Рассказ Синухе
Скачать 2.2 Mb.
|
] Искусство Древнего царства отличается лаконичностью, монументальностью и строгостью линий. Художники следовали канону, ибо, изготавливая статую, они непросто творили, а участвовали в традиционном ритуале, священнодействовали. На стенах внутренних помещений пирамид (начиная с V династии) высекали древнейшие памятники религиозной литературы – Тексты пирамид. Иероглифы раскрашивали зеленой краской (цветом возрождения. В текстах можно обнаружить запись фрагментов похоронного ритуала и заклинания, обеспечивающие покойному вечную жизнь. В Египте с самых давних времен сооружались святилища богов и совершались обряды богопочитания. Однако никакие культовые постройки эпохи Древнего царства не идут в сравнение с комплексами пирамид. Культ покойного правителя был непросто одним из многих, он занимал тогда центральное место в египетской религии. Для всей египетской цивилизации (и не только в эпоху Древнего царства) характерно отношение к носителю верховной власти как к Владыке всего, что есть на Земле. Любого из подданных, вплоть до высоких вельмож, фараон мог назвать термином, который обычно применялся по отношению крабу. Он рассматривал всю территорию страны, все ее богатства и все население как свою собственность. Но сама эта собственность весьма своеобразна, ибо правитель в отношении своих владений употребляет те же выражения, какими пользуется, говоря о своей семье или о собственном теле. В научной литературе о Древнем Востоке нередко используется понятие деспотия. Прилагается оно и к Египту. Для сторонников либеральных ценностей деспот звучит как ругательство жестокий самодур и кровопийца. Слово это имеет греческое происхождение и находится в близком родстве с древнеиндийским дампати, что значит буквально «домовладыка». Древний правитель воспринимал свои владения как огромное домохозяйство, которым он полновластно распоряжался (следуя, впрочем, тем традициям, что были установлены богами. Почти все, что известно о Древнем царстве, добыто при раскопках египетских некрополей городов мертвых – кладбищ. Поэтому и сам Египет мы воспринимаем главным образом как некое царство мертвых. Сохранилось множество гробниц египетских вельмож, выстроенных из камня. Внутренние стены их покрыты рельефными изображениями (зачастую раскрашенными) и надписями. Заупокойные подношения Рельеф из гробницы принцессы По представлениям египтян, покойный не переставал существовать, а лишь переселялся виной мир. Задача его наследников состояла в том, чтобы на новом месте хозяин гробницы преумножил все то, чем он владел до своей кончины. Покойный сохранял все те потребности, которые были у него при жизни, поэтому его регулярно кормили и поили, принося поминальные жертвы. Некая сохранившаяся после кончины сущность человека жадно поглощала такую же сущность пищи, переданной умершему. В надписях мертвецу желали есть, пить и веселиться ему предлагали, к примеру, 10 сортов мяса и 5 сортов птицы, 16 видов печенья и 4 сорта ячменного пива, всевозможные фрукты и сласти. Между написанным словом и вещью для египтян существовала магическая связь, и потому все это не было пустым пожеланием что написано – сбудется Иероглифы сопровождались наглядными иллюстрациями на рельефах слуги несут на поминальный пир горы фруктов и огромную бычью ногу. Саркофаг с изображением сцен перехода в мир иной [I тысячелетие дон. э. ] Так как смерти, в нашем смысле слова, для египтян не существовало, большое значение придавалось сохранности телесного облика умершего. Отсюда – обычай мумификации, с веками достигший высокой степени совершенства. Геродот подробно рассказывает о технологии мумифицирования и мерах, которые предпринимались для того, чтобы быть уверенным, что тело «тленья убежит. Труп высушивали в соде, обмазывали смолой и тщательно пеленали бинтами. Предварительно извлеченные внутренности хранили в специальных каменных сосудах (канопах) с крышками в виде голов богов. Сохранность внешнего облика покойного обеспечивалась также изготовлением портретной статуи, перед которой помещали поминальные приношения. Гроб (саркофаг) делали из камня, дерева или склеенного в несколько слоев папируса. Лицу покойного на саркофаге нередко придавали портретное сходство. Благодаря вере египтян в то, что душа мертвеца может вселиться в его изображение, возникло замечательное искусство египетского портрета. Поразительный реализм произведений древних мастеров тесно связан с магическими представлениями. Отношение к изображению как своего рода двойнику изображенного таило в себе и опасности. Возможно, поэтому прижизненный портрет нередко намеренно оставляли незаконченным, дабы душа не переселилась в него преждевременно, покинув собственное тело. Поскольку для египтян название таинственным образом выражало сущность того, что поименовано, а не являлось условными случайным обозначением, то посмертному сохранению имени они уделяли огромное внимание. Этому было посвящено множество формул заупокойного ритуала. В руках современных исследователей оказываются поразительные человеческие документы – письма умершим, которые родственники клали вместе седой и питьем перед статуей в гробнице. Родственникам, ушедшим в мир иной, египтяне сообщали о последних семейных новостях, за что-то благодарили, а иногда и жаловались. Сохранилось пространное послание одного мемфисского вельможи (I тысячелетие дон. э) своей покойной жене. Безутешный супруг перечисляет все благодеяния, которые он оказывал жене, пока она была жива (например, своих подчиненных он заставлял кланяться ей, простираясь на животе, и делать подарки. Вельможа с обидой вопрошает ее за что же ты мучаешь меня теперь, являясь по ночам Он грозит написать на нее жалобу богам города мертвых. Покойный пьет воду, передним поля блаженных Папирус из Книги мертвых Поскольку каждый сановника каменные гробницы воздвигались, естественно, не для простых египтян) хотел обеспечить себя всем необходимым после смерти, на стенах внутренних помещений его усыпальницы детально изображался его собственный дом совсем хозяйством. Покойного окружают любящая жена и дети, их обслуживает многочисленная челядь. В центральной усадьбе и отдельно расположенных селениях отряды работников под надзором надсмотрщика копают каналы, сеют, собирают урожай. Каждая вещь передана художником с максимальной точностью ведь это вовсе не картина, предназначенная для праздного любования, а то, что должно ожить, обеспечив хозяина вином мире всем необходимым. Изображения и сопровождающие их надписи служат первоклассным источником для изучения древнеегипетского быта и социальной действительности. Не следует, однако, забывать, что мы имеем дело с картиной не этого, а того мира. Он, конечно, должен быть похож на наш, ноне может быть абсолютно тождествен ему. В нескольких гробницах Древнего царства, наряду с художественным изображением усадьбы вельможи, встречается и биография погребенного. Она обычно излагается от первого лица как автобиография говорит такой-то, я был тем-то и тем-то, выполнял такие-то поручения. Весьма характерно, что главное внимание уделяется служебной карьере чиновника и милостям, оказанным ему фараоном именно от этого зависело его благосостояние при жизни. Подробное перечисление титулов в подобных надписях не является проявлением тщеславия, а преувеличенные восхваления милостей фараона не есть грубая лесть. Сам смысл гробницы состоит в том, чтобы обеспечить благополучное посмертное существование ее обитателю человек надеется ив ином мире сохранить свое общественное положение. Автобиографии вельмож Древнего царства позволяют сделать ряд любопытных наблюдений относительно организации государственного управления. Во-первых, как правило, тот или иной пост (несмотря на то, что назначение зависело от фараона) занимали представители одной и той же фамилии, те. должности были наследственными. Во-вторых, огромную роль играло родство с фараоном, так что в каком-то смысле все государство было устроено посемейному. Четкой дифференциации ведомств не существовало один и тот же вельможа то возглавлял войско, то разбирал судебное дело или выполнял функции жреца, то отправлялся в экспедицию за редкой породой камня. Титулы, которыми награждались египетские сановники, далеко не всегда отражали действительный характер их служебной деятельности нередко они лишь указывали на роль, исполняемую в придворном церемониале например, носитель царских сандалий. При V династии особое значение стало придаваться культу бога солнца Ра. Сама династия происходила из того нома, покровителем которого он был. В районе современного селения Абу-сир найден храмовый комплекс Ра, центром которого был огромный обелиск, уподобляемый лучу этого бога. Правитель Египта считался единосущным сыном Ра, плоть которого после смерти сливалась с небесным отцом. Культ Ра, таким образом, играл не только натурмифологическую, но и политическую роль. Однако представления о связи фараона с Хором и Осирисом отнюдь не предавались забвению различные мифы наслаивались один на другой, создавая сложную и порой причудливую картину. При VI династии пирамиды фараонов становятся более скромными по размерам, а еще позднее начинают возводиться не из прочного камня, а из кирпича. Напротив, гробницы номархов превращаются в величественные сооружения, их титулатура напоминает царскую, и даже летосчисление в номах ведется по годам правления местного номарха, а не общеегипетского фараона, как прежде. Это значит, что Египетское государство постепенно распадается. Начинается Первый переходный период вв. дон. эВ списке, имевшемся у Манефона, ив это время фараоны следуют один за другим, однако доказано, что те четыре династии, которые он называет VII, VIII, IX и X, правили в разных частях страны (и, стало быть, иногда параллельно. Номы соперничали друг с другом и создавали временные коалиции, объединяясь вокруг наиболее сильных. Таковыми на севере Египта был Гераклеопольский нома на юге – Фиванский. Очевидно, в Первый переходный период было создано несколько произведений пророческого жанра, более поздние копии которых дошли до нашего времени. Водном из них описывается нечто вроде конца света, когда Земля перевернулась подобно гончарному кругу. Автор последовательно и детально перечисляет апокалиптические картины забыты поминальные жертвы, да и сами мумии выброшены из гробниц, Египет заполонен азиатами, чьи нравы и обычаи противны коренным египтянам, нарушена традиционная иерархия – тот, кто прежде не имел даже пары сандалий, стал теперь собственником богатств тот, кто не мог сделать себе саркофага, стал теперь владельцем гробницы. Страшные картины анархии, которая есть корень всех беду автора другого текста сменяются пророчеством о появлении царя – спасителя от хаоса. В последнем, именуемом Амени, египтологи видят фиванского фараона Аменемхата I (основателя XII династии, при котором наступает пора стабильности. Важно отметить, однако, что указанные пророчества египетские писцы копировали спустя многие столетия после правления Аменемхата. Эти памятники вовсе небыли мемуарами о лично пережитых событиях или политическими памфлетами, которые быстро теряют свою актуальность. Они преследовали гораздо более серьезную идеологическую цель. Картина перевернутого мира понадобилась автору для того, чтобы продемонстрировать, в чем состоит истинный космический и социальный порядок царь – единственный защитник мира, спаситель его от вселенского хаоса. Среднее царство Период Среднего царства (время XI–XIII династий) наступает в результате победы Фиванского нома над Гераклеопольским и установления его гегемонии на всей территории Египта. Эта эпоха, продолжавшаяся около трех столетий (XXI–XVIII вв. дон. э, характеризуется подъемом местных центров, строительством городов, развитием ремесел и торговли. Изучая данный период (в отличие от III тысячелетия дон. э, исследователи могут пользоваться многочисленными документами, написанными на папирусных свитках. Большинство из них сохранилось случайно, в частности благодаря тому, что в Египте на изготовление саркофагов шли использованные папирусы (склеенные в несколько слоев они напоминали картон, ведь с деревом в этой стране всегда было непросто. Египтологи осторожно и терпеливо расклеивают такой картон и пытаются прочитать сохранившиеся строчки на фрагментах папируса. Документальный характер большинства источников и случайность отраженных в них фактов служат известной гарантией того, что информация не является сугубо тенденциозной она отражает особенности социального и политического строя данного времени. Исследователи установили, что многочисленные носители придворных титулов и званий, представители различных государственных ведомств имели служебные владения, формально переданные им (или утвержденные за ними) центральной властью. Основное трудящееся население Египта составляли так называемые царские люди, являвшиеся материальным обеспечением титула и должности. В египетских документах эпохи Среднего царства встречаются случаи наследования должностных земельных владений вместе с царскими людьми, равно как служебных обязанностей и статуса. В каком-то смысле можно сказать, что частному владению уподоблялись сами властные полномочия, от объема и характера которых зависели размер имения, и количество в нем царских людей. Эпоха Среднего царства – время расширения международных контактов. Об этом свидетельствуют находки египетских изделий не только в таких городах Восточного Средиземноморья, как Библ и Угарит, но и на острове Крит. Южные рубежи страны охраняли две мощные крепости, построенные в районе II порога, в Северной Нубии. Фараоны XII династии, главным образом Сенусерт III, вели активную внешнюю политику. Они совершали набеги в Ливию, отнимая скоту местных бедуинов. Посредством торговли и дипломатии египтяне старались закрепить свое присутствие в Восточном Средиземноморье. Амон Фиванский, бог – покровитель столичного города, занял в это время особое место в египетском пантеоне слившись с богом солнца Ра, он стал главным объектом культа. В районе Фаюмского оазиса, хозяйственно обустроенного в эту эпоху, был возведен поминальный храм фараона Аменемхата III, который греки называли Лабиринтом. Лабиринт представлял собой, по-видимому, совокупность святилищ номовых божеств. Обеспечивая себе поддержку всех местных богов-покровителей, фараон представлял свое царство в виде нерушимого союза номов. Значительная часть сохранившихся папирусов Среднего царства – это школьные тексты прописи, ученические копии, учебные пособия и литературные образцы для подражания. Особо ценилось в Египте умение читать и писать, и знатные люди среди всех своих пышных титулов не забывали упомянуть о знании грамоты. Письмо египтяне называли божественной речью. Создателями и хранителями письменной традиции были профессиональные писцы и школьные учителя. Ряд литературных памятников Среднего царства непосредственно связан со школой. Учителя составляли особые поучения для своих нерадивых учеников, требуя много раз переписывать их – и не только для обучения грамоте, но ив воспитательных целях. Обычный мотив подобных поучений – восхваление книжного знания и участи писца- чиновника, который освобожден от тяжкого физического труда и не столько подчиняется чужим приказам, сколько сам отдает их. В поучениях карикатурно изображаются различные профессии и связанные сними тяготы и лишения. Перед образованным человеком – после долгого и мучительного ученичества – открываются блестящие перспективы, если начальство окажется к нему благосклонным. За строчками старинных папирусов видна фигура угодливого чиновника, для которого ученость – лучший способ сделать карьеру. Но есть и иного рода сочинения, также запечатленные тонкой кистью древнеегипетского писца. Автор одного из них говорит, что мудрое слово вековечно, как пирамиды. Относительно недолгий период Среднего царства – время расцвета египетской литературы. Язык этой эпохи служил образцом для подражания многие века. На вкус современного читателя он порой даже чрезмерно изыскан. Некоторые литературные сочинения (например, Рассказ красноречивого поселянина) были призваны продемонстрировать красоты слога, виртуозное умение использовать сложные риторические фигуры. Лишь недавно познакомившись с дальними странами, египтяне любили читать повествования о путешествиях и приключениях. В шедевре древнеегипетской прозы – Рассказе Синухе» – говорится о злоключениях египетского вельможи, бежавшего в Азию. Рассказ построен на изображении контраста между бытом и нравами азиатов-бедуинов и египтян. По милости фараона Сенусерта I (как же в Египте без милости фараона) изгнанник возвращается на родину, чтобы после кончины быть погребенным по всем обычаям своей страны. Погребение – дело важнейшее, и поминальные обряды в рассказе скрупулезно перечисляются. Повествование ведется от лица самого покойного вельможи (также, как в автобиографических гробничных надписях эпохи Древнего царства. В XVIII в. дон. э. начинается смутное время междуцарствия – так называемый Второй переходный период династии. Среднее царство от Нового отделяют полтора века. Египтологам известно более сотни имен, сопровождаемых царскими титулами, которые относятся к этому времени. Можно быть уверенным в том, что цари эти правили лишь в отдельных областях распавшегося Египетского государства. Вполне вероятно также, что и сроки правления большинства из них были незначительными, ибо даже на местах не существовало устойчивой власти. Некоторые правители не только не имели наследственных прав на престол, но и не принадлежали к коренным египтянам – они были завоевателями, узурпаторами, самозванцами. Обстановка политического хаоса поставила под угрозу иноземных вторжений северную часть Египта. С территории Восточного Средиземноморья сюда проникали скотоводческие племена, которых Манефон называет гиксосами. Судя по именам гиксосов, они говорили на языках, которые были распространены в Восточном Средиземноморье, те. на семитских. Их вожди, обосновавшиеся в Египте, стали принимать традиционную царскую титулатуру, объявляя себя законными фараонами. Гиксосы основали столицу Аварис в Дельте, но претендовали (не без успеха) и на номы Верхнего Египта. Пластинка с именем гиксосского владыки царств Хиана найдена при раскопках Кносского дворца на Крите. Имя этого же владыки царств было известно ив далеком Вавилоне. Возможно, они вправду владел большей частью Египта. Период гиксосского завоевания не был временем всеобщего упадка и запустения. Именно тогда установились широкие связи Египта с Азией, и у жителей долины Нила появились ценные новшества в сфере как материальной, таки духовной культуры. Но особенно ярко последствия египетско-азиатского взаимодействия проявились после того, как страна вновь стала единым государством, вначале Нового царства. Новое царство Эпоха Нового царства (XVIII–XX династии) длилась около пяти столетий (XVI–XI вв. дон. э. Как и прежде, ведущую роль играл Фиванский ном, располагавшийся на юге страны, вдали от политического центра гиксосов. Уже фиванские правители XVII династии вели ожесточенную борьбу с гиксосами. При основателе XVIII династии фараоне Яхмесе I египтянам удалось не только изгнать своих противников из Дельты, но и начать завоевания в Восточном Средиземноморье – в Палестине, которую тогда именовали Ханааном. Период XVIII династии – самый блистательный в истории Древнего Египта. В XVI–XV вв. дон. э. египетские войска осуществили значительные завоевания в Азии и Африке. Армия Египта уже не была похожа на собрание номовых ополчений, где каждый был вооружен чем только мог. Она была закалена в боях за объединение страны и изгнание гиксосов. За время владычества последних египтяне освоили важнейшие достижения в военном деле Передней Азии бронзового века. Армия комплектовалась по набору и имела четкую организационную структуру, делясь породам войска не по номам. Была налажена служба снабжения и система обучения новобранцев. Ударной силой армии являлись легкие боевые колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице располагались двое – возница, управлявший конями, и боец, метавший дротики или стрелявший из лука. Колесница – аристократический вид войска, и колесничные воины составляли особый социальный слой. Они часто решали исход сражения, им доставалась львиная доля добычи. При фараоне Тутмосе I (XVI в. дон. э) походы в Восточное Средиземноморье стали практически ежегодными. Египетские войска достигли, как сказано водной из надписей, реки, текущей в обратную сторону (те. верховьев Евфрата, течение которого с севера на юг поразило жителей Нильской долины. Фараон Аменхотеп III на колеснице Рельеф XIV в. дон. э. ] После смерти Тутмоса I наступила некоторая пауза в военной экспансии египтян. Натроне фараонов в это время оказалась женщина по имени Хатшепсут (женщина натроне явление необычайное для Египта, и вовремя официальных церемоний царице приходилось подвязывать накладную бородку, какая обычно была у фараонов. Для Хатшепсут был построен в скалах заупокойный храм. Его стены были украшены рельефами с изображением морской экспедиции за благовониями в далекую южную страну Пунт (предположительно совр. Сомали. При наследовавшем царице ее пасынке Тутмосе III агрессия возобновилась с новой силой. Результаты походов придворные панегиристы запечатлели на стенах колоссального Карнакского храма в Фивах – в так называемых Анналах Тутмоса III. На протяжении многих десятилетий правления XVIII династии цели и методы политики египтян претерпели значительные изменения. Первоначально набеги египетских войск обогащали и непосредственных участников походов, и центральную казну. Победители стремились вывезти как можно больше материальных ценностей (включая, естественно, рабочую силу – четвероногую и двуногую) из всех тех мест, куда ступала нога египетского солдата. Дальнейшая судьба разграбленных городов и селений их мало беспокоила. Однако при столь хищническом отношении к соседним территориям их богатства быстро оскудевали, маршруты торговых путей менялись, население разбегалось. И постепенно египтяне начали проводить более продуманную колониальную политику завоеванные земли стали включаться в состав огромной державы. В Азии ее границы проходили в северной части Восточного Средиземноморья. Одолев могущественное государство Митанни (в Верхней Месопотамии, фараоны оттеснили противника за Евфрат. В Африке были подчинены территории вплоть до IV порога Нила (совр. Судан. Египетская держава стала самым крупным государством, которое знала до того времени мировая история с юга на север она простиралась почти на 3500 км. Создатели ее столкнулись с такими задачами, которые прежде никому не приходилось решать. Структура государства в итоге оказалась не менее сложной и громоздкой, чем его состав. Ядром державы оставалась долина Нила – все те же традиционные Верхний и Нижний Египет. Во главе южных, нубийских, областей, присоединенных при Тутмосе III, был поставлен наместник с титулом царевич страны Куш, подчинявшийся непосредственно фараону. Что же касается Восточного Средиземноморья, то здесь ситуация была особенно запутанной значительная местами плотность населения, разнообразие природных условий, хозяйственных типов, племен, наличие разветвленной сети княжеств, между которыми столетиями поддерживались союзные либо враждебные отношения, – все это не давало возможности принимать простые административные решения. Египтяне разделили Восточное Средиземноморье натри большие зоны, примерно соответствовавшие Палестине (Ханаану), Сирии и финикийскому побережью (совр. Ливан. Во главе каждой из этих зон стоял египетский наместник, который, однако, не был полновластным хозяином на выделенной ему территории. Фараоны сохранили политическую структуру региона в его раздробленности они были заинтересованы. Сиро-палестинские и финикийские князья лишались права вести самостоятельную внешнюю политику, а в случае конфликтов должны были прибегать к египетскому наместнику как третейскому судье. Признавая верховную власть фараона, местные владетели привозили в Египет ежегодную дань, соревнуясь друг с другом в преданности и подобострастии. Их наследники жили неподалеку от Фив, где было особое поселение сирийских царевичей. С одной стороны, они получали египетское воспитание, с другой – могли стать заложниками в случае каких-либо заговоров в их собственных странах. Широкие завоевания фараонов XVIII династии сопровождались грандиозным строительством. В районе Фив выросли храмовые комплексы Карнака и Луксора. Любая политеистическая религия, в том числе и египетская, не знает понятия истинный бог, ибо не делит многочисленные божества на истинных и ложных. Поклонения в первую очередь заслуживает свой бог, те. тот, который покровительствует данной местности, народу, политическому центру. Поскольку военные успехи сопутствовали именно фиванским фараонам, следовало почтить строительством храмов главного бога г. Фивы – Амона-Ра. Храм рассматривался как жилище бога, а жрецы – как его слуги, обслуживающий персонал. Бог был представлен изображением – статуей, идолом. Церемония богослужения напоминала правила придворного этикета бога могли одевать, символически кормить, принося жертвы, развлекать пением, танцами и праздничными шествиями. В особые дни календаря статую бога переносили из храма в храм, чтобы он посетил все свои жилища или наведался в гости к другим божествам. Как всякий дом, храм божий имел свое хозяйство для обеспечения многочисленного штата прислуги, для организации празднеств и угощений. На землях, принадлежавших храму, трудились храмовые земледельцы. Фараоны Нового царства предоставляли храмам обширные земельные владения, а также сотни и тысячи людей, уведенных из побежденных стран. Речь, безусловно, идет о зависимом населении, статус которого порой напоминает рабский. Но стоит отметить, что в соответствующих надписях о дарениях отдельно перечисляются старейшины и вожди переселяемых племен – очевидно, в плену египетском племена сохраняли свои прежние социальные связи (семейно-клановые, племенные, иерархию и организацию. Храмы играли важную роль не только в религиозно-культурной и социально- экономической жизни страны жречество активно вмешивалось в государственную политику. В кризисные моменты династийной истории избрание нового фараона зависело непосредственно от воли Амона-Ра, те. указания его оракула. Номовая знать, опиравшаяся на авторитет своих богов и храмов, также была тесно связана с местным жречеством. В результате грандиозных военных походов и создания великой державы произошло обогащение знати и усиление храмов. В тоже время фараон чувствовал себя единовластным правителем страны и не хотел считаться с региональной политической элитой. Острый конфликт вспыхнул в XIV в. дон. э, вправление Аменхотепа IV. Развитие социально- политических противоречий привело к религиозной реформе. Фараон объявил себя сыном и избранником малозначительного бога Атона. Атон не был похож на другие египетские божества не имел собственной мифологии и был почти лишен иконографических атрибутов, представляя собой солнечный диск. На памятниках искусства той поры фараон и его семья изображены перед солнечным диском, который протягивает им свои руки-лучи, держащие знак жизни анх. Себя самого фараон считал первосвященником Атона, от которого, как от солнца, исходит свет, тепло и всяческое благо на земле. Культы прочих богов были объявлены бессмысленными и ложными, а служители их попадали в разряд противников фараона- реформатора и его небесного покровителя. Трудность состояла не только в том, что в такой стране, как Египет, религиозные традиции казались неколебимыми. Даже собственное имя Аменхотеп, означавшее «Амон доволен, напоминало реформатору о боге Амоне. Царь сменил его на Эхнатон – угодный Атону». Фараон вынужден был покинуть столицу Фивы с грандиозными храмами Амону-Ра, могущественным жречеством и населением, которое было предано привычным богам. Он срочно возвел новую роскошную резиденцию – г. Ахетатон (горизонт Атона»), перенес туда архив и другие государственные учреждения и затеял монументальное строительство в честь своего бога. На месте Ахетатона сейчас находится арабская деревушка Эль-Амарна, и потому недолгий период, когда там располагалась резиденция фараона, в науке носит название амарнского. |