоненты звучания, подлежащие воплощению в жестах (метр, темп, характер, звуковедение, ритм, динамика, начало звучания, прекращение звучания); три элемента начала дирижёрского исполнения («внимание», «дыхание», «вступление») показ прекращения звучания (подготовительное движение к показу окончания звучания и снятие его). Дирижирование в размерах ¾, 4/4 и 2/4 в умеренном и умеренно-скором темпах, при звуковедении нонлегато и легато и динамике меццо форте, форте, пиано; вступление на различные доли такта. Показ вступления после основной метрической доли такта в среднем движении (дроблёное вступление). Ферматы, их значение и приёмы исполнения: снимаемая фермата в начале, середине и конце произведении; фермата на паузе в середине произведения и приёмы её исполнения.

Паузы и цезуры между фразами.

Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков.

Основные приёмы и методы работы над произведениями. Первоначальные навыки работы с камертоном.

За время обучения на первом курсе студент должен знать и уметь:

  • овладеть тактированием;

  • знать приемы вступления и окончания;

  • уметь показать паузы, цезуры, ферматы, акценты, звуковедение легато.


II курс

На втором году обучения происходит углубление дирижёрских знаний и совершенствование приобретенных навыков и умений дирижёра.

Продолжение работы над самостоятельностью функций правой и левой руки в показе вступлений разных голосов, динамики и т.д. Самостоятельная роль левой руки в показе выдержанных звуков, вступлений разных голосов, нюансов и т.д.

Работа над показом легато в умеренном темпе при средней силе звучания.

Дирижирование в размерах 6/8, 6/4 по шестидольной и двухдольной схемам в относительно несложных по хоровой фактуре и художественным задачам произведениях.

Стаккато и приёмы его дирижирования. Исполнение произведений с достаточно гибкой агогикой.

Неснимаемая фермата, приёмы её исполнения.

Динамика.

Синкопы, акценты.

За время обучения на втором курсе студент должен пройти 10 произведений.

На экзамене студент должен выполнить все экзаменационные требования, выполнявшиеся им на 1 курсе.
За время обучения на втором курсе студент должен знать и уметь:

  • освоить различные виды звуковедения;

  • знать различные виды фермат;

  • уметь показать разнообразие динамики;

  • освоить шестидольный размер.


III курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретённых на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 в быстром движении по двухдольной схеме (2 +3 и 3+ 2). Дирижирование в размере 5/4 по пятидольной схеме (2 +3 и 3+ 2). Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трёхдольной схеме в различных динамических и темповых показателях.

Дробление основной метрической единицы в размерах 4/4, 3/4, 2/4 в медленных темпах. Дирижирование в размере 4/4 (алля бреве).

Дирижирование в размерах 3/4 и 3/8 в быстром движении (на раз).

Темп очень быстрый (престо) и очень медленный (лярго) .

Длительное ускорение.

Длительное крещендо и диминуэндо. Приёмы дирижирования полифонических произведений. Приёмы дирижирования речитативами и сольными партиями в оперных сценах. Приобретение начальных навыков в работе с учебным хором.

За время обучения на 3 курсе студент должен пройти 10 произведений. На экзамене студент должен выполнить все обязательные требования.
За время обучения на третьем курсе студент должен знать и уметь:

  • освоить несимметричные размеры;

  • уметь показать сложные агогические и динамические изменения;

  • овладеть способом показа различных штрихов.


IV курс

Углубление знаний и совершенствование навыков дирижирования, приобретённых на предыдущих курсах.

Дирижирование в размерах 7/4 и 7/8 по семидольной схеме в умеренном и умеренно-скором движении 9/8 и 9/4 по девятидольной и трёхдольной схемам: 12/4 и 12/8 по двенадцатидольной и четырёхдольной схемам; 11/4 в быстром движении по пятидольной схеме. Чередование простых и сложных размеров.

Совершенствование навыков работы с хором.

Подготовка программы Государственной аттестации.

За время обучения на 1У курсе студент должен пройти 6 произведений, в том числе оперные сцены и дипломную программу.

На экзамене в УП семестре студент должен выполнить все требования обязательные для IV курса.

На экзамене по технике дирижирования в конце VII семестра студент обязан:

- исполнить на фортепиано партитуру хора без сопровождения и сочинением крупной формы с сопровождением).

