Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

  • Музыка как вид искусства. Цель и основные задачи музыкального воспитания детей

  • 2. Музыкальная культура ребенка-дошкольника

  • 3. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

  • Цель

  • Глава 1. Значение музыки в воспитании детей. Значение музыки в воспитании детей


    Скачать 65.83 Kb.
    НазваниеЗначение музыки в воспитании детей
    Дата05.12.2022
    Размер65.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГлава 1. Значение музыки в воспитании детей.docx
    ТипДокументы
    #829170
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

    (филиал) федерального государственного автономного

    образовательного учреждения высшего образования

    «Российский государственный профессионально-педагогический

    университет»

    Факультет психолого-педагогического образования

    Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

    ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    Исполнители:

    Смирнова Анастасия Дмитриевна

    Ушакова Анна Алексеевна

    Шалина Алёна Алексеевна

    студенты НТ-501о НДО ФППО

    Нижний Тагил

    2020

    1. Музыка как вид искусства. Цель и основные задачи музыкального воспитания детей

    Музыка возникла в глубокой древности, и издавна признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

    В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волнующие многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально неповторимо.

    Особенностью музыки является то, что она может передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

    Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

    Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются изобразительные моменты, но даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным.

    Еще одной особенностью музыки является необходимость посредника для ее воспроизведения.

    Крупный ученый-музыковед композитор Б. В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

    Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

    Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

    Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

    Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, которое воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация, как и музыкальная, выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего.

    Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое — наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

    Музыкальная форма в широком смысле — это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком — строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, то есть структура произведения.

    В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

    Повторы составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

    Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление.

    Если тема состоит из двух (или более) контрастных элементов или раздел формы — из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность — вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

    Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с помощью этих же принципов.

    Охарактеризуем некоторые разновидности музыки — музыкальные жанры.

    Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

    В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

    На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

    Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами.

    Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной — нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

    Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

    В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.

    Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

    Музыка, как и другие виды искусства, несет в себе ценностную информацию об окружающей жизни.

    Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

    Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознанию жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

    Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку, которая связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

    Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

    Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, выделение черт общего и различного — и, таким образом, способствует не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию детей.

    Музыкальные занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

    Развивающее воздействие музыкальных занятий возможно обеспечить лишь при определенных педагогических условиях.

    Прежде всего — это органичная взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной (шедевры мирового искусства, музыкально-эстетическая, духовно-нравственная культура) и творческой деятельности детей.

    Вторым педагогическим условием является гуманный стиль общения взрослого и ребенка, реализация принципов педагогики сотрудничества. Важная роль при этом отводится игре, активизации творчества, самостоятельности детей, а способом увлечь ребенка музыкой — привлекательные формы и методы, отсутствие муштры, увлеченность музыкой самого педагога, обладающего высокой профессиональной компетентностью, музыкальной и общей культурой.

    Цель музыкального воспитания — формирование у ребенка- дошкольника основ музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности.

    Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:

    — накапливать опыт восприятия народной музыки, произведений мировой музыкальной классики разных эпох и стилей;

    — развивать музыкальные способности, обогащать знания, умения и навыки музыкальной деятельности на ценностном содержании образования (музыкальные шедевры);

    — вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;

    — развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоционально-образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);

    — развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;

    — формировать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты);

    — побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально-оценочного отношения;

    — воспитывать духовно-нравственные качества детей, культуру поведения средствами музыкально-эстетической деятельности.


    2. Музыкальная культура ребенка-дошкольника

    Художественная культура рассматривается в эстетике как самостоятельный пласт общей культуры (материальной и духовной). Ценностями художественной культуры (художественными ценностями) являются произведения искусства, которые обладают свойствами уникальности и долговечности.

    Могут быть выделены разные области художественной культуры, соответствующие видам искусства, и среди них — музыкальная культура.

    Музыкальная культура человека определяется его причастностью к музыкальным ценностям, потребностью общения с ними. Чем полнее эмоционально-эстетическая и интеллектуальная жизнь человека, тем богаче его духовная культура. Наряду с «вечными» произведениями, существующими вне моды, есть и популярная музыка-однодневка. На смену одной моде приходит другая. Восприятие такой музыки, как правило, общедоступно.

