Главная страница

рабство в древней Греции. Рабство в древней греции


Скачать 5.02 Mb.
НазваниеРабство в древней греции
Анкоррабство в древней Греции
Дата13.03.2022
Размер5.02 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файларабство в древней Греции.docx
ТипДокументы
#394810
страница2 из 2
1   2


Основную массу рабов, однако, всегда составляли рабы не греки. Наибольшая часть их привозилась из Иллирии, Фракии, Лидии, Фригии, Пафлагонии и Сирии; с причерноморских рынков доставлялось в Грецию также значительное количество рабов.

Одним из самых важных источников рабства была война. После битвы при Евримедонте Кимон привез на рабский рынок больше 20 тыс. рабов. Наиболее крупным рынком рабов считался остров Хиос. Пользовались также известностью рынки Эфеса, Самоса, Делоса, Кипра, позже Фессалии, Византия и Северного Причерноморья, но главным центром работорговли в V в. были Афины, где почти ежемесячно устраивались распродажи рабов, причем нераспроданные рабы переправлялись в другие места.

На рынках рабы выставлялись на особом помосте, и их продавец, может быть также раб или вольноотпущенник, расхваливал перед покупателями физические достоинства своего товара. Цены на рабов колебались в зависимости от спроса и предложения и от большей или меньшей квалификации раба.

В 418 г. до н. э. раб-мужчина в среднем стоил 167 драхм, женщина — от 135 до 220 драхм. Рабы, работавшие на рудниках, стоили в IV в. до н. э. от 154 до 184 драхм. Рабы-ремесленники оценивались дороже. Известен случай продажи 20 рабов — резчиков по слоновой кости за 40 мин.

Дети рабов, как и дети свободного и рабыни, принадлежали тому рабовладельцу, в доме которого они родились. Впрочем, свободный отец мог объявить своего ребенка свободным, хотя полного равноправия с гражданами такой ребенок не получал. Только при особых обстоятельствах (например, в случае сильного уменьшения числа граждан) дети от брака свободных и рабов становились полноправными гражданами.

В общем, рабы по рождению были сравнительно немногочисленны; по дельфийским надписям, из 841 освобожденного раба только 217 принадлежали к рабам по рождению. Таким образом, все, что нам известно об источниках рабства в Греции, говорит о господстве прямого внеэкономического принуждения.

Рабство в Древней Греции было приемлемым и распространенным явлением, как и в большинстве организованных обществ того времен.

Каждый более или менее богатый человек считал обязанным держать несколько рабов для того, чтобы они ему прислуживали. Богатые были уверены, что им нужно обременять себя лишь интеллектуальным трудом, в то время как «безграмотные» должны прислуживать, занимаясь физическим трудом.

Однако между городами-государствами было несколько различий.

Зарегистрированная история рабства в Древней Греции начинается во времена микенской цивилизации (1600–1100 гг. до н.э.), о чем свидетельствуют многочисленные таблички, обнаруженные в Пилосе.

Рабы играли важную роль в древних обществах, поскольку их использовали при строительстве храмов и других строительных работах, однако, они были заняты в важнейшей области сельского хозяйства.

Женщины-рабыни служили горничными, медсестрами и поварами.

Ремесленники, которые работали со своими мастерами, жили в своих кварталах и зарабатывали деньги на добровольной основе.

Даже величайшие мыслители того времени, а их было очень много, не могли представить себе мир, свободный от рабства, поскольку это было столь устоявшимся явлением.

Аристотель описывал рабство в Древней Греции как естественное и необходимое. Для него раб был κτήμα έμψυχον («живая собственность»). Как мы видим, в то время это действительно было коллективным мышлением.

Однако с рабами обращались по-разному, и условия, в которых они жили и работали, могли различаться - в значительной степени в зависимости от времени и места, в котором они жили.

В Афинах, городе-государстве с демократическим правительством, люди росли вместе с семейными рабами, и дружить с ними было обычным делом.

С другой стороны, в олигархической Спарте с рабами обращались жестко, а условия их жизни были бесчеловечными и унизительными.

Было много источников, поставляющих рабов в экономику. Некоторые из рабов рождались свободными, но из-за бедности были проданы родителями на невольничий рынок. Другие рабы, как мужчины, так и женщины, продавались своими племенами в обмен на товары. Есть записи, в которых упоминается продажа не менее 20 000 рабов Филиппом II Македонским, отцом Александра Великого. После завоевания Скифии он добывал детей и женщин и продавал их на невольничьих рынках. Греческие рабы прибывали из разных городов Греции, некоторые - из Египта и Персии. По оценкам, в Афинах в VI и V веках до нашей эры было до 80 000 рабов, а в среднем в семье было три или четыре раба.

Рабы в древних Афинах были собственностью своих хозяев по афинским законам.

Были также люди, которых считали государственными рабами, которые были собственностью полиса или города-государства, таким образом являясь своего рода «элитными» рабами.

Если мужчина-раб был освобожден, он становился «метиком» (постоянно проживающим иностранцем), и после этого назначения ему могло быть предоставлено гражданство.

Многие рабы работали и жили в доме своего хозяина, выполняя всю работу по дому и во многих случаях заботясь о детях семьи.

Рабы-мужчины делали покупки для домашнего хозяйства. Если они жили и работали самостоятельно, они платили своим хозяевам периодические выплаты.

Есть письменные документы, свидетельствующие о том, что рабы участвовали в строительстве Эрехтейона и работали на серебряных рудниках Лауриона.

Известно, что рабыни занимались обработкой шерсти и розничной торговлей, их также использовали в качестве кормилиц для младенцев. Также известно, что они работали в ремесленных мастерских на агоре.

Рабыни также работали проститутками в публичных домах и наложницами, лишенными любых прав. Иногда наложница оставалась с мужчиной в его доме - вместе с его женой. В других случаях ей давали отдельный дом, в котором жили бы ее дети.

В классические времена рабский труд был основной рабочей силой в ремесленной промышленности. Большинство ремесленных фабрик принадлежало богатым политикам.

Есть записи о том, что Демосфен владел двумя фабриками, которые в основном содержались рабами. Одна из этих фабрик производила мечи и имела около 30 рабов, а другая использовала 20 рабов и производила кушетки.

Лисий, известный писатель, владел крупнейшим в истории производственным центром: фабрикой по производству щитов, где 120 рабов работали, производя сложное оружие.

В городе-государстве Спарта все рабы принадлежали государству. Их считали врагами и заставляли носить унизительную одежду, чтобы отличать их от спартанцев.



Спартанцы называли их илотами (είλωτες) - это слово до сих пор используется в Греции для обозначения того, кто много работает с низкой оплатой и в плохих условиях.

Илоты невероятно превосходили численностью жителей примерно в двадцать один раз. Илоты составляли всю основу спартанской экономики и играли важную роль в производстве продуктов питания.

Однако спартанцы относились к илотам как к животным и не позволяли им покидать место, которое они обслуживали.

Илотов публично торжественно избивали, чтобы напомнить им об их рабском положении. Даже убийство илота не было наказуемым деянием.

По словам Плутарха, спартанцы даже заставляли своих рабов напиваться, чтобы показать молодым спартанцам проблему чрезмерного пьянства. Хуже того, юным спартанцам было дозволено кинжалами убивать илотов по своему желанию, чтобы терроризировать их и держать их в страхе и подчинении.

Чтобы сохранить численность, спартанцы поощряли «размножение» илотов между собой, чтобы численность работа не уменьшалась.

Спартанцы также производили потомство с женщинами-илотами, чтобы увеличить число государственных служащих. Этих детей называли ноти (νόθοι), они занимали промежуточное положение между рабом и свободным человеком.

Ноти обычно служил в гражданской армии или работал на государственной службе низкого уровня.

Восстания рабов были редкостью в Древней Греции. Хотя, многие рабы постоянно перегружались работой, они не бунтовали. А трудились до самой смерти. Кроме того, многих «клеймили» их владельцы и держали в цепях их боссы-подрядчики.



Однако во время Пелопоннесской войны многие из более чем 20 000 рабов, которым все же удалось бежать из Афин, были шахтерами. Они восстали, но не смогли принести свободу рабам. Это было единственное зарегистрированное успешное восстание рабов в истории рабства в Древней Греции.

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх — глава семьи) — сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежала большая часть земельного фонда.

Своего полного, наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме, существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

Становление рабовладельческих государств в Древней Греции и Риме происходило как результат интенсивного разложения родоплеменного строя, почти полного распада первобытной общины.

Формирование рабовладельческих отношений в античном мире было связано с

крупными войнами, которые обеспечивали не только грабеж материальных ценностей на захваченных территориях, но и большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов.

В античных странах сначала также существовало патриархальное рабство, но по мере развития производства, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением получить максимальную выгоду от их труда. В отличие от патриархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства. Первоначально Древняя Греция (Эллада) представляла собой множество мелких самостоятельных государств, занимавших Балканский полуостров и острова Восточного Средиземноморья. Природные условия способствовали обособленности греческих общин, возникавшие в отдельные периоды союзы государств были неустойчивыми.

Огромную роль в жизни древних греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена.

Начавшееся разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII—VII вв. до н. э. сложился обширный греческий мир. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

Предполисный период (XI—IX вв. до и. э.) в истории Греции называется также гомеровским, поскольку основным источником наших сведений о социально-экономической структуре древнегреческого общества этого времени служили поэмы Гомера «Клиада» и «Одиссея». Как свидетельствует описание хозяйства царей Алкиноя и Приама в «Одиссее» и «Илиаде», в гомеровском обществе были сильны пережитки родового строя. Сохраняли свое значение роды, их объединения и племена. Власть вождя ограничивалась аристократией и народным собранием. Рабство по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец.

В XI—IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником.

Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI—IX вв. до н. э.существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

Архаический период(VIII—VI вв. до н. э.) характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

1) Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей,

2) оформление полиса как особого типа общины.

В VIII—VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий[2] хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда.

В VIII—VI вв. до п. э. значительно ускорились те процессы, которые происходили в гомеровский период. Община сохраняла лишь право собственности на пастбища и леса. В VIII—VII вв. до н. э. зажиточные крестьяне использовали труд рабов, а также батраков. В мастерских начинали широко применять труд рабов, однако основную массу ремесленников составляли свободные.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. В Халкиде, Милете, Коринфе, Аргосе, Афинах была особенно развита металлургия, совершенствованию которой в архаическую эпоху способствовало открытие техники пайки железа и бронзового литья. Важными центрами керамического производства были Коринф и Афины, здесь с рубежа VII—VI вв. до н. э. начинает производиться серийная продукция. Изготовлением текстиля славились малоазийские греческие полисы, а также Мегара.

Обострение социально-экономических противоречий, появление большого количества безземельных и малоземельных крестьян, усиление политической борьбы между родовой знатью и демосом, необходимость получения иноземных рабов обусловили широкий: размах древнегреческой колонизации в VIII—VI вв. до н. э. Среди этих причин наиболее важной являлось относительное перенаселение некоторых районов Древней Греции.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

Архаический период внес большие изменения в отношения собственности.

Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) — правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали.

Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду.

В VIII—VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства — начинает формироваться рабство классического типа. Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов-чужеземцев, поступающих из колоний. Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.

Важную роль в дальнейшем социально-политическом и экономическом развитии Греции сыграли реформы, проведенные в эпоху архаики. Наиболее известны и интересны реформы в Афинах и Спарте, ярче всего представлявших два основных типа полиса — торгово-ремесленный и аграрный.

Один из крупнейших афинских реформаторов — Солон — политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов. В 594 г. до н. э. Солон был наделен чрезвычайными полномочиями и начал преобразования, направленные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Рабство за долги было отменено, афиняне-должники, проданные за границу, были выкуплены за счет государства. Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определенной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения.

Список используемых источников и литературы:

Источники:

1 https://ru.wikipedia.org/wiki

2 https://w.histrf.ru/articles/article/show/rabstvo_antichnoie

3 https://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/428-rabstvo-v-gretsii-v-v-veke-do-n-e.html

4 https://bingoschool.ru/manual/rabstvo-v-drevnej-greczii-kakie-prava-byili-u-grecheskix-rabov/

5 http://gefter.ru/archive/14741 .
1   2


написать администратору сайта