На Государственную аттестацию выносится программа, состоящая из 2-х произведений (одно с сопровождением и одно - без сопровождения), самостоятельно разученных с хором и исполненных в концертной части Государственной аттестации.

Кроме того, каждый выпускник работает над разучиванием нового произведения (или части произведения) без сопровождения с хором в присутствии Государственной комиссии в течение 15-20 минут.

За время обучения на четвертом курсе студент должен знать и уметь:

  • уметь дирижировать полифонические произведения;

  • освоить дирижирование крупных сочинений, включающих в себя сложные, несимметричные и переменные размеры;

  • подготовить программу к итоговой Государственной аттестации.


Содержание курса

По 2 разделу «Чтение хоровых партитур»

В умении анализировать партитуру проявляется разумное отношение к её чтению. Анализ даёт возможность установить соотношение всех голосов партитуры и определить их функции, помогает осознать выразительное значение того или иного приёма изложения, способствуя правильному и глубокому раскрытию образов музыкального произведения.

Приступая к работе над партитурой дома, студент, прежде всего, анализирует её по следующему плану:

а) сведения об авторах музыки и текста (краткая творческая биография, характеристика творчества, творческое наследие); содержание произведения;

б) музыкально-теоретический анализ произведения, (тональность, тональный план, каденции, размер, особенности хоровой фактуры, темп, форма), характер развития музыкальной мысли;

в) вокально-хоровой анализ произведения, тип и вид хора, тесситура партий, ансамбль, строй, интонационные трудности, вокально – хоровые, ритмические, дикционные особенности партитуры;

г) исполнительский анализ произведения (связь текста и музыки, цепное дыхание и цезуры, темповые изменения, характер звуковедения, динамика, штрихи, кульминация произведения).

Хоровое произведение – синтез музыки и слов. Внимательное изучение литературного текста, содержание произведения – непременное условие выразительного исполнения его на фортепиано. Играя произведение, необходимо мысленно пропевать (произносить «про себя») текст произведения, для выявления музыкальной фразировки и правильного дыхания в цезурах.

Штрихи, динамика, темпы как правило определяются образной сферой, исходящей в свою очередь от литературного текста сочинения. В этой связи учащийся должен понимать смысл авторских ремарок, касающихся агогических и динамических изменений, характера звуковедения, различных штрихов для установления верных темпов и динамики произведения, правильного использования звуковых возможностей фортепиано, заменяющего хор. Необходимо требовать от учащихся ясного исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения. Это способствует убедительному раскрытию содержания произведения, его стиля и музыкальных образов.

Читая партитуру мысленно, учащийся получает первое, ещё недостаточно полное и точное представление о нотной записи исполняемого произведения. Исполняя её затем на фортепиано, он использует звучание инструмента для проверки и дальнейшего уточнения и развития своего представления о звучании произведения с учетом внутреннего слухового контроля.

Чтение партитуры с помощью фортепиано, при котором игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, должно являться основным методом обучения чтению хоровых партитур.

Показывая в классе результат своей самостоятельной работы, учащийся должен осмысленно и музыкально сыграть изучаемое произведение на фортепиано, основываясь на ясном слуховом и исполнительском анализе партитуры.

Исполняя хоровые голоса произведения, учащийся должен:

- петь, чисто интонируя, любой хоровой голос и играть одновременно всю хоровую партитуру;

- играть хоровую партитуру, опускать хоровой голос, который поёт студент в данный момент;

- переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по указанию педагога часть хорового голоса «про себя»;

- петь любой хоровой голос, играя аккомпанемент, в произведении с сопровождением;

- исполняя только сопровождение эпизодически петь «вслух» различные голоса хоровой партитуры.

В практике студентов, старших курсов могут встретиться партитуры, которые невозможно сыграть полностью, несмотря на правильно подобранную аппликатуру. Работая над такими произведениями, студент должен облегчать исполнение трудного эпизода в сопровождении или в хоровых голосах за счёт некоторого сокращения или упрощения нотного текста.

Рекомендуется также перемещать на октаву вверх далеко стоящие от других голосов звуки басовой партии, аккорды и звуки аккомпанемента. Можно опускать выдержанные звуки в какой-либо партии или второстепенные детали сопровождения для исполнения более важных в данный момент хоровых голосов или элементов аккомпанемента. При исполнении партитур в подвижных темпах, гармонический аккомпанемент, изложенный мелкими длительностями, допустимо объединять в один аккорд большей длительности.

Умение упрощать аккомпанемент изучаемого произведения важно для практической работы будущих учителей пения в школах и руководителей коллективов художественной самодеятельности, где в основном используется песенный репертуар и функцией аккомпанемента главным образом является гармоническая поддержка мелодии.

Студент должен:

- играть хоровые партитуры, с дополнением её звучания элементами аккомпанемента;

- уметь исполнять партитру однородного хора в которой партия фортепиано не совпадает с хоровыми голосами;

- уметь соединять партию фортепиано, где звучит основной тематический материал;

- представлять с помощью постоянной активной работы внутреннего слуха разнообразие фактуры, тембровые особенности и динамику опущенных деталей хора и аккомпанемента, мысленно дополняя и обогащая звучание фортепиано.

Правильно подобранная аппликатура при игре хоровой партитуры на фортепиано является необходимым условием технической стороны, способствующей выразительному и осмысленному её исполнению. Работая над партитурой, студент должен:

  • правильно выбрать аппликатурный приём (при штрихах легато и стаккато);

  • верно распределить нотный материал между правой и левой рукой;

  • уметь изменять обычное положение рук в зависимости от особенностей изложения данного произведения, стремясь исполнить его наиболее выразительно;

  • учитывать нисходящие или восходящие мелодические линии в каждой из партий.

Перекрещивание голосов, часто встречающиеся в различных хоровых произведениях, значительно затрудняет их исполнение на фортепиано, особенно в партитурах для смешанного хора с солирующими голосами (альт, тенор, бас) и в партитурах для однородного хора в 4-х строчном изложении. В некоторых случаях целесообразно, не меняя обычного положения рук, голоса, звучащие выше - исполнять правой рукой, звучащие ниже — левой.

Для выразительного исполнения студентами хорового произведения на фортепиано большое значение имеет навык владения педалью. Педаль является художественным средством, дополняющим звуковые возможности фортепиано, способствующим большему связыванию звуков, достижению наиболее плавного голосоведения в хоровой партитуре.

На первой стадии работы, когда основной задачей является овладение навыком связного исполнения всех голосов партитуры посредством правильно подобранной аппликатуры, необходимо играть партитуру без педали; применять педаль рекомендуется лишь фрагментарно, в необходимых местах партитуры. Например, педалью следует поддерживать далеко стоящий от других хоровых партий басовый голос, хоровые аккорды, повторяющиеся в широком расположении на одной гармонии.

По мере прохождения курса учащемуся следует приучать к более свободному владению педали в процессе работы над исполнением различных хоровых произведений на фортепиано.

Необходимо систематически развивать у студентов определять тональность, хоровую фактуру, динамические и темповые изменения, навык чтения с листа с первых уроков курса, постепенно усложняя технические задачи, совершенствовать процесс дальнейшего обучения, начиная от небольших отрывков простейших хоровых произведений и отдельных хоров несложной структуры до чтения партитур средней трудности более крупной формы.

Задачей данного раздела является развитие навыка транспонирования хоровой партитуры, имеющего большое значение в работе будущих учителей пения и руководителей хоровых коллективов художественной самодеятельности. Руководитель хора должен уметь транспонировать на нужный интервал разучиваемое в хоре произведение. Особенно важен этот навык во время репетиционной работы, с учетом вокальных возможностей данного коллектива. Навык транспонирования выстраивается вначале на материале хорошо изученных учащимся хоровых произведений, затем транспонирование мало изученных партитур. При этом как прием можно использовать транспорт на интервал вверх или вниз верхнего голоса, один из средних голосов, два голоса вместе, все произведение целиком.
Курс чтения хоровых партитур проводится в виде классных индивидуальных занятий. С учетом самостоятельной формы работы и последующей проверкой результатов выполнения домашнего задания. Музыкальный материал подбирается в порядке его постепенного усложнения, соответственно объёму знаний и репертуарным особенностям, по курсам. Степень сложности программы определяется индивидуальными способностями и музыкально-теоретической подготовкой учащегося, учитывая уровень подготовки.
II курс – 4 семестр

Ознакомление студентов с основными видами хоровой фактуры и специфическими особенностями её исполнения на фортепиано:

а) хоровые голоса без сопровождения,

б) голос с простейшим видом сопровождения.

Изучение и исполнение на фортепиано хоровых произведений однородного типа (мужских, женских, детских), одноголосных, двух-, трёх- и четырёхголосных (к концу семестра).

Хоры небольшие по размеру, с ясным тональным планом, несложным ритмом, умеренного темпа, простой формы. Выработка основных навыков транспонирования и чтения с листа простейших примеров хоровой литературы.

В индивидуальный план студента включаются двух-, трёхголосные хоры однородного типа (изложенные на двух строчка) с несложным аккомпанементом и смешанные хоры (двухстрочного изложения) с сопровождением. Также изучаются и исполняются на фортепиано хоровые произведения однородного и смешанного типа без сопровождения, изложенные на двух и трёх строчках. Хоры трёх- и четырёхголосные.

По окончании 4 семестра «Чтение хоровых партитур» студент должен:

- уметь без затруднений транспонировать на м2 выше и ниже оригинала двух- трёхголосную хоровую партитуру однородного типа, в двухстрочном изложении;

- уметь транспонировать на б2 выше и ниже оригинала простой четырёхголосный хор смешанного типа, изложенный на двух строчках;

- уметь исполнить несложную партитуру 2-х — 3-х голосного хора однородного типа.
III курс - 5, 6 семестры

Усовершенствуются навыки исполнения хоровых партитур на более сложном музыкальном материале. Изучаются и исполняются на фортепиано хоровые партитуры однородно и смешанного типа, изложенные на двух, трёх, четырёх строчках с сопровождением и без сопровождения, хоры трёх – и четырёхголосные с более развитым тональным планом, достаточно самостоятельным голосоведением, разнообразным ритмическим рисунком хоровых голосов, более крупной формы, с более развитой партией сопровождения; сложными и несимметричными размерами, динамическими и агогическими изменениями.

Развиваются навыки самостоятельной работы студентов над партитурой.

Совершенствуются навыки чтения с листа и транспонирования на основе более сложного материала проработанных партитур и новых произведений.

По окончании 5 семестра «Чтение хоровых партитур» студент должен:

- овладеть искусством исполнения партитуры на фортепиано приближенного к хоровому звучанию;

- уметь транспонировать на б2 выше и ниже оригинала трёх- четырёхголосную хоровую партитуру смешанного типа, изложенную на трёх строчках (реже на двух);

- развить навыки исполнения партитуры с элементами полифонии;

- исполнить партитуру с сложными и переменными размерами.

По окончании 6 семестра «Чтение хоровых партитур» студент должен:

- развить навыки исполнения партитуры с элементами полифонии, партитур для смешанного состава хора с солирующими голосами (сопрано, альт, тенор, бас);

- уметь транспонировать на м3 выше и ниже оригинала простую трёхголосную хоровую партитуру смешанного типа, гармонически изложенную на трёх, четырёх строчках.

IV курс 7, 8 семестры

Усложняются примеры партитур для чтения с листа и транспонирования.

Изучаются и исполняются на фортепиано большие многоголосные хоровые произведения смешанного и однородного типа с сопровождением и без сопровождения крупной формы, изложенные на четырёх и более строчках, хоры с более сложным и развитым тональным планом, самостоятельным ритмическим и мелодическим движением хоровых голосов, со сложной хоровой и фортепианной фактурой, переменных и сложных размеров, разнообразными динамическими и агогическими изменениями.

Заканчивая курс, студент должен:

- транспонировать на б2 выше и ниже оригинала четырёхголосную хоровую партитуру смешанного типа, изложенную на четырёх строчках;

- уметь петь хоровые голоса, ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемых партитур;

- прочитать с листа хоровое произведение средней трудности, смешанного типа, четырёх строчного изложения;

- исполнить на фортепиано и анализировать хоровое произведение, подготовленное самостоятельно.

С целью проверки способности студентов к самостоятельной работе над произведением, в 8 семестре, за неделю до итогового занятия, каждому студенту поручается хоровое произведение, которое он изучает самостоятельно и исполняет на контрольном уроке (произведение для смешанного хора без сопровождения, изложенное на четырёх строчках.
Содержание курса

По 3 разделу «Хороведение»

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта