Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • Функционирование цветообозначений в рассказе Константина Коровина Первая любовь. Функционирование цветообозначений в рассказе К. Коровина Первая. Рассказе Константина Коровина Первая любовь


    Скачать 24.81 Kb.
    НазваниеРассказе Константина Коровина Первая любовь
    АнкорФункционирование цветообозначений в рассказе Константина Коровина Первая любовь
    Дата30.07.2021
    Размер24.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФункционирование цветообозначений в рассказе К. Коровина Первая .docx
    ТипРассказ
    #225755

    Функционирование цветообозначений в рассказе Константина Коровина «Первая любовь»
    В. В. Акимова
    Автор статьи анализирует функционирование колоративов в рассказе Константина Коровина «Первая любовь», делает вывод об их особых семантических возможностях в условиях употребления в художественном тексте.

    Ключевые слова: колоратив, цветообозначение, функционирование колоративов, семантические возможности колоративов
    Рассказ Константина Коровина «Первая любовь» – одно из наиболее известных его литературных произведений. Он издавался еще до публикации полного собрания его сочинений под редакцией Т.С. Ермолаевой.

    Произведение состоит из двух частей: одна из них – повествование рассказчика о его детской дружбе с девочкой Татой, вторая – встреча взрослых героев через много лет. Части противопоставлены друг другу по настроению, это реализуется в том числе и при помощи высокой частотности употребления колоративов в первой части произведения и почти полного их отсутствия во второй.

    Действие начального фрагмента произведения происходит весной, Константин Коровин употребляет следующие колоративы: синий (небо), белый (облака), зеленый (листья, трава, луга, кусты), голубой (даль). Все употребленные автором цветообозначения можно отнести к традиционно используемым для описания весны. Первая часть произведения изобилует колоративами (более 10 употреблений), во второй части автор использует лишь две лексемы.

    Герои первой части рассказа совсем юные, переживают первое романтическое чувство. Повествование ведется от лица юноши, носит восторженный характер: положительные эмоции у него вызывают самые обыденные реалии. «Я и Тата, девочка из соседнего дома лет десяти, смотрим в бочку. Замечательно. Видно небо, как бегут облака. Я вижу себя и Тату. Когда пальцем взволновать воду, все делается смешно, так забавно прыгают глаза, нос, наши лица» [2, с. 551].

    Положительный образ героини создается в том числе и за счет колоративов: «У Таты на голове маленькая шапочка пирожком и белый воротничок на жакетке. У Таты матовое лицо, темные, как слива, глаза, большие ресницы» [2, с. 551]. Лексема белый в сочетании с определяемым словом воротничок наделяет образ возлюбленной рассказчика чертой опрятности, приближая его к идеалу. Интересна синтагма темные, как слива, глаза, содержащаядвойное указание на цвет: соответствующую семантику имеет колоратив темный, усиливаемый сравнительным оборотом. Синтагма большие ресницы также характеризует героиню положительно. Лексема матовый (лицо), по нашему мнению, может быть отнесена к колоративам, однако она не указывает на цвет непосредственно.

    С точки зрения состава лексемы с семантикой цвета являются простыми (имеют одну основу). Все употребленные колоративы, за исключением голубой и темный, являются доминантами соответствующих микрополей. Колоративы голубой и темный находятся на ближней периферии микрополей «синий» и «черный» [1, с. 88].

    Особое внимание Константин Коровин уделяет колоративу зеленый. Наиболее интересны два случая его употребления. «Я был один на дворе, где больше еще распустилась бузина и сирень была зеленая» [2, с. 552]. С одной стороны, лексема имеет значение одного из основных цветов, с другой стороны, может обозначать растение, на котором еще не распустились цветы.

    Второй интересный случай употребления реализуется при помощи повтора: «Утром проснулся, бревна, маленькая комната, в окно блестит солнце и зеленый зеленый сад…» [2, с. 553] Положительная коннотация колоратива усиливается не только повтором, но и присутствием в близком контексте глагола блестит. Лексема зеленый занимает лидирующее положение среди цветообозначений в первой части рассказа. Это вполне соответствует логике ее содержания: Константин Коровин пишет о весне, юности, первой влюбленности.

    Можно говорить о достаточно простой организации цветовых описаний в первой части рассказа, что не вполне соответствует мироощущению художника-импрессиониста. Интересно, что эта «простота» компенсируется «сложностью» фрагментов произведения, описывающих чувства героев, благодаря им создается изображение жизни героев в ее подвижности и изменчивости.

    Открыто о симпатии, влюбленности в рассказе говорится несколько раз: Константин Коровин вкладывает в уста своего юного героя следующие слова: «Тата так нравится мне, что выразить нельзя» [2, с. 551], также юноша планирует написать Тате письмо с признанием в любви. Кроме того, произведение имеет заглавие «Первая любовь». В остальных эпизодах о чувствах говорится опосредованно.

    Так, Тата во время прогулки с Костей говорит: «Костю, какие чудные цветы! Я их нарву побольше, привезу домой, поставлю в вазу и буду думать о вас… А вы?» [2, с. 553] Чувства Кости, когда возлюбленная рядом с ним Коровин описывает как исключительно положительные, даже восторженные: «Все время было особенное чувство красоты и радости. Все кругом преображало волшебное очарование. Веселье и радость» [2, с. 553]. Также юный герой говорит: «Когда уезжала Тата, пропадало дорогое, бесценное, родное…» [2, с. 554] В таких опосредованных описаниях, на наш взгляд, и реализуется импрессионистский образ мыслей художника и писателя Константина Коровина.

    Первая часть рассказа производит на читателя исключительно положительное впечатление, создает ощущение безмятежной жизни юных героев, их заботы и волнения вызывают улыбку.

    Вторая часть произведения переносит нас в совершенно иные обстоятельства. Прошли годы, герои повзрослели. Их взрослая жизнь далеко не беззаботна. Они в каком-то смысле меняются социальными ролями: семья родителей Таты была более благополучна финансово, чем семья Кости, теперь же он известный художник, а героиня – скромная жена служащего ломбарда, помогающая ему в работе. Разница в социальном положении действующих лиц рассказа становится более очевидной, когда героиня задает вопрос: «А вы, Костю, сколько получаете жалованья?» [2, с. 554] Можем предположить, что данное обстоятельство имеет ключевое значение для Таты, если она интересуется этим у человека, с которым рада увидеться после столь долгой разлуки.

    Во втором фрагменте произведения нами выявлено лишь три случая употребления цветообозначений: светлый (дважды) и темный. Они являются общеяыковыми антонимами и в контексте рассказа выполняют соответствующую функцию: колоратив светлый участвует в следующих синтагмах: светлое видение и светлое журчание. Оба эти случая отсылают читателя в прошлое, когда герои были юными и беззаботными. В настоящем же остается мрачная и ненужная мастерская художника.

    Таким образом, семантический потенциал цветообозначений в рассказе Константина Коровина «Первая любовь» шире, чем обозначение цвета и света непосредственно. Они играют ключевую роль в реализации интенции писателя. Первая часть, изобилующая колоративами, создает исключительно положительное впечатление: мир юных влюбленных героев ярок, светел. Вторая же часть, безрадостная, отсутствие цвета подчеркивает минорное настроение. Колоративы светлый и темный лишь создают необходимую для реализации интенции автора оппозицию «настоящее – прошлое».

    Список литературы

    1. Барабанова М. Ю. Состав и структура лексикосемантического поля цвета в тексте романа-эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. №2 (14). С. 8793.

    2. Коровин К. А. «То было давно... там... в России...». Воспоминания, рассказы, письма: в 2 кн. Кн.1: Моя жизнь: Мемуары, Рассказы (1929-1935) / К. А. Коровин; сост., вступ. ст. Т. С. Ермолаевой; примеч. Т. С. Ермолаевой и Т. С. Есиной. — 3-е изд., испр.— М.: Русский путь, 2012. — 752 с.: ил.

    3. Новиков Ф. Н. Роль цветообозначений в конструировании художественного текста // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. 2011. Т. I. № 2. С. 186189.

    4. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под. ред. П.А. Леканта. 4-е изд. М.: Дрофа, 2007. 557 с.


    написать администратору сайта