Рассказе А. И. Куприна Гранатовый браслет
Скачать 21.47 Kb.
|
Урок № 19 ______________________ Тема. Нравственно – философский смысл истории о «невозможной» любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Цель: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; раскрыть трагическую историю любви «маленького человека»; определить роль образа-символа в произведении; развивать навыки анализа художественного произведения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. Тип урока: комбинированный Основные понятия: рассказ, тема, идея УМК: текст рассказа «Гранатовый браслет», аудиозапись фрагмента «Аппассионаты» Л. ван Бетховена, толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, отрывок из одноименного кинофильма, эпиграф к уроку Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. А. С. Пушкин ХОД УРОКА I. ОРГМОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1. Беседа - На прошлых уроках мы свами говорили о рассказах А.И. Куприна. Назовите их. Какова их главная тема? - Что такое, по-вашему, любовь? (ответы учащихся) - А как толкует это слово словарь Ожегова? (с. 286) Любовь – 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (Любовь к Родине. Материнская, взаимная). 2. Склонность, пристрастие к чему-либо (Любовь к музыке, к искусству) - Какое из этих значений подходит к рассказам Куприна? 2. Повторение литературоведческих понятий - Давайте вспомним, что такое рассказ, тема, идея произведения. III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слово учителя — Каждая эпоха даёт свои ответы на вопросы, поставленные перед человеком любовью. Особенно трудно отвечать на эти вопросы было на рубеже XIX–XX вв., в период, когда каждый окончательно углубился в себя, отстранился от других; когда чувство отчаяния (примета эпохи) заставило многих отказаться от вечных ценностей и отвело любовь в душах людей на второй план. Оттого особенно ценно было появление в этот период такого искреннего и чистого произведения, как повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «Какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна…Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература»,— писал о повести очень требовательный в вопросах литературы Максим Горький, чьё одобрение всегда дорогого стоило. К. Паустовский в «Заметках о прозе Куприна» так пишет об этом произведении: «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви... Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет». Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека — гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!» Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, — поэтический и озаряющий жизнь — среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта». Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже более 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать. IV. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА совместно с учащимися V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА 1. Слово учителя - Итак, вы прочитали рассказ «Гранатовый браслет». Какова его тема? Мы без труда определили, что главная тема рассказа – тема любви, любви неразделенной и трагической. - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему читатель испытывает такие противоречивые чувства, читая рассказ, мы и попытаемся понять на уроке. Но сначала послушаем историю создания «Гранатового браслета». 2. Сообщения учащихся об истории создания произведения. 3. Постановка проблемного вопроса - Как слова одного из героев рассказа, генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» соотносятся с идеей рассказа? 4. Аналитическая беседа (с опорой на текст рассказа) • Как княгиня Вера воспринимает день своих именин? • Какой предстаёт перед нами Вера? Как характеризует княгиню её портрет? • Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни? • Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей Веры (см. гл. IV). • Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему? • Прочитайте выразительно монолог генерала Аносова о любви. Какую роль в рассказе играет этот монолог? Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним? • Для чего генерал рассказал две истории о любви? (гл. VIII) 5. Работа с текстом (гл. V) - Расскажите о моменте, когда появился гранатовый браслет. Описание браслета. Просмотр эпизода к/ф (служанка отдает Вере подарок и письмо) Чтение письма Желткова, которое сопровождало подарок. 6. Продолжение аналитической беседы • Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок? • Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова? Что напоминают Вере камни в браслете? • Какова реакция окружающих на подарок Желткова? • Как вы думаете, кроме трагедии безответной, неразделённой любви присутствует ли в данном герое ещё какая-либо другая трагедия? • Как изображаются писателем Желтков и его любовь? • Почему о себя убивает? • Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти? • Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват? 7. Работа с текстом (гл. XI) Звучит фрагмент из второй части сонаты Бетховена № 2 «Аппассионата» На фоне музыки ученик и ученица по очереди читают посмертное письмо Желткова к Вере Николаевне. • Что хотел сказать Желтков Вере Николаевне в последнем письме? • Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого? 8. Работа с образами-символами рассказа Учитель - По времени создания «Гранатовый браслет» А. И. Куприна относится к периоду отечественной культуры, получившему название Серебряного века. В этот период (конец 19-начало 20 вв) огромное значение в произведениях поэтов-символистов имел символ. И хотя Куприн не относился к этому направлению, но образы-символы часто встречаются в его произведениях. - Давайте выясним, какие символы и зачем включает Куприн в свой рассказ. (молитвенник, подаренный Вере сестрой, гранатовый браслет, вторая соната Бетховена) VI. РЕФЛЕКСИЯ 1. Мини-дискуссия • Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал? • Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться им? Желтков «великий» или «маленький человек»? 2. Ответ на проблемный вопрос • Всегда ли настоящая любовь трагична? • Прав ли генерал Аносов? VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Обобщающее слово учителя — «Да святится имя Твоё!» — пишет Желтков в письме. Для него Вера — божество… Героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться. А гранатовый браслет он завещал повесить на икону… МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель — Она с величием, Он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. (А. С. Пушкин) • Как слова А. С. Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока? VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать рассказы Л.Н. Андреева «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». |