Главная страница
Навигация по странице:

  • Раскройте принципы правового статуса личности.

  • Раскройте систему гарантий прав и свобод личности.

  • Проанализируйте теологическую, естественно-правовую и позитивистскую концепции прав человека.

  • Раскройте формационный и цивилизационный подходы к сущности и содержанию прав человека.

  • Проанализируйте философские и политико-правовые концепции прав человека английских просветителей (Т. Гоббс, Дж. Локк).

  • Проанализируйте философские и политико-правовые концепции прав человека французских просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

  • Проанализируйте развитие русской философской и политико-правовой мысли о правах и обязанностях человека конца 18 в. – первой четверти 19 в. (А. Н. Радищев, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев).

  • Раскройте концепцию прав человека в трудах русских юристов 19 – начала 20 вв. (Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев).

  • Проанализируйте развитие русской философской и политико-правовой мысли о правах и обязанностях человека в трудах русских юристов 19 – начала 20 вв. (Л. А. Тихомиров, Н. Н. Алексеев).

  • Проанализируйте манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»: перечень прав и свобод, исторические условия принятия, значение.

  • Проанализируйте декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г.: в контексте прав и обязанностей личности.

  • Проанализируйте советские Конституции 1924 г., 1936 г., 1977 г. в контексте прав и обязанностей личности, дайте сравнительную характеристику.

  • Проанализируйте российскую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г.: дайте общую характеристику и раскройте ее историческое значение.

  • Дайте понятие и раскройте структуру универсальных стандартов прав человека.

  • Проанализируйте всеобщую декларацию прав человека 1948 г.

  • Дайте понятие и раскройте структуру региональных стандартов прав человека.

  • права человека. Раскройте понятие и структуру правового статуса личности


    Скачать 78.73 Kb.
    НазваниеРаскройте понятие и структуру правового статуса личности
    Анкорправа человека
    Дата30.09.2019
    Размер78.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPrava_cheloveka_bilety (1).docx
    ТипДокументы
    #88093
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Раскройте понятие и структуру правового статуса личности.

    Правовой статус – это признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий должностных лиц и государственных органов, при помощи которых они выполняют свои социальные роли. Ядром правового статуса личности являются права и обязанности.

    В структуру правового статуса личности входят следующие элементы:

    – права и обязанности;

    – ответственность;

    – законные интересы;

    – гражданство;

    – правосубъектность (включает в себя дееспособность и правоспособность);

    – правовые принципы.

    Правовой статус делится на общий, специальный и индивидуальный.

    Общий – статус лица как гражданина государства, который закреплен в Конституции.

    Специальный статус закрепляет особенности положения определенных категорий субъектов (военных, адвокатов, государственных служащих, студентов, бизнесменов).

    Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей отдельного лица (возраст, пол, семейное положение, трудовой стаж, должность).

    1. Раскройте принципы правового статуса личности.

    Принципы правового статуса человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ. Эти принципы универсальны, на них должны опираться все без исключения отрасли права, которые могут в дополнение к данным принципам вырабатывать собственные.

    К конституционным принципам правового статуса человека и гражданина России можно отнести следующие:

    1. Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ закрепила, что человек, его права и свободы - высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принцип гуманизма определяет как деятельность государства, так и содержание нормативно-правовых актов, и содержание иных прав человека и гражданина.

    2. Принцип неотъемлемости (неотчуждаемости) прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). В основе этого принципа лежит теория естественного права, которая исходит из постулата о том, что каждый человек рождается свободным и, в силу этого, обладает от рождения комплексом неотъемлемо присущих ему прав и свобод.

    3. Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод. Смысл этого принципа заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Конституция РФ, напротив, устанавливает ограничения свободы действий человека, закрепляя перечень тех действий, которые он не должен совершать.

    4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Одно лишь провозглашение прав и свобод человека и гражданина ещё не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Необходимы реальные гарантии того, что этих прав и свобод человек не может быть лишен без законных оснований.

    5. Принцип равноправия. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, чего практически достигнуть невозможно, а к равенству всех в правовом смысле.

    6. Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

    1. Раскройте систему гарантий прав и свобод личности.

    В Конституции Российской Федерации важное место уделено институту гарантий прав и свобод человека и гражданина. Система гарантий прав и свобод включает в себя две группы гарантий – формально-юридические и институциональные.

    Формально-юридические гарантии заключаются непосредственно в Конституции, а также в других законах, направленных на обеспечение прав и свобод.

    При всей значимости формально-юридических гарантий ведущая роль в деле защиты прав и свобод принадлежит институциональным гарантиям. Система институциональных гарантий, то есть различных государственных и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав достаточно обширна. К звеньям этой системы можно отнести:

    – Президента РФ, как гаранта прав и свобод человека и гражданина;

    – Конституционный Суд РФ;

    – органы прокуратуры, в функции которых входит оперативное реагирование на любые нарушения законов в Российской Федерации;

    – различные органы исполнительной власти, призванные разрешать многочисленные вопросы по заявлениям, жалобам, претензиям, рекламациям граждан и их объединений;

    – Уполномоченного по правам человека. Эффективность обращений этого органа в различные инстанции строится на силе его авторитета и не подкреплена конкретными реальными полномочиями;

    – комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации. В настоящее время такие комиссии созданы в большинстве регионов;

    – Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;

    – органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, являющиеся максимально приближенными к населению уровнем публичной власти;

    – различные общероссийские, региональные и местные общественные органы и организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан.

    1. Проанализируйте теологическую, естественно-правовую и позитивистскую концепции прав человека.

    Теологическая концепция:

    Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей.

    Естественно-правовая концепция:

    Суть ее в том, что человек независимо от его положения в обществе обладает равными с другими правами, которые даны ему самой природой. Государство же возникло как следствие договора между людьми и является вторичным по отношению к правам, данным природой (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье).

    Позитивистская концепция:

    Позитивисты утверждают, что права и свободы человека производны от государства → актроированные. Объем прав и свобод человека и само их существование зависит от государства. Права и свободы человека в позитивистской трактовке – это принятые государством на себя обязательства позволять что-либо членам общества и не совершать что-то в отношении них. Права и свободы человека связываются с его обязанностями и практически с ними отождествляются. Они представляются для социально-полезной цели (Чичерин, Конт, Спенсер, Лесевич).

    1. Раскройте формационный и цивилизационный подходы к сущности и содержанию прав человека.

    В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, каталог его естественных и неотчуждаемых прав. Индивид во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего, для европейской цивилизации.

    Цивилизация характеризуется определенным уровнем культуры как способа человеческой жизнедеятельности, философией, системой ценностей, общественно значимыми идеалами, стилем творчества, обобщенным мировоззрением. Основной принцип жизни цивилизации «представляет собой исходные основы жизни народа, его мораль, убежденность, определяющее отношение к самому себе, поведение, верования и надежды. Основной принцип жизни объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей собственной истории».

    1. Проанализируйте философские и политико-правовые концепции прав человека английских просветителей (Т. Гоббс, Дж. Локк).

    Существенное значение Гоббс придает принципиальному противопоставлению естественного состояния гражданскому состоянию. Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать вое, что для этой цели необходимо. Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом – предписанием или выработанным общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни. Человек – существо разумное, поэтому общее правило и предписание разума, согласно Гоббсу, есть поиск мира и следование ему, что и выступает в качестве фундаментального естественного закона. Гоббс из этого основного естественного закона выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:

    – в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе;

    – люди должны выполнять заключенные ими соглашения;

    – получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте;

    – каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;

    – отмщение должно ориентироваться на благо, которое последует за ним;

    – никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому;

    – каждый должен признавать других равными себе от природы;

    – посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности;

    – никто не может быть судьей самого себя и т. д.

    Остальные законы требуют соблюдения нравственно-правовых правил христианской цивилизации (милосердия, благочестия, скромности и пр.).

    Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверен), и есть государство. Суверен обладает верховной властью по отношению к подданным.

    В учении Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения власти и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни. В естественном (до государственном) состоянии, согласно Локку, господствует естественный закон, закон природы, требующий мир и безопасности для всего человечества. Естественное состояние, по Локку, характеризуется полной свободой касательно своего имущества и личности и таким равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Разумное преодоление недостатков естественного состояния ведет к общественному договору об учреждении политической власти и государства с целью обеспечения за каждым человеком его естественных прав на собственность – жизнь, свободу, имущество. Рассматривая соотношение естественного и гражданского права, Локк отрицал утверждение Гоббса, что это явления несовместимые. Он подчеркивал, что целью закона является не уничтожение или ограничение свободы, а наоборот, ее сохранение и расширение. Свобода людей в условиях существования системы правления заключается в том, чтобы жить в соответствии с требованиями законов, принятых законодательной властью и обязательных для каждого.

    Принимаемые государством законы, по теории Локка, должны отвечать требованиям естественного права, ибо люди не могут полностью отказаться от естественных прав. Основой морали является выгода. В случае отсутствия выгоды для человека в результате соблюдения закона необходимо привлечь к закону насильственные методы принуждения.

    1. Проанализируйте философские и политико-правовые концепции прав человека французских просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

    Одним из основоположников французского Просвещения и одним из самых выдающих политических теоретиков XVIII века был создатель первой развернутой политической доктрины Просветительства Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755). В своем философском трактате «О духе законов» (1748) Монтескье формулирует важное двуединое положение о законах. Он связывает концепцию естественного права, согласно которой различные законы есть формулировки одного и того же закона, с социологической концепцией о том, что эти формулировки определяются историческими и природными условиями. Дух законов, согласно Монтескье, состоит во взаимосвязи различных видов окружающей социальной и природной среды и соответствующих им особых трактовок универсального закона. Монтескье считал, что совокупность юридических оформленных законов сыграла исключительно важную роль в жизни общества как инструмент управления людьми. Поэтому для уяснения форм государственной жизни он предлагает, прежде всего, проанализировать законодательный механизм того или иного общества. При анализе законов жизни людей Монтескье выделяет два их вида — естественные (природные), то есть те, что вытекают из биологической природы человека, и собственно социальные законы. К естественным законам Монтескье относит стремление к миру, к добыче средств существования, к отношениям с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. К собственно социальным законам он относит так называемые «законы между людьми»: определяющие отношения между народами (международное право); определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); определяющие отношения всех граждан между собой (гражданское право). В отличие от Т. Гоббса, Монтескье объявил важнейшим законом естественного права не войну всех против всех, а мир. Развивая свою правовую теорию, Монтескье дает классификационное описание трех ферм государственного правления (республика, монархия, деспотия) и трех соответствующих им принципов (достоинство, честь, страх). В основу такой классификации он ставит оценку отношения верховных властей к политическим законам.

    Если Монтескье сформулировал и выдвинул идею представительского правления, то другой французский философ и просветитель Жан-Жак Руссо (1712—1778) пошел дальше, открыто заговорив о суверенитете народа, о верховенстве, власти народа. Руссо считает, что институт частной собственности как результат развития земледелия привел к распределению общества на бедных и богатых и к борьбе на основе противоположных интересов. Тогда и возникает государство как инструмент укрепления господствующего положения богатых. Узаконивая экономическое неравенство, государство дополняет его неравенством политическим благодаря разделению общества на тех, кто управляет, и на тех, кем управляют. По мнению Руссо, люди образовывают государство с помощью общего соглашения (договора), но не добровольно, а вынужденно, поскольку настоящий договор навязывается бедному меньшинству богатым большинством. В результате богатое большинство (властные элементы) может навязывать всему обществу свое понимание правды и свое понимание прав. Общественный договор, в результате которого возникает государство, не разрушает естественного равенства, а лишь заменяет его морально-правовым равенством граждан перед законом. К идее народного представительства Руссо относился отрицательно, поскольку считал, что суверенитет может быть осуществленным только всем народом как единым целым. На это и опирается Руссо при разработке своей теории общественного договора. Он подчеркивает, что если власть в государстве принадлежит не всем, а только той части общества, которой делегированы соответствующие социальные функций, то безвластные люди автоматически превращаются из свободных граждан в подвластных подданных, ибо они не могут сами отстаивать свои интересы. Народный суверенитет становится для Руссо единым способом преобразований государства на принципах разума и свободы.

    1. Проанализируйте развитие русской философской и политико-правовой мысли о правах и обязанностях человека конца 18 в. – первой четверти 19 в. (А. Н. Радищев, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев).

    В основе политических и правовых идей А. Н. Радищева лежит представление о человеке как о существе от рождения свободном и равном другим людям. Наделяя людей свободой и равенством, природа одновременно придала им, по мнению Радищева, склонность к общежитию. Возникновение гос-ва и права Радищев связывал с переходом человеческого общества к возделыванию земли.

    Непосредственной предпосылкой установления в обществе гос. власти Радищев считал появление собственности. С появлением же собственности человеческое общество раскололось на сильных и слабых, господ и угнетенных.

    Государственная власть учреждается, по мнению Радищева, безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждого.

    Возникновение в обществе государственной власти и законодательства не отменяет действия естественных законов. Люди должны оставаться при этом, считал Радищев, — свободными и равными. "Права их, — пояснил он, — состоят в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными".

    Радищев фактически провозглашал право народа на восстание против монарха, не выполняющего своих обязанностей и творящего произвол по отношению к своим подданным. Радищев не употребляет в своих произведениях термина "революция", однако народное возмущение, о котором он многократно упоминает, имеет ряд признаков того, что впоследствии стали именовать революцией. В качестве главных причин народного возмущения, ниспровергающего сложившийся общественный порядок, Радищев подразумевал установление в обществе деспотической власти и рабства или крепостничества, противных человеческому естеству.

    Пестель в своих исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимно стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Государственная организация в России не служит достижению общественного благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге - гибель самого государства. Так же он уделяет большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д.

    Муравьев считал основным источником власти народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя. Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Н.М. Муравьевым, была отмена крепостного права. Формой правления, наилучшей именно для России, Н.М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

    Избирательным правом должны пользоваться все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество.

    1. Раскройте концепцию прав человека в трудах русских юристов 19 – начала 20 вв. (Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев).

    Борис Николаевич Чичерин считал, что из самой природы государства возникает гарантия личной (гражданской) и политической свободы. Политическая свобода рождает отношения власти и подчинения, а личная свобода рождает отношения независимости. По этой причине гражданская свобода должна быть шире свободы политической.

    Среди гарантий гражданской (личной) свободы Чичерин называл главной следующую: личность и собственность должны быть поставлены под защиту независимого суда, а гражданин должен получить право требовать этой защиты.

    Другими гарантиями выступают суд и принцип несменяемости судей; политическая свобода, ᴛ.ᴇ. участие граждан в общих делах, прежде всего в государственной власти.

    Общество он рассматривает как совокупность частных отношений между людьми, подчиняющимися общей политической власти. Эта совокупность, управляемая нормами частного права, именуется гражданским обществом. И если общее благо - ϶ᴛᴏ первая цель государства, то частное благо – первая цель гражданского общества.

    Среди приоритетных личных прав и свобод Б. Н. Чичерин называл:

    1. признание неприкосновенности лица в физическом и духовном смыслах;

    2. свободу совести как основу человеческого достоинства;

    3. право союзов;

    4. право защиты чести;

    5. право действовать по своему усмотрению, власть располагать собой, не нарушая чужого права и общих постановлений;

    6. право распоряжаться своей собственностью.

    Павел Иванович Новгородцев считал, что основными принципами будущего государства должны стать:

    а) соблюдение прав отдельной личности;

    б) соблюдение прав народов в целом и других государств.

    Государство во имя права допускает как границу своего господства свободную человеческую личность, признавая священность области личного самоопределения.

    Постоянным элементом в праве у Новгородцева выступают права личности, являющиеся материальным пределом законодательной власти государства. Необходимость таких твердых пределов как элементов правопорядка закономерно нашла отражение в идее конституции и ее гарантий прав личности.

    Права и свободы личности получают характер прав только при условии государственного признания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возможно при самоограничении государства этими правами. Признание свободы личности выступает, таким образом, как отречение государства от предыдущих посягательств на права лиц и подтверждении этих прав на будущее.

    Богдан Александрович Кистяковский рассматривает вопрос о конституционных гарантиях прав и свобод в государстве.

    1) Первой гарантией должно стать ограничение государственной власти. В правовом государстве подобное ограничение предполагало признание, регламентацию неотъемлемых, неотчуждаемых и неприкосновенных прав личности и соответственно сферы самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не может вторгаться. Среди неотъемлемых прав личности приоритетными Кистяковский считал свободу совести, религиозную свободу, следствием которой являются свобода слова, печати, союзов, собраний.

    2) Второй гарантией гражданских прав должно быть обеспечение неприкосновенности личности, жилища, переписки, для этого компетенция органов государственной власти по пресечению нарушения законов должна быть ограничена строгими рамками закона (принцип подзаконности власти).

    3) Третьей гарантией прав личности должно быть, по его мнению, наличие гражданского общества. Ибо, по убеждению Кистяковского, органы государственной власти бывают действительно связаны с законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами.

    4) Четвертой гарантией прав личности должно быть, по мнению Кистяковского, народное представительство, выполняющее законодательную функцию как соучастник власти, так как престиж конституционной государственной власти определяется поддержкой этой власти в народе. Тем самым он разрабатывал теорию параллельного развития институтов гражданского общества и правового государства.

    1. Проанализируйте развитие русской философской и политико-правовой мысли о правах и обязанностях человека в трудах русских юристов 19 – начала 20 вв. (Л. А. Тихомиров, Н. Н. Алексеев).

    В качестве основных аспектов понимания проблемы человека в социальной философии Л.А. Тихомирова можно выделить следующие:

    - человек как цельная личность понимается как органическое единство тела, души и духа и этим обусловливается единство связи человека с материальным, социальным и духовным миром;

    - человек как существо социальное имеет внутреннюю, органическую связь с традициями своего народа, государства и религии, без которой не может существовать,

    - основой взаимодействия человека и общества являются принципы солидарности и соборности, отвергающий крайние формы проявления как индивидуализма, так и коллективизма;

    - развитие человека невозможно без подчинения авторитету, что обусловливает необходимость социальной иерархии;

    - гражданские, политические права и свободы человека зависят от степени развития личности, выполняемых им обязанностей и соответственно от его принадлежности к определенному сословию;

    - экономические основы бытия человека, такие как труд собственность и богатство составляют необходимые условия его существования, но обладают ценностью только как средство служения общему благу;

    - хозяйственная и социально-политическая жизнь человека обретает смысл только благодаря ее подчинению духовно-нравственным ценностям, вершиной и единственным источником которых является Бог.

    Тихомиров считает частную собственность неотъемлемым правом человека.

    Основное назначение сословий Тихомиров видит одновременно в ограничении произвола человека и в обеспечении гарантии его прав и свобод. Он особенно подчеркивает тот аспект, что сословный строй, порождающий разнородность общества, не раздробляет единство нации и государства, в отличие от классового строя, который приводит к социальной борьбе. Наоборот, при наличии сословий возникает «такое сложное расслоение нации, которое...дает людям возможность коллективной взаимопомощи…», при этом единство верховной власти в лице монарха обеспечивает объединение сословий, направляя их деятельность на общее благо.

    1. Проанализируйте манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка»: перечень прав и свобод, исторические условия принятия, значение.

    В начале нового столетия Российская империя находилась в довольно плохом состоянии. В ней наблюдался промышленный спад, экономика разваливалась буквально на глазах. Государственный долг перед другими государствами возрастал ежедневно. Также на сторону обрушился неурожайный год, который привел к голоду. Наибольшим образом на экономику повлияла отмена крепостного права в средине 19 столетия. Но все же действующая система пыталась адекватно реагировать на изменения.

    Рабочие и крестьяне находились в настолько плачевном состоянии, что не могли сами себя прокормить. Они полагали, что им станет легче жить, когда страна предоставит им дополнительные гражданские права. В связи с этим начались протесты, во время которых народ требовал проведения соответствующих реформ. Люди относились крайне недоверчиво к своим правителям. Среди них начало расти революционное настроение, а также распространялись призывы «Долой самодержавие».

    Толчком к началу революционных действий стало Кровавое воскресенье. Тогда государственные войска жестко устранили мирную демонстрацию, проходящую 9 января. Повсеместно в стране начали возникать революционные очаги. Люди устраивали забастовки, они требовали устранить монархию и установить демократическое общество. К средине октября забастовки набрали немалых масштабов. По всему государству бастовало свыше 2 млн. человек, они устраивали погромы государственных учреждений. В некоторых случаях доходило и до кровавых стычек.

    В тексте документа присутствовало несколько пунктов. Прежде всего, помимо прав и свобод для граждан гарантировалась неприкосновенность личности. Предоставлялась свобода слова, совести, союзов и собраний. В выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения – избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане. Создавалась Государственная Дума, а также устанавливался порядок выборов ее членов. Как незыблемое правило было установлено то, что ни один закон не мог прийти в действие без одобрения Государственной Думы. Выбранные в Государственную Думу представители из народа должны строго следить за выполнением всех пунктов вновь принятого закона.

    Изначально манифест вызвал у народа всеобщее ликование и радость достигнутой цели. Представители существовавшей на тот момент партии, в которую входил в основном средний класс разделились на несколько самостоятельных: Октябристы (Союз 17 октября) и Кадеты (Конституционные демократы). Однако, несмотря на огромные уступки со стороны государства большой слой населения не был полностью удовлетворен. В результате этого начали наблюдаться небольшие волнения, при которых люди требовали узаконить стачки. Также население требовало амнистировать всех арестованных во время революционных действий людей. Но самым главным требованием было создание собрания, которое бы создало государственную конституцию.

    Новое правительство, в главе которого стоял С. Ю. Витте (создатель манифеста) призвал воплотить абсолютно все пункты в жизнь. Однако, император спустил его основную часть на тормоза, подумав, что и так много чем пожертвовал ради своего народа. Забастовки опять понемногу начали перерастать в бунты и попытки захвата местной власти. Тогда 23 ноября правительство еще объявило и о том, что воплощение пунктов манифеста будет отложено до первого созыва Думы. Народ во всю готовился к новым восстаниям, а государство готовило войска для их подавления.

    1. Проанализируйте декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г.: в контексте прав и обязанностей личности.

    Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления.

    Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

    Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

    За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

    – свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);

    – свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;

    – свобода слова и печати;

    – свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);

    – свобода объединения в различные союзы;

    – предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;

    – установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

    – право избирать и быть избранным в Советы.

    РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

    Обязанности:

    – трудовая обязанность;

    – воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

    1. Проанализируйте советские Конституции 1924 г., 1936 г., 1977 г. в контексте прав и обязанностей личности, дайте сравнительную характеристику.

    Конституция СССР 1924 г. ознаменовала конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. В отличие от Основного закона 1918 года, «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в новую Конституцию включена не была, при этом отдельно указывалось, что она исходит из ее основных положений. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях.

    По Конституции СССР 1936 г., все граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством. Граждане СССР имеют право на отдых, которое обеспечивается установлением восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов – в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Право на образование обеспечивается общеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Гарантируется равноправие граждан СССР. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантируется: свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

    Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

    По Конституции СССР 1977 г., граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

    Граждане СССР имеют право: на труд, включая право на выбор профессии, рода занятии и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей; на отдых; на охрану здоровья; на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; на жилище; на образование; на пользование достижениями культуры; гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества; право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; гарантируется неприкосновенность личности, жилища; личная жизнь граждан, тайна переписки. телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются Законом; право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

    Обязанности: соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР; добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины; беречь и укреплять социалистическую собственность; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру; оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защита социалистического Отечества, воинская служба; уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства; уважать права и законные интересы других лиц; заботиться о воспитании детей; дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь; беречь природу, охранять ее богатства; забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

    1. Проанализируйте российскую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г.: дайте общую характеристику и раскройте ее историческое значение.

    Данная декларация признает высшей ценностью общества – свободу человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализация его способности к труду и творческого потенциала, активное участие в общественной и государственной жизни. Никакие групповые, партийные или государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов человека.

    Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами, а все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. При этом, осуществление прав гражданином не должно противоречить правам других людей.

    Все граждане равны перед законом и имеют равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.

    Каждому человеку обеспечивается право на пользование родным языком, обучение на родном языке, сохранение и развитие национальной культуры.

    Никто не может быть лишен гражданства или права на изменение гражданства, а каждому гражданину, находящемуся за пределами своего государства, гарантируется правовая защита.

    Каждый человек имеет право на свободу слова, на беспрепятственное выражение мнений и убеждений и распространение их в устной или письменной форме. Средства массовой информации свободны. Цензура не допускается. Гарантируется свобода совести и религии.

    Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний, уличных шествий и демонстраций. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и другие общественные организации, участвовать в массовых движениях.

    Право равного доступа к любым должностям в государственных органах, учреждениях и организациях. Право избирать и быть избранным.

    Право на жизнь, на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни, неприкосновенность личности.

    Каждый человек имеет право на собственность, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.

    Каждый человек имеет право на достаточный и достойный жизненный уровень, улучшение условий жизни, социальную защищенность. Гарантируется право на отдых, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, утраты кормильца, при рождении ребенка.

    Каждый человек имеет право на поддержку государства в получении и постоянном пользовании благоустроенным жилым помещением в домах государственного или общественного жилого фонда, в индивидуальном жилищном строительстве.

    Огромное значение Декларация имела для разработки и принятия новой Конституции РФ. Для Конституции РФ 1993 г. была характерна в значительной мере преемственность с точки зрения регулирования основных прав и свобод человека и гражданина. В то же время многие положения Декларации не просто получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации, но и были развиты и конкретизированы с точки зрения установления дополнительных гарантий и обеспечения их защиты. Таким образом, Декларация явилась своего рода очередной акцией подтверждения конституционного курса России на признание прав и свобод человека в соответствии с современными международными стандартами и тому уровню требований, который диктуется идеями и принципами правового государства. Декларация представляет собой акт конституционного характера, закрепивший зарождение новых общественных отношений.

    1. Дайте понятие и раскройте структуру универсальных стандартов прав человека.

    В настоящее время международное сообщество признает в качестве универсальных (международных) стандартов совокупность принятых и закрепленных на международном уровне документов, процедур и организаций, которые в своей деятельности руководствуются принципом уважения прав человека и обязательством государств не только представлять лицам определенные права, но и не посягать на них.

    В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

    Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров.

    Ратификация международных договоров влечет за собой важные правовые последствия - они приобретают характер норм прямого действия и становятся общеобязательными для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

    Функцией международных стандартов стало определение перечня основных прав и свобод, обязательных для всех государств - участников Пактов и других конвенций, формулирование содержания этих прав для воспроизведения их в конституциях и иных государственных документах, установление обязательств государств по обеспечению прав и принятию реальных гарантий по их обеспечению, финансирование условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями и запретами. Согласно международному законодательству все лица проживающие в государствах - участниках пактов, а также на территории находящейся по юрисдикцией этих государств могут пользоваться правами, предусмотренными пактами без всяких ограничений.

    Систему международных стандартов в области прав человека составляют два вида норм международного права:

    1) общепризнанные принципы и нормы международного права, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных.

    2) международные договоры между государствами, которые наряду с конституцией страны, ее законами могут регулировать отношения в области прав человека.

    С точки зрения предмета правового регулирования международные договоры о правах человека можно разделить на два вида:

    а) многосторонние - основополагающие документы, закрепляющие основные принципы, базовые положения, руководствуясь которыми государства строят свое внутреннее законодательство в указанной области;

    б) двухсторонние - регулирующие определенные межгосударственные взаимоотношения в области прав человека, например договоры о двойном гражданстве.

    Начиная с момента принятия этого документа, государства стремятся конкретизировать существующую нормативно-правовую базу в данной сфере. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих.

    1. Проанализируйте всеобщую декларацию прав человека 1948 г.

    Всеобщая декларация прав человека - первый международный акт по правам человека универсального характера. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состоит из преамбулы и 30 статей, в которых впервые в истории человечества и международных отношений очерчен круг основных гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека.

    Среди личных, элементарных гражданских прав провозглашены право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Указано, что никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, подвергаться пыткам, произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Каждый имеет право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища, тайну переписки, на защиту чести и репутации, право на защиту беспристрастным судом (ст. 3-11). Широко представлены такие политические права, как свобода убеждений, совести, мирных собраний и ассоциаций, права на управление своей страной, избирательные права, свобода передвижений, право убежища, гражданства, владения имуществом, право вступать в брак и основывать семью без всяких ограничений (ст. 12-21). При активной поддержке СССР в В.д.п.ч. были включены право на труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение и на равную оплату за равный труд, право на создание профсоюзов (ст. 23), право на отдых, на социальное обеспечение и особую защиту материнства и детства (ст.24.25), право на образование и участие в культурной жизни (ст. 26, 27).

    Всеобщая декларация прав человека не содержит обязательных норм, это – рекомендательный документ, обращенный ко всем государствам, ко всем нациям мира. Однако, некоторые государства включили многие положения ВДПЧ в тексты своих конституций (в т.ч. современная Россия). Более того, немало государств полагают, что положения ВДПЧ имеют характер прямого действия.

    1. Дайте понятие и раскройте структуру региональных стандартов прав человека.



    1. Проанализируйте европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод – основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека – основа «справедливости и всеобщего мира».

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта