|
ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022. Философия. Экзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека
Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова
ӘлеуметтікКафедра социально-гуманитарных дисциплин Экзаменационные вопросы
Дисциплина: Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека.
ОТВЕТ: Проблема человека - центральная проблема во всей мировой философской мысли. Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая внимание на его частные проявления.
Какова же специфика философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности.
32. Индуизм, буддизм.
ОТВЕТ; Основные понятия и идеи буддизма В основу буддизма положено такое учение:
в мире много боли; люди страдают из-за желаний, жажды; отказавшись от гонки за чем-то, человек достигает нирваны (достижение всех мирских благ или самоистязание от боли не избавит); человек должен пройти Восьмеричный путь — дорогу, избавящую его от страданий.
Достигнуть Пробуждения можно, следуя заповедям, медитируя, научившись самоограничению.
учении о карме (всё имеет причинно-следственную связь, сделал что-то — получил «ответку»); учении мгновенности (всё переменчиво); буддизм отрицает наличие души (учение анатмавады), а также существование богов; человек перерождается множество раз (реинкарнация).
Основные ответвления индуизма Общие черты всех индуистских течений:
боги есть (индуисты изображают их в виде статуй, которым поклоняются); учение о Сансаре (души живых существ переселяются); учение о Карме (переселение каждой души зависит от поступков, совершаемых при жизни).
Индуисты медитируют, читают мантры, практикуют йогу, совершают ритуальные жертвоприношения.
Вера в карму породила касты, «ступени» общества: брахманы (они же учёные), цари и воины, торговцы, ремесленники-земледельцы, неприкасаемые. Индуизм полагает: в своей касте человек рождается неспроста, поэтому должен смиренно принять это «место». Живя праведно, в следующей жизни он может подняться на ступеньку выше. 33. Позитивизм. Основные его черты.
ОТВЕТ: Позитивизмом — это одна из ветвей философии, согласно которой, истинное знание можно получить только в рамках отдельных, конкретных наук, а первостепенной задачей философии является исключительно объединение этих знаний. Основой позитивизма стало заявление о том, что любая научная дисциплина становится философией для самой себя. Термин «позитивизм» происходит от латинского слова «positivus», в переводе означающего «положительный
Основные идеи позитивизма Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.
К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:
предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным; в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки; главным источником получения знаний является эмпирическое познание; объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины; в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.
СТАДИИ ПОЗИТИВИЗМА
«Первый» (классический) позитивизм Развитие классического (или «первого») позитивизма приходится на середину девятнадцатого столетия, авторами этого направления стали О. Конт, Г. Спенсер и Дж. Милль. Процесс формирования направления происходил в 30-ых и 40-ых гг. 19 века, его основатели противопоставляли позитивизм основополагающим тезисам традиционной философии того времени.
Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.
Еще одной яркой идеей Конта стала идея о создании «новой философии», призванной объединить и систематизировать все полученные ранее людьми научные данные. Общество он рассматривал как живой организм, проходящий в своем развитии три главные стадии:
детство, т.е. период, когда все вопросы объясняются людьми исключительно с религиозных позиций; юношество, под которым им подразумевался период, связанный с метафизическим познанием, возникшим в процессе замены людьми религии на абстрактные сущности (например, на «природу», относимую Контом к плоду человеческих фантазий); зрелость, т.е. стадия позитивизма, при которой социум дорос до понимания о том, что единственно верные знания приносит только наука.
|
|
|