Главная страница

Глава 1. Значение музыки в воспитании детей. Значение музыки в воспитании детей


Скачать 65.83 Kb.
НазваниеЗначение музыки в воспитании детей
Дата05.12.2022
Размер65.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлава 1. Значение музыки в воспитании детей.docx
ТипДокументы
#829170
страница2 из 3
1   2   3
тематический. Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью, систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

Первая тема«Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» — является сквозной темой программы, важной для понимания детьми сущности музыки, выражающего определенное эмоциональное содержание.

Вторая тема программы«Песня, танец, марш». Дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности, основанной на подобии и различии жанровых признаков музыки разных эпох и стилей.

Третья тема«Музыка рассказывает о животных и птицах» — дает детям представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвертая тема«Природа и музыка» — включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема«Сказка в музыке» — знакомит детей со сказочными образами, которые дети инсценируют, передают характер персонажей в движениях, пантомиме, рисунках.

Шестая тема«Музыкальные инструменты и игрушки» — знакомит детей с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также с музыкальными инструментами симфонического оркестра и народными.

2. Шестая тема позволяет легко возвращаться к первой — «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», что обуславливает другой принцип программы — концентрический, или принцип цикличности.

3. Одним из важнейших принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара: в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемные познавательно-оценочные ситуации, заинтересовывают детей, заостряют внимание.

4. Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

5. Принцип адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребенка (подгрупп детей).

Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры». Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподоблений характеру музыки

Формы организации музыкальной деятельности детей разнообразны.

Эффективно применение гибкой, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности.

4. Характеристика музыкальных способностей

В разработке теоретических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

Б. М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки, а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни.

Б. М. Теплов обосновывает точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека. Подчеркивается, что и изобразительная, программная музыка и неизобразительная, непрограммная, всегда несут в себе эмоциональное содержание — чувства, эмоции, настроения. Поэтому основным признаком музыкальности Б. М. Теплов называет способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Последнее из перечисленных свойств звуков (длительность) лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкальных способностей человека — музыкально-ритмическое чувство. Три первых названных свойства музыкальных звуков (высота, тембр и динамика) составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух — это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; гармонический слух — звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, к многоголосной музыке. У дошкольников гармонический слух малоразвит.

Кроме мелодического и гармонического слуха существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения, то есть не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента.

Два компонента звуковысотного слуха — эмоциональный и собственно слуховой — выделяются Б. М. Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности. Центром, ядром музыкальности ученый называл эмоциональную отзывчивость на музыку.

Структура музыкальности

1. Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — с грустным. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть эмоциональным слухом. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности).

2. Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

3. Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма».

5. Развитие способностей в музыкальной деятельности

Развитие музыкальных способностей ― одна из главных задач музыкального воспитания детей. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Музыкальная деятельность ― это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для осмысления музыкального содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым). Оно может быть развито в процессе восприятия музыки (ее узнавания, определения, закончилась ли мелодия). Кроме того, ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.

Для активизации музыкально-слуховых представлений важна связь с восприятием только что звучавшей мелодии. Движения способствуют запоминанию мелодии, их можно использовать для развития музыкально-слуховых представлений — внутреннее подпевание, моделирование соотношений звуков по высоте с помощью движений рук и т. д.

Использование игры на музыкальных инструментах для развития музыкально-слуховых представлений должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Игра на музыкальных инструментах с применением цветовых или цифровых обозначений ведет лишь к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным или другим ориентирам.

Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Чувство ритма может формироваться также других видах деятельности — в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности.

Кроме основных Б. М. Теплов выделил исполнительские и творческие способности. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки. Данные способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей.

6. Музыкальная одаренность детей дошкольного возраста

Известный психолог Б. М. Теплов рассматривает разные проявления специальной одаренности, выделяет более общие стороны одаренности, которые характерны для всякой художественной деятельности, называя ее художественной одаренностью, и далее — черты общей одаренности в широком смысле, одаренности к весьма широкому кругу деятельностей.

Особо важной характеристикой музыкальной одаренности ученый называет необходимость сочетания интеллектуального и эмоционального начал, подчеркивает значение культурного опыта человека, его знаний, эрудиции, выходящих за пределы самой музыки.

Рассмотрим, «трехкольцевую модель» Дж. Рензулли творческой одаренности, в основе которой лежат три взаимопересекающихся кольца, имеющих общие области взаимодействия (области наложения) и расположенных на общем поле, условно суммирующем проявления трех выделенных им групп качеств, необходимых для творческих достижений в любой области человеческой деятельности. Это — способности выше среднего (не обязательно исключительно высокие), увлеченность задачей и креативность.

Проблема развития детской одаренности исследуется коллективом ученых Белорусского государственного педагогического университета под руководством проф. Е. А. Панько. Исследователи считают целесообразным применять в отношении к одаренным дошкольникам понятие «признаки одаренности ребенка» или понятие «ребенок с признаками одаренности» ввиду сложности и непостоянства проявляемых качеств ребенка. Путь образования одаренных детей авторы видят в стимулировании собственной активности ребенка в процессе приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, в результате которого формируется творческая личность, развиваются природные задатки.

Среди механизмов развития одаренности детей называются следующие: создание эмоционально-комфортной атмосферы в детском саду, развивающей среды, включающей ребенка в разные виды деятельности, выявление интересов, склонностей, творческих проявлений детей, вариативность воздействий в связи с индивидуальностью ребенка, поддержка самостоятельности, формирование знаний, в том числе гипотетических, опора на единство аффекта и интеллекта и др.

Важным является положение, что наряду с актуальной одаренностью существует потенциальная одаренность, которая выявляется в результате развития детей. Стратегия обучения одаренных детей состоит в ускорении, углублении, обогащении, проблематизации, признании целесообразным разноуровнего обучения с целью увеличения числа детей, проявивших способности и признаки одаренности.

Выделяют показатели проявления музыкальной одаренности детей: интерес к музыке (увлеченность слушанием); избирательная направленность восприятия (предпочтения произведений высокого художественного уровня, положительное эмоционально-оценочное отношение к народному искусству, музыкальной классике разных эпох); стремление к повторению, самостоятельному воспроизведению (пение, подбор мелодий по слуху) и преобразованию накопленного музыкального опыта; музыкальные способности выше среднего уровня (яркие проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма); высокая чувствительность к обучению; проявления творчества (впечатлительность, чувство красоты, яркость творческого мышления и воображения — выразительность и оригинальность интерпретации музыки и создаваемых образов в различных видах продуктивного творчества, самостоятельность и проявление творческой активности).

В разных возрастных группах эти показатели проявляются по-разному.

В младшем возрасте (2—3 года) у одаренных детей наблюдается устойчивое, продолжительное внимание во время слушания музыки, яркие внешние эмоциональные проявления, выразительные движения, действия с музыкальными игрушками, ребенок оживляется, услышав любимые произведения, пытается подпевать, напевать полюбившиеся мелодические интонации, оценка музыки эмоциональна, первые высказывания (о характере музыки, смене настроений) часто окрашены оценочной интонацией, выразительно двигаются под музыку, передавая метр и простой ритм, сочиняют попевки в разном характере, жанре, импровизируют движения в соответствии со сменой музыкальных образов, настроений и пр.

В возрасте 3—4, 4—5 лет у одаренных детей появляется устойчивое желание слушать музыку (по собственной инициативе), они самостоятельно воспроизводят (поют, подбирают на музыкальных инструментах) полюбившиеся мелодии, оценка музыки более обоснованная, проявляется внимание к деталям (характер музыки, жанр, изобразительность, форма и пр.), дети точно и выразительно интонируют — поют (знакомые и малознакомые мелодии), двигаются, чутко воспроизводя смену ритма и характера музыки, проявляется самостоятельность и глубина высказываний о музыке, дети с увлечением, смело, охотно музицируют (разные виды музыкальной деятельности), по собственной инициативе применяют свои импровизации в играх и пр.

В старшем дошкольном возрасте (5—6, 6—7 лет) наблюдается полная погруженность, захваченность музыкой, ребенок называет любимые произведения, напевает их, чисто интонируя, самостоятельно подбирает любимые мелодии на музыкальных инструментах (при необходимости проявляя настойчивость для достижения цели), выявляются устойчивые предпочтения высокохудожественных произведений, эмоциональность и обоснованность оценки в опоре на приобретенный опыт и знания о музыке, творческие импровизации выразительны и оригинальны, проявляется самостоятельность и творческая активность.

Актуальный уровень одаренности проявляют немногие дети, потенциальный же уровень обнаруживается у многих детей группы, поэтому развитие музыкальной одаренности с целью формирования основ музыкальной и общей культуры человека — важнейшая задача современной педагогики.

7. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей

Понятие «музыкальная культура» включает в себя приобретаемый культурно-ценностный опыт, в процессе которого у детей:

— развивается музыкальность, эмоциональная отзывчивость на музыку;

— появляется желание претворить этот опыт в творческой деятельности; наблюдаются проявления самостоятельности и творческой активности;

— рождается положительное эмоционально-оценочное отношение к культурным ценностям, формирование интересов, вкусов.

Именно эти результаты развития детей могут являться критериями диагностики.

1-й критерий диагностики: развитие музыкальности.

Музыкальность — это комплекс способностей, центром которого является эмоциональная отзывчивость на музыку (Б. М. Теплов).

Показатели эмоциональной отзывчивости на музыку: сосредоточенность внимания; длительность восприятия; внешние эмоциональные проявления; выразительность пения, движений, игры на инструментах.

Показатели развития ладового чувства: различение окончания мелодии или ее фрагмента, чувство тоники; узнавание знакомых мелодий; различение эмоциональной окраски, смены характера музыки; определение правильности интонирования мелодии.

Показатели развития музыкально-слуховых представлений: точность воспроизведения мелодии в пении или игре по слуху на музыкальном инструменте; выразительность исполнения.

Показатели развития чувства ритма: точность воспроизведения метра мелодии; выразительность движений, соответствие их характеру музыки.

2-й критерий диагностики: креативность.

Восприятие. Показателем развития творческого мышления и воображения в восприятии является связь эмоций и осознанности в этом процессе.

Исполнительство. Показателем выразительного исполнительства является умение детей слушать и слышать музыку, переживать выраженные в ней чувства, различать смену нюансов динамики, акценты, смену характера частей, фраз, чтобы творчески передать музыкальный образ .

Навыки певческой деятельности, основы певческой культуры — звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль.

Умения и навыки музыкально-ритмической деятельности, основы культуры движений.

Игра на музыкальных инструментах также требует определенных умений (основ культуры музицирования).

Продуктивное творчество — это самовыражение ребенка. Оно тесно связано с процессом обучения. В своих мелодиях, движениях, оркестровке ребенок применяет все усвоенное им на занятиях.

3-й критерий диагностики: оценочное отношение к музыкеинтерес, вкус.

Присвоение ребенком культурных ценностей — интерес к произведению, желание повторных слушаний — происходит через возникшие эмоции, являющиеся первоначальной оценкой.

Интерес ребенка к музыке диагностируется в основном по проявлениям эмоциональной отзывчивости

Показатели развития основ вкуса: предпочтения; наличие любимых произведений; попытки обоснования своих предпочтений.

Оценка 3 (высокий уровень) выставляется, если ребенок предпочитает произведения музыкальной классики или фольклора, в т. ч. произведения, созданные композиторами специально для детей: из «Детских альбомов» П. И. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева и др. (со средней группы).

Оценка 2 (средний уровень) выставляется, если ребенок не запомнил (не слышал, не полюбил) произведения музыкальной классики или фольклора и называет в качестве любимых произведения дошкольного репертуара (созданного в советское время детскими композиторами).

Оценка 1 (низкий уровень) выставляется, если ребенок не имеет предпочтений или называет только эстрадные произведения.

По трем критериям при проведении диагностики развития основ музыкальной культуры для каждого ребенка выводится средний балл (сумма баллов по всем заданиям, разделенная на количество заданий) и определяется уровень (высокий, средний, низкий).

При повторных диагностиках прослеживается динамика развития основ музыкальной культуры у детей.
Тесты

Параграф 1 «Музыка как вид искусства. Цель и основные задачи музыкального воспитания детей»

Вариант 1



Вопрос

Ключ

1)

Строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, структура произведения:

1. Музыкальная форма

2. Музыкальный жанр

3. Музыкальная интонация

4. Музыкальная выразительность

1

2)

Принцип музыкальной формы, выражающий противопоставление:

1. Повтор

2. Интонация

3. Контраст

4. Развитие

3

3)

Сольная, ансамблевая и хоровая музыка являются разновидностью жанра:

1. Инструментального

2. Вокального

3. Камерного

4. Симфонического

2

Вариант 2



Вопрос

Ключ

1)

Музыка, в которой композитор пишет музыку на определенный литературный текст:

1. Классическая

2. Программная

3. Камерная

4. Светская

2

2)

Ноктюрн является разновидностью жанра:

1. Симфонической музыки

2. Камерной музыки

3. Театрально-драматической музыки

4. Хоровой музыки

2

3)

С воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, связана сфера:

1. Эмоциональная

2. Умственная

3. Личностная

4. Ценностная

1



Параграф 2 «Музыкальная культура ребенка-дошкольника»

Вариант 1



Вопрос

Ключ

1)

Специфика познания ребенком музыки предполагает проявления эмоциональной отзывчивости:

1. На характер музыки

2. На эмоционально-образное содержание музыки

3. На интонационное содержание музыки

4. На темп музыки

2

2)

Постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них происходит с помощью:

1. Музыкального восприятия

2. Интонирования

3. Эстетического сознания

4. Музыкально-эстетического сознания

4

3)

Основы музыкальной культуры ребенка закладываются в возрасте:

1. Пренатальном

2. Раннем (до 2-3 лет)

3. 4-5 лет

4. 6-7 лет

2

Вариант 2



Вопрос

Ключ

1)

Компонент музыкально-эстетического сознания, отражающий осознанное отношение к музыке, признание ее красоты:

1. Эстетические чувства

2. Вкус

3. Интерес к музыке

4. Эстетические идеалы

1

2)

В младшем дошкольном возрасте оценка выражается через:

1. Эмоционально-ценностные суждения

2. Эмоции

3. Оценочные высказывания

4. Умозаключения

2

3)

На осознание музыкального образа направлена установка:

1. Аксиологическая

2. Творческая

3. Познавательная

4. Ценностно-ориентационная

3
1   2   3


написать администратору сайта