Главная страница

Особенности композиции рассказа Бунина И.А. «Господин из Сан-Франциско».. сочинение Господин. Рассказа Бунина И. А. Господин из СанФранциско. Господин из СанФранциско


Скачать 34.5 Kb.
НазваниеРассказа Бунина И. А. Господин из СанФранциско. Господин из СанФранциско
АнкорОсобенности композиции рассказа Бунина И.А. «Господин из Сан-Франциско»
Дата10.03.2022
Размер34.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файласочинение Господин.doc
ТипРассказ
#390205

Особенности композиции рассказа Бунина И.А. «Господин из Сан-Франциско».

«Господин из Сан-Франциско» написан Буниным И.А. в начале 20 века – в 1915 году и повествует историю богатого человека из Америки. Из экспозиции рассказа мы мало узнаём о предыдущей жизни героя: чем он занимается, как он заработал состояние. Для автора это не важно. Понятно одно – этот амбициозный человек, всю жизнь посвятил накоплению капитала, чтобы оказаться на вершине социальной пирамиды. Только лишь накануне старости, он решает пожить в своё удовольствие, будучи уже отнюдь не молодым, безымянный господин, «приступил к жизни, несмотря на свои 58 лет»: он отправляется с семьёй в долгосрочное запланированное на два года путешествие через океан - в Италию, на огромном корабле под символическим именем «Атлантида». Такое название судна автор выбрал не случайно – эта ссылка на мифический остров-государство, который однажды погрузился под воду, достигнув своего апогея развития. По мнению писателя, в этом тупике находится и западное общество, где во главе угла стоят деньги и материальные ценности, а не моральный облик человека, его духовный внутренний мир. Атлантида здесь символ алчности, наживы и фальши.

Всё что происходит на «Атлантиде» вульгарно и пошло. Все эти праздные обитатели корабля, подобно главному герою безымянны и обезличены: они не живут полноценной жизнью, а лишь лукавят друг пред другом, кичатся своим мнимым достижением – материальным богатством. Особенно удивляет, что Бунин даёт имена людям, которые никак не влияют на ход событий в произведении: это простые жители острова Капри – лодочник Лоренцо, гостиничный слуга Луиджи, а ведь именно они олицетворяют подлинную жизнь в рассказе, они живут в спонтанном, не запланированном и систематизированном до мелочей мире. Их жизнь наполнена солнцем и воздухом.

Иван Алексеевич показывает, насколько фальшив мир потребителя, а не созидателя, включив в сюжет историю о двух людях, которые играли влюбленную пару на пароходе. Эта сюжетная деталь очень хорошо показывает фальшь высшего общества. Для того, чтобы угодить богачам, собственники пароходов нанимали эту пару артистов для создания романтической атмосферы. Молодая дочь господина из Сан-Франциско, также логично вписывается в эту нишу лживых актёров, которая ради денег и богатого замужества, ничуть не интересуясь внутренним миром спутника, пытается заигрывать на пароходе с восточным принцем, который «был совсем не хорош собой и странен».

Кульминационным моментом рассказа является приступ овладевший героем, и развязкой - неожиданная смерть господина из Сан-Франциско перед обедом во время чтения газеты.

Этим событием, композицию произведения можно условно разделить на две части: помпезное прибытие американского богача в итальянский отель и безотрадное возвращение на родину его бездыханного тела на дне темного трюма. Уже на уровне композиции понятно, что дело не только в отдельном человеке, который так внезапно умирает, но в чём-то гораздо большем.

Важнейшим художественным приёмом в рассказе становится антитеза – блеску цивилизации противостоит морская стихия. Диалектика противоположностей делает рассказ ярким и эмоциональным. Вспомним, как пассажиры корабля следовали заведённому распорядку предписанных им завтракам, обедам, вечерних увеселений, и вот этому всему обезличенному пространству корабля противопоставляется стихийная жизнь природы: это своевольный океан, это безмятежный остров Капри.

Невозможно не обнаружить в рассказе проблематику социального неравенства (опять антитеза), где на палубе царит праздная, весёлая жизнь, а в трюме – надрывающиеся в адском труде, обожженные у топки рабочие, обеспечивающие ход судна.

По форме подачи материала, на первый взгляд композиция повествования может показаться как линейная, то есть события в рассказе идут один за другим в хронологической последовательности. Однако при более детальном рассмотрении, анализируя смысл происходящих событий в рассказе, приходишь к выводу, что на самом деле композиция кольцевая, так как и завязка и финал произведения это путь судна через океан.

Итак, сделаем вывод, что рассказ Ивана Бунина, это символическое произведение о катастрофе, которое грозит европейской цивилизации - порочному миру материального потребления. Жанр произведения – притча об обществе, которое опьянено прогрессом, но не помнит о собственной уязвимости в живом мире природы.





написать администратору сайта