Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретические вопросы

  • Практическая часть

  • Задания к тексту

  • 3. Какова семантика заглавия

  • 5. Коммуникативные регистры в тексте. Композиция текста.

  • Анализ. Амирасланова Ф. - Анализ поэт.текста- 24.03.20. Работа Амираслановой Фатимы магистрантки 1 г о. Русская филология


    Скачать 26.97 Kb.
    НазваниеРабота Амираслановой Фатимы магистрантки 1 г о. Русская филология
    АнкорАнализ
    Дата08.01.2022
    Размер26.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАмирасланова Ф. - Анализ поэт.текста- 24.03.20.docx
    ТипДокументы
    #326015

    Работа Амираслановой Фатимы

    магистрантки 1 г.о. «Русская филология»

    по дисциплине «Анализ поэтического текста»

    Теоретические вопросы:

    1. Понятие о сильной позиции текста. Основные сильные позиции и их краткая характеристика.

    2. Ключевые слова текста. Заголовок как текстовый знак.

    _____________________________________________

    1.Понятие "сильная позиция" пришло в литературоведение из лингвистики, а именно из фонологии. "Нет такового звука в речевой цепи, который не находился бы в какой-нибудь позиции", - пишет М. В. Панов и делит их, в частности, на перцептивно сильные и слабые.

    Однако понятие "сильная позиция" применяется не только в стиховедении - оно может считаться универсальным инструментом анализа любого произведения как целостного высказывания, как текста, имеющего начало и конец.

    Термин "сильная позиция" используется при анализе композиции текста сравнительно недавно и связан с развитием лингвистики текста - дисциплины, изучающей целостное высказывание, т. е. "некоторую законченную последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора".

    Для лингвистики текста характер, но выделение единиц, более протяженных, чем предложение (сверхфразовых единств), выдвижение на первый план проблем актуального членения текста и его внутренней связанности (когезии), реализуемой через разного рода повторы и оппозиции. Начало текста - точка отсчета и потому предмет особо тщательного анализа (в семантическом, грамматическом, фонетическом, ритмическом отношениях).

    Одной из первых в отечественном литературоведении применила термин "сильная позиция" И. В. Арнольд, изучавшая начало и конец текста в свете "стилистики декодирования".

    Конечно, композиция текста как мощное средство воздействия на читателя (слушателя) - проблема, имеющая очень долгую историю. Во всех "риториках" огромное значение придавалось не только "изобретению", но и "расположению" мыслей. Так, Ломоносов советует располагать доводы таким образом, "чтобы сильные были напереди, которые послабее, те в средине, а самые сильные на конце"

    2. Среди многих аспектов филологического анализа текста одним из малоразработанных и вместе с тем одним из весьма значимых является вопрос о ключевых словах в структуре текста. Во-первых, данная проблематика имеет практическое значение, т. е. она связана с разработкой таких новых направлений, как компьютерная лингвистика, медиалингвистика, инженерная лингвистика. Во-вторых, проблема ключевых слов является актуальной для психолингвистики и библиопсихологии. Например, А. И. Новиков определяет ключевые слова как «слова, на основе которых происходит актуализация того фрагмента знания, который необходим для осмысления последовательности слов, в контексте которых они находятся».

    Ключевые слова, усиленные рифмой, благодаря своеобразному звуковому рефрену образуют семантический стержень произведения, выступают в качестве своеобразных скреп, придающих тексту связность, целостность и единство.

    Заголовок - это «целостная единица речи (текстовый знак), которая является обязательной частью текста и имеет в нем фиксированное положение -перед и над текстом». Одной из основных внутренних функций заголовка считается номинативная, или информативная, - заголовок «сжато сообщает основное содержание, тему или идею текста». Рассматривают также особые функции заглавия, характерные для художественной литературы: метафорическую, метонимическую, символическую, оценочную, которые, по мнению ученых, могут быть выделены в самостоятельные группы в том случае, если они являются основными при формировании заглавия произведения. 

    Заголовок соотносится с лексико-оценочной темой текста, и функцию его можно обозначить как привлечение читателя через вербализацию сути описываемой в основном тексте проблемы.

    Практическая часть:

    1. Прочитайте поэтический текст И.А. Бунина «Последний шмель», проведите его анализ, опираясь на задания после текста.

    Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

    Заунывно гудящий певучей струной,

    Ты зачем залетаешь в жилье человечье

    И как будто тоскуешь со мной?

    За окном свет и зной, подоконники ярки,

    Безмятежны и жарки последние дни,

    Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

    На подушечке красной, усни.

    Не дано тебе знать человеческой думы,

    Что давно опустели поля,

    Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

    Золотого сухого шмеля!

    Задания к тексту:

    1. Проведите членение текста, охарактеризуйте единицы текста по способу организации речи, по модальному признаку, по типу связи между предложениями, типу речи, разновидности речи, средствам связи (лексические, грамматические, образные, ассоциативные).

    Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

    Заунывно гудящий певучей струной,

    Ты зачем залетаешь в жилье человечье

    И как будто тоскуешь со мной?
    За окном свет и зной, подоконники ярки,

    Безмятежны и жарки последние дни,

    Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

    На подушечке красной, усни.
    Не дано тебе знать человеческой думы,

    Что давно опустели поля,

    Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

    Золотого сухого шмеля!


    • По способу организации речи текст является поэтическим.

    • По модальному признаку в тексте используется субъективные модальность (выражение отношения говорящего). Формой выражения является глаголы, использованные в повелительном наклонении (полетай, погуди).

    • По типу связи между предложениями можно сказать следующее: предложения связаны друг с другом последовательной связью. Мысль автора последовательна. Каждое последующее предложение развивает предыдущее.

    • По типу и разновидности речи текст построен так: в первом четверостишие- описание (описывается шмель), во втором четверостишие- повествование, а в третьем- рассуждение.

    • Средства связи в данном поэтическом тексте можно подразделить на:

    1.Лексические: повтор слова «шмель».

    2.Образные: эпитеты «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля»; метафоры: «Последний шмель», «угрюмый ветер».

    Стоит отметить, что образ «последнего шмеля" и «угрюмого ветра» наделены автором особым смыслом. Для автора «последний шмель" является символ уходящей жизни, а «угрюмый ветер» - неизбежными событиями.

    3.Грамматические: однокоренные слова – человечье / человеческой думы, видовременная соотнесённость глаголов: несовершенный вид – залетаешь, тоскуешь, знать.


    1. Выделите тематические группы слов, их роль в формировании темы произведения, развитии сюжета. Приведите примеры разных типов образных слов, употребленных в тексте. Как в контексте формируется образное значение слов: шмель, последний, золотой, сухой, бурьян, дума?

    Я выделила следующие тематические группы слов:

    • Описание: черный, бархатный, золотое, гуляний, певучей, ярки, безмятежны, жарки, последние, засохшей, красной, человеческой, угрюмый, золотого, сухого.

    • Предметы, которые есть в доме: окном, подоконнике, подушечке, жилье.

    • Травы: бурьян, татарке.

    • Природные состояния: дни, зной, свет, ветер.

    • Действия: залетаешь, тоскуешь, полетай, погуди, усни, знать, опустели, сдует, не дано.

    • Насекомое: шмель.

    • Одежда: оплечье.

    • Временная протяженность: скоро, давно

    • Состояние: заунывно.


    Чёрный бархатный шмель изображен настолько естественно, кажется, что этот шмель находится где-то рядом и заунывно гудит, ударяясь в стекло. Автором тонко прочувствован этот эпизод, слово «заунывно», как нельзя лучше передает тоскливое, печальное состояние, отражает звучание одной струны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие дни скоро сменятся холодом и пронизывающим ветром.

    Эпитет чёрный символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление поэтического эпитета золотое придаёт описанию шмеля особую торжественность — перед нами царственный, величественный образ.

    Слово оплечье обозначает часть одежды, покрывающую плечи. В данной строфе оно имеет переносный смысл.

    Во 2ой строке автор изображает тему осени, увядания, грусти. Он применяет метафору певучей струной. Благодаря диссонансу мы слышим жужжание шмеля - повтор звуков [ч], [ш], [з], [с]. Таким образом автор создаёт иллюзию звонкого, яркого мира.

    Лирический герой ведёт со шмелём диалог, герой не уверен в долговременном единении человека и природы, ведь шмель залетает в жильё человечье. И мы понимаем, что там их общение будет недолгим.

    Во втором четверостишие автор использует интересное слова татарка — род сорняка, татарник.

    Поэт понимает, что яркий свет скоро померкнет,а шмель превратится в лёгкого, сухого шмеля. Угрюмый пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сбросит шмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственного смертного ложа — в сорную траву. Так в природе властвуют, сменяя друг друга, то тёплая трепетная Жизнь, то сметающая всё на своём пути Смерть. И мы понимаем, что всё временно в этом стремительно изменяющемся мире.

    А префикс по- (полетай, погуди) усиливает ощущение конца, гибели. Тематический ряд, связанный со смертью, пополняется новыми словами: последние дни, засохшей татарке, усни. Метафора на подушечке красной преображает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазах происходит разрыв двух миров: мира природы и мира человека.

    В третьем четверостишии автор применяет категорическую конструкцию с инфинитивом мне дано знать подчёркивает отчуждение мира человека от мира природы. Стихотворение перестаёт быть простой пейзажной зарисовкой, обретая философское звучание.

    Когда автор противопоставляет себя и шмеля: я и он, я и шмель, мы не вместе – ощущается его неприятие назревающих революционных событий.

    Шмель у Бунина — это и собеседник автора, и образ выражающий его настроение.

    3. Какова семантика заглавия?

    Слово последний — одно из любимых в творчестве Бунина («Последняя осень», «Последняя весна»). Это объясняет особый интерес писателя к теме осени и смерти. Слово последний употребляется в стихотворении три раза и имеет различные оттенки: связанный со смертью, связанный с осенью, дорогой, уходящий, исчезающий.

    Слово шмель — символ уходящего в небытие мира. И если объединить значение двух слов, то можно сказать, что название обретает философское звучание: смерть и забвение в «окаянные дни», гибель хрупкого мира.

    4. Выявите, какие преобразования происходят в семантике слов в сочетаниях: черный бархатный шмель, золотое оплечье; ветер угрюмый; золотой сухой шмель и др. Какие слова формируют мотив смерти в тексте?
    «Последний шмель» насыщен средствами художественной выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на метафоры. Само название стихотворения метафорично: последний шмель олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, - счастья, радости, тепла, света. Кроме того, и в описании этого насекомого используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье».

    Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного числа.

    Также в стихотворении используются и фонетические средства художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:

    Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

    Заунывно гудящий певучей струной,

    Ты зачем залетаешь в жилье человечье…

    А также помогают «услышать» свист осеннего ветра – «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» - с помощью свистящих и шипящих согласных.

    Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» - образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.
    5. Коммуникативные регистры в тексте. Композиция текста.

    Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом.

    Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.


    написать администратору сайта