Экзамен история. Рассказ, повествование. В настоящее время термин история
Скачать 0.54 Mb.
|
5.Предпосылки и сущность политической раздробленности Киевской Руси. Русские земли в XII – первой половине XIII в. Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства. Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений. Причины (предпосылки): 1.Господство натурального хозяйства (племенная разобщенность) 2.Развитие боярского землевладения. 3.Порядок занятия престола в Киевской Руси по старшинству (круговорот). 4. Снижение экономического значения Киева, отток населения из-за половецких набегов и междоусобиц князей. 5.Ослабление центральной власти киевских князей. 6. Рост и укрепление городов. 7.Борьба с кочевниками ослабила киевское княжество. 8.Укрепление власти местных князей. Население отдельных земель хотело находиться под рукой собственного князя. Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Владимиро-суздальское княжество: Феодальная монархия с сильной властью князя. Бояре подчиняются князю. Земля была богата в сельскохозяйственном отношении. Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий; здесь не было княжеских усобиц. Всё это обеспечивало приток населения, развитие промыслов, ремесла. Князь опирался на дружинников и простых людей. Особенностью Владимиро-Суздальского княжества была деспотическая монархия - князю принадлежала законодательная, исполнительная, судебная власть. При князе существовал совет, в который входили бояре, епископ, наместники, управляющие городами, но этот орган имел лишь совещательный характер. В некоторых городах созывалось вече, но оно решало лишь второстепенные вопросы. Сельской местностью управляли назначаемые князем волостели. Боярская республика в Новгороде. Новгород стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 году жители насильственно свергают князя, сами решают вопрос о призвании к себе князей. Вече - высший орган власти (собрание владельцев городских усадеб) Вече принимало законы, контролировало действие князя, выполняло судебные функции, назначало тысяцкого, епископа, посадника. Тысяцкий - руководитель ополчения. Следил за порядком в городе, собирал налоги. Епископ - распоряжался казной, контролировал внешнюю политику. Князь не имел права селиться в Новгороде, покупать земли. Галицко- Волынское княжество: Феодальная монархия с сильными олигархическими тенденциями. Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно. Уделы князей не значительны. На эту ситуацию повлияло сопряжение с Польшей, Венгрией, где Королю также диктовались условия. Кроме указанных выше можно назвать следующие достаточно крупные земли Древней Руси удельного периода: Черниговская (левобережье Днепра и верхнее течение Оки), Смоленская(Верхнее Поднепровье), Полоцкая (верховья Западной Двины), Рязанская (среднее течение Оки). 6.Культура Киевской Руси IX – 1-й половины XIII в.: основные черты, известные памятники. Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа. Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в её классической форме, воспринять технику церковного зодчества, иконописания. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности самосознания народов, заселивших Русскую землю. Обращение к зрелому искусству 12-13 вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы её выражения носили печать самобытного и своевременного переживания христианства. Суровый аскетизм сменился гармонией и человечностью. Древнерусская культура окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это было с особенностями культурного развития. Это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. Древнерусское искусство, как и всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения задачи средневековой культуры – достижения духовного единства, соединения божественного и мирского. В древнерусской культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии. Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла из Болгарии и первый литературный – церковнославянский – язык. Образованность, как большую добродетель, поощряли и прославляли. Она была свойственна и женщинам Древней Руси. Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Большой её пласт представляет переводная литература. Широкое распространение получили жития святых, рассказы о библейских персонажах и событиях, а также произведения античной литературы. В Киеве был создан книгописный центр. В 11 в. Появилась оригинальная древнерусская литература. Внимание древнерусских авторов к житиях русских было связано со стремлением подчеркнуть самобытность своей страны и свидетельствовало о росте самосознания. Повесть временных лет – общерусский летописный свод, один из самых главных источников по истории Древней Руси. Вершина древнерусской литературы – Слово о полку Игореве. В церковной архитектуре заметно ощущалось влияние Византии. Воспринялся крестово-купольный тип храма. Скоро церкви стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность (Софийский собор в Киеве). Вскоре появился и Софийский собор в Новгороде, что стало спором двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства. Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых – создание архитектурных памятников мирового уровня. Во второй половине 12 в. Во Владимире сооружается Успенский собор. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись. Она пришла вместе с иконографическим каноном и техникой из Византии. Первые иконы были также привезены из Византии. Среди них икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении её многовековой истории. Прикладное искусство Древней Руси до сих пор поражает красотой, разнообразием материала и высочайшей техникой – сканью, зернью, эмалью. Древнюю Русь земледельца и горожанина, труженика и защитника раскрывает устное народное творчество. Оно представлено былинами – эпическими сказаниями Древней Руси (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин). В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил. Развитие культуры Древней Руси происходило в условиях тесной взаимосвязи со странами Европы и Азии. Общерусская культура не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы Запада и Востока, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов других стран. 7.Монгольское нашествие и его последствия. Особенности развития русских земель во время монголо-татарского ига. Борьба Руси против угрозы с Востока и Запада в XIII в. Первый раз русские столкнулись с монголами в 1223 году. Половцы попросили русских князей помочь одолеть монголов, те согласились и состоялась битва, которая называется битвой на реке Калке. Эту битву мы проиграли по многим причинам, главная из которых – отсутствие единства между княжествами. В 1235 году в столице Монголии Каракоруме было принято решение о военном походе на Запад, в том числе и на Русь. В 1237 году монголы напали на русские земли, и первым захваченным городом была Рязань. Есть еще в русской литературе произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем», один из героев этой книги – Евпатий Коловрат. В «Повести..» написано, что после разорения Рязани этот богатырь вернулся в родной город и захотел отомстить татарам за их жестокость (город был разграблен и почти все жители были перебиты). Он собрал отряд из уцелевших и поскакал вдогонку монголам. Все войны храбро бились, Евпатий же отличился особой храбростью и силой. Он убил много монголов, но в конце концов он сам был убит. Татары принесли тело Евпатия Батыю, рассказывая о его небывалой силе. Батый был поражен небывалой мощи Евпатия и отдал тело богатыря оставшимся в живых соплеменникам, а монголам приказал не трогать рязанцев. Вообще, 1237-1238 годы – годы завоевания северо-восточной Руси. После Рязани монголы взяли Москву, долго сопротивлявшуюся, и сожгли ее. Потом взяли Владимир. После завоевания Владимира монголы разделились и начали разорять города северо-восточной Руси. В 1238 году состоялось сражение на реке Сить, русские проиграли этот бой. Русские бились достойно, на какой бы город не нападал монгол, народ защищал свою Родину (свое княжество). Но в большинстве случаев монголы все равно побеждали, не взят был только Смоленск. Также рекордно долго оборонялся Козельск: целых семь недель. После похода на северо-восток Руси монголы вернулись на родину, чтобы передохнуть. Но уже в 1239 году они снова вернулись на Русь. На этот раз их целью была южная часть Руси. 1239-1240 – поход монголов на южную часть Руси. Сначала они взяли Переяславль, затем Черниговское княжество, а в 1240 году пал Киев. На этом монгольское нашествие закончилось. Период с 1240 по 1480 год называется Монголо-татарским игом на Руси. Какие последствия монголо-татарского нашествия, ига? Во-первых, это отсталость Руси от стран Европы. Европа продолжала развиваться, Русь же должна была восстанавливать все разрушенное монголами. Второе – это упадок экономики. Было потеряно очень много людей. Исчезли многие ремесла (монголы уводили ремесленников в рабство). Также земледельцы перешли в более северные районы страны, в более безопасные от монголов. Все это задерживало экономическое развитие. Третье – замедленность культурного развития русских земель. Некоторое время после нашествия вообще на Руси не строили церквей. Четвертое – прекращение контактов, в том числе и торговых, со странами Западной Европы. Теперь внешняя политика Руси была ориентирована на Золотую Орду. Орда назначала князей, собирала с русского народа дань, при непослушании княжеств совершала карательные походы. Пятое последствие очень спорное. Одни ученые говорят, что нашествие и иго законсервировали политическую раздробленность на Руси, другие утверждают, что иго дало толчок к объединению русских. 8.Основные этапы и особенности процесса объединения Руси вокруг Москвы (начало XIV-начало XVI вв.). Противостояние Орде. Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т.к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву работал каждый приехавший. Не обошли и торговые пути, правда они долгое время носили транзитный характер, что затрудняло контроль и получение богатых пошлин. Это было одним из факторов, который побудил московских правителей к расширению своего княжества. Главным фактором возвышения Москвы была политика московских князей, она оказалась более эффективной, более результативной в сравнении с тем, что сумели предложить их противники. К середине 13в в Москве появился свой князь, сын великого князя Ярослава Всеволодовича Михаил Ярославич (Хоробрит - храбрый), он погибает в 1247в сражении с литовцами. Его заменяет Даниил Александрович. Важные перемены произошли в конце его правления. Именно тогда Даниилу удалось заложить первые камни в фундамент растущего могущества Москвы. В1301 г.он захватил Коломну и прилегающие к ней территории, и это открыло контроль над средним течением Оки. В 1302 г.князь Иван Дмитриевич завещает Москве Переяславское княжество. Это сделало Москву крупнейшим княжеством в Суздальской земле. В 1303править Москвой стал его сын Даниила Юрий. В этом же году он отвоевал у Смоленское княжества Можайск. Почувствовав себя настолько сильным, он решил оспаривать права на владимирское княжество. Он потерпел поражение в открытом столкновении с тверским князем и принялся искать удачу в Орде. Орда дала согласие на его правление, но Михаил Ярославич (князь Твери) воспротивился ханской воли, и между Москвой и Тверью началась война. В1318князья отправились в Орду на ханский суд, где тверской князь был передан казне. В 1325 г.московский стол занял Иван Данилович Калита (1325-1340). Острожный и осмотрительный политик, Иван Калита копил силы исподволь, неброско, стремясь заручиться поддержкой двух могущественных сил – Орды и православной церкви. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и приобрел репутацию преданного и послушного данника хана. Доверие достигло такой степени, что за Калитой утвердили право сбора «ордынского выхода». Московские сборщики стали распоряжаться денежным потоком, устремленным в Орду. С ростом казны московские князь получил возможность расширять свои владения и таким образом как покупка земель. Под его контроль попали Углич и Белоозеро, костромские земли с богатыми соляными залежами в районе Галича.Удачно складывались для московского князя и отношения с церковью. Преемник Макария, митрополит Киевский и всея Руси Петр (1308-1326), установил дружественные отношения с московскими князьями – Юрием и Иваном Даниловичами. При Иване Калите формируется политический союз церкви и московских князей, взаимовыгодный обеим сторонам. Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Москва, задолго до того, как стать политической столицей единого Русского государства, стала религиозным центром страны. Подчеркивая заслуги московского князя, нельзя идеализировать его и забывать, что строил он свое благополучие на искательстве перед ордынским правителями. Сыновья Ивана Калиты, Семен Иванович Гордый (1340-1353) и Иван Иванович Красный (1353-1359), сохранили за собой великокняжеский стол и продолжили дело отца, собирая под свою руку новые земли. Вокняжение на московском престоле девятилетнего Дмитрия Ивановича (1359-1389) дало повод князьям оспорить его права на великокняжеский титул. Великий стол был передан энергичному суздальскому и нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Воспользовавшись междуусобицей в Орде, московские бояре уже в 1362 г. добились изгнания Дмитрия Константиновича из Владимира. С ростом могущества Московского княжества его правители все чаще прибегали к насилию. В 1371 г.Михаилу Александровичу Тверскому удалось получить ярлык на великое княжение. Однако владимирцы по призыву московского князя не пустили наместников тверского князя и в итоге великий стол был оставлен за внуком Калиты. На сторону Дмитрия Ивановича в его борьюбе с Михаилом Александровичем перешли многие русские князья. Ослабленный в борьбе тверской князь вынужден был признать верховенство Москвы. При Дмитрии Ивановиче прежнее искательство в Орде постепенно вытесняется стремлением к большей самостоятельности. Неповиновение Дмитрия Ивановича привело к росту числа набегов ордынцев на Русь. Решающая схватка с ордынским войском произошла 8 сентября 1380 г.и закончилось поражением Мамая. Первая победа над татарами ускорила процесс формирования самосознания и вселила уверенность в освобождение Руси от ханской власти. Поднялся и статус Москвы – она превратилась в национальную столицу. Разгром Мамая позволил хану Тохтамышу захватить власть в Орде. Дмитрий Иванович отправился в Кострому, вероятно, собирать войско. Но возможно, что он пытался избежать столкновения с Тохтамышем. В конце августа хан осадил Москву. Дмитрий Иванович вынужден был признать власть хана и возобновить выплату «выхода». Но военно-политический потенциал Орды был настолько подорван, что реставрация ордынского владычества в полном объеме была невозможна. Тохтамыш сохранил за московским князем велики стол и санкционировал прекращение Владимирского княжения в московскую вотчину. Дмитрий Донской княжил тридцать лет. Он не только окончательно закрепил за Москвой великое княжество, но и сделал крупные приобретения в Заволжье, в бассейнах Клязьмы и Оки. Таким образом, материально и территориально расширялась база для объединения великорусских земель вокруг Москвы. Перед смертью Дмитрий разделил княжество между сыновьями. Но он так же был крупным государственным деятелем, волевым и самостоятельным. Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Москва, задолго до того, как стать политической столицей единого Русского государства, стала религиозным центром страны. Дмитрий Донской окончательно закрепил за Москвой великое княжество, и сделал крупные приобретения в Заволжье, в бассейнах Оки и Клязьмы. Таким образом, материально и территориально расширилась база для объединения великорусских земель вокруг Москвы. Куликовская битва 8 сентября 1380г. и ее историческое значение 1. В конце августа 1380 г. русское войско выступило из Коломны и 6 сентября подошло к берегам Дона. После совещания князья решили перейти Дон, чтобы отрезать себе путь к отступлению. В ночь с 7 на 8 сентября Дон был перейден. 2. Куликово поле находилось в излучине при впадении реки Непрядвы в Дон. С трех сторон поле ограничивали реки, Мамай мог атаковать только со стороны Красного холма. Дмитрий выстроил войска следующим образом: на правом крыле стоял полк правой руки, в центре тесным строем встала пешая рать — большой полк, слева — полк левой руки, впереди большого полка стал сторожевой полк, который должен был первым принять бой. В Зеленой Дубраве расположился отборный засадный полк под командованием воеводы Боброка Волынского и серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича. Боевой порядок ордынцев состоял из пехоты в центре и конницы на флангах. 3. Битва началась 8 сентября 1380 г. в 11 часов утра. Вначале был поединок богатырей Пересвета и Челубея (Темир-мурзы). Они сшиблись с такой силой, что оба сразу упали мертвыми. Ордынцы сильным ударом уничтожили сторожевой полк, но он выполнил свою задачу — лучники не смогли внести замешательство в ряды русских. Главный удар ордынская конница нанесла большому полку. Несмотря на тяжелые потери, воины большого полка выстояли. Князь Дмитрий в одежде простого воина сражался в самом центре русского строя. На правом фланге все атаки противника были отбиты, но строй полка левой руки был прорван, в прорыв устремилась татарская конница. Враги стали обходить большой полк, стремясь прижать его к реке. Но в решающий момент засадный полк под командованием серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича и опытного воеводы Боброка нанес мощный удар по тылу ордынцев. Ордынская конница обратилась в бегство, смяв при этом свою пехоту. Мамай бежал одним из первых, позже он был убит в Крыму. В течение всего дня русские преследовали бегущего противника. 4. Основными причинами победы русских войск в Куликовской битве были: > объединение русских земель, центром которых стала Москва, что позволило князю Дмитрию Ивановичу выставить против Мамая общерусское войско; > освободительный характер борьбы русского народа против ордынского ига; > массовый героизм, мужество и стойкость русских воинов; > ратное искусство князя Дмитрия Ивановича, проявившееся и в разработке стратегического плана войны с Мамаем, и в постановке оперативно-тактических задач, и в организации мобильной и дисциплинированной армии, в выборе места битвы, в построении русских войск перед боем. 5. Значение Куликовской битвы трудно переоценить: > хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени; > был развеян миф о непобедимости Золотой Орды; > после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды; > Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство; > и самое главное — Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа. Однако ордынская зависимость еще не была ликвидирована. В 1382 г. на Москву напал хан Тохтамыш и сжег ее, перебив жителей. Москве пришлось возобновить выплату дани. В 1389г. умирает Дмитрий Донской. В своем завещании он передает власть своему старшему сыну Василию I, не спрашивая позволения ордынского хана |