Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) единство времени

  • 2) единство действия

  • 4) единство места

  • 5) единство персонажа

  • 6) единство центра

  • Пример реферата-резюме. (1). Рассказ как жанр художественного стиля


    Скачать 108.3 Kb.
    НазваниеРассказ как жанр художественного стиля
    Дата04.12.2021
    Размер108.3 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПример реферата-резюме. (1).rtf
    ТипРассказ
    #290928
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1.2 Рассказ как жанр художественного стиля



    Одним из важных аспектов анализа литературного произведения является выявление жанра.

    Жанр - исторически складывающийся и развивающийся тип литературного произведения. "Каждое отдельное высказывание индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами" [Бахтин 1996: 162].

    Для определения жанра литературного произведения необходимо учитывать, что жанры классифицируются по ряду принципов:

    1) по принадлежности к разным родам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма), лирические (ода, элегия, сатира);

    фицджеральд функциональный стиль рассказ

    2) по ведущему эстетическому качеству, эстетической "тональности" (комическое, трагическое, сатирическое);

    ) по объёму и соответствующей структуре произведения: объём во многом зависит от двух главных аспектов - от рода и эстетической "тональности". Например, лирика по объёму обычно невелика, трагедийность требует развернутости, а элегические мотивы могут иметь относительно не большой объем [Электронный источник № 3].

    Многие жанры подразделяются на виды, исходя из ряда разнородных принципов:

    ) общего характера тематики (например: роман бытовой, авантюрный, психологический, социально-утопический, исторический, детективный, научный, научно-фантастический, приключенческий и т.д.);

    ) свойств образности (к данному принципу относится сатира гротескная, аллегорическая, бурлескная, фантастическая и т.п.);

    ) типа композиции. (например: лирическое стихотворение може строиться в форме сонета, триолета, газели, хокку, танка и др.) [Электронный источник №1].

    М.М. Бахтин классифицирует жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные). Вторичные жанры - романы, драмы, разного рода научные исследования и т.д. - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого (преимущественно письменного) культурного общения: художественного, научного, общественно-политического и т.д. В процессе своего формирования они вбирают в себя первичные жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения. В своей работе "Проблема речевых жанров" он отмечает, что большинство литературных жанров - это вторичные, сложные жанры, состоящие из различных трансформированных первичных жанров (реплик диалога, бытовых рассказов, писем, дневников, протоколов и т.п.) [Бахтин 1996: 161].

    Согласно У. Лабову, "рассказ - это специфический жанр, в котором изложение строится в том же порядке, в каком происходили описываемые события прошлого опыта" [Labov 1972: 98]. Он дает собственную жанровую схему рассказа, которая состоит из шести компонентов: резюме, ориентация, усложняющееся действие, оценка, результат/развязка, кода.

    У. Чейф предлагает более простую схему рассказа из пяти компонентов: ориентация, завязка, кульминация, развязка, кода [Chafe 1994: 137].

    По мнению М.М. Бахтина, основными характеристиками рассказа являются:

    1) единство времени. Время действия в рассказе ограничено. Произведения с описанием целой жизни персонажа встречаются довольно редко.

    2) единство действия. В рассказе развивается только одно действие.

    3) единство событий. В рассказе описывается одно-два события. Повествование представляет собой короткую цепь сменяющих друг друга ситуаций, где одно или два события являются ключевыми.

    4) единство места. Количество мест, где происходит действие рассказа, ограничено. Чаще всего, это два или три места, остальные могут лишь упоминаться.

    5) единство персонажа. В рассказе может существовать только один главный герой. Иногда - два. Реже - несколько. Количество второстепенных героев не ограничено, но каждый из них выполняет определённую функцию, создаёт фон.

    6) единство центра. Центральный знак в рассказе должен обуславливать смысл истории. Не имеет значения, будет ли центром главный герой или кульминационное событие [Бахтин 1996: 202].

    Таким образом, жанровыми особенностями рассказа являются: единство времени, единство событий и места, единство персонажа, а также единство центра.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта