ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал Старуху Изергиль
Скачать 22.36 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ЧАСТЬ 5/6) Группа М19Ж171 Студент Е.В. Абакумова МОСКВА 2021 Задание 1. Выполните литературоведческий анализ рассказа «Старуха Изергиль». История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко. Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное. Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г. В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения. Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор. Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень. В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается. Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали. Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика. Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью. Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей. Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам. Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части. Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно. Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм. Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору. Задание 2. Выполните анализ портретной и речевой характеристики одного из обитателей ночлежки в пьесе «На дне» 54-лений Михаил Иванович Костылев является хозяином ночлежки для бедных, в которой происходит действие пьесы: "Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки..." Костылев женат на 26-летней Василисе Карповне: "Василиса Карповна, его жена, 26 лет..." Господин Костылев - крикливый, визгливый мужчина: "Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами – громко визжит.)" "Я тебя ищу везде… (Взвизгивая.)" "...и визгливый крик Костылева..." По мнению Актера, Костылев является хитрым человеком, "шельмой": "Шельма ты, старец…" (Актер) По словам Сатина, Костылева "никто не любит, кроме черта": "Кто тебя – кроме черта – любит?.." (Сатин) По мнению Васьки Пепла, Костылев - дряной человек: "Стану я из‑за такой дряни жизнь себе портить…" (Пепел) По словам Луки, господин Костылев - плохой человек, "хуже всяких слов": "Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик…" (Лука) "Вот ты, примерно… Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…" (Лука) По мнению жены Василисы, Костылев является "ядом для всех": "И для всех он – яд…" Василиса не любит Костылева и называет его "впившимся клопом" и "петлей на шее": "Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосет! А какой он мне муж?" "Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…" (Василиса о муже) Господин Костылев является сообщником Васьки Пепла в его воровских делах. Судя по всему, он указывает вору места для кражи, а затем выкупает ворованое. Все это происходит с молчаливого согласия полицейского Абрама Медведева, дяди Василисы. При этом Костылев при всех делает вид, что не покупает краденое: "Ты думаешь – я молчать буду перед следователем? Жди от волка толка! Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!" (Пепел о воровстве) "Костылев. Ш ш! Не сердись, Вася… Часы – они… Сатин. Краденые… Костылев (строго). Я краденого не принимаю… как ты можешь…" Судя по всему, Костылев догадывается о том, что его жена Василиса обманывает его с вором Васькой Пеплом, но не имеет доказательств. При этом об этой тайной связи знает вся ночлежка: "Всегда… К любовнику, видишь, пришла, а его нет…" (Бубнов о Василисе) Господин Костылев - жадный и подлый человек. Из-за своей жадности, ради какой-то выгоды, Костылев два раза выдавал полиции своего сообщника Ваську Пепла, после чего тот садился в тюрьму: "Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…" Известно, что господин Костылев и его жена Василиса ходят в церковь. Костылев внимательно следит за тем, чтобы в лампадках перед иконами в ночлежке всегда было масло: "Да ведь вы в церковь идти хотели…" (Наташа о Костылеве и Василисе) "А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот… " Костылев ведет себя грубо со своей женой. Он обзывает Василису "поганой Ваской", "нищей", "шкурой", "свиньей". Он оскорбляет жену за то, что та, например, вовремя не доливает масла в лампады перед иконами: "Васка… поганая! Нищая… шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости господи… опять ты меня, Василиса, во грех ввела… Я тебя ищу везде…" "Спать пора! Масла в лампады забыла налить… у, ты! Нищая… свинья…" Костылев вместе с женой Василисой издевается над ее сестрой Наташей. Костылев относится к родственнице как к служанке: "Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!" (Василиса о муже) "Костылев (выходит). Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано? Наташа (уходя). Да ведь вы в церковь идти хотели… Костылев. Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!" Пепел. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего!.." Костылев и Василиса вместе избивают беззащитную Наташу и издеваются над ней: "Ну и часто они ее бить стали." (Бубнов) "Квашня. Гляди‑ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили… Настя. Самовар опрокинули…" Костылев упрекает своего жильца Клеща за то, что тот плохо обращается со своей женой. При этом сам Костылев совсем не лучше Клеща, потому что он издевается над беззащитной Наташей, сестрой своей жены. Однако это жестокое поведение Костылев, судя по всему, не считает злодейством. Другими словами, Костылев осуждает жестокость Клеща, а свою жестокость как будто не замечает: "Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…"(Костылев ругает Клеща за его жестокость) Однажды в драке Васька Пепел ударяет Костылева, после чего тот падает и умирает на месте. За это Пепла отправляют в тюрьму: "Василиса. Держите Ваську! Он убил… я видела! Сатин. Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька… Пепел. Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала!.." Василиса также оказывается в тюрьме в качестве сообщницы Васьки Пепла за то, что сама предлагала избавиться от Костылева: "Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…" (Бубнов о Василисе в тюрьме) Такова цитатная характеристика Михаила Ивановича Костылева в пьесе "На дне" Горького: образ, описание персонажа в цитатах. |