    Однако далеко не каждый взрослый человек способен оценить красоту подлинных шедевров классического музыкального искусства, в силу разных причин. Главная из них состоит в отсутствии условий для формирования положительного отношения к такой музыке в детстве (в семье, в дошкольном учреждении). Опыт восприятия музыкальной речи разных эпох важно приобрести в дошкольном детстве. Тогда при накоплении эмоционально-положительных впечатлений, доступные по эмоциональному содержанию интонации музыки разных композиторов-классиков становятся привычными ребенку, узнаваемыми, любимыми.

    Чтобы «присвоить», полюбить подлинные произведения культурного наследия, ребенок должен прежде всего их услышать (и чем раньше, тем легче он воспринимает доступные ему по эмоциональному содержанию музыкальные интонации). Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

    Музыкальная культура, созданная человечеством, определяет содержание музыкального образования.

    Путь освоения детьми этих произведений предполагает накопление интонационного опыта их восприятия в активной, привлекательной для ребенка музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность).

    Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

    Овладение комплексом умений, навыков, знаний, развитие музыкальных и творческих способностей детей при этом осуществляется на ценностном содержании образования, несущем мощный духовный потенциал, культурный опыт предшествующих поколений.

    Специфика познания ребенком музыки предполагает проявления эмоциональной отзывчивости на выраженное в ней эмоционально-образное содержание.

    Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

    Важно, чтобы ребенок выражал свои впечатления в певческих, ритмопластических импровизациях, образном слове, движении, рисунке — в творческих действиях, требующих активной работы воображения.

    В различных видах музыкальной деятельности, на основе музыкального опыта, вызванных музыкой эмоций, активности образного мышления, воображения — формируются элементы музыкально-эстетического сознания — системы эстетических отношений, определяющих выбор человеком ценностей.

    Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует второй компонент музыкальной культуры личности. С помощью музыкально-эстетического сознания происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринимать содержание музыкального произведения и определять для себя его значение. То есть его проявлением является оценочное отношение. Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания начинают складываться до трех лет, при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, которая выступает в роли проявления личностного отношения к музыке и является основой для развития всех структур сознания. При характеристике этого сложного понятия чаще всего рассматриваются следующие компоненты:

    1) эстетические чувства;

    2) интересы;

    3) вкусы;

    4) представления о красоте.

    На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2—3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков.

    Примерно на 4—5 году жизни отчетливее начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка — устойчивая эмоциональная отзывчивость на музыку, интерес к ней, выявляются первые предпочтения, которые ребенок может обосновать в простейших оценках. При оценке музыкальных произведений дети опираются на свой опыт. В процессе воспитания обогащаются знания о музыке, накапливаются впечатления.

    Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, — это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.

    Компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка.

    1. Эстетические чувства — осознанное отношение, признание красоты музыки. Они развиваются у ребенка на основе эстетических эмоций и переживаний. Повторяемые эстетические переживания усиливают музыкальные впечатления, способствуют их глубине и устойчивости, рождают положительную оценку, закрепляемую в сознании ребенка как признание ценности музыки, ее красоты.

    2. Интерес к музыке. В теории педагогики интерес рассматривается как специфическая направленность личности на деятельность, имеющую субъективную значимость, эмоциональную привлекательность, «личностный смысл».

    Б. М. Теплов называет интерес к музыке важнейшим показателем развития одной из основных музыкальных способностей — ладового чувства (эмоционального компонента звуковысотного слуха), в котором наиболее сильно проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности). Этим подчеркивается эмоциональная природа интереса к музыке, которая направляет активность ребенка (эмоциональную, интеллектуальную, творческую, познавательную).

    Интерес к музыке ребенка-дошкольника можно определить как формируемое личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, в первоначальных положительных оценках.

    Интерес к музыке имеет эмоциональную, интеллектуальную и волевую составляющие.

    Интерес к музыке развивается с приобретением музыкального опыта в привлекательных для детей видах музыкальной деятельности и формах ее организации.

    3. Вкус — это избирательное осознанное отношение к своим впечатлениям. Музыкальный вкус воспитывается с самого раннего детства. В процессе его формирования решающее значение имеет звуковая среда, в которой растет ребенок, и отношение к звучащим произведениям близких людей, членов семьи, педагогов. Музыкальный вкус не является врожденным качеством человека, а формируется в процессе музыкальной деятельности на основе эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения из фонда музыкально-культурных ценностей и осознания красоты музыки.

