1. Распределите имена известных вам древнегреческих философов по эпохам
Досократическая
| Классическая
| Эллинистическая
| Фалес Милетский
| Платон
| Эпикур
| Анаксимандр
| Аристотель
|
|
Анаксимен
| Сократ
|
| Гераклит Эфесский
|
|
| Диоген Аполлонийский
|
|
| Ксенофан
|
|
| Пифагор Самосский
|
|
| Парменид из Элеи
|
|
| Эмпедокл из Агригента
|
|
| Анаксагор из Клазомен
|
|
| Левкипп
|
|
| Демокрит
|
|
| Кратил
|
|
| 2. Чем средневековая европейская философия отличалась от философии эпохи Возрождения?
Сравнительная характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения
| Средние века
| Эпоха Возрождения
| Учение о Боге и творении
| Учение о божественном предопределении заключается в том, что Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. Бог является высшим благом; высшая же цель человеческого существования – восхождение человеческой души к Богу. Бог вечен, постоянен и всепроникающ; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; подлинным бытием является только Бог.
| Бог — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум. Бог рассматривается как творческое начало. Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертия души. тождествление Бога с природой Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальное начала, а раскрыть их гармонические единства.
| Учение о человеке; идеальный образ человека
| Человек обладает разумной душой и свободой воли. Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека. Человек соединяет в себе природу материальных тел - растений и животных. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание - всем этим человек мог надеяться стать угодным богу.
| Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность» возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворён. жизнь — это высшая ценность. Признание ценности человека как личности. Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей. весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
| Учение о природе
| Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок. Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности. Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.
| рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной. диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы. идея бесконечности природы.
| Учение о государстве, обществе
| признается право народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости. Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью. Власть государя должна быть подчинена высшей - духовной власти. Государство — это организация, заботящаяся о благе народа. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде.
| благополучие и сила государства составляют высший закон политики. необходима политика кнута и пряника для создания сильного государства. Необходимость светского государства В идеальном обществе нет частной собственности. все основано на уравнительных принципах.
|
Составив сравнительную характеристику философии Средневековья и эпохи Возрождения, можно сделать вывод о том, что с переходом от феодализма к капитализму радикально меняется мировоззрение людей, в центре внимания теперь уже не Бог, а человек; начинает осознаваться его ценность, красота.
Если в Средние века признавалась греховная сущность человека, то в эпоху Возрождения признается величие природы человеческой.
В эпоху Возрождения человек уже не противопоставляется Богу, как это было в Средние века, а наоборот рассматривается в гармоничном единстве с ним.
Также именно в Эпоху Возрождения было создано огромное количество произведений искусств показывающих всю красоту человека.
В это время начинают формироваться политические взгляды на устройство общества, в отличие от Средних веков человек получает больше прав и свобод. |