Главная страница

Бунин Эссе Антоновские яблоки. Рассказе И. А. Бунина Антоновские яблоки


Скачать 13.63 Kb.
НазваниеРассказе И. А. Бунина Антоновские яблоки
Дата28.03.2022
Размер13.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаБунин Эссе Антоновские яблоки.docx
ТипРассказ
#423407

https://ok.ru/video/374850654621

Россия уходящая в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

И.А.Бунина недаром называют последним русским классиком. Со страниц его произведений глядит на нас старая патриархальная Россия золотого пушкинского века. Особое место в творчестве писателя принадлежит рассказу «Антоновские яблоки». Тонкой кистью художника автор стремится передать дорогие его сердцу картины. Увядающие краски осени, появляющиеся на полотне, вызывают смешанные чувства. Рассказчик молод, его переполняет избыток юношеских сил, который не позволяет безмятежно спать в прекрасную звёздную ночь. До самого утра он не может наглядеться на поредевший сад, загадочный, притягательный и в то же время немного страшный из-за гигантских теней от костра. Шум от проходящего поезда, то нарастающий, то уходящий куда-то в землю, заставляет прислушиваться к нему, испытывать безотчётную, почти паническую тревогу, а затем появляется невольное сожаление оттого, что всё прошло. Выстрел в огнистое небо – это попытка разорвать нахлынувшую вдруг тишину, такую непривычную после поезда. А быстрый бег – возвращение утраченного движения. Из груди рвётся радостный крик молодецкой удали.

С другой стороны, возникает мысль о том, что осеннее золото – всего лишь мираж, который исчезает при первом дуновении сильного, властного ветра, и голые деревья будут сиротливо смотреться в ограбленном саду. Как в подтверждение нашей догадке, Бунин рассказывает о нелепой смерти долгожителя Панкрата, объевшегося в Петровки луку. Так и хочется спросить: «Ты зачем жил человек? Почему ты так глупо расстался с жизнью? Не потому ли, что глупо, пошло и бездарно её прожил?» Наверное, подобные вопросы задал себе Арсений Семёныч, так на них и не ответивший и поэтому застрелившийся. Две разные смерти, а суть одна. Мы не узнаем ничего о жизни старого Панкрата, но писателю достаточно показать нам один эпизод с участием Арсения Семёныча, чтобы сделать определённые выводы. Он промахивается из револьвера в любимого пса, залезшего на стол. А позднее прибережёт точный выстрел для себя. Безграничная власть и покорное рабство – вот два полюса русской жизни. И то, и другое уродует людей, калечит их души. Никогда не видевший крепостного права, писатель чувствовал его в усадьбе Анны Герасимовны, своей тётки. Оно настолько разъедает человека, что даже после освобождения он не становится свободным. Согнутые спины, подобострастные взгляды, ломание шапок – приметы прошлого, не хотящего уходить в небытие. И хозяева, как и их рабы, не живут настоящим. Помещики пытаются воссоздать исчезнувший мир безграничной власти и вольницы. В центре этого мира – охота. Но если во времена Арсения Семёныча охотились широко, с размахом, то в новую эпоху это стало больше походить на некий ритуал, детскую игру, жалкое подобие прежнего могущества. Мелкопоместные, как горькие пьяницы в кабаке, проматывают последние деньги, безнадёжно стараясь вернуть то, что вернуть уже нельзя. Недаром Бунин противопоставляет охоте целый день тишины в усадьбе. Старые книги и журналы прогоняют суету погони и открывают бездонный мир прошлого. Неторопливое течение времени оказывается полнее и продуктивнее пустой помещичьей забавы.

Уходящая Россия предстаёт в рассказе Бунина в хорошо узнаваемых автору красках, запахах, звуках. Золотой цвет листвы – символ хрупкости нашей жизни. Исчезающий запах антоновских яблок, жадно улавливаемый автором, наводит на невесёлые размышления. Звуки охоты замирают вдалеке, и белый снег заметает дорогу. И новая жизнь начинается с чистого листа, и в ней не будет того, что ушло безвозвратно.


написать администратору сайта