Ответы на экзамен по этнографии. Раскройте сущность семейно бытовых отношений давних славян. Семья
Скачать 40.67 Kb.
|
Ответы на экзамен по этнографии. 2. Раскройте сущность семейно бытовых отношений давних славян. Семья — воспитательная среда, в рамках которой создаются и укрепляются на домашнем уровне мировоззренческие, культурологические и высоконравственные основы жизнедеятельности общества. Ценности и даже системы мировоззрений могут изменяться, однако сам факт того, что семья формирует высоконравственные, культурные и материальные ценности, остаётся неизменным. Основной функцией в славянской семье было деторождение. У славян существовала такая традиция, чтобы муж расчесывал своей жене волосы. Считалось, что когда он совершает этот магический обряд, то получает обережную защиту от своей жены. Главой любой семьи был отец. В его обязанности входило поучение младших, которые должны были слушаться беспрекословно. На отце лежала ответственность за материальное благополучие семьи, руководство хозяйством, распределение трудовых обязанностей. Мужчины занимались делами за пределами дома: работа в поле, охота, торговля. Обязанности женщины – ведение внутреннего хозяйства. Они растили детей, занимались рукоделием и ухаживали за скотом. Общественная система не обеспечивала средствами существования стариков, поэтому их содержание полностью ложилось на плечи детей. Запрещались браки между родственниками до шестого поколения и браки с представителями других религий. Средний возраст для невесты – 12-13 лет, для жениха – 15 лет. В то время пышные розовощекие барышни считались эталоном красоты. На стройных девушек внимание никто не обращал. Худоба была признаком нищеты и болезни. При достижении брачного возраста, родителями юноши начинался поиск невесты. Найдя подходящую кандидатуру, они направляли к девушке сватов. Поводы для развода были сведены к минимуму церковным уставом. Муж имел право подать на развод, если жена вела разгульную жизнь или покушалась на жизнь супруга. Если девушка оказывалась бесплодной, то ее отправляли в монастырь и мужчина мог заново жениться. По инициативе жены оснований для расторжения брака практически не было. Супружеская измена мужа не была поводом разрыва брака. За это нарушение устав предусматривал лишь штрафы в сторону церкви. 3. Дайте общую характеристику методов исследований этнографии. Раскройте сущность одного из них. Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники. Одним из основных методов изучения жизни народов являются полевые исследования или полевая этнография. Полевая этнография-- исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы. Этот метод стал широко использоваться в середине XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, психологии, верованиях -- с целью решения задач по управлению населением зависимых стран. Метод полевого исследования заключается в длительном пребывании исследователя на месте проживания изучаемого этноса. Во время полевых этнографических исследований используют конкретные социологические методы: 1) Наблюдение-- метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, наблюдает со стороны или внутреннее, принимая участие в жизни изучаемого социума. 2) Опрос -- метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями. 3) Анкетирование -- метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы). Важным методом является сравнительное языкознание. С его помощью определяют границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития, одни языки создают много новых слов и принимают слова из чужих языков, а другие языки остаются неизменными. 4. Раскройте сущность каждого из жанров устного народного творчества. Назовите виды. Приведите пример. Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Былины. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Сказки. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев. Загадки. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Пословицы и поговорки. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. 5. Дайте определение термина самоназвание и самосознание. Самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки. Самоназвание - это имя народа, которое он присваивает себе сам. Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. 6. Раскройте сущность малых жанров устного народного творчества. Приведите примеры. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Колыбельные песни – в народе зовут байками. Это название произошло из глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили неслучайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. Пестушки. В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенцев в первые месяцы жизни. Потешки. Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки сопровождающие игры ребенка с пальцами. Прибаутки. Детям, в первые годы их жизни, матери и няньки пели песенки более и более сложного содержания, уже не связанные с какой либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. 7. Назовите основные орудия труда восточных славян и дайте им характеристику. Основные орудия труда славян появились вместе с земледелием. Для обработки земли и сбора урожая необходимы были специальные приспособления. Соха была одним из важных приспособлений для обработки земли, для подготовки почвы к посеву. Соха имела широкой рабочую частью из дерева, на которой были два железных сошника (это режущие части сохи) и железная лопатка — палица. Соха сверху соединялась с оглоблями – двумя длинными брусами, которые сцепляли соху с лошадью. Мотыга хорошо известна и в настоящее время. Ею рыхлят землю вручную, например, окучивают картофель. Это что-то похожее на лопату, только лезвие мотыги не прямое, а чуть закруглённое. Мотыга имеет деревянную ручку (рукоятку)и металлическое приспособление, которое очень хорошо срезать сорняки на грядках. Орало похоже на соху, только им можно было дробить почву сильнее, а значит, и лучше её обрабатывать. Орало имело крупный лемех, что позволяло сильно дробить почву. Плуг – это уже более совершенное орудие. Он использовался там, где почва более тяжёлая для обработки. Плуг как раз имел железный нож и лемех, хотя сам весь делался тоже из дерева. Таким орудие труда легко было переворачивать землю. Серп представляет из себя деревянную ручку и железную платину (нож) в виде полумесяца. В древности при помощи серпа собирали урожай зерновых, так же косили траву, как и сегодня. Коса во все времена использовалась для сенокоса, именно ею косят траву. Вилы. Трудно на селе обойтись без вил. Ими складывают сено в стога, переворачивают траву во время её сушки, а также убирают навоз. 10. Расскажите о народном театре. Раскройте суть скоромошества на Руси. усРуси.прто Народный театр-созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва, является нар. театр. творчество. Условная природа фольклорного театра - отсутствие сцены, декорации, смещение времени, пространства. Бытовая детализация - используется представление предметов быта, точность воспроизведения трудовых процессов, подчеркивание физических недостатков через прием гиперболизации. Первые упоминания о театре на Руси относятся обычно к XI веку, когда из участников народных игр и представлений выделились потешники-скоморохи. Вертеп - особый вид кукольного театра, в Россию он пришел из Европы. Вертепная драма связана с обычаем устанавливать в храме на Рождество ясли с фигурками богородицы, младенца, пастухов, животных, этот обычай пришел в славянские страны из средневековой Европы. Народная драма. Тематика и проблематика крупных народных драм сходны с другими жанрами фольклора. Об этом свидетельствуют прежде всего ее основные персонажи - вольнолюбивый атаман, разбойник, храбрый воин, непокорный царский сын Адольф. Театр Петрушки - Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество, известное всем восточным славянам, было одним из характерных проявлений смеховой культуры. Скоморохи – площадные лицедеи. Согласно памятникам, они исполняли различные фольклорные произведения: басни, былины, прибаутки; водили различных животных, преимущественно медведей, но и коз, лосей. Также есть свидетельства о существовании кукольного театра. Но основой скоморошьего представления был произносимый текст. Это обычно ритмичные тексты абсурдного, потешного, часто непристойного, нецензурного содержания. Для скоморошин характерно нагромождение нарочитой бестолковости, сниженной «площадной» язык. Основной массив русских скоморохов составили народные потешники. Их внешний вид говорил о занятиях «бесовским» промыслом, они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили. Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси, в своем творчестве были проводниками оппозиционных настроений. В эпоху Древней Руси они объединялись в группы и бродили из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они пели шутовские песни, обряжались в звериные шкуры, надевали маски. Играли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах, волынках. Скоморохи веселили народ, часто выступали в роли обличителей социальной несправедливости, помогали людям советом. Их всегда встречали с радостью. Смеховая культура скоморохов была подлинно народной, доступной, понятной и носила демократический характер. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, «веселые ребята». 11. Поясните термины «гидронимика», «топонимика», «этнонимика». Приведите примеры. Гидронимика—это часть языкознания, изучающая происхождение названий различных естественных водных образований (озер, рек, морей). Топонимика – это наука исключительно о географических названиях, их истории, возникновении, развитии и современном состоянии. Ключевым здесь является слово «топос» - место. Этнонимика -раздел языкознания, изучающий этнонимы – названия этнических общностей. Исследует значение, происхождение, распространение, функционирование и структуру этнонимов. 12. Охарактеризуйте народное песенное творчество. Виды, примеры. Народная песня – это сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песня существует с давних времён. Когда переполненные радостью, торжеством или гневом, древние люди, разрисовав свои тела и лица, начинали голосить, дружно скакать, бить в ладоши, т.е. совершать магические обряды, зарождались разные искусства. Народные песни оказались необычайно устойчивой формой художественного творчества. Они существуют уже несколько тысячелетий. Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Лирические песни –песни о неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой. В этих песнях рисуется идеализированный портрет любимого. Любовные песни исполняются от лица страдающей девушки, острота конфликта подобных песен не разрешима в действительности. Семейные песни– построены на неразрешимом конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью долю или сиротскую судьбу. Трудовые песни –исполнялись во время различных трудовых процессов и характеризовали различные виды работ, как правило, совершаемых коллективно (артелью). Они известны в фольклористике под названием «работные» или «отходнические». Военные песни –казацкие, солдатские, рекрутские. Эти песни относятся к военной группе военных песнопений. Обрядовые песни -среди обрядовых песен основными являются Календарные и свадебные песни. Календарные песни приурочены к датам календаря ( к дню весеннего равноденствия, к кануну зимнего солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или к какому либо времени года. Свадебные песни –составляют один из наиболее мелодически богатых и национально-самобытных разделов русского песенного творчества. Исполнялись свадебные песни по ходу свадебной игры. Песни, входившие в свадебный обряд разнообразны в жанровом отношении. 16. Дать характеристику народному танцевальному творчеству. Назовите народные танцы. Танец – яркое, красочное творение народа, эмоциональное художественное специфическое отображение его многовековой жизни. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или деревне в излюбленных местах, в дни праздников или гуляний собирался народ, водили хороводы, играли в различные игры. Огромное фольклорное танцевальное богатство. Делится на 2 основных жанра – хоровод и пляска. У каждого народа есть свои традиционные танцы, особенности которых связаны с его этническим характером, системой духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов, они отражают также трудовые и бытовые традиции народа, особенности природной среды его проживания. В народных танцах воплощается особая пластика, в которой содержится многообразная информация о преобладающих видах деятельности, нормах поведения и взаимодействиях между различными половозрастными и социальными группами. Русские народные танцы имеют особенности: манера исполнения отличается широтой, простотой, доступностью; история возникновения танца на Руси неразрывно связана с музыкальным и песенным творчеством. Хоровод – это массовое народное действо, где пляска или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. В языческие времена - имел культово-обрядовое значение. Освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем утрачивает значение обряда. Пляска –распространенный и любимый вид народного танца. Не застывшая форма, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. Состоит из ряда отдельных движений – элементов, отличающихся характерной манерой исполнения, имеющих русский национальный колорит и отражающих отдельные черты пляшущего человека. Движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представителям того или иного этноса. В ней содержится многообразная информация о его антропологических особенностях, преобладающих видах трудовой деятельности. Огромное влияние на формирование народной танцевальной культуры изначально оказывали мифологические представления об устройстве мира, олицетворение природных стихий, поклонение силам природы. Танцевальная лексика. Мимика, жест, взгляд, поза ярчайшие средства общения. Переход из одной позы в другую, смена положений тела производят движение. Движение - основа танца. Танцевальная лексика наполняет содержанием рисунок танца, а рисунок танца, в свою очередь, оформляет лексику Логика построения музыкальной фразы, образ, рожденный музыкой, позволяет найти необходимое хореографическое решение и создать соответствующую танцевальную лексику. Русский, украинский танец. Берёзка (хоровод), Голубец (танец), Казачок, Калинка. 17. Раскрыть сущность питания древних восточных славян. Обрядовая и повседневная пища. Славяне стали питаться как медведь, потому что через медведя проявляется сам Велес - один из Богов - прародителей славян. Зимой предки спали значительно больше, чем летом, потому что солнца меньше. Осенью, зимой и весной очищались - с 24 сентября по 21 марта посты и голодания. Зимой занимались обучением, ремеслами, творчеством, охотой, рыболовством, подготовкой к весенне-летним работам. В основном ели горячую пищу. Наполнение у предков шло с 24 марта по 21 сентября. Летом предки совсем не ели мясо. Считалось, что Живы и так достаточно поступает от Солнца, Земли, природы, растительной пищи. В основном ели прохладную пищу. В будние дни обычная трапеза у русских людей была довольно проста и вместе с тем и полезна: пареная репа, щи, да каши, а вот на праздник какой, на какое торжество, то столы ломились от яств: растегаи, кулебяки, все возможные солянки, калии, блины, пряженцы, а из погребов доставались лучшие меды, боярской выварки на пряностях и ягодах. Предки готовили еду вечером в русской печке. Пища внутри остывающей печки томилась в глиняной посуде всю ночь, и сохраняла Живу продуктов. Утром и днем кушали живую еду — действительно очень вкусные и полезные каши и супы. Чаще всего на Руси употребляли пшено, ячмень, овёс и полбу. Все травы предки ели по мере их роста. Сначала кушали одуванчик, черемшу и т.д. Черемшу очень любили за питательный и очистительный эффект. Также употребляли лебеду, клевер белый, мокрицу, девясил, сныть, крапиву. Часто травы ели с мёдом, от чего происходило снижение веса предков. Рыба разрешалась даже в строжайший Великий Пост, всем крестьянами и ремесленникам и служивым людям. Ибо она была очень дешёвой, и на протяжении тысячи лет, до начала 20-го века, была основным продуктом питания на Руси. Рыбу не только вялили или коптили, но сушили и выветривали. Притом степени выветривания были разные, от пластовой, до прутовой. Последнюю хранили под рогожами, и именно её брали с собой в поездки и походы. Из сушёной рыбы готовили не только уху, но её крошили в кашу, смешивали с мукой, поливали маслом и на костре пекли «рыбный каравай». Осетрина и красная рыба, была привилегией царской трапезы и стола зажиточных горожан. А для служивых людей годилась вся остальная рыба, которая водилась в реках: караси, щуки, сомы, лещи, вандыши, гольцы, пескари, окуни. Женщины не ели мяса вообще, у них было много силы стихии земли. Летом мясо не если. Зимой мясо ели только мужчины занимающиеся тяжелым физическим трудом. Говорят, раньше мяса лося хватало мужчинам средней деревни на всю зиму. Предки ели также сушеное мясо и строганину. Говядина была запрещена к употреблению в пищу. Славяне считали себя потомками Бога Велеса. Курица и свинья были выведены жрецами Велеса специально для питания. Также предки употребляли мясо гуся и барана. Молочные продукты одни роды хранителей не кушают. Другие роды в детстве и юности едят, а в 20-30 лет перестают. Дело в том, что сыр, брынза, творог, белок яйца хорошо склеивают сосуды мозга. Из молочной продукции точно кушать весьма полезно настоящие деревенские сливки (сметану) домашнего приготовления — это чистый животный жир. Закваску хлеба в семье передавали от мамы к дочке, состав держали в тайне. Пекли хлеб всегда женщины, а за столом хлебом заведовал мужчина – хозяин Рода. Важно знать, что на Руси выпекали хлеб без соли. Раньше хлеб был такой, что он как мощный энергетический продукт переливался Силой Жизни — Живой. Женщины во время выпекания обязательно призывали Богов и Предков - заряжали хлеб силой. Как говориться, хлеб-соль на стол, так и стол — престол. Ежедневная пища была простой и калорийной, ритуальная и обрядовая – праздничная – мало чем отличалась, разве что приправами и некоторыми деликатесами. Согласно языческим обычаям, в поминальные дни готовили пищу и умершим, чтобы задобрить их. Выставление в праздники больше разной пищи. 19. Назовите задачи учебной дисциплины «Основы этнографии». уметь: ориентироваться в современной этнографической обстановке; использовать этнографические данные в профессиональной деятельности; знать: теоретические основы этнографии; методологические основы и методы исследования этнографии; выдающихся ученых-этнографов; понятия: этнос, народ, нация, раса, этническая культура, культурная традиция, этногенез и этническая история, этническое самосознание, быт, хозяйственно-культурный тип, историко-культурная область, этническая территория, миграция; трактовку в этнографии понятий: адаптация, интеграция, аккультурация; конкретные данные по этнографии народов Донецкого края (современного расселения, антропологического облика, религиозной принадлежности, этногенеза и этнической истории, этнографических групп, хозяйства, материальной культуры, семейного и общественного быта, духовной культуры); сведения о современном развитии этнографии, о социокультурных, этнополитических, демографических проблемах народов. 23. Типы поселений восточных славян. Благоустройство дворов. Деревня. Первоначально под деревней понималась ячейка волостной общины — однодворный или двух-трехдворный поселок, вместе с пашней, покосами, лесом и рыбными ловлями; в XV—XVI вв. деревня — это поселок или двор на господской земле. На Севере деревня очень долго — до XVII—XVIII вв.— представляла собой малодворный, даже однодворный поселок, в котором обитала, видимо, обычно патронимическая группа. В Заонежском крае среднее число дворов на одну деревню составляло 3,5—5, в некоторых погостах даже менее двух дворов. По мере заселения Севера шло укрупнение среднего размера деревень. Лишь постепенно появилось общеизвестное значение слова «деревня» — многодворное крестьянское поселение без церкви, владеющее известным количеством земельных угодий. Весь В XI—XIV вв. для обозначения небольшего селения встречалось, преимущественно на территории Новгородчины и Белоруссии, общеславянское слово «весь». В дальнейшем великорусами и украинцами оно было утрачено. Погост Одним из самых ранних видов сельского поселения, упоминаемых в летописях, писцовых книгах, древних актах и других письменных источниках, был погост. С 947 г., когда великая княгиня Ольга «устави погосты» для сбора дани, и до 1775 г., когда погост как юридическое понятие перестал существовать, в течение 800 с лишком лет, это слово имело двоякое значение: сельского податного округа и, в то же время, главного селения этого округа с церковью, кладбищем при ней и дворами церковного причта. В погостах происходили мирские сходы и съезды, здесь устраивались общественные пиршества, сюда приезжали «торговые гости» — купцы, здесь же возникали постоялые дворы. По погостам-округам правительство вело счет жителей, земель и вообще иму- ществ частных и казенных. Слобода Погост, хотя он в целом и представлял собой многодворное поселение, распадался обычно на целый ряд однодворок (собственно «погостов», «деревень», «починков», «выставок» и пр.) и исторически развивался, вероятно, именно из однодворного типа. Другой архаический тип поселения — слобода всегда была многодворным поселением. Слободой обычно называлось подгородное селение, жители которого занимались неземледельческим трудом .Это или поселок городского непашенного характера, населенный ремесленниками, выходившими из общины (различные промышленные поселки колесников, рыбаков, бондарей, кузнецов и т. п.), или это «поселок рабов на господской земле», т. е. рабов, посаженных на землю и превращенных в крепостных с временным или постоянным освобождением их от несения всех или некоторых феодальных повинностей. Слободы второго рода могли быть как земледельческими, так и главным образом ремесленными — сельскими и городскими. Заселенная таким образом область получила название Слободской Украины, а переселившиеся украинцы — слободских казаков. Таково происхождение слобод Харьковщины (теперь Харьковская область и прилегающие районы областей Сумской, Сталинской и Ворошиловградской) Посад. Посад —Это преимущественно поселение, состоявшее из лавок и дворов торгово-промышленных людей, группировавшихся вокруг «города» (вокруг кремля, вокруг городских стен). Русские города начали обрастать посадами с конца X — начала XI в. Примером может служить первичное поселение Китай-города в Москве: в XIII в. это был Посад, построившийся под стенами Кремля и ниже по течению реки . Позднее это Великий посад, в отличие от других, малых посадов; в XVI в. он обносится стеною и известен под названием Китай-города. Таково же происхождение Сергиевского посада вокруг Троице-Сергиевой лавры, в настоящее время г. Загорска. На Севере, как и в древнерусском языке, слово «посад» означало также городское поселение без укреплений, торговый город без кремля. Посадские люди составляли в Московском государстве главную массу городского населения; в разговорном языке просто «посадские» — обыватели, противопоставлявшиеся дворянам, крестьянам, купцам, — название, вытесненное впоследствии термином «мещане» *. В некоторых говорах (например, во Владимирской обл.) посад — ряд изб, например, деревенская «улица в два посада». Село До сих пор мы говорили по преимуществу о типах поселений в северной лесной полосе восточнославянской территории, т. е. главным образом у русских и белорусов. Здесь основной тип сельского поселения — деревня, село, в большинстве средней величины или даже малодворное. Украинские и южнорусские села — в большинстве крупные; нередки села по нескольку сот дворов. Встречаются села с числом дворов более тысячи. Станица Еще больше по размерам казачьи поселения на юго-востоке страны — станицы. Термин «станица», как известно, живет до сих пор на огромных пространствах, населенных бывшими казачьими войсками, на Дону и Кубани, в областях Грозненской, Астраханской, Куйбышевской, Западно-Казахстанской, Гурьевской, Акмолинской, Семипалатинской, Барнаульской, Иссык-Кульской, Читинской, Амурской и в Приморском крае. 26. Дайте характеристику хороводов как одного из видов народного танцевального искусства. Хоровод - древнейший обрядовый танец, воплощающий в себе принцип извечного коловращения. В славянской культуре имеет так же названия «посолонь» (по солнцу), «коло», «коловрат» и сотни других вариаций. Хоровод самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Существует два вида хороводов — обрядовые и игровые. Движения обрядового танца являются проводниками во внутренний мир и следуют заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур. Столбы Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Те, кто находится сзади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Движение продолжается до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную. Вожжа Участники хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее. Плетень Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной. Круг Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа. Сторона на сторону Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского. На четыре стороны Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай». Плясовая С каждой фигурой движение хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль. Во время плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения. |