| Средние века
| Эпоха Возрождения
|
Учение о Боге и творении
| Учение о божественном предопределении заключается в том, что Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду.
| Бог — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум.
Бог рассматривается как творческое начало.
|
| Бог является высшим благом.
| Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертия души.
|
| Высшая же цель человеческого существования – восхождение человеческой души к Богу.
| Тождествление Бога с природой
|
| Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
| Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальное начала, а раскрыть их гармонические единства.
|
| Единственным творческим началом во Вселенной является Бог.
|
|
| Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли.
|
|
| Подлинным бытием является только Бог.
|
|
Учение о человеке; идеальный образ человека
| Человек обладает разумной душой и свободой воли.
| Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность»
|
| Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека.
| Возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворён.
|
| Человек соединяет в себе природу материальных тел - растений и животных.
| Жизнь — это высшая ценность.
|
| Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях.
| Признание ценности человека как личности.
|
| Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание - всем этим человек мог надеяться стать угодным богу.
| Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
|
|
| Весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
|
Учение о природе
| Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.
| Рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной.
|
| Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок.
| Диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.
|
| Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности.
| Идея бесконечности природы.
|
| Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
|
|
Учение о государстве, обществе
| Признается право народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.
| Благополучие и сила государства составляют высший закон политики.
|
| Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью.
| Необходима политика кнута и пряника для создания сильного государства.
|
| Власть государя должна быть подчинена высшей - духовной власти.
| Необходимость светского государства
|
| Государство — это организация, заботящаяся о благе народа.
| В идеальном обществе нет частной собственности.
|
| При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде.
| Все основано на уравнительных принципах.
|