    Для развития основ вкуса необходимо накопление положительных эмоциональных впечатлений от слушания классической музыки в совместной со взрослым музыкальной деятельности, увлекающей ребенка. При этом взрослый как бы «заражает» ребенка своим отношением к звучащей музыке, говорит с оценочной интонацией, что она красивая, нежная или веселая, показывая, что она очень нравится ему, побуждает ребенка к активной деятельности — действиям с игрушкой, музыкальным инструментом, движениям, подпеванию и т. п.

    4. Представления о красоте (эстетические идеалы) вырабатываются в процессе восприятия эталонов красоты — осознанно-прочувствованной деятельности, требующей проявления некоторых суждений и оценок.

    В результате развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется положительное оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Это отношение эмоционально-оценочно по своей природе. В младшем дошкольном возрасте оценка выражается через эмоцию, внешние эмоциональные проявления, желание слушать произведение, просьбы повторить. Оценочное отношение ребенка к музыке формируется на основе представлений о красоте, об эталонах красоты и предполагает сравнение с ними. Содержанием его является ценностное отношение, которое свидетельствует о значимости для ребенка того или иного музыкального впечатления. Накопление таких значимых для ребенка впечатлений формирует его культуру, его личность.

    Важно обеспечить динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст) к оценке опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.

    Процесс становления оценочного отношения детей к музыке начинается с раннего возраста и проходит ряд этапов развития. У детей младшего и среднего дошкольного возраста оценки музыки в большой степени интуитивны, эмоциональны. Дети 6—7 лет способны более сознательно оценивать свои музыкальные впечатления.

    Для усвоения детьми оценочной лексики в исследовании С. А. Фадеевой предлагаются вопросы-размышления, вопросы-предположения, вопросы-рассуждения, вопросы-сравнения, вопросы-обобщения, помогающие детям анализировать музыкальные произведения на доступном им уровне. Широко применяются игровые приемы, игры-драматизации, игровые персонажи. Применяется и форма непроизвольного накопления музыкальных впечатлений. Эффективно звучание музыки «фоном» для тихих игр, рисования.

    Одним из важнейших педагогических условий, способствующих «присвоению» детьми музыкально-культурных ценностей, является взаимосвязь ценностно-ориентационной, познавательной и творческой деятельности. Поэтому установки, которые даются детям во время слушания музыки, включают все эти аспекты оценок.

    Аксиологическая установка направлена на переживание и осмысление красоты музыки, являющейся культурной ценностью.

    Познавательная установка направлена на осознание музыкального образа: определение характера музыки (частей, разделов формы, фраз, выразительных интонаций), различение жанровых признаков, моментов изобразительности (в программной музыке), средств музыкальной выразительности и их связи с характером музыки, с созданным композитором образом.

    Творческая установка побуждает детей к активной деятельности и помогает детям по-своему выразить воспринятый образ в разных видах уподоблений характеру музыки (образное слово, пластическое интонирование, инструментовка, рисование и пр.), способствует глубине переживаний и осознанности впечатлений детей, проявлению оценочного отношения в творческих действиях.

    Личностно-активное отношение к музыкальным впечатлениям, возникающим на основе сформированных представлений о прекрасном, эмоциональной отзывчивости на музыку, ребенок проявляет в инициативности, самостоятельности, творчестве.

    Таким образом, оценочное отношение детей к музыке представляет собой единство эмоционально-интеллектуальных оценочных процессов и проявляется в эмоциональных оценках, оценках-суждениях и положительной внешне выраженной активности. Учитывая динамику проявления и развития оценочного отношения в дошкольном возрасте на основе эмоциональной отзывчивости на музыку, оно точнее может быть названо эмоционально-оценочным отношением, которое является проявлением формируемого музыкально-эстетического сознания.

    Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — важнейшая задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию.

    3. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

    Для формирования основ музыкальной культуры у детей необходима методически выстроенная система, включающая содержание, принципы, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду. Концепция формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста реализована в программе музыкального развития детей О. П. Радыновой — «Музыкальные шедевры».

    Цель программы — формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.

    Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

    Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства как эталонов красоты.

    В программе репертуар систематизирован по пяти принципам:

    1. Основной принцип построения программы —
      1   2   3


    написать администратору сайта