Главная страница

Отчет. Рабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование


Скачать 403.5 Kb.
НазваниеРабочая программа мдк 01. 01 Дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение для специальности 53. 02. 06 Хоровое дирижирование
АнкорОтчет
Дата14.10.2022
Размер403.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла3.doc
ТипРабочая программа
#733413
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Тема 1. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. История хорового исполнительства в России и его основные направления: народнопесенное и профессиональное церковно-певческое искусство. Основные формы церковно-певческого искусства: знаменное, строчное и партесное пение. Первые государственные профессиональные русские хоры: хор Государевых певчих дьяков, в дальнейшем переименованный в Петербургскую Придворную певческую капеллу; хор Патриарших певчих дьяков и поддьяков, впоследствии

Московский Синодальный хор. Основные этапы развития этих хоров и соответствующих учебных заведений вплоть до советского периода.Усадебно-дворянская культура России XVIII-XIX веков. Крепостная хоровая капелла графа Шереметева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С.А.

Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным. Капелла князя Ю.Н. Голицына. Светская хоровая культура в России второй половины XIX века. Создание общедоступных хоровых коллективов и хоровых учебных заведений. Хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание Бесплатных классов хорового пения при РМО в Москве и Петербурге, хора Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 году.Известные на рубеже веков духовные хоры, возглавляемые И.И. Юховым и А.А. Архангельским. Конец ХIХ века – расцвет хорового исполнительства в России. Исполнительская деятельность Синодального хора и 7Придворной певческой капеллы. Создание Симфонической капеллы в Москве. Хоровое исполнительство после революции 1917 года. Профессиональные хоровые коллективы: Ленинградская (ныне Петербургская) академическая хоровая капелла имени Глинки, Государственный хор СССР (ныне Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова), Республиканская русская хоровая капелла (ныне Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова), Ансамбль красноармейской песни ЦДКА имени Фрунзе (ныне Дважды Краснознамённый имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Российской армии), Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. Русские хоровые дирижеры: В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.В.

Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов, М.Е. Пятницкий. Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов - создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В.К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).Детская хоровая самодеятельность. Детский хор НИИ художественного воспитания детей Академии педагогических наук России. Деятельность В.Г. Соколова, возглавлявшего этот коллектив. Ансамбль песни и танца московского городского Дворца пионеров под руководством В. С. Локтева.Студенческие самодеятельные хоры, получившие известность в последние десятилетия: Московский хор молодежи и студентов под руководством Б. Тевлина, хор МВТУ

им. Баумана – руководитель В.Живов, Мужской хор МИФИ –руководители Э. Рывкина и Н. Малявина.Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Детские хоровые студии «Пионерия», «Веснянка», «Восход».

Тема 2. Специфика хорового исполнительства, его цели и задачи. Формы хорового исполнительства.

Хор как единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, основу звучания которого составляет ансамбль вокальных унисонов. Специфические свойства вокальных голосов, определяющие высокий уровень ансамблевой

сложности в хоре.

Создание общехорового ансамбля, необходимого для раскрытия художественного замысла исполняемой музыки. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски. Определение целей, задач и особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства.

Тема 3. Голосовой аппарат человека. Певческие голоса и их характеристики.

Устройство голосового аппарата и его три основные составляющие: легкие с дыхательными путями, гортань с голосовыми связками, область природных резонаторов. Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата. Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание, или выравнивание регистров голоса – необходимое условие преодоления определенных вокально – хоровых трудностей.

Понятие о певческом голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато. Три группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные голоса. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки.

Тема 4. Вопросы певческой культуры

Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звуковедение. Основные типы певческого дыхания. Виды хорового

дыхания.

Понятие резервного дыхания. Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием. Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи.

Тема 5. Культура речи в пении

Синтез речи и музыки в вокальных жанрах. Значение слова в хоровом пении. Различие в написании и произношении слов. Раскрытие понятий «орфоэпия», «культура и логика речи» применительно к вокальному исполнению.

Взаимосвязь вокальной дикции и артикуляции. Правила вокального произношения в зависимости от норм звуковедения. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в вокально – хоровом исполнении.

Тема 6. Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров.

Определение понятия «хор». Типы хоров. Характеристика их вокально– технических и исполнительских возможностей. Виды хора. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав и расположение хорового коллектива.

Тема 7. Строй хора

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными

строями. Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности. Раскрытие понятия «зонный строй».

Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя. Два вида строя хора – мелодический и гармонический.

Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями при правильном звукоизвлечении и звуковедении.

Тема 8. Ансамбль хора.

Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного хорового исполнения. Понятия частного и общехорового ансамбля. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества их голосов. Единство ощущений темпа, ритма, метра, динамических изменений, необходимых для достижения частного и

общехорового ансамбля.

Общий ансамбль в хоре – это органическое слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия образно–смысловой сферы исполняемого произведения. Виды хорового ансамбля.

Темповый и метроритмический ансамбль. Определение верного темпа, отражающего образно – содержательную суть исполняемого произведения. Соответствие темпа определенному стилю или направлению в музыке. Определение меры медленного и быстрого темпов. Понятие метричности и агогичности исполнения. Прием rubato. Метр – основа ритмического ансамбля при исполнении контрастных ритмических структур в полифонической музыке.

Способы преодоления темповых и метроритмических трудностей в работе с хором. Динамический ансамбль и его соответствие различным складам изложения. Динамический ансамбль в произведениях для хора с солистами.

Различные виды динамического ансамбля хора с сопровождением. Естественный и искусственный ансамбль. Зависимость динамического ансамбля от тесситуры. Роль нюансов и фразировки в раскрытии содержания хорового произведения. Их взаимосвязь со стилем, формой, темпом произведения.

Тембровый ансамбль и его художественно – выразительные возможности. Задачи «ретушировки» литературного текста в хоровом пении. Соблюдение единства приемов звукоизвлечения (атаки) и звуковедения – важные элементы частного и общего ансамбля.

Тема 9. Работа дирижера над партитурой. Методика работы с самодеятельным хором. Народный хор.

Тщательный анализ хорового сочинения – необходимое условие для осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых хормейстерских приемов в работе с хором. Основные этапы самостоятельной работы дирижера над хоровой партитурой.

План выполнения письменной аннотации на хоровое сочинение. Руководитель коллектива – организатор всей его деятельности. Личностные, организаторские и профессиональные качества, необходимые дирижеру для осуществления совместной с хором творческой деятельности.

Основы организации самодеятельного хора. Материальная база. Методика создания хорового коллектива. Организация самоуправления внутри коллектива. Организация занятий самодеятельного хора.

Методы разучивания репертуара. Планирование репетиционной, учебной и концертной деятельности коллектива. Формирование основных вокально-хоровых навыков у участников самодеятельного хора. Роль и значение вокально–хоровых упражнений в работе

самодеятельного коллектива.

Подбор репертуара. Его доступность и художественная самоценность. Роль репертуара в закреплении вокальных и слуховых навыков у участников хора. Методы разучивания исполняемого репертуара. Специфика изучения музыкальной грамоты в хоровой самодеятельности.
Тема 10. Темп, метр и ритм в хоровом исполнительстве.

Значение темпа. Взаимосвязь с характером произведения. Терминология. Использование метронома для определения темпа. Агогика и её терминология.

Связь темпа с дыханием и звуковедением. Метроритмические трудности в хоровом исполнительстве. Исполнение пунктирного ритма, мелких длительностей и синкоп.

Тема 11 . Краткий обзор истории хорового пения стран СНГ.

Певческое искусство Украины. Певческое искусство Белоруссии. Певческое искусство народов Закавказья. Певческое искусство народов Прибалтики.
Тема 12. Хоровое пение в зарубежных странах

Хоровое искусство древности и Средневековья. Хоровое искусство эпохи Возрождения. Хоровое пение в XVII-XVIII веках. Развитие хорового движения в XIX-XX веках.

4. Контрольные требования междисциплинарного курса

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации,

зачётно - экзаменационные требования

По 1 разделу «Дирижирование»

Все формы и методы контроля и оценки изучения МДК 01.01. «Дирижирование» направлены на подтверждение успешного планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Могут быть использованы формы и методы контроля:

внутриурочные — открытые уроки

концертные - семестровые.

Рекомендуемые формы контроля:

внутриурочная — исполнение фрагментов или целого произведения;

открытая концертная — академический вечер;

выступление в концерте;

выступление в конкурсе;

семестровая — зачет 1, 3, 5 семестры.

контрольный урок — 8 семестр.

экзамен — 2, 4, 6,7 семестры.

Содержание курса и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно - экзаменационные требования).

Все виды отчетности (кроме контрольного урока) проходят в форме публичных выступлений. Программы исполняются наизусть.

На 1-3 курсах за год должно быть пройдено не менее 10 произведений.

На 4 курсе — не менее 7 произведений, включая оперные сцены и дипломную программу.

В изучаемом репертуаре должны быть предусмотрены произведения:

без сопровождения,

с сопровождением,

для разных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного).

Круг произведений должен охватывать разные эпохи, стили, жанры.

Примерные экзаменационные требования

- исполнить на фортепиано произведения без сопровождения и с сопровождением, приготовленные наизусть;

- спеть сольфеджио и со словами любую хоровую партию (горизонталь и вертикаль в произведении без сопровождения, в произведении с сопровождением -горизонталь);

- продирижировать два произведения (без сопровождения и с сопровождением);

- спеть под собственный аккомпанемент произведение школьного репертуара;

- ответить на вопросы, касающиеся анализа исполняемых произведений;

- представить письменную аннотацию на произведение a’ cappella;

- исполнить на фортепиано обязательные примеры хоровой литературы.
Примерные экзаменационные программы

I семестр

1

1. А. Свешников «Гаснет вечер»

2. Т. Попатенко «Горный ветер» (из кантаты «Горный ветер»)

2

1. В. Ребиков «Зарумянились вишни и сливы»

2. Р. Штраус «Рождественская песня»

II семестр

1

1. Л. Бетховен «Гимн ночи»

2. П. Чайковский «Пойду ль, выйду ль я» (из оперы «Чародейка»)

2

1. Греческая народная песня «Где ты, колечко?» обр. В. Соколова

2. Ф. Мендельсон «Воскресное утро»
III семестр

1

1. В. Шебалин «Полынок»

2. П. Чесноков «Крестьянская пирушка»
2

  1. М. Ипполитов-Иванов «Сосна»

  2. Д. Россини Хор пиратов (из оперы «Итальянка в Алжире»)

IVсеместр

1

1. Р. Шуман «Вечерняя звезда»

2. А. Серов «Застонало сине море» (из оперы «Рогнеда»)

2

1. Р. Мартини «Осень»

2. С. Рахманинов «Огни погашены» (из оперы «Алеко»)

V семестр

1

1. М. Глинка «Патриотическая песня»

2. Л. Шварц «Уж как пал туман» обр. А. Флярковского

2

  1. Д. Бортнянский «Достойно есть»

2. Ц. Кюи «Птицы»

VI семестр

1

1. Ф. Пуленк «Грусть»

2. А. Рукин «Ворон к ворону летит»

2

1. Ю. Буцко «Цвели в поле цветики»

2. Н. Римский-Корсаков «Как по мостикам» и «Ой, беда идёт» (из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»)

VП семестр

1

1. А. Архангельский. «Милосердия двери отверзи нам»

2. Ш. Гуно. Сцена смерти Валентина (из оперы «Фауст»)
2

1. Р. Бойко «Вологодские кружева»

2. А. Скрябин «Слава искусству»
Примерные программы

Государственной итоговой аттестации
для смешанного хора

1

1. Д. Бортнянский «Достойно есть»

2. Р. Шуман «Цыгане»

2

1. Ф. Пуленк «Грусть»

2. П. Чайковский «С мала ключика» (из кантаты «Москва»)
3

1. И. Бах «Сердце, молчи»

2. А. Бородин «Солнцу красному слава» (из оперы «Князь Игорь»)
для женского хора

1

1. Г. Свиридов «Ты запой мне ту песню»

2. Д. Верди «Кто там с победой к славе» (из оперы «Аида»)

2

1. В. Мурадели «Ручей»

2. П. Чесноков «Зелёный шум»

3

1. М. Балакирев «Песня о школе»

2. В. Моцарт «Мы поём веселья песни» (из оперы «Похищение из сераля
По 2 разделу «Чтение хоровых партитур»

Для проверки знаний и навыков в конце каждого месяца проводятся контрольные уроки, а в конце каждого семестра итоговый зачёт.

К контрольному уроку студент должен:

а) подготовить всю программу и исполнить произведения по указанию педагога, спеть в них хоровые голоса, и ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемых партитур;

б) транспонировать на нужный интервал приготовленную хоровую партитуру;

в) прочитать с листа произведение соответствующий курсу трудности;

г) исполнить на фортепиано самостоятельно приготовленное произведение.

По окончании 7, 8 семестра студент должен:

- прочитать с листа произведение, соответствующей курсу трудности;

- исполнить на фортепиано, самостоятельно приготовленное произведение повышенной сложности.

По 3 разделу «Хороведение»

В конце изучения курса учебным планом предусмотрен экзамен - 4 семестр; по окончании 3 – го семестра - зачёт. По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущей проверки знаний и выполнения практических заданий.

Экзаменационные требования включают: знание теоретических основ предмета, умение обобщать отдельные положения путём метода сравнительного анализа, практические виды работы.
Практическими формами работы по курсу хороведения могут быть:

- хороведческий анализ партитур (аннотация) по разделам: трудности строя, ансамбля, вокально-хоровые трудности и пути их преодоления;

- методический анализ (репетиционный план) начального этапа разучивания хорового сочинения;

- методический анализ завершающей стадии разучивания хорового сочинения;

- подбор вокально-хоровых упражнений с объяснением их возможной целесообразности;

- разбор репетиций или концертов хоровых

коллективов;

- составление примерного репертуарного плана

работы хора.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта