Главная страница
Навигация по странице:

  • Немецкая классическая философия

  • Рационализм философии. Рационализм немецкой классической философии Г. Гегель


    Скачать 19.07 Kb.
    НазваниеРационализм немецкой классической философии Г. Гегель
    Дата20.10.2022
    Размер19.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРационализм философии.docx
    ТипДокументы
    #744412

    Рационализм немецкой классической философии: Г.Гегель

    Немецкий идеализм или Немемцкая классимческая филосомфия - этап развития немецкой философии XVIII-XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гемгель - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма

    Родился Георг Гегель в 1770 году в состоятельной семье в чиновника и с раннего детства получал отличное образование, он владел разными языками, читал классиков литературы в оригинале. В 1788 году он отправляется Тюбингенский университет для получения образования в сфере теологии и философии. По окончанию он становится магистром философии и отправляется в Берн для того чтобы работать репетитором. Гегель мог стать священником, так как получил профильное образование, но не хотел посвящать себя религии, предпочитая строгую работу ума по исследованию глубин этого мира. В 1798 году он начинает издавать собственные работы.

    Благодаря полученному наследству он может в 1801 году отказаться от репетиторства и начать академическую карьеру. Сначала переезжает в Йену, где становится сначала приват-доцентом, а после этого профессором.

    С 1807 по 1808 годы работает редактором газеты в Бамберге, затем, до 1816 года директором гимназии. Затем около двух лет работает профессором в университете Гейдельберга и после этого переезжает в Берлин.

    В Берлине Гегель завершил собственную карьеру и существование, совершил диалектический переход между бытием и небытием и стал частью истории, про которую так много писал. В этом городе он работал руководителем кафедры факультета философии и читал разнообразные курсы лекций. На заключительно этапе своего существования Гегель прочел огромное количество лекций по философии религии, истории, права, эстетике, многие из которых были записаны и изданы потом студентами.

    Немецкая классическая философия - высшая форма классич. рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему.

    Наиболее важные достижения немецкой классической философии:

    1) философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, характеризуется высокой степенью обобщенности и абстрагированности, со своим тщательно разработанным категориальным аппаратом;

    2) осуществлен поворот к истории как философской проблеме, концептуально поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях;

    3) создан и разработан диалектический метод.

    Немецкая классическая философия - высшая форма классич. рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему.

    Наиболее важные достижения немецкой классической философии:

    1) философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, характеризуется высокой степенью обобщенности и абстрагированности, со своим тщательно разработанным категориальным аппаратом;

    2) осуществлен поворот к истории как философской проблеме, концептуально поставлен вопрос о смысле человеческой истории, ее характере и закономерностях;

    3) создан и разработан диалектический метод.

    В философии Гегеля человеческая история представлена в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития. Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума).

    Этот процесс подчинен законам логики и включает в себя 3 этапа:

    1. Логический этап, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий. Данный этап описан у Гегеля в учении о бытии, учении о сущности и учении о понятии, где он оперирует такими категориями, как качество, кол-во, мера; тождество, различия, противоположности, противоречие, основание; вещь, явление, существенное отношение и др.

    2. Природная стадия, связанная с развитием идеи в форме «инобытия». Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждаясь от своей истинной сущности, и предстает в виде конечных чувственных телесных единичностей. Данный этап описывается во второй части гегелевского учения – натурфилософии. 3. Человеческий Дух, где идея, покинув природу, возвращается к самой себе в качестве духа и реализуется в человеческом мышлении и истории. Данный этап осмыслен в третьей части гегелевской системы – философии духа. Развитие Духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, гос-во) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В абсолютном духе идея приходит к завершению своего саморазвития.

    Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.

    Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.

    Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.

    Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).

    Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.


    написать администратору сайта