Главная страница

выступление. текст к 7 сентября. Раньше казаки любое дело начинали с молитвы, с благословения священника отправлялись в поход, в церкви венчались, давали обеты. Православная вера и сейчас важная часть их мировоззрения, а слово пастыря закон


Скачать 17.65 Kb.
НазваниеРаньше казаки любое дело начинали с молитвы, с благословения священника отправлялись в поход, в церкви венчались, давали обеты. Православная вера и сейчас важная часть их мировоззрения, а слово пастыря закон
Анкорвыступление
Дата23.03.2023
Размер17.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатекст к 7 сентября.docx
ТипЗакон
#1011030

Раньше казаки любое дело начинали с молитвы, с благословения священника отправлялись в поход, в церкви венчались, давали обеты. Православная вера и сейчас - важная часть их мировоззрения, а слово пастыря - закон..

7 сентября по новому стилю терские казаки отмечают свой войсковой праздник, он же день святого апостола Варфоломея, который является небесным покровителем войска. Праздник учрежден в девятнадцатом веке, а терское казачество ведет свою историю от века шестнадцатого, старшинство войска считается от 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знамёнами русского московского царя. Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Ни одно из казачьих войск России не отличалось однородным этническим  составом, но представители казачества были едины в вероисповедании — православной религии.  Инородцев принимали в казачье войско, если он примет обряд крещения и станет христианином. В силу географического положения казаками Терского войска порой становились не только жители Северного Кавказа, но и выходцы из Закавказья.

Хотя основу терского казачества исторически составляли русские и малороссы, казаки охотно принимали в своё войско местное население и из Закавказья. При образовании Терского войска в него вошли рязанские и червленые (гребенские) казаки, донские, волжские, яицкие казаки, а также крещёные калмыки.

Путь русских на Кавказ открылся при царе Иване Васильевиче Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556 г.) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени русские казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках.

В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки, потомки донских казаков, которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата, контролировавшего территорию западного Прикаспия к северу от Терека, которую называли Ногайская степь.

В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город, который под давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город. Примечательно, что именно с этого времени терские казаки ведут своё старшинство.

В 1577 г. астраханским воеводой Лукьяном Новосильцевым одно из первых гарнизонных укреплений Кавказа было перестроено в мощную крепость Терки, в которой несли службу царские ратники и вольные казаки. Они поддерживали народы, присягавшие на верность России, контролировали переход караванного пути через Терек и Сунжу, несли охранную, разведывательную службу, были проводниками для отрядов русских князей.

В этом же году вольные гребенские казаки поступили на регулярную службу в гарнизон Терки, было установлено старшинство Терского Казачьего Войска, а уже на следующий год, после заявления о своем намерении охранять южные рубежи России, они получили от Ивана Грозного первую жалованную грамоту.
Началась регулярная служба терских казаков России. Вступить в Терское войско мог любой подданный Российской Империи независимо от этнического происхождения и вероисповедания, на службу в войско охотно шли и местные горцы. Однако Терское войско оставалось исключительно христианским.
Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604 г.), к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец. Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман-ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты-калмыки.

К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже — Терки, Тюмень, Сунжа (ныне Грозный) и Андрей (ныне — аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651—1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки становятся союзниками пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими, то есть горными, живущими на «гребне» — Терском хребте в междуречье Терека и Сунжи.

С 1770 года стало заметно увеличение численности в Терском войске казаков, выходцев из жителей Закавказья, российские власти обеспокоились этим, и стали отправлять на Кавказ поселенцев из разных народов из концов Российской империи. Вливание представителей новых этносов в Терское войско происходило в результате миграции населения, возвращаясь домой из военного похода, терские казаки часто «умыкали» (увозили, крали) себе невест из инородного горского племени — вот почему в казачьих семьях часто подрастали сыновья — молодые казачки, похожие на кавказцев. Если о контактах терских казаков с чеченцами, осетинами и кабардинцами знают многие, то об их связях с жителями Закавказья известно меньше.

Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ, а затем в Ставрополе.
Более трех веков казаки существовали на берегах Терека, все время находясь в боях и походах. В те годы у них даже не было времени устраивать праздники. Поэтому-то долгое время войскового праздника у терцев не было. Лишь к концу XIX века, когда в крае утихли выстрелы, и была устроена мирная жизнь, казаки стали задумываться об учреждении единого войскового праздника.

Такая ситуация была не только у терцев, но и в других казачьих войсках. В результате 11(24) декабря 1890 года последовал Высочайший приказ императора Александра III об утверждении войсковых праздниках для всех казачьих войск.

Для Терского войска днем войскового праздника определили 25 августа (7 сентября по новому стилю). Этот день был выбран не случайно.

25 августа 1859 года русские войска штурмом взяли аул Гуниб и пленили имама Шамиля. Этот день считается окончанием войны на Восточном Кавказе, после него в крае начался переход с военного положения к мирному существованию, и, в первую очередь, это касалось терских казаков.

25 августа также отмечается Православной Церковью как день перенесения мощей святого апостола Варфоломея, мученически убитого на Кавказе. . Богослужения в этот день посвящались и ему, и войску.
В 25 августа 1891 года терцы впервые отметили свой Войсковой праздник. Правда, первое время он проходил скромно, так как не была разработана схема мероприятия, и никто не знал, как следует отмечать этот праздник. Лишь 26 июля 1894 года Наказной Атаман ТКВ генерал С.В.Коханов утвердил церемонию Войскового Круга Терского казачьего войска, посвященного Войсковому празднику. С этого времени праздник отмечался по утвержденному плану почти в неизменном виде (менялись лишь действующие лица) вплоть до 1917 года. Проходил он весьма торжественно и красочно.

Войсковой праздник ТКВ был одним из главных праздников. Многие горожане заранее собирались вокруг кафедральной площади, чтобы посмотреть всю церемонию. Казаки специально приезжали из станиц, ведь такое зрелище – весь цвет войска в одном месте – бывало лишь раз в год.

 Каждый казак- жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.


написать администратору сайта