пейзаж бежин луг. Рассказ Бежин луг начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, описанием прекрасного июльского дня
Скачать 18.63 Kb.
|
Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя. Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня». Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию вполне реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звезд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня и объединяющего ее цветовую гамму. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем «настроения» картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. В результате описание июльского дня привлекает своей проникновенной поэтической возвышенностью. Главным зрительным образом в этой картине художника становятся облака, чьи верхние, тонкие края, отливающие серебром, сливаются с лиловым туманом утренней тучки, а «около полудня» уже «золотисто-серые» и по-прежнему с «нежными белыми краями» они растекались по небу, похожие на «Острова, разбросанные по бесконечно разлившейся реке». Обратить внимание учеников на то, что в описании Тургеневым небесного пространства преобладают, что довольно естественно, тонкие, неброские, ясные цвета, органичные именно этому пространству. Для заострения цветовой гаммы тургеневского пейзажа, обратиться к учащимся с вопросом: — Какие чувства вызывает у вас тургеневская картина «прекрасного июльского дня»? (От нее всходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя.) Попробуем подтвердить эти суждения совместными наблюдениями над, рисунком описания июльского дня. Такая работа явится прямым подтверждением того, что отношение к природе в «Бежином луге» автором высказано не прямо, а косвенно — с помощью эмоционально окрашенного эпитета (например, «прекрасный июльский день»). И здесь открывается второй слой картины «дня в июле», метафизический, существующий лишь для посвященных, чей взгляд способен различить не только зримое, но и то, «что сквозит и тайно светит» (Ф. Тютчев). И напоминает нам об «открытой» тайне «природы», которую, как писал Тургенев, «мы все и видим и не видим». Именно своей таинственностью природа волнует Тургенева. И это не субъективный, не привнесенный самим писателем взгляд на природу. Не «я так вижу», а «так есть» в природном мироздании. Картина июльского дня, а точнее, июльского неба является тому подтверждением. — Как вы думаете, чем продиктован отказ Тургенева от традиционного изображения неба, отраженного в воде? (Ничем иным, кроме желания привлечь наше внимание к «открытой» глазам (но не всеми замечаемой) тайне мироздания. Писатель предлагает читателю с помощью того же зрения разглядеть невидимое: в небесном пространстве «ровную синеву» воды. И тогда облака, говорит Тургенев, предстанут не облаками, а самыми что ни на есть «островами, разбросанными по бесконечно разлившейся небесной «реке», «обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы».) Комментарий учителя. Для самого Тургенева в этих природных «превращениях» нет ничего неожиданного. Мир «сквозит и тайно светит» в тысяче форм. Об этом писал и Гёте, самый непререкаемый авторитет для Тургенева. Не случайно в рецензии на книгу Аксакова, размышляя о тайне природы, он опирается именно на суждения Гёте (причем цитирует их в собственном переводе) о, том, что «только через любовь можно к ней приблизиться». Сполна разделяя призыв Гёте смотреть на мир сквозь стеклышко любви, Тургенев через описание кроткого румянца занимающейся утренней зари, ясного света июльского полудня, предвечернего тихого закатного сияния, тишины наступающего ночного покоя хотел донести до читателя красоту природного мироздания и одновременно выразить свой восторг и удивление этой красотой. Вместе с тем запечатленная в природе красота окружающего мира у Тургенева оказывается сопряженной с такими понятиями, как тишина, покой, кротость. Обрамляя описание июльского дня мыслью о пребывающей в небе и на земле «какой-то трогательной кротости», автор еще больше усиливает в нашем сознании переживание природы как высшего, совершенного начала бытия. III. Беседа. Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились их характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в ХIХ веке писали много и сочувственно. — Что еще, причем самое важное кроме бедности, удалось показать автору? (Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту.) Давайте обратим свой взгляд на Павлушу. Подберите цитаты по следующему плану: 1. Внешний облик мальчика. 2. Его роль среди приятелей у костра. 3. Рассказанные им истории. 4. Отношение к чужим рассказам. 5. Поведение в сложной ситуации. 6. Каким представляется его характер. 7. Как объяснить причины его гибели. — Вспомните страшные истории, которые вы слышали от друзей и знакомых. Нет ли среди них тех, которые рассказывают герои Тургенева? (Это своего рода провокация — ведь лешие, домовые, русалки не являются персонажами современного детского фольклора) Ребята, а есть ли что-то общее у вас и этих ребят? Бывает ли что и вы, когда находитесь без взрослых, рассказываете разные необычные истории? Может быть, кто-нибудь расскажет свою? Есть ли что-то общее в их и ваших рассказах по содержанию, по тому, где и при каких обстоятельствах эти истории рассказываются? — Какова доля реальности и вымысла, в произведении? (По сравнению с сегодняшним днем, когда все рассказы детей кажутся полной фантастикой, когда такую ситуацию трудно представить, в ХIХ веке доля реальности была гораздо выше.) — Почему очерк называется «Бежин луг»? Кто главный герои произведения? (Предлагаются различные варианты ответов. Единства среди учеников нет.) — Тогда попробуйте охарактеризовать сюжет очерка. (Варианты: сюжета то нет, ничего не происходит.) — Но что же происходит? (Охотник заблудился после охоты, оказался ночью среди деревенских мальчишек, которые на лугу рассказывали страшные истории, а утром покинул «Бежин луг».) — Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор или герой-рассказчик передает с помощью описания.) Обратите внимание на то, что сюжет максимально ослаблен и по нему ничего нельзя сказать о героях. Если в обычной ситуации пейзаж является фоном развития событий, то здесь все происходит наоборот. — Давайте, исходя из понимания такой необычной структуры, подумаем почему же «Бежин Луг»? (В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши — все это связано с Бежиным лугом как с географическим местом происшедшего так и цельным ощущением автора от всех этих событий). IV. Былички. Давайте обратимся к тем быличкам, которые рассказывают мальчики. Подростка, как и взрослого человека, характеризуют его по ступки и убеждения. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях и попытки их сколько-нибудь адекватной оценки. Не случайно даже сам Тургенев так тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчиков: «россказни», «предания», «поверья». В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Современник — «россказни», а в окончательном варианте — «поверья». Что отличает значения этих близких слов? В процессе беседы мы приходим к таким примерно выводам: слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья», безусловно, наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра. Современные исследователи ввели новый термин для обозначения рассказов такого типа — это слово «быличка». Запишем в словарь определение. Быличка — повествование о фантастическом событии, в котором рассказчик считает себя участником. В быличку он свято верит именно как живой свидетель или как соучастник. Обратите внимание на сноски, которые есть в рассказе. Ведь среди них около десятка тех сносок-примечаний, которые сделал сам писатель. Кстати, и слово «поверья» он ввел в рассказ именно в своем примечании. Размышление о причинах порождения суеверий представляется актуальным даже сегодня. И если раньше мы довольствовались беглой репликой о суевериях, то теперь мы вправе подумать с большей обстоятельностью о том, как невежество и постоянно живое стремление понять и объяснить все вокруг порождают ложные толкования, которые кажутся достаточно понятными и убедительными. Их корни заложены задолго до введения христианства. Не случайно в последние годы появилось много изданий, которые убеждают в стойком интересе к явлениям такого рода. Д.з. подготовить близкий к тексту пересказ одной из быличек. |