Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • В зависимости от цели, объекта и субъекта исследования определяются его основные задачи

  • Реферат на тему основные положения буддизма. Основные положеня буддизма. Рациональных взглядов на мир, человека и знания, разработанная в разных направлениях и школах буддизма


    Скачать 54.84 Kb.
    НазваниеРациональных взглядов на мир, человека и знания, разработанная в разных направлениях и школах буддизма
    АнкорРеферат на тему основные положения буддизма
    Дата07.05.2022
    Размер54.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсновные положеня буддизма.docx
    ТипДокументы
    #516717

    Оглавление




    ВВЕДЕНИЕ



    Философия буддизма - это система рациональных взглядов на мир, человека и знания, разработанная в разных направлениях и школах буддизма.

    Особенностью буддизма является его этическая и практическая ориентация. С самого начала буддизм выступал против не только значения внешних форм философской жизни и особенно ритуализма, но и собственных абстрактных и догматических исследований, в частности, брахмано-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема личного бытия.1

    Ядром содержания буддизма является проповедь Будды о Четырех Благородных Истинах. Разъяснению и развитию этих положений, и в частности содержащемуся в них понятию автономии личности, посвящены все конструкции буддизма.

    Моральный идеал буддизма проявляется как абсолютная непредубежденность других (ахинса), являющаяся результатом общей мягкости, доброты, чувства совершенного удовлетворения. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и ментальной формами знания и устанавливается практика так называемой созерцательной медитации (медитации), результатом которой является переживание целостности бытия.

    Несомненную актуальность исследования представляет и вопрос о восприятии буддизма. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области истории философии, религий и этнической истории Христова Т.Т., Лобжанидзе А.А., Горохова С.А., Зайца Д.В., Сухоруковой О.А., освещены основные положения и современное состояние мировых философий и религий, конфессиональный состав всех мировых регионов, история и основные аспекты развития философскийучений.

    Объект исследования: философия буддизма.

    Предмет исследования: основные положения буддийской философии

    Цель исследования: провести анализ содержания основных положений буддийской философии.

    В зависимости от цели, объекта и субъекта исследования определяются его основные задачи:

    1. Изучить возникновение буддизма в мире и России.

    2. Рассмотреть особенности буддистской философии в России.

    5. Изучить Основы буддийской философии.

    4. Описать основные истины буддизма

    ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУДДИЗМА


    1.1 Возникновение буддизма в мире и России


    Буддизм – одна из древнейших нетеистических мировых религий, возникшая в середине 1 тысячелетия до н. э. в северо-восточных областях Индии в качестве оппозиционного брахманизму учения и Буддизм – одна из древнейших нетеистических религий, возникшая в середине 1 тысячелетия до н. э. в северо-восточных областях Индии в качестве оппозиционного брахманизму учения. Буддизм быстро распространился на территории страны, однако настоящий расцвет и становление в качестве мировой религии он получил за пределами родины.

    Слово «буддизм» – европейского происхождения, исконное же название отсылается на основоположника религии, Будду Шакьямуни, и звучит как Буддхадхарма, «учение Будды», или просто Дхарма, «закон». Важно отметить, что вопрос идентификации буддизма как религии остается дискуссионным до сегодняшнего дня: написано об этом много, и разные авторы называли буддизм и религией, и философией, и этическим учением, и культурной традицией, и цивилизацией, и образованием, и наукой о сознании (Далай-лама XIV).2

    В середине VI в. до н. э. индийское общество пережило социально-экономический и культурный кризис. Распались родовая организация и традиционные связи, сложились классовые отношения. В то время в Индии было большое количество странствующих аскетов, они предлагали свое мировоззрение. Их противостояние существующим порядкам вызвало симпатии народа. Среди учений такого рода был буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе. Большинство исследователей считают, что основателем буддизма был реальный человек. Он был сыном вождя племени Шакья, родившегося в 560 г. до н. э. на северо-востоке Индии. Легенда гласит, что индийский принц Сиддхартха Гаутама после беззаботной и счастливой юности почувствовал хрупкость и безнадежность жизни, ужас перед идеей бесконечной череды перевоплощений. Он ушел из дома, чтобы пообщаться с мудрецами, чтобы найти ответ на вопрос: как человек может освободиться от страданий. В течение семи лет царевич путешествовал, и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будды означает "просветленный". Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым он начал проповедовать новое учение. Он прочитал свою первую проповедь в Бенаресе. Сначала к нему присоединились пятеро его бывших учеников, которые бросили его, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него было много последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.3

    За более чем 2,5 тысячелетия существования буддизм породил множество сект, школ и направлений, в итоге оформившись в 3 основные ветви: Тхеравада, «учение старцев», Махаяна, «большая колесница», и Ваджраяна, «ваджр- ная1 колесница». Целью учения Гаутамы является преодоление кармы, сансары и достижение нирваны, потому общими для всех буддистов являются следующие доктрины:

    1. Четыре благородные истины и Восьмеричный путь,

    2. Пратитья-самутпада – теория взаимозависимого возникновения,

    3. Анатмавада – принцип безличности, отрицание души,

    4. Кшаникавада – учение о мгновенности бытия,

    5. признание кармы и сансары,

    6.буддийская космология.4

    Через несколько лет после смерти (достижения Махапаринирваны, абсолютного покоя) Сиддхартхи Гаутамы состоялся первый буддийский "собор", на котором были утверждены основные положения вероучения - Палийский канон или Т(П)ипитака. Тексты палийского канона составляют основу учения старейшей из существующих школ буддизма-Тхеравады.

    Буддизм является одной из традиционных русских религий, начиная с середины 17 в., когда в результате договора 1657 г. кочевники-калмыки (о) При царе Алексее Михайловиче (1629-1676 гг.), в нижнем течении Волги и в низовьях Волги было создано Калмыцкое ханство в обмен на условия службы русскому царю. Калмыки исповедовали тибетский буддизм (школа Гелуг-ПА) и сохраняли не только духовную, но и политическую связь с Тибетом: правительственный статус Хана подтверждал Далай-Лама.

    Российские регионы, которые традиционно исповедовали буддизм, также включены в состав Российской империи в 17 году. Бурятия и Тыва, которые вошли в состав России в 1914 году. на правах протектората. Легитимация буддизма в Российской империи произошла в 1741 году с созданием бурятских дацанов и утверждением 150 «полных» лам, однако исследователям до сих пор не удалось обнаружить оригинал правительственного указа. Чтобы контролировать калмыцких и Бурято-монгольских буддистов, имперское правительство создало административную структуру буддийского духовенства, возглавляемую калмыцким народом в Бурятии-Пандидо-Хамбо-ламой, в Калмыцкой-ламой калмыцкого народа. Политика правительства имперского периода в отношении народов, исповедующих буддизм, была довольно либеральной, но в первые десятилетия советской власти репрессии против буддийского духовного управления были настолько велики, что к началу Великой Отечественной войны буддизм на территории СССР практически прекратил свое существование.5

    После 1945г. власть санкционировала частичное восстановление буддийских духовных институтов, учредив Центральное Духовное управление буддистов СССР.

    Несмотря на то, что именно Россия с середины 19-начале 20в. являлась крупнейшим европейским центром по изучению буддизма, колыбелью школы отечественной буддологии стал Петербург, а не Москва. Благодаря научным трудам В.П. Васильева (1818-1900гг.), И.П. Минаева (1840-1890гг.), С.Ф. Ольденбурга (1863-1934гг.), Ф.И. Щербатского (1869-1942гг.), О.О. Розенберга (1888-1919гг.) российская школа буддологии к началу 20в. была одной из лучших европейских академических школ. Первый буддийский храм в Европе также был открыт в Петербурге стараниями Агвана Доржиева (1853-1938гг.) – выдающегося бурятского деятеля, просветителя и дипломата, сторонника сближения Российской Империи и Тибета. После освящения соборного храма Калачакры (1909-1915гг., архитектор Г.В. Барановский), А.Доржиев стал первым настоятелем храма, и, будучи ближайшим доверенным лицом Далай-Ламы Тринадцатого, всемерно содействовал укреплению политических и культурных связей между Россией и Тибетом.6

    Мощная кампания и массовые репрессии, проводимые советскими властями в послереволюционный период, привели к полному уничтожению русской буддийской школы, ликвидации всех монастырей и храмов, прекращению деятельности буддийских общин на всей территории СССР. Возрождение жизни буддийских общин в годы перестройки произошло в регионах, традиционно исповедующих буддизм, и в европейской части России. Единственная централизованная организация, которая управляла буддийскими общинами в СССР – - Центральное Духовное управление буддистов СССР - была упразднена.На смену ей пришли организации, сформированные по этнонациональному признаку: Буддийская традиционная сангха России (1997г., Бурятия), Объединение буддистов Калмыкии (1991г.), Объединение буддистов Тывы (1991г.). На европейской территории РФ в период 1990-2000-х гг. возникло множество светских объединений буддистов-последователей разных школ и направлений. Чаще всего они являются приверженцами идей так называемого «глобального» буддизма, который в определенной степени свободен от контекста национальных культурных традиций. На сегодняшний день в

    Таким образом, мы рассмотрели возникновение буддизма в мире и история буддистов России.

    1.2 Особенности буддистской философии в России



    Социокультурное пространство России исторически сложилось как поликонфессиональное, многоэтническое, поликультурное образование, имеющее евразийский характер. Евразию можно рассматривать не только как геополитический проект, но и как определенную парадигму понимания России, как концептуальную картину ее социокультурного пространства, предполагающую, что Россия является синтезом западного и Восточного истоков. Важным свойством культурного пространства России является диалогизм, предполагающий не только мирное сосуществование разных народов и цивилизаций, но и возможность их диалогического взаимодействия.

    Буддизм, наряду с другими традиционными философиями, способствовал формированию России как евразийской. Понимание места буддизма в культурном пространстве нашей страны, несомненно, способствует самопознанию двойного цивилизационного статуса России и Евразии. Само присутствие буддизма в России как третьей силы является важным фактором единства российского государства, поскольку биполярное государство более опасно для единства, чем полицентричное.

    В буддизме, как и в прагматизме, любое требование истины обязательно связано с конкретными обстоятельствами, а теоретическая ценность идеи измеряется практической полезностью: ее реальным применением. В то же время буддийский прагматизм наиболее ярко проявляется в периоды кризиса и переходного периода развития: общества (в период распространения буддизма; в начале XX века, в эпоху глобализации). Эта особенность буддизма способствовала тому, что он довольно легко и гармонично вписался в социокультурное пространство России, даже выходя за его пределы; его традиционного существования.

    Еще одной важной чертой распространенного в России буддизма Махаяны является признание; идеи единства абсолютного и относительного (Нирвана и Сансара, единство и множественное число, относительные и абсолютные истины). При этом понимание того, что все концептуальное и выраженное словами относится к области относительной истины, которая по своей сути является множественной, способствовало как прагматизму, так и терпимости буддизма.

    Одной из причин гармоничного включения буддизма в пространство России была его близость к православию. Сходство между двумя религиями можно обнаружить как на внешнем (институционально-культовом), так и на внутреннем (религиозно-философском, эзотерическом) уровне. На религиозно-философском уровне сходство можно найти в принципе Троичности божества, отсутствии непреодолимого барьера между человеком и Абсолютом, наличии негативного подхода к определению Абсолюта, существовании подобных практик созерцания. Кроме того, монгольские народы пережили мирное сосуществование буддизма с несторианским христианством, которое оставило след в их культуре и менталитете. Буддизм был широко распространен среди калмыков, бурятов и тувинцев, потому что он был востребован духовно и социально. Утверждение буддизма почти безболезненно, поскольку буддизм в силу присущего ему прагматизма и терпимости не разрушил, а приспособил для своих целей древнюю систему поклонения. В этих регионах существовал своего рода синкретизм, характеризующийся относительно мирным сосуществованием в рамках буддийской традиции культов буддийского происхождения и добудди. Буддизм способствовал этнической консолидации, сыграл важную роль в формировании общего национального сознания.

    Буддийские народы, входящие в состав России, активно участвовали в достижениях русской и западной культуры, прежде всего в русском языке, литературе и искусстве. Важную роль в формировании Евразийского субстрата в калмыцкой и Бурятской культурах сыграло отнесение части Калмыков и бурят к казакам. Буддийская тема нашла довольно важное отражение в русской философии, что, безусловно, способствовало созданию предпосылок для полноценного диалога культур, пониманию идеи множественности цивилизаций, повышению интереса к восточной философии.

    Длительное существование в России народов, исповедующих буддизм, не могло не стимулировать интерес к буддизму, стремление понять его религиозные, философские и социокультурные аспекты. По отношению к буддизму в русской философской мысли можно выделить три традиции: критическую, либеральную и комплементарную.

    Характерной особенностью критической тенденции было то, что ее представители оценивали буддийскую философию явно негативно. Эта традиция состояла из двух противоположных направлений общественной жизни России-революционно-социалистического и православно-православного.

    Представители либеральной традиции, несмотря на критику буддизма, признали его историческую роль в мировой истории, увидели в буддизме положительные стороны.

    Эта взаимодополняющая тенденция объединила мыслителей, чье отношение к буддизму было в целом позитивным. Особую роль в истории дополнительной традиции сыграли русские космисты, ценившие буддийскую мудрость. В целом буддизм оказал огромное влияние на формирование мировоззрения ряда известных российских мыслителей, которые внесли значительный вклад в преодоление европоцентризма в общественном сознании; что способствовало укреплению Евразийского характера социокультурного пространства России.

    Итак, подводя итог, заметим, чтоважной тенденцией развития современного социокультурного пространства России является мобильность населения. В результате все большее число буддистов покинули районы традиционного распространения буддизма, то есть поселились «в диаспоре». Миграция обусловлена как сложной социально-экономической ситуацией в буддийских регионах, так и процессом глобализации. В то же время основными центрами миграции буддистов стали такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург. В суровых условиях инокультурной среды буддизм является важным консолидирующим фактором. Поэтому вполне естественно, что буддийские ассоциации диаспоры тесно связаны с этническими общинами. Сплоченность и активность этнических буддийских общин делают их довольно заметными участниками конфессионального пространства. Своеобразие ситуации придает их контакт и взаимодействие с неофитскими сообществами, активно распространяется современная форма буддизма.7

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ


    2.1 Основы буддийской философии



    Для начала рассмотрим основные концепции философии буддизма: кратко и четко.

    Философия буддизма сформировалась в различных течениях и школах этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет концепции грешного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть только один человек: хорошие и плохие поступки, которые он совершил на протяжении всей своей жизни и которые отражены в его карме.8

    В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

    -Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

    -Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

    -Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.

    -Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

    -Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.9

    Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.Особенности философии буддизма

    В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    -Будда – им может быть как любой человек, который достиг просветления, так и сам основатель учения.

    -Дхарма – это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, последовавшим за Буддой и принявшим все догматы его учения.

    -Сангха – сообщество буддистов, которые беспрекословно следуют догмам данного религиозного течения.10

    Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

    -Отдаление от истины существования и неведения.

    -Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

    -Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.11

    Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.Рассмотрим основы буддийской философии:

    Учение о всеобщем изменении и непостоянстве. В буддизме утверждается принцип «анитья», в соответствии с которым всё существующее динамично и подвержено изменению, в том числе, и человек.12 Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в своём труде «Древняя индийская философия» пишут: Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей природы вещей. Все вещи, неустанно учил Будда, подвержены изменению и разложению. Так как все сущее порождается определенными условиями, оно ликвидируется с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и конец.13

    -Теория взаимообусловленного возникновения. Изменчивость, которая присуща всему существующему, не означает хаоса, поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитья-самутпада). Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в «Древней индийской философии» пишут: Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина - возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины.

    -Теория не существования души. Теория не существования души, или анатмавамда, является одним из основных положений буддийской философии и своим центральным пунктом имеет отрицание абсолютного непреходящего «я», отрицание Атмана. Это положение было одним из основных разногласий буддизма с брахманизмом и оспаривалось во многочисленных философских дебатах, устраиваемых при дворах индийских царей. Признанным мастером дебатов считался Нагарджуна и его последователи.14

    Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти - питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому. Канон состоит из трех частей:

    -Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;

    -Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» - собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;

    -Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.15

    Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной. Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

    Последователи махаяны считают своей священно книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Ее считают откровением самого Будды. Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей. Священные книги махаяны написаны на санскрите. Они включают мифологические и философские сюжеты. Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра. Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие. Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди - просветленный, саттва - сущность) - существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим. Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.16

    «Важной особенностью буддийского представления о мире является нерасторжимое слияние в нем черт реального, то есть подсказанного прямым наблюдением, правильно зафиксированного человеческим созданием, с идеями, установками, существами и процессами, порожденными фмлософской фантазией. Слияние это настолько полно, что здесь можно было бы говорить о тождестве естественного и сверхъестественного, если бы последнее не было бы всегда для буддиста главным и определяющим».17

    Мир сансары в буддизме - это непрерывный поток рождений, смертей и новых рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено все живое и неживое на всех уровнях существования.

    В отличие от других мировых философий, количество миров в буддизме почти бесконечно. В буддийских текстах говорится, что в океане есть нечто большее, чем капельки, а в Ганге-песчинки. Каждый из миров имеет свои собственные земли, океан, воздух, множество небес, где живут боги, и ступени ада, населенные демонами, злыми духами и другими существами. В центре мира находится огромная гора Меру, окруженная семью горными хребтами. Над ней находятся небеса трех сфер, боги, люди и другие существа, которые действуют исключительно для удовлетворения своих собственных желаний, живут в камадхату-«сфере желаний», разделенной на 11 уровней. Все существа, населяющие эту сферу, подчиняются закону кармы, и поэтому, когда их достоинства исчерпаны, они могут потерять свою природу в последующих воплощениях. Пребывание в облике бога или человека так же временно, как и во всем остальном. В области рупадхату - "мире формы" - есть 16 уровней тех, кто практикует медитацию. Над ней находится Аруп-дхату - "мир-это не форма", сфера чистого сознания, которая не поддается описанию. Однако, согласно древней космологической схеме, существует три основных уровня: мир Брахмы, мир богов и полубогов, подчиняющихся закону кармы, и мир Бога Мары, который представляет смерть и различные искушения, которым подвергается человек. Влияние Мары распространяется на землю и многие подземные миры, адские области.18

    Мары не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в течении одной махакальпы: её продолжительность - миллиарды земных лет. Она в свою очередь делиться на 4 периода (кальпы). Не всякая кальпа становиться счастливой, а лишь та, в которой появляется будда. По буддийским преданиям, в нынешней кальпе появиться тысяча будд. Буддийские тексты называет так же шесть будд, которые жили в мире людей до Шаньямуни. Однако наиболее популярен среди буддистов Майтрейя - будда, прихода которого ожидают в будущем.19

    Также очень важно, чтобы буддийские позиции (особенно четко сформулированные в трудах йогагаров) «каждый воспринимаемый чувственно, мир непрерывных изменений, страдания вымышлены больным сознанием каждого человека, сознанием, отягощенным грехами прошлых существований". То есть совокупность страданий, которые испытывает человек,-это всего лишь порождение его собственных действий, совершенных в предыдущих перерождениях, то есть иллюзия. Однако сам опыт страдания настолько ощутим, что заставляет буддистов рассматривать эту "иллюзию»со всем вниманием и заботой, потому что без этого невозможно обнаружить причины страдания, найти способы устранения причин и, таким образом, избавиться от страдания, от всех видов бытия".

    Таким образом, философия буддизма сформировалась в различных течениях и школах этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет концепции грешного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть только один человек: хорошие и плохие поступки, которые он совершал на протяжении всей своей жизни и которые отражены в его карме.

    2.2 Истины буддизма



    Как и другие философии, буддизм обещает людям избавиться от самых болезненных аспектов человеческого бытия - страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

    Буддизм учит, что под влиянием действий человека его существо постепенно меняется. Причиняя вред, он пожинает болезни, нищету, унижение. Действие хорошо вкусит радость и покой. Именно закон кармы (модальная в-даяния) определяет судьбу человека в Сансаре (циклическое существование, «цикл " рождений, смертей и перерождений).

    Этот закон составляет механизм сансары, называемый бхавачакрой - "колесом жизни". Любое живое существо заперто в "колесе жизни" с его бесконечной цепью перерождений. Гнев, невежество и похоть не позволяют ему сойти с «колеса жизни». Бхавачакра состоит из Нидан-связей, взаимосвязанных причин, которые порождают непрерывный поток жизни: невежество вызывает возникновение кармических импульсов; они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и психического облика человека: оно способствует формированию шести чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и воспринимаемого разума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность к тому, что человек чувствует и думает. Привязанность ведет к вступлению в существование,следствием чего является рождение. И любое рождение неизбежно ведет к старости и смерти.20

    Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и каждое действие оставляют свой кармический след, который ведет человека к следующему воплощению. Цель буддиста-жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это означает, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

    » У тех, у кого нет приятного и неприятного, нет связей«; " из привязанности рождается печаль, из привязанности рождается страх, у того, кто освобождается от привязанности, нет печали, откуда берется страх?».

    Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга Сансары. Это состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется Нирваной.

    Нирвана - это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в другом качестве, жизнь полностью освобожденного духа.

    Буддизм не принадлежит ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, адских существ и т. д.), Но считает, что они также подвержены действию кармы и, несмотря на их сверхъестественные способности, не могут самое главное - выйти за пределы непрерывного круга Возрождения. Только человек способен «встать на путь " и, постоянно изменяя себя, искоренить дело возрождения, достичь Нирваны. Чтобы освободиться от Возрождения, богам и другим существам придется родиться в человеческой форме. Среди людей могут появляться только высшие духовные существа: Будды, люди, достигшие просветления, и бодхисаттвы, те, кто откладывает уход из Нирваны, чтобы помочь другим существам.

    Но Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями; обычно они не могут наказывать грешников или вознаграждать праведников. Буддизм подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Вот почему в Дхаммападе написано: "строители каналов пускают воду, лучники подчиняются стрелам, плотники подчиняются дереву, мудрецы подчиняются самим себе.

    Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем:

    -Вся жизнь человека - страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и проходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

    - Причина страдания - наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни. Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

    -Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

    Вот эти состояния:

    1. правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;

    2. правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

    3. правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, - речь должна быть правдивой и доброжелательной;

    4. правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

    5. правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

    6. правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

    7. правильные помыслы: следует уяснить, что зло - от нашей плоти;

    8. правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

    Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три - нравственное поведение - шила. И наконец, последние три - дисциплина ума или самадха. 21

    Таким образом, эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек постепенно осваивает. Здесь все взаимосвязано. Моральное поведение необходимо для достижения мудрости, и без дисциплины ума мы не сможем развить моральное поведение. Мудрый-это тот, кто действует с состраданием; сострадательный-это тот, кто действует с мудростью. Такое поведение невозможно без дисциплины ума. В целом, можно сказать, что буддизм привнес личный аспект, которого раньше не было в Восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только через личную решимость и готовность действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме четко прослеживается идея необходимости сострадания ко всем живым существам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    Буддизм – Одна из древнейших нетеистических мировых религий, возникшая в середине 1 тысячелетия до н. э. в северо-восточных областях Индии в качестве оппозиционного брахманизму учения и Буддизм – одна из древнейших нетеистических религий, возникшая в середине 1 тысячелетия до н. э. в северо-восточных областях Индии в качестве оппозиционного брахманизму учения. Буддизм быстро распространился на территории страны, однако настоящий расцвет и становление в качестве мировой религии он получил за пределами родины. Слово «буддизм» – европейского происхождения, исконное же название отсылается на основоположника религии, Будду Шакьямуни, и звучит как Буддхадхарма, «учение Будды», или просто Дхарма, «закон».

    Философия буддизма сформировалась в различных течениях и школах этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет концепции грешного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть только один человек: хорошие и плохие поступки, которые он совершил на протяжении всей своей жизни и которые отражены в его кармеУчение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти - питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому. Канон состоит из трех частей:

    -Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;

    -Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» - собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;

    -Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

    Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем:

    -Вся жизнь человека - страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и проходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

    - Причина страдания - наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни. Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

    -Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

    Вот эти состояния:

    1. правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;

    2. правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

    3. правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, - речь должна быть правдивой и доброжелательной;

    4. правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

    5. правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

    6. правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;

    7. правильные помыслы: следует уяснить, что зло - от нашей плоти;

    8. правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.

    Таким образом, философия буддизма сформировалась в различных течениях и школах этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет концепции грешного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть только один человек: хорошие и плохие поступки, которые он совершал на протяжении всей своей жизни и которые отражены в его карме.





    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. – 287 С.

    2. Альбедиль, М. Ф.  Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с.

    3. Арвон А. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 159 C. — (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).

    4. Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В. Этнокультурные регионы мира. – М.: Прометей, 2013. – 240с.

    5. Лысенко, В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: «Восточная литература», 1994. - 383 с.

    6. Пятигорский, А.М. Лекции по буддийской философии // Непрекращаемый разговор. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 38-102. - 432 с.

    7. Пятигорский, А.М. Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров) / под ред. К.Р. Кобрина. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 288 с. Розенберг, О. О. Проблемы буддийской философии / О. О. Розенберг. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 308 с.

    8. Терентьев, А. А. Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2013.

    Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2015 г. - 304 С.

    1. Уланов, М.С Буддизм в социальном пространстве России: автореферат и диссертация. доктор. философ. наук. - Ростов-на-Дону 2010 г. С. 66.

    2. Цыремпилов, Н.В. Буддизм в России: прошлое и настоящее//Власть. ИС РАН. 2013.- №3. С.83-87.

    3. Щербатской, Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. https://vk.com/doc4605748_450187718?hash=9ff05ed03e6aba9d4e&dl=72bff109a900f39b4e

    1 Арвон А. Буддизм. — М.: Астрель, АСТ, 2005.— (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»). С. 77.

    2 Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. – С. 144.

    3 Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2015 г. - С. 189.

    4 Терентьев А. А. Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2013.

    Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник

    докладов Международной конференции. С. 41.

    5 Цыремпилов Н.В. Буддизм в России: прошлое и настоящее//Власть. ИС РАН. 2013.- №3. С.83.

    6 Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В. Этнокультурные регионы мира. – М.: Про-

    метей, 2013. – С. 99.

    7 Уланов. М.С Буддизм в социальном пространстве России: автореферат и диссертация. доктор. философ. наук. - Ростов-на-Дону 2010 г. С. 66.

    8 Пятигорский А.М. Введение в изучение буддийской философии (девятнадцать семинаров) / под ред. К.Р. Кобрина. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - С. 29.

    9 Там же.

    10 Там же.

    11 Там же.

    12 Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: «Восточная литература», 1994. - С. 137.

    13 Пятигорский А.М. Лекции по буддийской философии // Непрекращаемый разговор. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 38-102. - С. 68-69

    14 Там же.

    15 Там же.

    16 Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб, 2002. https://vk.com/doc253649368_588062447?hash=34136268f0fef7d5ce&dl=3520b453706609a5cf

    17 Альбедиль, М. Ф.  Буддизм : учебное пособие для вузов / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — С. 45.

    18 Пятигорский А.М. Введение в изучение буддийской философии. https://vk.com/doc253649368_588431840?hash=404a36634a10e621dc&dl=1ccde8614011e0a7a0

    19 Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб, 2002. https://vk.com/doc253649368_588062447?hash=34136268f0fef7d5ce&dl=3520b453706609a5cf

    20 Розенберг, О. О. Проблемы буддийской философии / О. О. Розенберг. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — С. 114.

    21 Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 г. – С. 234.



    написать администратору сайта