Работу выполнила студентка группы ппоб 2002а Рыжковаа Ирина Описание методик исследования
Скачать 53.24 Kb.
|
1 2 Работу выполнила студентка группы ППОб 2002а Рыжковаа Ирина Описание методик исследования. 1.Методика оценки профессиональной направленности личности учителя (опросник Е.И.Рогова) анализ возможных профессиональных деформаций личности педагога на основе определения типов профессиональной направленности личности по методике Е.И. Рогова. Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени; б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листке, написав нужную букву». Опросник 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью. 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека. 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали. 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 6. Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом. 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет. 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. / Е.И. Рогов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 512 с. 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу раз говаривать. 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка. 13. Большинство моих друзей - люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией. 14. Я подолгу анализирую свое поведение. 15. Дома я веду себя за столом так же,- как в ресторане. 16. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории. 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения. 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине. 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают. 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от личностных особенностей. 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других. 25. Я всегда охотно признаю свои ошибки. 26. Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве. 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу. 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать. 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу. 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. 33. Наука - это то, что меня больше всего интересует в жизни. 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной. 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. 37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету. 38. Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету. 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики. 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть. 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью. 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации. 44. Моя любезность часто не нравится другим людям. 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я моту быстро забыть об этом. 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету. 49. Я проявляю большой интерес к судьбе других. 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. Обработка результатов: Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале: • ответ, совпадающий с ключом, оценивается в I балл; • ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к нулю. Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации. КЛЮЧ Общительность- 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а; Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а; Направленность на предмет - За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а; Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а; Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406,456,50а. 2. Определение уровня сформированности педагогической рефлексии (Е. Е. Рукавишникова ) Методика имеет структуру личностного опросника, состоит из 34 вопросов, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Ответы «да» в регистрационном бланке обозначаются знаком «+», а «нет» — знаком «-». Инструкция. С целью более глубокого познания самого себя вам предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на них, обозначайте в регистрационном бланке свое согласие знаком «+», а несогласие — знаком «-». Текст методики 1. Были ли у вас случаи, когда анализ вашего поступка примирял вас с вашими близкими? 2. Изменялись ли ваши духовные ценности после того, как вы, проанализировав свои недостатки, приходили к решению изменить их? 3. Часто ли вы прибегаете к анализу своего поведения в конфликтных ситуациях? 4. Часто ли бывает так, что ваше поведение в конфликтной ситуации зависит от эмоционального состояния? 5. Ставите ли вы себя в своем воображении на место какого-либо незнакомого вам неудачливого человека? 6. Анализируете ли вы причины своих неудач? 7. Долго ли вы вспоминаете встречу с неудачливым человеком? 8. Пытаетесь ли вы анализировать свое поведение, если у вас долгое время не возникало проблемных ситуаций? 9. Как вы считаете, это связано с личностной потребностью разобраться в себе? 10. Вы анализируете свое поведение, чтобы сравнить себя с другими? 11. Были ли у вас случаи, когда анализ ситуации приводил к изменению решений, принятых вами ранее, изменению вашей точки зрения или переоценке самого себя? 12. Часто ли вы осознаете причины собственных поступков? 13. Часто ли вы анализируете поведение окружающих вас людей, избегая анализировать свое? 14. Пытаетесь ли вы выявить для себя причины своего поведения? 15. Считаете ли вы однозначным и беспрекословным для себя мнение человека, авторитетного в интересующей вас проблеме? 16. Пытаетесь ли вы анализировать мнения авторитетных людей? 17. Подвергаете ли вы критическому анализу позицию авторитетного человека, группы людей? 18. Противопоставляете ли вы мнению авторитетного человека свои хорошо обдуманные аргументы «против»? 19. Совпадает ли, как правило, ваша точка зрения на какую-либо проблему с мнением авторитетного человека в этой области? 20. Пытаетесь ли вы найти причину каких-либо неразрешимых жизненных противоречий, относящихся к вам? 21. Бывает ли так, что человеческие ценности, принятые в обществе, вы подвергаете критическому анализу? 22. Часто ли общественное мнение способно диктовать вам определенный образ мыслей? 23. Считаете ли вы, что умение анализировать вами свое поведение всегда приводит к принятию единственно правильного решения? 24. Пытаетесь ли вы анализировать свое или чужое поведение, если понимаете, что это может привести к возникновению отрицательных эмоций, неприятных для вас? 25. Задумываетесь ли вы о поведении посторонних вам людей, сравнивая их с собой? 26. Пробуете ли вы занять позицию постороннего вам человека в конфликтной ситуации, пытаясь сопоставить ее с собственной? 27. Вели ли вы когда-нибудь дневники, куда записывали свои мысли, переживания? 28. Анализируя свои неудачи, склоняетесь ли вы к оценке своего поведения? 29. Часто ли, анализируя свои неудачи, вы в большей степени приходите к выводу, что виноват беспорядок в социальной жизни? 30. Присуща ли анализу вашего поведения в большей степени эмоциональная оценка? 31. Присутствует ли в анализе собственного поведения в большей степени четкая словесная логика? 32. Часто ли общество способно навязать вам определенную манеру поведения? 33. Считаете ли вы обязательным для себя придерживаться всех рекомендаций моды, определенного стиля одежды и т. п.? 34. Часто ли бывает так, что, проанализировав свое поведение, вы меняете свой стиль общения с людьми? Обработка результатов Для определения уровня развития педагогической рефлексии необходимо сопоставить результаты, полученные в ходе проведения методики, с ключом для ее обработки. За каждый ответ, совпадающий с ключом, испытуемый получает 1 балл, в противоположном — 0 баллов, полученные баллы суммируются. 0-11 баллов — низкий уровень развития рефлексии. 12-22 балла — средний уровень рефлексии. 23—34 балла — высокий уровень рефлексии. 3. Методика изучения профессиональных ценностей педагога (О.С. Ноженкина). Данная методика была разработана нами по аналогии с методикой диагностики ценностных ориентаций Рокича и предназначена для изучения иерархии профессиональных ценностей педагогов. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: "Перед Вами список, включающий некоторые профессиональные ценности-цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую для Вас ценность и в столбце справа от нее поставьте цифру 1 (ранг ценности). Затем выберите следующую по значимости цель-ценность и обозначьте цифрой 2 и так далее. Наименее значимая получит номер 18". Список из 18 ценностей профессиональной деятельности педагога: 1. сознание общественной важности труда учителя; 2. возможность быть полезным людям; 3. возможность работы с детьми и молодежью; 4. возможность учить, воспитывать; 5. возможность испытывать детскую любовь и привязанность к себе; 6. возможность общения с родителями учащихся; 7. желание общаться; 8. большой отпуск; 9. гарантированная зарплата; 10. хорошие условия работы; 11. престижность педагогической профессии; 12. возможность творчества; 13. возможность самосовершенствования; 14. возможность видеть результаты своего труда; 15. возможность заниматься любимым предметом; 16. соответствие работы способностям; 17. соответствие работы характеру; 18. разнообразная работа. В результате проведения данной методики каждый испытуемый будет характеризоваться индивидуальной иерархией ценностей профессиональной деятельности, где меньший ранг будет означать большую значимость ценности. Для удобства дальнейшего анализа будет проведен пересчет рангов в обратную шкалу и в результате большее численное значение ранга будет означать большую значимость для испытуемого той или иной профессиональной ценности. 4. Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ) Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентации, то есть имеет место сущностная, аутентичная самореализация - осуществление потребности в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня. Инструкция. из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению. Опросник а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас. б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом. б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чувствую себя ему обязанным. б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах. б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации. б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты. а) Способность к творчеству – природное свойство человека. б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства. б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства. а) Я часто принимаю рискованные решения. б) Мне трудно принимать рискованные решения. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным. б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. а) Я люблю оставлять приятное «на потом». б) Я не оставляю приятное «на потом». а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику. б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии. б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь. б) Я себе нравлюсь. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять. б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда. а) Довольно часто мне бывает скучно. б) Мне никогда не бывает скучно. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность. б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны. а) Иногда мне трудно быть искренним. б) Мне всегда удается быть искренним. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим. б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям. б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю. б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается. а) Эгоизм – естественное свойство любого человека. б) Большинству людей эгоизм не свойственен. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время. б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги. б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие. б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым. б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают бестактным. б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других. б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу. б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами – это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения. а) Люди редко раздражают меня. б) Люди часто меня раздражают. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил. б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять. а) Главное в жизни – приносить пользу и нравиться людям. б) Главное в жизни – делать добро и служить истине. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным. б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию. б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задачами, стоящими передо мной. б) Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами. б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной сфере. б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям. б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам. б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей. а) Секс без любви не является ценностью. б) Даже без любви секс – очень значимая ценность. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника. б) Я не чувствую себя ответственным за это. а) Я легко мирюсь со своими слабостями. б) Смириться со своими слабостями мне нелегко. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому. б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений. а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого. б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания и творчества. б) В жизни очень важно приносить пользу людям. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах. б) Я не люблю споров. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами. б) Подобные вещи меня не интересуют. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи. б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями. б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства. б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями. б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. а) Человеку свойственно стремиться к новому. б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости. а) Я думаю, что неверно выражение «Век живи – век учись». б) Выражение «Век живи – век учись» я считаю правильным. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве. б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен. б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую. б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим долгом. б) Талант и способности значат больше, чем долг. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми. б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично. а) Я стараюсь избегать огорчений. б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться. б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку. б) Критика практически не влияет на мою самооценку. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли. б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость. б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области. б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья. б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь. б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. б) Обычно оценить человека очень легко. а) Для творчества нужно очень много свободного времени. б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте. б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко. б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации. а) Я считаю себя творцом своего будущего. б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее. а) Выражение «Добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. б) Вряд ли верно выражение «Добро должно быть с кулаками». а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки. а) Иногда я боюсь быть самим собой. б) Я никогда не боюсь быть самим собой. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях. б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное. б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих. а) Я стараюсь не быть «белой вороной». б) Я позволяю себе быть «белой вороной». а) В доверительной беседе люди обычно искренни. б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства. б) Я никогда этого не стыжусь. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими. б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства. б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности. а) Я уверен в себе. б) Не могу сказать, что я уверен в себе. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений. б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю. б) Меня любят, потому что я сам способен любить. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой. б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному. б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновата невнимательность собеседника. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление. б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле. Обработка результатов и интерпретация Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста: Таблица Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами: Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а Аутосимпатия: 6б, 14б6, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5. Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%. 1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе. 2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. 3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. 4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. 5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. 6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от». 7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. 8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». 9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки. 10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности. 11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие. 1 2 |