Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение.

  • Определение. Личность

  • Определение. Индивидуальность

  • Традиционное (аграрное) общество

  • Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшим­ся на несколько столетий.

  • ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022. Философия. Экзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека
    АнкорЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022
    Дата08.05.2022
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #518144
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.


    Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

    Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

    Основные характеристики человека:

    особое строение организма;

    способность к трудовой деятельности;

    наличие сознания.

    Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

    Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

    Общие характеристики индивида:

    целостность психофизической организации организма;

    устойчивость по отношению к окружающей действительности;

    активность.

    Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

    Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

    Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

    Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

    Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

    Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

    С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
    50. Феномен мировых религий.

    ОТВЕТ:


    https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40941

    51. Типы общества в современной теоретической мысли..

    ОТВЕТ:


    Традиционное (аграрное) общество регулируется традицией и обычаями.

    Экономика аграрного общества опирается на сельское хозяйство - в этой сфере занято больше половины населения. Главный фактор производства - земля. Основной производимый продукт - пища. Господствует натуральное хозяйство.

    В традиционных обществах низкая социальная мобильность: социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.

    Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна, преобладают монархические формы правления.

    В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.

    Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc.

    Индустриальное общество и его признаки


    Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.

    Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг. Главным фактором производства становится капитал. Основная сфера производства - промышленность, в ней занято более 50% населения.

    Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.

    Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества.

    На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура.

    Постиндустриальное общество и его признаки


    Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.

    Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.

    Социальная мобильность становится максимальной, а общество - более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а знания, умения, приносимая обществу польза - реализуется принцип меритократии.

    В политике провозглашаются ценности плюрализмагражданского общества, демократии консенсуса.

    52. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм.

    ОТВЕТ:

    спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (КОСМОЦЕНТРИЗМ) . Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) - природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм. В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку») , Демокрит, Сократ («Познай самого себя» , «Я знаю, что ничего не знаю») , Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать») , Аристотель («Мудрость - это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы» ) и др.

    Космоцентризм -- система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

    Стержневой идеей др.греч. философии являлся космоцентризм - восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира

    В средние века основной формой философствования становится ТЕОЦЕНТРИЗМ. Утверждается идея о том, что природа и человек - это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог - человек - природа» , «вера и знание» , «предназначение человека» , «надежда и упование» . В средние века познание, система мышления, логика развивались как Схоластика (от лат. shola - школа) . Схоластика - официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей - доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в. ) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий - к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др. Теоцентризм -- философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Для философии марксизма характерен СОЦИОЦЕНТРИЗМ. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика - источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования - результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе. Социоцентризм (социологизм, культуроцентризм) - методологический подход, который в определении человека, его сущности устанавливает приоритет социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение целиком зависимы от общества. Истоки такого подхода можно обнаружить у французских материалистов XVIII века (К. Гельвеция и др.), которые сформировали представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. Но они не рассматривали человека деятельным существом, ибо полагали, что социальная среда в конечном итоге определяется и преобразовывается сознанием.




    53. Особенности мировоззрения народов кочевой цивилизации. Ислам в жизни казахов.

    ОТВЕТ:

    Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов.

    приобщение к мусульманской культуре дало мощный толчок развитию науки и культуры в средневековом Казахстане: с одной стороны, придя на смену архаическим культам, ислам способствовал нравственно — му возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа, с другой - именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности
    Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшим­ся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы Казахстана. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье. Ислам стал рели­гией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в. Распространение ислама в сред­ние века было замедлено монгольским завоеванием. Однако в условиях Центральной Азии монголь­ские племена ассимилировались с местным этническим населением, утратив свой язык и духовную культуру, в том числе и религию. Уже правнук Чагатая Мубарак-шах, правивший короткое время, в 1266 г., был мусульманином. Его преемник Берке-хан в конце своей жизни также принял ислам. Он окружил себя теологами-богословами, способствовал возведению мечетей и медресе. Постепенно мусульманское вероучение становилось господствующим не только в среде кочевой элиты. По мне­нию современников, во второй половине XV в. население Могулистана являлось мусульманским. В распространении ислама в Могулистане активную роль сыграл Чагатаид Тоглук-Тимур, кото­рый вскоре после избрания его ханом в 1348 г. принял ислам. При Мухаммад-хане мусульманами стало большинство могульских племен [1; 77-78].

    В течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые этнические группы. Укрепление позиций ислама среди кочевников объясняется, прежде всего, влиянием среднеазиатских государств. Средняя Азия и Казахстан имели давние тесные политиче­ские, экономические и культурные связи с Передним Востоком. Когда, начиная с VII-VIII вв., Восток стал центром мусульманского мира, у среднеазиатских государств фактически не остава­лось выбора: не принять ислам значило противопоставить себя военной мощи мусульманских стран, подвергнуть риску сложившуюся торговлю с ними. Кочевая степь в значительной мере жила своей жизнью, но и у нее были с оазисами Центральной Азии экономические связи, которые способствова­ли проникновению ислама.

    54. Проблема материи, сознания и познания. Сенсуализм и рационализм.

    ОТВЕТ:


    Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. рационализм ( от лат. ratio - разум) (Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое. Материя – это понятие об объективной реальности, множество материальных объектов вещественно-полевой природы. Материя - все то, что существует до, вне и независимо от сознания (идеального) и отражается органами чувств, или их продолжениями – приборами. Поскольку философским антиподом  М. издавна считают все нематериальное, иное, например, идеальное, т.е. то, что  связано с мыследеятельностью, духовной жизнью, то взаимная борьба материализма и идеализма концентрировалась  исторически вокруг вопроса о первородстве, первичности М. и духа. Впервые обозначил эту проблему как «основной вопрос философии» Ф.Энгельс. По Марксу: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Созна́ние — состояние психической  жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида19, а также в отчёте об этих событиях. Сознание – понятие, для обозначения субъективной реальности, духовный мир, бесконечное множество нематериальных объектов идеальной природы. Проблема сознания — одна из самых  трудных и загадочных. Первейшая  сложность ее понимания и изучения связана в значительной мере с тем, что мы не можем наблюдать явления сознания непосредственно, чувственно, не можем их измерять, исследовать с помощью различных приборов. Поэтому на протяжении многих столетий сознание оставалось тайной. Это всегда порождало мистификации относительно его природы и сущности. Познание - процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный  общественно-исторической практикой  человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания (гносеология). Главным в теории познания есть вопросы  об отношении знания о миру к собственно миру, способное ли наше сознание (мышление, ощущение, представление) давать адекватное отображение действительности.

    55. И. Кант в истории и современности.

    ОТВЕТ:


    https://www.socionauki.ru/journal/articles/255269/

    56. Философия Аль – Фараби, Ходжа Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни.

    57. Структура общественного сознания: Обыденное, теоретическое, массовое сознание.

    58. Культура и цивилизация. Об изменениях в ценностных ориентациях людей в современном

    обществе.

    59. Философия «Жеруйык» Асана Кайгы. Философия независимого Казахстана.

    60. Основные черты, направления и традиции немарксистской философии XX века.

    61. Культ научно – технического разума и его противники. Особенности информационного

    общества. Д. Белл, А. Тоффлер.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта