семинар 1,2. Ранние рассказы М. Горького 1890х годов
Скачать 19.14 Kb.
|
Практическое занятие № 1 Тема: Ранние рассказы М. Горького 1890-х годов. 3. Раскрытие противоречий человеческой души в реалистических рассказах «Ванька Мазин», «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Тоска», «Колокол» и др. Мастерство показа двойственной психологии людей. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой — босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение. Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения. Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ “Коновалов”, в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова. Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что “невозможно в ту пору жить ”, и “ все на свете... опротивеет ”, а герой “ сам себе становится в тягость”, он бросает все и уходит бродяжничать. Позже Коновалов возвращается, и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является “подручный” пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала. Коновалов — босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, “с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению”, считал, что “во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам. Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником. На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления. Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству? “Не нашел я точки моей... Ищу, тоскую, — не нахожу...” — таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос. Рисуя образы босяков, Горький ясно видел, что они не герои и лишь в редких случаях «рыцари на час». Но в сопоставлении с людьми «нищеватого, мещанского типа» в босяке есть та «необыкновенность», которую писатель стремился обрисовать как можно ярче, выделить как можно рельефнее. В рассказе «Челкаш» крестьянскому парню Гавриле с мелкой душой собственника — одному из сотен тысяч крестьян, которые уходили в 90-х годах из разоренной деревни на заработки,— противопоставлен Челкаш — тоже в прошлом крестьянин. Он давно покинул деревню и навсегда освободился от страсти к накоплению, к наживе. Деньги нужны ему теперь для того, чтобы пить, веселиться, угощать других, забыть на время о том, что он отверженный, босяк. По-разному проявляют герои себя, обретя деньги. Челкаш готов тут же с лихостью их спустить, ибо в его глазах деньги цены не имеют. Гаврила же при виде денег утрачивает человеческое в своем облике, он готов ради денег убить товарища. Драматизм столкновения между Челкашом и Гаврилой все возрастает и достигает кульминации в заключительной части рассказа. Челкаш испытывает отвращение к Гавриле, который униженно умоляет его отдать все деньги на обзаведение хозяйством. Челкаш с презрением отказывается от своей доли в пользу Гаврилы. Это и есть та относительная романтизация босяка в рассказах о «бывших людях», за пределы которой Горький нигде не выходит, он не выдает этих достоинств босяка за достоинства социально положительные, способные сделать его революционно активным. Фома Гордеев” — повесть о крепнущей русской буржуазии, о том, как она набирает силы. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии, не только раскрывает бесчеловечность капиталистических отношений, ложь и лицемерие буржуазной морали. Основной замысел повести — показать, по словам самого Горького, как в современной буржуазной действительности “должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии”. Фома — “здоровый человек”, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках совершенности. Он выделяется из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал “снисходительную жалость к голодному”. В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маяниных, резинковых, коноковых. . Практическое занятие № 3 Тема: Реализм и модернизм в творчестве Л. И. Андреева. 1. Тематика и проблематика ранних рассказов Л. Андреева. «Чеховские темы» в творчестве Андреева 1890-х годов. Образ «маленького человека», мастерство раскрытия индивидуальных болезненных состояний человека в рассказах «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек». «Жили - были» и др. 2. Влияние на мировоззрение Андреева идей западных философов (А.Шопенгауэра, Ф.Ницше). Рассказы «Стена», «Рассказ Сергее Петровиче». Сомнения в общественных и нравственных возможностях человека. 3. Андреев о противоречиях разума и инстинкта в рассказах «Бездна». «Мысль». Проблема преступления и наказания, развитие традиций Ф. М. Достоевского. 4. Движение Андреева к экспрессионизму. Человек и рок в творческом сознании писателя. Повесть «Жизнь Василия Фивейского» и рассказ Красный смех». 5. Отношение Л. Андреева к событиям первой русской революции 1905-1907 годов. Рассказы «Так было», «Тьма», пьесы «К звездам», «Царь Голод». Литература 1. Андреева В. Л. Дом на Черной речке. - М., 1980. 2. Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. - Таллинн, 1984. 3. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева. 1892-1906. - Л., 1976. 4. Смирнова Л. А. Творчество Л. Андреева: Проблемы и методы стиля. - М., 1986. Практическое занятие № 4 Тема: Ценность человеческой жизни, любви в рассказах и повестях |