ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ 2022. Философия. Экзаменационные вопросы Дисциплина Философия 31. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека
Скачать 0.92 Mb.
|
ОТВЕТ:Французское Просвещение – это специфическое направление философской мысли, которое основано на метафизических представлениях, связанных с конкретно-историческим диалектическим переосмыслением важных философских идей. Просветителей интересовали проблемы природы, материи, движения. Они отстаивали позиции материалистического сенсуализма в теории познания, занимались развитием эволюционных представлений. Механицизм был как оригинальный метод исследования, а их теория разумного эгоизма носила была устремлена к тенденциям утилитаризма, более того, концепция общественного договора находилась на службе построения новых моделей общества. Замечание 1 В качестве девиза эпохи Просвещения были использованы слова И. Канта: "Имей мужество пользоваться своим собственным умом!" Это твёрдая, временами наивная вера в человеческий разум, необходимость избавления его от предрассудков и философских догм посредством пересмотра интеллектуальных ценностей, освобождения его от религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, избавления от политического гнёта, вера в прогресс человечества, религиозная и этническая терпимость и защита свободы, естественных прав человека и гражданина, которых его невозможно лишить. Просветительский разум носит критический и эмпирический характер, а, следовательно, связан с опытом. Просвещение было совокупностью социально-философских учений этого времени, которые носили антифеодальный характер. Важнейшими характеристиками просветительской идеологии были убеждённость в особенной, решающей роли просвещения и знаний в развитии общества. Важно отметить, что воздействие просвещения происходит при помощи "просвещённого монарха" или посредством постепенного распространения знаний и подлинных понятий в народе. Ж. Руссо говорил о том, что это во многом зависит от развития морального сознания. Ещё одной особенность был специфический рационализм, для которого характерно применение формулы "законы природы суть законы разума". Более того, говорилось о полезности законов природы для людей. В силу этого законы должны вызывать у разумных умов одобрение и готовность их усваивать. Подробнее: https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/problemy-filosofii/filosofija-frantsuzskogo-prosveschenija/ 46. Роль труда, общения, языка в формировании и развития сознания. ОТВЕТ:Человек сам создает условия своего существования. В этом процессе важную роль играют труд и общение, появление языка. Недаром М. Хайдегер назвал язык домом бытия. Человек выражает себя в языке, его понимают через язык, выслушивание. Люди начинают выделять себя из природы, когда начали изготовлять орудия труда. Труд - это процесс обмена веществ между человеком и природой, это органическая основа человеческой кооперации и партнерства. найдено на studwood.ru Человек – носитель индивидуального сознания и проявляется это в форме индивидуальной деятельности. В зарождении и развитии сознания биосоциальной основой являются труд и речь (язык) = чем больше развиты различные формы деятельности у человека и, как следствие, сформирована речь, тем лучше работает сознание, а отсюда и лучше развиты все психические процессы (мышление, воображение, память…), творчество, интуиция. 47. Философия суфизма. ОТВЕТ:48. Теория эволюции. Антропосоциогенез. ОТВЕТ:Главные позиции в теории Дарвина Мысль о том, что все виды на планете постепенно и беспрерывно меняются, возникала еще до Дарвина, и упоминалась в научных кругах уже с конца XVIII века. Однако именно Чарльз соединил все эволюционные концепции в одну и сформулировал новую гипотезу происхождения видов, в основе которой лежат такие принципы: Перепроизводство. Сильная часть потомства выживает в неблагоприятной среде и размножается. Это сохраняет стабильную популяцию. Приспособление. Способность адаптироваться к враждебной среде и выживать в ней. Борьба за выживание. Это понятие исследователь позиционировал как движущий фактор в эволюции, в виде взаимодействий между организмами в абиотических условиях. Видообразование. Заключается в накоплении полезных мутаций и искоренении плохих генов в границах одного вида, с дальнейшим получением абсолютно нового типа живого организма. Естественный отбор. Данное понятие является основой теории эволюции Дарвина. Выступает результатом борьбы за выживание, способностью воспроизводить более сильное потомство и вымираниемнеприспособленныхособейвида. Антропосоциогенез (от греч. intrdpos − человек, genesis − происхождение) − учение, объединяющее в себе различные представления о происхождении и становлении человека и общества в процессе их социокультурного взаимодействия. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека. Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями о рождении человека из земли, воды, воздуха или космоса. На смену мифологическому мировоззрению пришло религиозное, в рамках которого была обоснована креационистская (от лат. creatio − творение, создание) модель происхождения мира и человека. Для различных религий мира характерны: во-первых, вера в божественное происхождение жизни и человека; во-вторых, признание души как источника жизни, того, что выделяет человека из царства животных. Человек, согласно религиозной теории, отличается от всех животных тем, что получил свою бессмертную душу от бога. Религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего получило название креационизма. На это учение опираются такие теистические религии, как иудаизм, христианство, ислам. Творение человека описывается в Библии как особый акт, в результате которого Бог непосредственно сообщает человеку дыхание жизни, т. е. динамику существования, в котором биологическое соединено с духовным - со свободной и сознательной самореализацией тварной личности, изначально призванной к превосхождению своей тварной ограниченности через ответный, бескорыстный акт любви к Богу. Специфической формой креационизма является так называемый "научный креационизм". Эта форма креационизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60-80 гг. XX в. в связи с усилением борьбы против эволюционного учения. Для научного креационизма характерен отказ от любых попыток использовать достижения наук о природе для переосмысления содержания библейского учения о творении мира; многоплановое обоснование библейской версии творения с помощью интерпретации новейших данных естествознания; оценка эволюционного учения как конкурирующей концепции, уступающей "научному" креационизму в научной обоснованности. 49. Понятия «личность», «человек», «индивид». ОТВЕТ: |