Антропология Шорский народ Колесов А.И. Работу выполнил студент группы юф204
Скачать 27.14 Kb.
|
Работу выполнил студент группы ЮФ-20-4 Колесов А.И. Общая характеристика Шорского народа 1. Название 2. История 3. Язык и религия Шорцы являются малочисленным коренным народом Сибири. Всего в мире 13000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в VI-IX вв. в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на 2 этнографические группы: горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с 20 века Горной Шорией; лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами. 1. Название Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар. Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны. 2.История С VI по IX вв. шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В XV-XVII вв. шорцы входили в состав Ойратского ханства. В XVII -XVIII вв. с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера. Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году. С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев. 3. Язык и религия Язык. Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта: кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков; мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков. Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев. Религия. Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых. Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми. В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты. Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор. Актуальные проблемы дальнейшего развития народа и пути их решения В Южной Сибири есть малочисленный тюркоязычный народ – шорцы. Всего их около 13 тысяч, большая часть живет на юге Кемеровской области. Эти места называют Горной Шорией. Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, сохранить свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. Хотят сами определять свое развитие, развивать свое самоуправление и не хотят быть ассимилированными другими народами. И шорцы, как народ, имеют на это право. Это гарантируется Конституцией РФ, статья 69, федеральными и региональными законами, касающимися прав коренных малочисленных народов. Как и у каждого народа, у шорцев на протяжении веков и тысячелетий была создана самобытная национальная культура, которая является частью общечеловеческой культуры. Но сегодня стоит вопрос быть или не быть шорцам как народу, быть или не быть его культуре и языку. Как остановить вымирание шорцев? Это задача всех неравнодушных к судьбе многострадального шорского народа людей, если они еще остались в наше расчетливое время. Когда в конце 80-х – 90-х годов XX века на волне демократических веяний начиналось шорское общественное движение за возрождение народа, масштаб проблем был другой, он был меньше, в 1990 году лучшие представители создали общественно-политическую организацию – Ассоциацию шорского народа, чтобы донести до власти чаяния шорского народа, чтобы власть наконец, обратила внимание на многочисленные проблемы народа, начала принимать меры по их решению. Работа Ассоциации шорского народа (АШН) шла по разным направлениям социально-экономического развития шорцев в сотрудничестве с органами исполнительной и законодательной власти всех уровней. В результате в местных и областных органах власти появились структуры по решению национальных вопросов, в которых стали работать шорцы, появились депутаты из числа шорцев, стали приниматься и финансироваться, пусть не в полном объеме, программы поддержки коренного населения, были созданы национальные сельские советы в местах компактного проживания коренного народа со своими бюджетами, шорцы были отнесены к малочисленным народам севера и на них начали распространять свое действие федеральная программа поддержки народов Севера. Образование и культура На родном языке сейчас говорят примерно шесть тысяч шорцев. Ученые считают этот язык исчезающим. Азбука на шорском. С 1927 по 1939 год были написаны и изданы шорские учебники для семилетней школы, создан "ученический русско-шорский словарь", издавалась районная газета "Кызыл Шор". За основу литературного шорского языка был взят говор шорцев современного города Мыски (мрасский диалект). Обогащался он и за счет кондомского диалекта. Развитие литературного языка было прервано после упразднения автономии Горной Шории в 1939 г. Вскоре прекратилось издание книг и газеты на родном языке, а также преподавание шорского языка в школах. Вновь шорский словарь был издан только в 1993 году "с целью восстановления литературного шорского языка". В вузе признаются: абитуриентов на эту специальность не найти. Ездить в таежные шорские деревни, чтобы заниматься там с будущими студентами, невозможно. Да и людей в старых деревнях почти не осталось. И лишь в немногих шорских поселениях, которые еще не стерты с лица земли, есть школы. Начиная с 1970 годов в шорских поселках работали только начальные школы. Подросших детей отправляли в интернаты, а сейчас и эти школы в деревнях закрыты. То есть работать учителям попросту негде. Шорский язык умирает. Уходят из жизни последние кайчи – шорские сказители. И сегодня к шорской культуре можно прикоснуться только на выступлениях фольклорных ансамблей. Путем решения данных проблем было бы целесообразным: - создать межведомственные и междисциплинарные рабочие группы для максимально полного описания языков и культуры данных народов; - обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках и культурологов для обучения национальной культуре; - выявить всех лиц, генетически родственных представителям данного народа до 6 колена; установить для них стипендии сроком на 20 лет для изучения родного языка, истории и культуры; - обеспечить за счет средств федерального бюджета выход периодической печати и книг на данном языке; - проводить ежегодные встречи носителей данного языка и культуры, приглашая на них лиц, проживающих также и вне районов компактного проживания; - ввести поощрительную выплату представителям данного народа, не употребляющим крепких спиртных напитков в размере 5 МРОТ; - ввести прогрессивную шкалу выплат родителям в зависимости от числа детей с оплатой 1 млн. руб. за второго и каждого последующего ребенка; - освободить от налогов предприятия данных народов, ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности; предоставлять им всемерную государственную поддержку. Финансирование, источники и объем Соглашение о долгосрочном сотрудничестве подписано между ООО «Разрез Кийзасский» и Кемеровской региональной общественной организацией «Ассоциация шорского народа «Шория». Свои подписи под документом поставили генеральный директор ООО «Разрез Кийзасский» Николай Зарубин и Президент КРО «Ассоциация шорского народа «Шория» Никита Шулбаев. Соглашение рассчитано на период 2018-2021 гг. Общая сумма средств, выделяемых угольным предприятием на мероприятия ассоциации, составит 2 млн руб. Примечательно, что церемония проходила в помещении духовного центра Эне Таг, построенного при поддержке угольщиков с Кийзасского — для того, чтобы духи были задобрены и все ладилось. Стоит отметить, что на протяжении нескольких лет между ООО «Разрез Кийзасский» и городским благотворительным Фондом «Развитие Горной Шории» действует соглашение о взаимном сотрудничестве по развитию мест традиционного проживания шорцев на территории Мысковского городского округа. Разрез финансирует проведение национальных праздников шорцев, создание национальных культурно-досуговых центров и др. Одним из последних проектов стало открытие 27 октября в районе «Красный Яр» новой благоустроенной спортивной площадки «Кызыл Чар». Площадка оборудована хоккейной коробкой, волейбольной площадкой, детской игровой площадкой, беседкой и теплым помещением для переодевания спортсменов-любителей. Но есть в Горной Шории шорцы, а есть Шорцы. Первые готовы за деньги обменять Родину на спортивные площадки и финансирование национальных праздников (и как только раньше в шорских деревнях народ праздники проводил без финансирования извне!). Вторые не могут смириться с тем, что земля их предков уничтожается угледобытчиками и заявляют о геноциде шорского народа. Первые давно покинули родовые угодья, живут в городе и научились зарабатывать на своей причастности к шорскому народу. Вторые не могут смириться с тем, что в шорских реках не стало рыбы, что из шорской тайги ушли звери, что вместо кристально чистой воды с гор бегут грязные угольные потоки. Конечно, право быть имеют и шорцы, и Шорцы. Вот только готовность одних продать Родину за соглашение о сотрудничестве очень мешает борьбе за выживание всего малочисленного коренного народа. Настоящие Шорцы дошли до ООН в надежде получить помощь в спасении своего народа. В заключительных замечаниях по двадцать третьему и двадцать четвертому периодическим докладам Российской Федерации в сентябре 2017 года в п.25, 26 речь идет непосредственно о шорском народе и разрезе Кийзаский. Комитет, в том числе, порекомендовал гарантировать соблюдение принципа свободного, предварительного и осознанного согласия во всех решениях, затрагивающих шорский народ. Пока Шорцы через надзорные органы пытаются добиться прекращения загрязнения угольной пылью своих родовых угодий, шорцы подписывают разного рода соглашения с тем самым предприятием, которое губит шорскую землю. Формально «принцип свободного, предварительного и осознанного согласия» реализуется. Фактически вряд ли кто-то из ООН приедет проверять исполнение Замечаний. А если и приедет, то любой шорец подтвердит, что шорский народ счастлив, получая «бусики» в обмен на родовые угодья. Настоящих Шорцев до любопытных из ООН, если таковые появятся, не допустят, как не допустили в августе 2018 года до министра природных ресурсов недовольных соседством с угольными разрезами жителей Березово, Апанаса, Костенково Новокузнецкого района. Представителям «больших», титульных народностей можно было бы не обращать внимания на то, что малый народ разделился на шорцев и Шорцев, на то, что шорцы продают свою Родину, а Шорцы не могут пробить бюрократическую стену, но ведь речь идет не только о родовых угодьях где-то там далеко в тайге. Реки — водоисточники больших городов берут свое начало далеко в горах, там, куда пришли угледобытчики. Спасая свою малую Родину, Шорцы спасают всю планету. Точки соприкосновения КМНС РФ и зарубежных стран Повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня. Реализация данной задачи предусматривает увеличение объёмов жилищного строительства, повышения качества социальных услуг малочисленным народам, создание объектов социального назначения и др. Создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера. Данная задача должна быть достигнута за счёт улучшения экологической обстановки в местах проживания коренных народов, реализации программ по улучшению их здоровья, снижению материнской и младенческой смертности и ряда других мероприятий. Повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учётом их этнокультурных особенностей. Решение данной задачи предусматривает развитие сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, оснащение школ современным оборудованием и применение высоких технологий в обучении, повышении уровня педагогического состава, ориентацию составляющих образовательного процесса на национальную культуру и основы ведения традиционного хозяйства. Решение указанных и других задач разделено на три этапа. На первом этапе (2009-2011 годы) проводились направленные на создание условий для устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов совершенствование нормативно-правовой базы в части защиты их прав, оказание поддержки со стороны государства, в том числе, и социального характера, за счёт средств федерального бюджета. Реализация мероприятий второго этапа (2012-2015 годы) предполагает достижение повышения уровня жизни коренных малочисленных народов Севера, в частности, таких как увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза суммарного коэффициента рождаемости и снижение смертности детей первого года жизни в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом. Целью третьего этапа (2016-2025 годы) является достижение среднероссийских показателей качества жизни малочисленных народов Севера, снижение смертности детей первого года жизни не менее чем в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Ряд северных стран проектируют и реализуют различные стратегии по развитию их арктических территорий, затрагивающие, в том числе, и социально-экономическое развитие проживающих на них коренных народов, в частности: Стратегия Канады Our North, Our Heritage, Our Future: Canada’s Northern Strategy (2009 г.) подразумевает направленное на повышение экономического потенциала общин коренных народов совершенствование северного самоуправления, а также предоставление коренным народам трансфертных выплат, в частности, на образование, обеспечение социально приемлемого уровня жизни, развитие инфраструктуры общин; стратегия США National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive (2009 г.) включает задачу привлечения коренных народов к участию в решении вопросов по добыче и разведке природных ресурсов северного региона; арктическая политика Швеции (Sveriges strategi fцr den arktiska regionen (2011 г.)) предусматривает расширение возможностей её коренного народа – саамов – в развитии своей самобытности за счёт сохранения культуры и традиционных отраслей экономики (оленеводства), расширения участия представителей коренных народов (молодёжи и женщин) в политических процессах, укрепления знаний о процессах адаптации к изменяющемуся климату Арктики; арктическая стратегия Норвегии Nordomrеdene, Visjon og virkemidler (2011 г.) включает задачу укрепления основ занятости и роста благосостояния населения страны через определение приоритетов в сотрудничестве с арктическими странами и коренными народами Севера. Примером южной страны с характерным представительством в составе её населения коренных народов является Австралия. С XIX века переселенцами из европейских стран было установлено рабское положение австралийских аборигенов. Но с середины следующего века общественные настроения и идеи постепенно привели сознание жителей южного материка к тому, что дискриминация аборигенов недопустима, и они были уравнены во всех правах с переселенцами. Кроме того, за австралийскими аборигенами властями закреплены отдельные земли. Несмотря на предпринятые в последние десятилетия властями Австралии меры по «интегрированию» австралийских аборигенов в современное общество, большая их часть остаётся на уровне развития традиционных форм хозяйствования. Тем не менее, правительство Австралии оказывает поддержку аборигенам: по улучшению здравоохранения, жилищных условий. Аборигенам выделены отдельные территории, преимущественно в отдалённых областях страны. Резюмируя вышеизложенное, стоит сформировать выводы о социальной политике страны в отношении коренных народов. Во-первых, учитывая неоспоримую обязательность равенства в правах коренных, в том числе малочисленных, народов со всеми гражданами той или иной страны, необходим ряд продуманных мер по улучшению их социально-экономического положения, которое зачастую оказывается на довольно низком уровне, – по крайней мере, доведение его до среднего по стране. Во-вторых, вместе с обеспечением всех прав коренных народов необходимо и сохранение их этнокультурных особенностей, возможностей развития традиционных форм хозяйствования с применением современных технологий. Необходимо нахождение баланса между возможностью представителей коренных народов пользоваться достижениями развития науки и техники и сохранением своей самобытности, выражающейся во всех сферах общественных взаимоотношений. Возвращаясь к Концепции развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, важно отметить, что выполнение такой масштабной цели, как повышение и устойчивое развитие социально-экономического положения коренных народов с сохранением особенностей их самобытности, должно сопровождаться контролем со стороны органов власти всех уровней, а также ответственностью для лиц, которым поручена организация обеспечения выполнения задач, направленного на достижение цели. Немаловажным является и уделение внимания опыту развитых стран по социальной защите коренного населения – для России, в первую очередь, – стран Северной Америки, Скандинавии. Перспективным шагом будет являться присоединение Российской Федерации к Конвенции МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». |