Рассказ о прошлом, о том, что действительно было
Скачать 1.49 Mb.
|
Вопрос № 4 В период с конца Х до примерно второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из волостей, управлявшихся представителями династии Рюриковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья — правители волостей являлись его вассалами. Волости сложились на основе территории союзов племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого (1054—1078) произошел раздел Русской земли между его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078—1093) на юго-западе Руси сформировались волости с центрами в Перемышле и Теребовле. Главной формой эксплуатации земледельческого населения в конце Х — середине XII в. оставалась государственная дань — налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. существование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов. Корпорацией, в которую был организован господствующий слой Древней Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия; верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина', ее члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дружина. Ее представители назывались отроками', со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из молодшей дружины, а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские. Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Со складыванием к концу Х в. структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из дружинников посадников — наместников в городах; воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, тысяцких — высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей — данников, судебных чиновников — мечников, вирников, емцев, подъездных, сборщиков торговых пошлин -— мытников, мелких должностных лиц — биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления). Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности — предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды — группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов — людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Вопрос № 5 В древности наши предки были язычниками, поклонявшимися грозным богам, отвечающим за стихию, человеческую жизнь и смерть. Принятие христианства внесло в их жизнь значительные перемены, многие противились им, но, в конце концов, Киевская Русь стала православной державой. Старые боги были забыты, и новоявленные христиане нашли утешение и поддержку в новой вере. В этой статье вы узнаете, кто крестил Русь, в каком году это произошло, каковы причины и предпосылки этого события, и какое значение оно имеет. Особенно эта статья будет полезна тем, кто пишет реферат на тему крещения Руси. Согласно летописям крещение Руси состоялось в 988 г. Однако принято считать, что еще Кирилл и Мефодий крестили славян во время путешествия в 958 г. по Хазарскому каганату. Так же существуют источники, из которых известно, что князья Аскольд и Дир приняли христианскую веру примерно в 860-х годах. Дружина князя Игоря частично состояла из православных, а его жена Ольга приняла христианство в 969 г. Она привезла греческих священников, но христианство не получило широкого распространения. Ее сын, князь Святослав, не видел смысла в перемене веры и чтил старых богов. Княгиня Ольга была бабушкой князя Владимира, чье имя связывают с приходом православия на славянскую землю. Князь Владимир. На принятие Владимиром христианства частично повлияли политические мотивы. Византийскому императору Василию II был необходим союзник в борьбе против Варды Фоки. Он обратился за помощью к князю Владимиру, предложив скрепить союз женитьбой Владимира на сестре императора Анне. Но поскольку Анна была христианкой, Владимир не мог вступить с ней в брак, не приняв ее веры. Союз с Византией был очень важен для Киевской Руси, поэтому Владимир оправил на помощь грекам дружину и был готов принять православие. Помимо союза с Византией крещение Руси имело и другие причины. Племена славян поклонялись языческим богам и в зависимости от того, какому богу то или иное племя отдавало предпочтение, определялся его строй и быт. Киевские князья пытались объединить племена в единое государство с налаженными торговыми, военными и другими связями, язычество же мешало этому процессу. Причины крещения Руси так же крылись в том, что для укрепления своего авторитета на международной арене, государству необходимо было принять одну из религий, получивших распространение среди влиятельных стран мира. Крещение Руси. Крещение князя Владимира состоялось в 988 г. (по другим источникам в 987 г.). Весной того же года он собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где они и приняли крещение. Идолы старых богов были сожжены или сброшены в реку, постепенно стали строиться церкви. Из Киева новая религия иногда мирным путем, иногда насильственно, стала распространяться по территории государство. Этот процесс занял около столетия. Значение крещения Руси недооценить невозможно. Вместе с новой религией пришла письменность, получила развитие живопись, строительство, зодчество и иконопись. Стала развиваться церковная и художественная литература, появилась система образования. Последствия крещения Руси так же имели место и в международном масштабе. Усилилось внешнее положение государства, далекая страна стала частью европейского мира, экономические связи стали более крепкими, что, несомненно, сказалось на дальнейшем развитии Руси. Вопрос № 6 Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами. В связи с тем, что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические вязи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации. Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием Литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства. На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Одна дочь Ярослава Мудрого была замужем за французским королём Генрихом I, другая за норвежским королём Гарольдом Смелым, третья — за королём венгерским Андреем (Андрашем). Владимир Мономах по материнской линии был внуком византийского императора Константина X Мономаха. Сестра Владимира Мономаха Евпраксия-Адельгейда вышла замуж за германского императора Генриха IV, дочь Евфимия — за венгерского короля Коломана и т. д. Сам Мономах был женат на Гиде — дочери английского короля Гарольда. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном её значении. Договоры закрепляют права Руси в политических и торговых отношениях с Византией. Русь упоминается в сагах, слагавшихся в странах Скандинавского полуострова. О Руси писали арабские путешественники, византийские государственные деятели и историки. Вопрос № 7 Феодальная раздробленность – это ослабление центральной государственной власти с одновременным усилением периферийных регионов страны. Термин применяется исключительно к средневековой Европе с ее натуральным хозяйством и системой вассальных отношений. Феодальная раздробленность была порождена увеличением феодальная раздробленность членов царских династий, одновременно претендовавших на престол. Вместе с этим фактором, относительная военная слабость средневековых королей перед объединенными силами их собственных вассалов привела к тому, что ранее обширные государства стали дробиться на многочисленные княжества, герцогства и прочие самоуправляемые уделы. Дробление было, разумеется, порождено объективной эволюций экономического и социального развития Европы, однако условным моментом начала феодальной раздробленности называют 843 год, когда между тремя внуками Карла Великого был подписан Верденский договор, разделивший государство на три части. Именно из этих лоскутов империи Карла Великого впоследствии родились Франция и Германия. Окончание этого периода в европейской истории относят к XVI веку, эпохе усиления королевской власти – абсолютизма. Хотя тем же немецким землям удалось объединиться в единое государство лишь в 1871 году. И то, не считая этнически немецких Лихтенштейна, Австрии и части Швейцарии. феодальная раздробленность это Феодальная раздробленность на Руси Общеевропейская тенденция X-XVI веков не обошла стороной и отечественные княжества. Вместе с тем, феодальная раздробленность средневекового Русского государства имела ряд особенностей, отличавших ее характер от западного варианта. Первым звоночком к распаду целостности государства стала уже смерть князя Святослава в 972 году, после которой между его сыновьями начались первые междоусобные войны за киевский престол. Последним правителем единой Киевской Руси считается сын Владимира Мономаха, князь Мстислав Владимирович, умерший в 1132 году. После его смерти государство было окончательно разделено на вотчины наследниками и больше никогда не восстало в своем прежнем виде. Разумеется, было русские земли в период феодальной раздробленности бы ошибочным говорить об одномоментном распаде киевских владений. Феодальная раздробленность на Руси, как и в Европе, была следствием объективных процессов усиления местной земельной боярской знати. Достаточно усилившимся и располагавшим обширными владениями боярам стало выгоднее поддерживать собственного князя, опирающегося на них и считающегося с их интересами, а не сохранять верность Киеву. Именно это позволило младшим сыновьям, братьям, племянникам и прочим княжеским родственникам противиться централизации. Что касается особенностей отечественного распада, то оно лежит в первую очередь в так называемой лествической системе, по которой после смерти правителя трон переходил к его младшему брату, а не к старшему сыну, как это было в Западной Европе (Салическое право). Это, однако, стало причиной множественных междоусобных конфликтов между сыновьями и племянниками русской династии XIII-XVI веков. Русские земли в период феодальной раздробленности стали представлять собой ряд крупных самостоятельных княжеств. Возвышение местных знатных родов и княжеских дворов дало Руси возникновение Новгородской республики, возвышение Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского княжеств, создание и возвышение Москвы. Именно московскими князьями и была уничтоженная феодальная раздробленность и создано Русское царство. Причины: 1) Упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещение мировых торговых путей вдаль от Киева) . Был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки". Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром 2) Земля - главная ценность и средство оплаты службы. 3) Значительный рост производительных сил страны, натуральное хозяйство. 4) Усиление местных князей. Бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся. главным средством существования 5) Ослабление обороноспособности и напор степных кочевников. Последствия: 1) Наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. 2) Развивались старые города. 3) Образовались крупные и сильные княжества. 4) В крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. 5) Государство стало уязвимым, т. к. далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было единства. 6) Постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны. 7) Киев — былая столица Древнерусского государства — утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров. Вопрос № 8 Общественный строй Новгорода Новгородская земля была расположена на северо–западе Руси. Новгород – один из крупнейших городов древности, торговый и ремесленный центр. Получив известность уже в IX веке в качестве центра славянских племен на северо-западе Руси, Новгород быстро набирает силу и становится соперником Киева. Особенности общественного и государственного строя Новгорода определялись прежде всего своеобразием экономического развития этого крупнейшего торгового и ремесленного центра, имевшего большие колонии. Господствующий класс – феодалы бояре, крупные землевладельцы – был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары. Княжеского домена в Новгородской земле не сложилось, не получило развития и землевладение княжеских дружинников. Ключевые экономические и политические позиции оказались в руках бояр, которые и захватили господствующее положение в республике.). Крупными землевладельцами были также Новгородский владыка (архиепископ Софийского собора), высшее духовенство, монастыри, церкви. Также духовенство имело свой интерес и в торговле (внутренней и внешней). Самое крупное корпоративное объединение новгородского купечества. При церкви действовал и купеческий суд, разбиравший тяжбы по торговым делам. Там же хранились эталоны мер. Новгородское духовенство имело право на так называемую «десятину» (от торговых пошлин и от вир и продаж – судебных штрафов), также получало доходы от эксплуатации зависимого населения. Духовенство играло большую роль в политической жизни республики, и теснейшим образом было связано с боярством. Другой группой господствующего класса были житьи люди, т.е. зажиточные (средние) феодалы, так же как и бояре, занимавшиеся торговлей. Мелкие землевладельцы назывались своеземцами. Ниже житьих людей стояли купцы, которые часто исполняли роль торговых агентов бояр и наиболее видных житьих людей. Купцы организовывались в особые сотни (формировавшиеся вокруг той или иной церкви). Крупное купечество имело свои земляные наделы и примыкало по положению к феодальной аристократии. От купцов отличались мелкие торговцы и мелкие ремесленники которые носили название «черных» или «молодших» людей. Крестьяне же делились на отбывавших повинность в пользу «Господина Великого Новгорода» (их называли смердами) и на находившихся под властью отдельных землевладельцев. В зависимости от типов хозяйства и видов феодальной ренты существовали различные виды крестьян: изорники – пашенные крестьяне, огородники – отдававшие оброк с огородничества, кочетники – с рыболовства. Все они, как правило, отдавали половину урожая в качестве феодальной ренты, поэтому их называли половниками. Смерды жили как правило общинами и подчинялись органам местной администрации. Наиболее бесправными среди крестьян были закладники, попавшие в кабалу к феодалам в связи с разорением. Также были холопы (рабы), которые чаще всего использовались в домашнем хозяйстве. Государственный строй Новгорода Государственный строй Новгорода был отличен от большинства других русских земель и может быть определен как феодальная боярская республика. Юридическим высшим органом власти считалось вече – собрание полноправных жителей мужского пола. Новгородское вече должно было решать важнейшие вопросы государственной жизни: заключать договор с князем, выбирать высших должностных лиц города, утверждать законы, регулировать отношения с другими государствами, назначать посольства, решать вопросы войны и мира, устанавливались налог. Имелась вечевая администрация (вечевые дьяки, вечевая изба) Вече собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть принадлежала боярскому совету («осподе»). 1) Вече, – обычным его местом была площадь, перед сохранившимся по сей день Никольским собором на Ярославском дворе, на Торговой стороне. Здесь же находилась вечевая канцелярия и выдавались вечевые грамоты. Принцип принятия решений сводился к тому, что бы прийти к единодушию или, когда это невозможно, к выявлению позиции достаточно авторитетной, чтобы ее противники не считали более целесообразным отстаивать свою точку зрения. 2) Посадники и тысяцкие,- посадники были главными республиканскими магистратами. С превращением посадничества из княжеской службы в выборный орган начиналось утверждение городских вольностей. Посадник выбирался из числа знатнейших боярских фамилий. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя, ведал администрацией, внешнеполитическими делами, строительством укреплений, следил за сбором податей. Тысяцкий – был вторым после посадского представителем светской власти в Новгороде. Тысяцкие известны различным источникам и как представители княжеской администрации, и как орган местного самоуправления. Общепринято считать, что тысяцкий избирался общевечевым решением. Тысяцкий ведал торговлей и судом по торговым тяжбам, но решал и другие вопросы управления, помогая посаднику. Как в гражданской , так и в военной области управлением занимались и посадники и тысяцкие. Посадники и тысяцкие располагали штатом (причники, биричи, известники), позволявшим осуществлять их многообразные полномочия и выполнявшим, вероятно полицейские функции. 3) Владыка. На трапезу Софийского собора положили три жребия и послали с вече слепца, чтобы он вынес один жребий. Указанное в нем лицо становилось владыкой. Обычно владыками становились настоятели наиболее влиятельных монастырей, но известны случаи, когда владыкой стало лицо не имевшее даже сан священника. Как и другие новгородские магистратуры владыка избирался и контролировался вечем, т.е. в конечном итоге зависел от подлинных хозяев республики – крупнейших боярских фамилий. 4) Боярский совет. Демократическое вече служило лицевой стороной новгородского государственного строя, изнанкой же был аристократический боярский совет. Его прообраз – дума при князе. В процессе формирования Новгородской республики она изменялась вместе с княжеской властью и в конце концов превратилась из совещательного органа княжеского управления в собрание влиятельнейших представителей вольного города, в котором князь мог быть выслушан, но не имел решающего голоса. Внешним образом эта перемена сказалась на перенесении места заседаний из княжеской резиденции на городище в палаты владыки. Интересен тот факт, что новгородские источники того времени никогда не упоминают о нем, зато о нем часто говорилось в немецких источниках. Распространенно мнение, что совет состоял из владыки, княжеский наместник, посадский, тысяцкий, кончанские старосты, сотские, старые посадские и тысячные. Всего около 50 человек. По отношению к посадским и тысяцким, князю и владыке совет фактически осуществлял распорядительные функции и в случае невыполнения его указаний апеллировал к вечу. По отношению к вечу назначение боярского совета было двояким: во-первых он определял и подготавливал вопросы для обсуждения на вече, во-вторых члены совета проводили агитацию и вербовали сторонников своей позиции. 5) Князь. После утверждения вечем к середине XII века права на изгнание князей, их положение бывало столь незавидным, что они не дожидаясь вечевого приговора сами уходили из города. Княжеская власть была необходима Новгороду. Но новгородцы стремились к свободному избранию и изгнанию князя, превращая его в должностное лицо. Князь, прежде всего был нужен Новгороду как военачальник. Частые угрозы нападения, и самостоятельные захватнические войны требовали от Новгорода постоянной боевой готовности. Князь- традиционный военачальник, и в этой роли он обладал важными преимуществами. Во время войн обострялись внутригородские классовые противоречия, а князь как лицо стороннее демонстрировал беспристрастность. С конца XIII , начала XIV века наблюдается отход князя от управления войском. Новгородское княжение, сулившее большие доходы и увеличившее политическое значение избранника на русские дела было предметов вожделения многих князей. Чтобы определить выбор новгородцев, князья не только ходили походами на Вольный город, но и чинили ему другие неприятности. Приглашение князя на престол было не только выгодно княжеской верхушке, но и чревато немалыми опасностями, так как князь мог оперевшись на недовольство низов, ликвидировать республиканские учреждения.Князь не мог отменить грамоты с пожалованием прав и выдавать новые грамоты без посадника и веча. В то же время вече давало грамоты без всякого участия князя. Неравенство князя сказывалось и в том, что он должен был безоговорочно служить Новгороду, но не имел права объявлять войну от его имени. Во власти князя было представить вопрос о войне на усмотрение новгородцев. Войны, которые князь вел в своих землях и своими силами ни к чему не обязывали жителей вольного города. Не меньшее ограничение прерогатив князя находилось и в области суда. Княжеская судная власть не охватывала всех дел и не была верховной и безапелляционной. От нее совершенно особняком стояли суды владыки, тысяцкого, монастырей. Более того, жалующихся князю на своих господ людей ожидало наказание. Но самое значительное ограничение полномочий князя, то что он не самостоятелен в решении дел. Так в статье 2 Новгородской судной грамоты говорится : «а без наместника великого князя посаднику суда не вершити». Как будто предполагается лишь формальное участие княжеского представителя. Князьям отводились специальные охотничьи и рыболовные угодья. Их эксплуатация строго лимитировалась. О порядке княжеской охоты составлялись специальные грамоты. Так в 1269 году князя Ярослава изгнали из города, за то, что он злоупотреблял охотой, держал много соколов и собак. Князю, его княгине, боярам, дворянам запрещалось иметь земельную собственность в Новгороде, а также выводить людей в свои земли. Князя намеренно содержали так, что бы его в любое время можно было изгнать и заменить новым. |