Главная страница

рабство в древней Греции. Рабство в древней греции


Скачать 5.02 Mb.
НазваниеРабство в древней греции
Анкоррабство в древней Греции
Дата13.03.2022
Размер5.02 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файларабство в древней Греции.docx
ТипДокументы
#394810
страница1 из 2
  1   2

III (XIX) Открытая научно-практическая конференция школьников «Краснодарская научная весна» в 2021-2022 учебном году

Научно-исследовательский проект

«РАБСТВО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Выполнил учащийся

5 класса МБОУ СОШ № 6

город Краснодар

Саласин

Виталий Сергеевич

Научный руководитель:

Учитель истории

МБОУ СОШ № 6

город Краснодар

Краснодар

2022

Античный рабовладельческий способ производства, обеспечивший экономическое развитие античной цивилизации, обусловил и её культурные достижения.

Уже в доисторический гомеровский период рабство было нормой. Победитель обращал военнопленных в рабов, продавал их или за выкуп отпускал на свободу. Морской разбой также соединялся с многочисленными случаями обращения в рабство. Большинство рабов в эту эпоху были греками и захватывались в войнах между греческими полисами, что влияло на отношение господ к рабам. С течением времени начинает расти дистанция между свободными и рабами, число последних постепенно увеличивается. Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом.

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, работорговля, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Покупали рабов в Сирии, Понте, Фригии, Лидии, Галатии, Пафлагонии, Фракии, Египте, Эфиопии. Наиболее важными рынками для работорговли были Кипр, Самос, Эфес, Хиос и Афины. Впоследствии всех их затмил Делос. В каждом крупном городе был свой невольничий рынок. При продаже купцы старались показать свой товар «лицом», выставляя его достоинства и скрывая недостатки, а покупщики очень внимательно его рассматривали — поворачивали во все стороны, раздевали, заставляли ходить, прыгать, бегать. Существовали известные недостатки, наличие которых позволяло возвратить раба обратно продавцу.



Античный автор Афиней пишет «Ктесикл в третьей книге Хроник говорит, что во время 117-й олимпиады в Афинах Деметрием Фалерский была произведена перепись населения Аттики и было обнаружено афинян 21 тыс., метэков 10 тыс., рабов 400 тыс.». Данная перепись датируется промежутком от 312 до 308 годов до нашей эры. Однако некоторые ученые начиная с Юма скептически относятся к сообщению Афинея о 400 тысячах рабов в Афинах.



Наоборот Бёк, Август на основе данных о численности афинской армии насчитывает граждан 84 тыс., метэков 40 тыс. и считает правдоподобным общее рабское население Афин в 400 тысяч. Основываясь на сообщении Гиперида о 150 тысячах рабов на серебряных рудниках он оценивает число рабов вне Афин в 160—170 тысяч, в 50 тысяч в самих Афинах, получая в сумме 200—220 тысяч только взрослых рабов-мужчин, а с учётом женщин и детей считает вполне допустимым цифру в 400 тысяч.

Белох, Карл Юлиус наоборот категорически не согласен с цифрой в 400 тысяч рабов. Основываясь на вычисленной численности афинской армии в 20-23 тысячи человек и соотношением способных к военной службе мужчин к общему населению Белох оценивает свободное мужское население Афин осенью 424 года в 30-35 тысяч человек, а в 431 году в 40-47 тысяч (последовавшая эпидемия унесла четверть населения) при общей численности свободного населения в 120—140 тысяч человек. Ещё 10 тысяч граждан по его данным находились в клерухиях. Сведения же о 400 тысячах рабов в Афинах Белох критикует аналогичными цифрами о 470 тыс. рабов на Эгине и 460 тыс. в Коринфе. В Эгине и Коринфе не было столько пригодной для сельского хозяйства земли, чтобы занять такое количество рабов, а на торговый флот гребцами нанимали свободных жителей. Также он критикует предположение Бека, что в Лаврионских рудниках работало 60 тысяч рабов ссылками на Ксенофонта о желании увеличить численность рабов на Лаврионе до 10 тысяч человек. Поэтому по его мнению имела место ошибка переводчика и речь на самом деле шла о 70 тысячах рабов на Эгине, 60 тысячах в Коринфе, а в Афинах подобно Юму он считает 40 тысяч взрослых мужчин-рабов и 100 тысяч всего рабского населения. Во второй половине IV в. Аттика давала 400 тыс. медимнов хлеба, что при 6 медимнах на человека по оценкам Белоха могло прокормить 40-45 тысяч человек и при этом ввозилось хлеба 800 тысяч медимнов для 130 тысяч человек. Таким образом общее население Афин оценивается в 175 тысяч человек. Из этого числа Белох отнимает 100 тысяч свободного населения и получает для второй половины IV века 75 тысяч рабов. По другим соображениям Белох оценивает общее число рабов в Афинах на начало Пелопонесской войны в 75, 100 тысяч или немного больше.

Эдуард Мейер на основе вычисленной численности афинской армии в 431 году до нашей эры в 34 300 человек (из которых всадники — 1000, гоплиты — 13000, конные стрелки — 200, пешие стрелки — 1600, охрана Аттики или ополчение: граждане-гоплиты — 13000, метэки — 3000) и известного соотношения способных к несению военной службы мужчин к общему населению в 1/3 получает численность всего свободного населения Афин в 170 тысяч человек и метэков в 42 тысячи. Впрочем по его мнению достоверно определить число рабов в Афинах невозможно, но основываясь на сообщении Фукидида о бегстве 20 тысяч рабов в Декелию он считает максимально возможное число рабов в 150 тысяч человек.

Р. Л. Сарджент пытается подсчитать число рабов по разным категориям. Сначала она определяет свободное население: по её мнению при Деметрии Фалерском в Афинах было 90-100 тысяч свободного населения, а накануне Пелопонесской войны 208 500 человек. Исходя из соотношения разных классов и известного числа рабов в домах накануне Пелопонесской войны она оценивает общее число рабов из домашней прислуги в 30 500 человек, а после окончания войны в 9-10 тысяч человек. Для сельского хозяйства на основе общих соображений в 150 тысяч акров пригодных для земледелия земель (1/4 территории Аттики) она оценивает число рабов в V—IV вв. в 10—12 тыс. рабов. Число рабов на Лаврионских рудниках в 430 году по её мнению могло составлять 20 тысяч человек. Она критикует Валлона, который к каждому гражданину и метэку приписывает по 3 рабов и к полученному числу рабов в 96 тысяч человек добавляет 10 тысяч на рудниках и 101 тысячу в других сферах, получая таким образом в V—IV вв. 207 тысяч рабов в Афинах. По её оценкам в средней богатой семье было по 22 ремесленных раба, число рабов в средней семье неизвестно, но по её предположению оно составляло одного человека. Однако по числу богатых и бедных семей имеются расхождения: для V века у Эд. Мейера 1650 состоятельных и 22 250 средних, у Белоха 1050 состоятельных и 10 950 средних домов. Таким образом по первой оценке получаем 58 550 ремесленных рабов, а по второй 34 050 человек. Сарджент склоняется к цифрам Белоха и считает, что ремесленных рабов перед Пелопонесской войной было не больше 28-30 тысяч, а скорее всего 18-20 тысяч. На основе анализа известного числа рабов у хозяев разных социальных групп она оценивает общее число рабов в ремесленных мастерских и на рудниках в 45-50 тысяч за 25—50 лет до сицилийской катастрофы, после этой катастрофы в 20 тысяч, а во второй половине IV века в 35-40 тысяч человек. О государственных рабах сведений ещё меньше: по некоторым данным в Афинах было 700 рабов-прислужников у государственных деятелей (хотя Сарджмент считает это число преувеличенным), 1 200 скифских стрелков и 1 000-1 200 полицейских (хотя Сарджмент опять считает эти цифры завышенными) и рабы для общественных работ (численность которых неизвестна). В целом среди рабов из-за экономических соображений был перевес взрослых мужчин в трудоспособном возрасте над женщинами, а число детей и естественный прирост был невелик (хотя возможно в деревенской местности он был выше, чем в городе). Таким образом на 5 век общее число рабов оценивается в 71-91 тысячу человек, из которых женщин меньше 1/5 — от 16 200 до 18 200 человек, а детей моложе 9 лет примерно 9-10 тысяч человек (9 720—10 920). По мнению Сарджент при Перикле численность рабов в Афинах была в два раза меньше численности свободного населения.

Отмечают, что в Древней Греции рабство проникло главным образом в ремесленное производство (в крупных мастерских работали до 50-100 рабов) и горное дело (например на Лаврионских серебряных рудниках отдельные частные лица использовали труд 300—1000 рабов), но в сельском хозяйстве использование рабского труда играло сравнительно небольшую и вспомогательную роль. В Аттике рабы составляли около трети (около 33—35 %) всего населения.

Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая, однако, была немногочисленна (1-3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Они занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своего господина, самостоятельно занимаясь ремеслами и выплачивая фиксированный оброк (греч. άποροφά), весь остальной заработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупные состояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем с самыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (при стоимости их в 190 мин); кожевенники Тимарха — 2 обола в день; Никий за каждого раба-рудокопа платил по оболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и в военную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.



Раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. Господину принадлежала также власть разрешать и запрещать браки. Греческие писатели оставили нам описания жестокого обращения с рабами. Так, в одной комедии Аристофана мы читаем: «несчастный бедняк, что с твоей кожей? не напала ли на твою поясницу и не изборонила ли тебе спину целая армия дикобразов?» В «Осах» один раб восклицает: «О, черепаха! как я завидую чешуе, защищающей твою спину!» В «Лягушках» есть такое выражение: «Когда наши господа живо чем-либо интересуются, на нас сыплются удары». Наказание голодом было самое обыденное. В случае более тяжкой вины их ожидала тюрьма, бич, розги, виселица, колесование. Участь рабов, занимавшихся в мастерских, была ещё хуже. Рабов-земледельцев заковывали в цепи, которых не снимали и на время работ. Оковы на ногах, кольца на руках, железный ошейник, клеймо на лбу — все это не было редкостью. Сицилийские рабовладельцы своей бессмысленной жестокостью превзошли всех других. Заботы господина о рабах ограничивались самым необходимым: мука, винные ягоды, в иных местах палые и пересоленные маслины — вот пища рабов. Одежда их состояла из куска полотна, превращённого в пояс, короткого плаща, шерстяной туники, колпака из собачьей кожи и грубой обуви. Сицилийские рабовладельцы, не желая кормить своих рабов, разрешали им снискивать себе пропитание воровством и разбойничеством, которое достигло здесь громадных размеров[источник не указан 2145 дней].

В Афинах отношение к рабам было гуманнее и жизнь их более сносной, чем в других государствах. Ксенофонт говорит о чрезвычайной «дерзости» афинских рабов: они не уступали дороги гражданам, и их нельзя было бить из боязни ударить вместо раба гражданина, так как последний здесь внешне не отличался от первого. В Афинах существовал даже известный ритуал для введения раба в семью. Обычай разрешал ему иметь собственность (то, что в Риме носило название peculium); благоразумные хозяева ради собственной выгоды лишь за редкими исключениями нарушали этот обычай. Тот же обычай признавал брак раба законным. В определённые дни рабы освобождались от своих обязанностей: в Афинах таким временем был праздник Anthesterii, посвященный Вакху, когда господа даже служили своим рабам. Раб, бежавший в алтарь или даже просто прикоснувшийся к таким священным предметам, как лавровый венок Аполлона, считался неприкосновенным, но господа заставляли иногда его выйти из храма голодом или огнём. В соответствии с обычаем и закон афинский покровительствовал рабу: виновный в оскорблении или убиении чужого раба предавался суду и платил штраф; своего раба господин мог наказывать по собственному усмотрению, но не имел права убить; если раб убивал господина, он подвергался обыкновенному суду; раб, недовольный своим господином, мог требовать, чтобы его продали другому. Некоторые из этих облегчений в отдельности существовали и в других греческих городах (peculium, брак, праздники — в Спарте, Аркадии, Фессалии и т. д.), но в Афинах они существовали все вместе. Благодаря этому здесь не происходило восстаний рабов. В других городах рабы нередко восставали. Нимфодор повествует о победоносном восстании рабов на острове Хиос, под предводительством Дримака. И отдельные лица, и целые государства заключали между собой договоры относительно выдачи беглых рабов.



С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. άπελεύθεροι) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. δημόσιοι), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был полицейский отряд стрелков, носивший название Σχύθαι, хотя не все они были скифами; на обязанности его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, других общественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу; были и общественные рабы удовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имя иеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д.), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались в пользу храмов частными лицами, изблагочестия или тщеславия.

У древних греков было несколько слов для обозначения рабов, что приводит к текстуальной двусмысленности, когда они из контучаются их вне надлежащего текста. В Гомере , Гесиоде и Теогнисе из Мегары раба называли δμώς (dmōs). Термин имеет общее значение, но в первую очередь относится к взятым в производительность (другими словами, собственности). В классический период греки часто использовали ἀνδράποδον (андраподон) (буквально «один с ногами человека») в отличие от τετράποδον (тетраподон), «четвероногий» или домашний скот. Самым распространенным словом для обозначения рабов является δοῦλος (doulos), используемое в противовес «свободному человеку» (ἐλεύθερος, eleútheros); более ранняя форма первого появляется в надписях как do-e-ro, «раб мужского пола» (или «слуга», «раб») или do-e-ra, « рабыня »(или« служанка »,« раба »). Глагол δουλεὐω (сохранившийся на современном греческом языке, означающий «работать») может метафорически обозначить обозначения других форм владычества, например, одного города над другими или родителей над своими детьми. Наконец, использовался термин οἰκέτης (oiketēs), означающий «тот, кто живет в доме», относящийся к домашнему слугам.

В Греции после её побед над Персией стало ещё больше рабов, чем было раньше.

В V веке до н. э. почти во всех греческих городах были рынки рабов. На рынке продавали и покупали мужчин, женщин, подростков и маленьких детей. Покупатели осматривали «живой товар», щупали у рабов мускулы, заставляли их поднимать тяжести, бегать и прыгать. На груди раба висела дощечка. На ней было написано, сколько ему лет и что он умеет делать. Покупатель и продавец торговались о цене раба.

Разными путями люди становились рабами и попадали для продажи на рынок.

Ребёнок рабыни принадлежал тому, кому принадлежала его мать. Но таких детей было немного. Жизнь рабынь в Греции была настолько тяжела, что дети у них выживали редко.

Гораздо больше рабов давала война. Греки обращали в рабство не только пленных воинов, но и захваченных во вражеской стране женщин и детей. Лишь во время одного из нападений на побережье Малой Азии афиняне захватили свыше 20 тысяч человек и продали их затем на рынках.

Но и в мирное время свободный человек в Греции мог стать рабом. По морям плавали на быстроходных кораблях пираты - морские разбойники. Они перехватывали торговые и военные суда, нападали на приморские селения. Схваченных людей пираты продавали на рынках.

Рабы в Греции выполняли наиболее тяжёлую работу. Свободные греки, даже бедняки, не работали в рудниках и каменоломнях. Руду и мрамор добывали рабы. На серебряных рудниках, принадлежавших Афинскому государству, трудились тысячи рабов. Глубоко под землёй они выламывали руду короткими железными ломами и тяжёлыми молотами. Подземные коридоры были такими узкими и низкими, что работать в них приходилось полулёжа. Подростки-рабы ползком вытаскивали наружу тяжёлые корзины с добытой рудой.

Наверху рабы дробили руду железными пестами в каменных ступках и размалывали её жерновами. Вращать жернова могли бы ослы, но рабовладельцы предпочитали и здесь труд рабов, так как он обходился дешевле.

В мастерских рабам поручали несложную, но тоже наиболее тяжёлую работу. В гончарных мастерских рабы носили воду, глину и топливо, месили глину, вращали гончарный круг. Лепили же и расписывали посуду чаще свободные люди.

В сельском хозяйстве было занято значительно меньше рабов, чем в ремесле. Крестьяне сами обрабатывали свои небольшие участки земли. Однако не только у владельцев имений, но и у многих крестьян были рабы. Они давили ногами и прессами виноград и оливки, носили на рынок тяжёлые корзины.

Заставить рабов трудиться можно было только угрозами и наказаниями. За рабами наблюдал надсмотрщик. Едва раб начинал работать медленнее, чтобы передохнуть, как надсмотрщик ударами плети подгонял его. В конец плети часто был вшит кусочек свинца. Лишь у редких рабов плечи и спина не были покрыты шрамами от ударов плетьми.

Страшно читать рассказ современника о том, каким мучениям хозяин подвергал рабов: «Плетьми бей, души, дави, жги, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на живот, можешь всё».

Рабы как могли мстили и вредили своим хозяевам: ломали инструменты, калечили скот, старались работать как можно хуже. Часто они пытались бежать от хозяев, хотя знали, что в случае поимки их подвергнут истязаниям. Нередко рабы убивали наиболее жестоких рабовладельцев. Иногда происходили и восстания рабов.

Греческая цивилизация была основана на процветании немногих за счет большинства. Богатства и ресурсы среди населения распределялись неравномерно, социальная мобильность находилась на сравнительно низком уровне. Широко использовался труд рабов, а также вольнонаемных рабочих, чьи усилия подчас оплачивались очень скудно и труд которых зачастую мало чем отличался от рабского. Существовали и зависимые крестьяне, которые теоретически не являлись рабами, но были привязаны к земле, а также илоты.

Рабство в Греции появилось еще в бронзовом веке. Рабы и их дети были собственностью своих хозяев и могли быть проданы, как любой другой товар. Рабы продавались и сдавались в аренду работорговцами или отдельными владельцами. Рабы фактически не имели прав и отличались от зависимых крестьян и других работников тем, что являлись так называемым движимым имуществом, полностью принадлежащим своему хозяину. К ним относились как к «живым орудиям». Основными источниками рабства являлись война и пиратство (в своих городах люди могли до этого быть свободными гражданами). Обычно рабы были чужеземцами. Например, в Афинах рабы в большинстве своем не были афинянами, и, как правило, это были представители различных национальностей. Точная доля рабов от общего количества населения неизвестна.

Рабов использовали в качестве квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы для выполнения самых различных работ. Не существовало работы, которую выполняли бы только рабы, но они составляли подавляющее большинство в таких отраслях, как горное дело, ручной труд, развлечения, проституция и домашняя работа в частных хозяйствах. У всех, кроме очень бедных людей, имелся хотя бы один раб. Рабский труд был необходим греческому обществу. Ремесленникам и торговцам нужен был по крайней мере один раб, которого они могли обучить своему мастерству, чтобы было кому продолжить дело после их ухода на покой. Хозяева могли также получить выгоду, сдавая своих рабов в аренду ремесленным мастерским. Некоторое количество рабов находилось в общегородской или государственной собственности и выполняло общественные работы.

Отношение к рабам было очень разным и зависело от того, какую работу они выполняли и кем был их хозяин. От жестокого обращения часто удерживал тот факт, что раб был объектом капиталовложений и если его трудоспособность снижалась, то хозяин нес убытки. С рабами обращались более сурово в ремесленных мастерских, в сельском хозяйстве и на рудниках. Известно, что рабы носили оковы, при раскопках даже были найдены кандалы. Относительно небольшое количество рабов обладало какой-либо профессией, но тем не менее нам известны рабы, которые были врачами, а также рабы, достигшие значительных высот в коммерческих предприятиях.

Рынки рабов имелись во многих городах, а самым крупным из них был рабский рынок, располагавшийся в Эллинистический период на острове Делос. Поскольку раб являлся имуществом, его можно было продать, завещать или подарить, но не убить. Если кто-то причинял вред чужому рабу, он должен был заплатить компенсацию его хозяину. Рабы могли найти убежище в различных храмах и святилищах, однако при этом им было запрещено принимать участие в религиозных обрядах. На суде свидетельские показания раба принимались только в том случае, если они были получены после пыток, — видимо считалось, что только страх перед повторной пыткой может пересилить страх перед хозяином. Существует мало свидетельств того, что рабов использовали в качестве свидетелей.

Ило́ты (др.-греч. εἱλῶται, у спартанцев тж. δουλεῖαι) — в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.

Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покорённых мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI века до н. э.). По сведениям Павсания, слово илоты означало «взятые в плен» и первоначально относилось только к покорённым жителям города Гелос, ахейцам.Греческий автор I века до н. э. Страбон так рассказал о происхождении и положении илотов в Спарте.

Все окрестные жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла], сын Еврисфена, отнял у них равенство положения, обязавши платить Спарте дань. Все прочие подчинились; одни гелейцы, владевшие городом Гелосом, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: чтобы господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войною против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал всё время до покорения Лаконики римлянами, установлен Агисом и его товарищами.

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днём они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну. С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот — заставляли петь песни непристойные; заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и так далее. По мнению Плутарха, жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 года до н. э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, бесчинствовали в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооружённые воины. По словам Геродота, в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.

О подробностях внутренних общественных взаимоотношений между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто упрощённо называют илотов рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V—IV веков до н. э. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает, что спартанцы заимствовали свои законы с Крита, и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными земледельцами на Крите. Дошедшие до нашего времени Гортинские законы на Крите позволяют уточнить взаимоотношения между илотами и спартанцами.

Древнеримское рабство по сути своей было идентичным древнегреческому. Рабы — «говорящие орудия», а не люди. Рабы используются для производительного труда, высвобождая тем самым свободных граждан, которые могут заняться войной, государственной политикой и прочими интересными делами. Рабы в античном мире всегда чья-то собственность, а не просто социальный статус, как к примеру у индийской касты шудр. Рабы принадлежат либо конкретному человеку, либо полису в целом (муниципальные рабы).

Источники поступления рабов также одинаковы для древних греков и римлян. В первую очередь это завоевательные войны, в ходе которых иногда в рабство обращали целиком население целых городов. Второй основной источник — рынки рабов, товар для которых привозили работорговцы. Они в свою очередь покупали рабов либо у пиратов, продававших своих пленников, либо у варваров, которые также продавали захваченных в местных конфликтах военнопленных. Общим для античных Греции и Рима было и долговое рабство, которое со временем стало ограничиваться законодательно.

Ещё одна схожая черта в древнегреческом и древнеримском рабстве — феномен домашних рабов. Рабы, обученные как секретари, парикмахеры, гувернантки, учителя и т.д. ценились намного дороже. Их тщательно выбирали, порой перекупали у других рабовладельцев, вынужденных из-за тяжёлой финансовой ситуации распродавать своё имущество, включая рабов. Таких рабов берегли, использовали исключительно по их специализации, старались не наказывать особо жестокими способами. Если домашний раб давно служил своим хозяевам, то к нему относились практически как к члену семьи. После смерти такого раба хоронили на приличном кладбище и могилу украшали качественным надгробием.

В то же время были и существенные отличия между древнегреческим рабством и древнеримским. В античной Греции не было феномена больших латифундий, на которых одновременно трудились тысячи рабов. Кроме того, в Риме были ремесленные мастерские, с большим количеством задействованной рабской рабочей силы. Римляне хорошо знали принцип разделения труда и активно применяли его при массовом производстве однотипной продукции, например военного характера — стрел, шлемов, пластин для доспехов и т.д. Рабам на латифундиях и в больших мастерских приходилось хуже всего, труд был тяжёл и монотонен, а на содержание этих рабов хозяева старались тратить как можно меньше.

Ещё одним существенным отличием Древнего Рима от Древней Греции была намного более тщательная проработка юридической стороны вопроса. Рабство в Древнем Риме чётко регламентировалось правовыми актами. Определялось, что полноправный римский гражданин не может быть обращён в рабство. Отпускать рабов на волю также можно было только по закону, согласно установленной процедуре. Римские законы разделяли правовой статус не римлянина, например «перегрина» (лично свободного иностранца) и вольноотпущенника (бывшего раба). А в Древней Греции и те, и другие были в равном статусе «метэков».

Ещё одним кардинальным отличием было единое правовое пространство всего древнеримского государства, в отличие от греческой полисной системы. Раб оставался рабом в любом городе Римской Империи, как и свободный гражданин. А вот в античной Греции свободного гражданина одного из полисов вполне могли обратить в рабство в другом полисе, поскольку там он был чужаком и никакой правовой защиты не имел.

Ну и наконец, ярким культурным отличием было отсутствие в Древней Греции гладиаторских игр и рабов-гладиаторов. Правовой статус гладиаторов отличался от обычного рабского, в гладиаторы рабов продавали либо согласно соответствующей юридической процедуре, либо свободных граждан по приговору суда. В последнем случае была специальная формулировка Обычно рабы доставлялись в греческие государства издалека; развитие рабства с VII-VI вв. до н. э. во всех торгово-ремесленных полисах шло в основном по линии прямого внеэкономического принуждения не греков, «варваров», которых Аристотель считал прирожденными рабами. Тем не менее случаи порабощения греков греками же были в Греции нередким явлением. Так, во времена Поликрата Самосского пленные жители острова Лесбоса, закованные в цепи, посылались на работы по укреплению города Самоса.

В период Пелопоннесской войны афиняне, попавшие после разгрома сицилийской экспедиции в плен к сиракузянам, были отправлены в каменоломни. Превращение в рабов населения покоренного города, однако, было исключением; чаще всего этой участи подвергались женщины и дети, обычно же пленные обменивались или выкупались своими согражданами или государством.

Долговое рабство было уничтожено в Афинах еще Солоном, но кое-где в других областях Греции оно сохранилось. Метеки и вольноотпущенники становились рабами в случае невыполнения ими обязанностей по отношению к государству. Лица, незаконно присваивавшие себе право гражданства, и чужестранцы, противозаконно вступившие в брак с гражданами, также обращались в рабов.

  1   2


написать администратору сайта