философия хуярки. Размещено на
Скачать 30.91 Kb.
|
Размещено на http://www.allbest.ru/ Жизненный путь Родился Франческо Петрарка в городе Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой. По настоянию отца, Франческо изучает право сначала в Монпелье, потом в Болонью, но чувствует к этому отвращение, предпочитая юридическим наукам занятия древней литературой, серьезно увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение сына и однажды даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других классических авторов. В 1318 умирает мать Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонью, известный центр изучения римского права. Юноше понравились жизнерадостность и пышность Болоньи. Многочисленные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не видел в этом ничего хорошего. А Франческо продолжал тайно писать, поскольку чувствовал отвращение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, покою, стремление к знаниям, активная жизненная позиция. Он всей душой ненавидит феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, тиранию правителей. В это же время у юноши возник интерес к моральной философии. Смерть отца (1326) сразу все изменила. Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не утратил интереса к классической древности, этот интерес все возрастал, пока не перерос в настоящую страсть. Петрарка восторженно изучал достижения античных авторов, открывавших перед ним новый и прекрасный мир, такой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковь вне догм и аскетического изуверства. Античная культура тех времен для него уже не виделась служанкой богословия. Он первый с удивительной ясностью увидел, что в ней было действительно главным: живой интерес человека к окружающему миру; в его руках классическая древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма. Горячая любовь Петрарки к древнему миру была всегдашней. Он писал с редким энтузиазмом, разыскивал и изучал древние рукописи и ликовал, если ему удавалось найти какой-то потерянный произведение Цицерона или Квинтилиана. У него была уникальная библиотека классических текстов. Его удивительная эрудиция вызывала заслуженное уважение и восторг современников. Цицерона и Вергилия считал он величайшими писателями мира, а их произведения - непревзойденными образцами литературного мастерства. Петрарка так сроднился со стародавним миром, так вошел в него, что этот мир не являлся для него древним, мертвым. Он все время чувствовал его живое дыхание, слышал его голос. Выдающиеся римские писатели стали его «близкими друзьями и наставниками». Цицерона он почтительно называл «отцом», а Вергилия – «братом». Петрарка писал им всем дружеские письма, словно они жили с ним вместе где-то неподалеку. Он даже признался, что воспоминания о «стародавних» и их деяниях возбуждают в нем «великолепное чувство радости» в то время, как созерцание современников вызывает «отвращение». Однако на основании подобных признаний не надо представлять себе Петрарку педантом, потерявшим всякую связь с действительностью. Ведь древние авторы учили его, как писать, как жить. В них он искал ответы на злободневные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь величием Древнего Рима, он одновременно горько сетовал по поводу политического беспорядка в современной ему Италии. Национальным бедствием, как и Данте, считал ее политическую раздробленность, что порождала междоусобные войны, но не знал, да и не мог в тогдашних исторических условиях указать пути, которые привели бы страну к государственному единству. Поэтому Петрарка то горячо приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, провозгласивший в Риме республику и объявивший политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на Бенедикта XII и Клемента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на императора Карла IV. Политические идеалы Петрарки не отличались четкостью и последовательностью. Было в них много наивного и утопического, но одно не вызывает сомнений - это искренняя любовь к родине, желание увидеть ее окрепшей и обновленной, достойной былого римского величия. У Петрарки был пытливый дух, на который в средние века смотрели, как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд стран, побывал в Риме и Париже, Германии и Франции, всюду внимательно изучал характер людей, наслаждался созерцанием незнакомых мест и сравнивал увиденное с тем, что было ему хорошо известно. Круг его интересов очень велик: он историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его уму, действиям, культуре, привлекает пристальное внимание Петрарки. Книга «О знаменитых мужах» содержит биографии римлян от Ромула до Цезаря, а также Александра Македонского и Ганнибала. С множеством исторических анекдотов, изречений и острот, заимствованных у Цицерона, Светония, Плиния, знакомит книга «О достопамятных вещах». Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых разнообразных жизненных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних социальной лестницы. Между прочим, в названном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым истинное благородство заключается в знатном происхождении, в «голубой крови». Если в средние века путь от человека вел непременно к Богу, то у Петрарки все пути ведут к человеку. При этом человек для Петрарки - это прежде всего он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь требовала от человека смирения, мудрости, прославляла тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и исполнился гордости за человека. В самом себе нашел богатства человеческого разума и духа. С ним, сыном скромного нотариуса, беседовали, как с равным, знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековье оказывало сопротивление натиску гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в образах скульптуры, живописи и архитектуры, настойчиво напоминало о себе с церковных и университетских кафедр, подчас оно громко отзывалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, восторженному поклоннику язычной древности начинало казаться, что он идет греховным и опасным путем. В нем оживал средневековый аскет. Он откладывал в сторону сочинения Вергилия и Цицерона, чтобы углубиться в библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренились в глубоких противоречиях того переходного времени. При этом он с тревогой наблюдал за своим «внутренним расстройством» и даже попытался изложить его в книге «О презрении к миру» (1343). Весомую роль в судьбе Петрарки имело знакомство с семьей Колонна. После смерти отца Франческо остался без денег. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви Авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством. «Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать античных классиков. В монастырской библиотеке он находит речь Цицерона «В защиту поэта Архия». А в конце 1336 года по приглашению семьи Колонна он впервые оказался в Риме, который полюбил всем сердцем. Петрарка с радостью принял в 1341 году почетное звание римского гражданина, но считал своей Родиной всю Италию. Следующий период в жизни Петрарки исследователи называют «Первой остановкой в Воклюзе» (1337-1341). Здесь он пишет много сонетов, успешно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая рассказывает о героическом прошлом Италии и об известной фигуре Сципиона. Здесь он берется за трактат «О выдающихся мужах»: в 1343 году было написано 23 биографии античных деятелей. В Воклюзе у Петрарки родился внебрачный сын Джованни, который умер еще в молодости. Впоследствии родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и собственных вещей поэта. Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в древнем Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, профессора поэтических искусств и истории. Очень интересен тот факт, что неаполитанский король Роберт не считал для себя унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такого почетного долга. На этом короновании Петрарка сказал «Слово», в котором изложил свое понимание поэзии. В декабре 1343-начало 1345 – «Остановка в Парме». Первые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, закончил одну из книг трактата «О памятных делах». Но когда город окружили войска маркиза Феррари, Петрарка вынужден был бежать из Пармы и вернуться в Воклюз. Начинается «Вторая остановка в Воклюзе», в эти годы Петрарка пишет трактат «Об уединенной жизни» (1346), «Буколическую песню» (1346-1348), «О монашеских досугах» (1347). Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность профессора поэзии и истории во Флорентийском университете, но гуманист отказывается, видимо, чтобы не терять времени, потому что впереди были новые творческие замыслы. Лето 1351 - май 1353 – «Третья остановка в Воклюзе», где Петрарка заканчивает свои произведения и пишет 12 новых биографий античных мужей, работает над «Триумфом», где поэтическим словом излагает свои соображения о славе, времени, любви и смерти. В 1353 году Франческо Петрарка возвращается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 - 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с императором. У него уже созрело осознание необходимости объединения всей Италии. Примерно в мае 1354 была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в котором изложены независимые идеи гуманиста. Сюда были включены несколько диалогов против тирании. Интересная часть этих произведений - защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов. В 1361 году Петрарка уезжает из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческие письма». Местные философы признавали только Аристотеля и распространяли слухи о необразованности Петрарки, на что поэт грандиозно ответил в своем трактате «О собственной и многих других необразованностях» (1367). На протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился деревушке Арква(поселение около города Падуа). В «Падуанский период» Петрарка торопится закончить свои произведения: трактат «О знаменитых мужах», «Триумф», «Старческие письма» и известную «Книгу песен» («Канцоньере»). «Канцоньере» разделена на две части: «При жизни мадонны Лауры» и «После смерти мадонны Лауры». Кроме 317 сонетов и 29 канцон, в ней мы содержатся образцы других лирических жанров. Но настоящую славу Петрарка получил, как автор лирических стихотворений, посвященных золотоволосой Лауре (6 апреля 1327 в церкви святой Клары поэт встретил свою любовь - молодую, очень привлекательную женщину, которая вошла в мировую литературу под именем Лауры. Она умерла во время эпидемии чумы в 1348 году). Философия Петрарки Говоря о «философии» Петрарки (слово «философия» в данном случае можно взять в кавычки, но только для того, чтобы показать его неоднозначность в качестве философа). Философствующие поэты и писатели совсем не редкость, можно говорить о философии Пушкина, Есенина, Брэдбери, Кизи... Что касается Петрарки, то его «философия» состоит в особом состоянии жизни и духа, трудно представимых не только в XIV, но и в XXI веке. В Средние века всякий человек служил не только чему-то, но и кому-то: Богу, сеньору, королю, и в этом служении был смысл его существования. Петрарка, пожалуй, стал первым, кто зафиксировал свое право на особый личный статус – быть частным лицом. Поэт выторговал себе у жизни право принадлежать к особой социальной группе, которая расцветет в следующем столетии, принадлежность к которой может быть свободной, сугубо неформальной и определяться пристрастием к просвещенному досугу. Он и жил-то ради просвещенного досуга: чтобы читать, писать, общаться с теми, кто близок его уму и сердцу и не ради общественной пользы, а ради собственного удовольствия. Здесь надо на короткое время остановиться, обратиться понятию «просвещенный досуг». Вроде бы ничего плохого в этом нет, но при одном условии – если досугу (потехе) посвящается час, остальное же время должно занимать дело. То есть досуг должен оттенять собой труд. Не только в Риме, но и в современном обществе достойным и благородным занятием является труд на пользу общества, общего дела, своей организации и т.д. Вторым по значимости занятием является «общественная активность» или «активная жизненная позиция», когда граждане также действуют на пользу общего дела. Уклонение от общественного долга, сосредоточение на частной жизни воспринимается с негативными чувствами. Досуг ассоциировался с моральной деградацией, утратой свободы и независимости. Даже точка зрения Цицерона о том, что иногда бывает лучше предаться просвещенному досугу, чем служить государству, когда утрачен достойный объект служения, не могла поколебать мнения о том, что общая польза предпочтительнее частного интереса. В эпоху Петрарки открытая защита частной жизни в ущерб сословным, должностным, гражданским и прочим обязанностям тоже была позицией нетривиальной. Этим Петрарка открыл ренессансную перспективу. Античный учитель-ритор, судебный оратор, средневековый клирик, придворный поэт, университетский профессор и т.д. осознавали себя прежде всего членами гражданской общины. Положение в ней и личная карьера зависели от участия в публичной жизни, от официального дела индивида, а не от его домашних, пусть даже наиутонченнейших досугов. Вот Петрарка, похоже, этого не понимал. Когда он пишет «письмо Цицерону», он упрекает римского трибуна в том, что тот слишком много отдавал сил государству, пренебрегая философским досугом и размышлениями. И собственная жизнь Петрарки свидетельствует о том, что он не искал покровительства сильнейших мира сего, не искал их общества, это они ищут повода быть с ним. Конечно, свобода Петрарки, как любая другая свобода начинается со свободы "от": родины – он принципиально "экстерриториален", семьи – он не женат официально, от постоянного места работы и профессии – его "служебные" обязанности в доме Колонна необременительны и неопределенны, вообще складывается впечатление, что Джованни и Джакомо Колонна, его покровители, в большей степени заинтересованы в общении с поэтом, чем он в них. Разрыв с покровителями происходит по вине Петрарки – он увлекся авантюристом Кола ди Риенцо. Несмотря на ограниченность такой свободы, Петрарка стал первым частным лицом в Европе, первым свободным от каких бы то ни было внешних обязательств. Возможно, как раз по этой причине он сам создавал свой круг общения, включая в него только тех, с кем он действительно хотел общаться. Ещё одна особенность Петрарки заключается в отношении к творчеству. Его занимает сам процесс писания, сочинения. Авторство для него – не подпись на готовом произведении, авторство – это процесс, приносящий радость творчества, осознание того, что ты сделал это сам. Возможно, современному человеку это не столь удивительно, но в Средневековье, когда процесс творчества как процесс не ценился, открытие творческого акта как создание произведения – изведения текста из себя лично, действительно было открытием. Позже, уже в эпоху Возрождения удовольствие от процесса создания произведения будут получать художники, писатели, философы. Это чувствуется в самом языке текстов эпохи Возрождения. В средневековых текстах автор находится как бы за кадром, он вне текста, иногда бессознательно, иногда намеренно. В текстах Возрождения автор присутствует в тексте, эмоционально заряжает его. В этом смысле тексты Петрарки очень "заразительны", он как бы передает свой душевный настрой читателям. К тому же Петрарка пишет людям, которых он считает близкими себе по строю мыслей, по строю души… "чтобы друзья узнавали о состоянии моего духа" - так написано в одном из писем Петрарки. Примером подобного произведения было «письмо Цицерону», Обращение к самому себе, причем обращение как к личности не готовой, не ставшей, но становящейся, отрывает Петрарку от уровня Средневековья и приближает к уровню более современному – интеллигенту. Действительно, интеллигент – личность всегда не готовая, не ставшая, подверженная изменениям и душевным метаниям. Возможно, он способен сказать: "Я не могу поступиться принципами", но в конце этой фразы он вопросительный знак. И обязательно попытается ими поступиться. В особенности это характерно для художественной интеллигенции, а к этой интеллигенции (которой во времена Петрарки еще и не было) Франческо можно причислить. Это проявляется в постоянном кризисе личности, в вечном поиске и преодолении самого себя. Творчество - попытка выйти за границы привычных рамок. Вот урок Петрарки. То, что поэт не создавал философских систем, не доказывал бытие Бога, не занимался естественными науками, то есть не делал того, что должен был бы делать философ, каким мы привыкли его видеть, не выбрасывает Петрарку за пределы философского круга, а дает ему собственное, обособленное место в этом круге. Список использованной литературы
|