Главная страница

ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022. Философия. Экзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека
АнкорЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022
Дата08.05.2022
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипЭкзаменационные вопросы
#518144
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8





41. Особенности мировоззрения народов кочевой цивилизации. Ислам в жизни казахов.

ОТВЕТ:


 Особенности мировоззрения народов кочевой цивилизации. Ислам в жизни казахов.

В процессе постоянного освоения огромного степного пространства кочевники познавали окружающий мир и формировалась их целостная система сакральных знаний.Как показывает история развития кочевой цивилизации, религиозный интеллект представлял собой мировоззренческий плюрализм, то есть сосуществование различных форм его проявления на протяжении всего времени существования кочевой цивилизации на территории Казахстана. Традиционное мировоззрение кочевников в прошлом представляло по существу синкретический сплав ислама с обрядами древних воззрений, верований и культов, определяемое Ш.Уалихановым как «двоеверие». Приспосабливая свою религию к этнической культуре, официальное и неофициальное мусульманское духовенство восприняло многие местные культы, в результате чего религиозное сознание народа приобрело синкретический, полиструктурный характер, — писал этнограф А.Т. Толеубаев. Известный этнограф А. Левшин в начале XIX в. писал о казахах: «Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но они поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими ќѝдай, есть злой дух, или шайтан, источник зла». Основываясь на двух независимых отрывках из Тарих-и-Рашиди («Рашидова история), написанной в XVI-ом веке Мирзой Мухаммад Хайдаром Дулати, мы в первую очередь видим, что автор делает явный и преднамеренный выбор в «частом упоминании» казахов. Во-вторых, автор в начале своей работы открыто заявляет об одном из своих «критериев отбора» по включению или не включению в книгу различных народов. Он заявляет, что не будет упоминать немусульманские народы, то есть «неверных», куда он включает киргизов. Это говорит о том, что Мирзо Хайдар считал казахов мусульманами еще в XVI-ом веке, особенно во времена правления Касым-хана. Разумеется, следует учитывать религиозно-политические мотивы автора, а именно цель воссоздания могольско-казахского альянса, но его работа, тем не менее, свидетельствует о ранней мусульманской идентичности казахов в период, по времени совпадающий с основанием Казахского ханства при Керее (1458-73 гг.) и Жанибеке (1473-80 гг.). Конечно, последние два хана отделились от чагат. Конечно, последние два хана отделились от чагатайских узбеков, чтобы сформировать Казахское ханство, и мусульманская идентичность в тот период истории мало обсуждалась, поэтому было бы логичнее сказать, что казахи были по существу мусульманами с самого начала Казахского ханства. В конце пропало.Но здесь нужно иметь в виду следующее: «обращение» в религию целых этнических (или других социальных) групп обычно представляет собой постепенный, долгосрочный процесс, который фактически никогда не заканчивается. Первоначальное «обращение в религию» слишком тесно дихотомировано с продолжающейся «религиозной трансформацией». Новые формы, а также новые понимания религиозной веры, складываются в новых исторических условиях, постоянно развиваются и даже конкурируют между слоями населения по мере постепенного распространения. Соответственно, обращение в ислам казахов, равно как и обращение в какую-либо религию любого населения, обычно никогда не происходит в один момент, покрывая все население. Это опять же постепенный процесс распространения на разных скоростях и уровнях среди разных слоев населения.Конечно, понимание «обращения в религию» использовалось для поддержки популярного аргумента о том, что в более ранние периоды только «белая кость» перешла в ислам, а остальное население не обратилось в ислам практически до времен Екатерины. Но это не то, что я бы хотел сказать здесь, особенно для поддержки данного аргумента. Общее различие между «белой костью» и обычными людьми имеет какую-то историческую ценность для интерпретации, хотя этот процесс был гораздо более сложным, чем просто двухэтапное преобразование. Я имею в виду то, что религия и следование предписаниям обычно распространяются посредством клановых и семейных связей, торговых связей, дружбы и т. д. Акцент здесь делается на различные «социальные сети», то есть, естественные «каналы» общения и отношений. Это и является основной частью проблемы во всех спорах: аргументы обычно упрощены – то есть, были ли казахи мусульманами в то или иное время или нет.Трудно ответить на вопрос, как далеко распространился ислам среди казахского населения на каждом последующем этапе истории. Это вопрос, ответ на который, скорее всего, будут искать десятилетиями или даже может быть и столетиями.
42. Философия Платона и Аристотеля.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта