ПЕД.КУЛЬТ. Разработка методики формирования культуры личности в сфере досуга
Скачать 32.68 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры » Факультет социально-культурных технологий Кафедра социально-культурной деятельности «Разработка методики формирования культуры личности в сфере досуга». Выполнила: Студентка группы СКТ/Б044-2/2 Хохлова Виктория Александровна Проверила: Доцент, кандидат педагогических наук Литвинцева Галина Юрьевна Санкт-Петербург 2016 год I. Выбор темы. Тема: «Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье». II. Обоснование актуальности методики. «Творчество» означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. (Ярошевский, 1985). (3,8). Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а, следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения ( причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Способности – прижизненное, а не врожденное образование. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, исторически создавались и развивались способности людей. В ходе исторического развития человеческого общества возникли новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей. «Творческие способности» - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным. Зачастую такие дети рано распознаются в семье и характеризуются как "странный". Нередко раздражает взрослых неистребимая жажда познания и непреодолимое любопытство таких детей. Проблема заключается в том, что если родители будут одергивать и ограничивать своих неординарных детей, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка. Иногда взрослые попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии. Также в эту группу входят родители, которых пугают необычные способности ребенка. Продолжительное насильственное подавление творческих способностей ребенка может привести к эмоциональным сложностям, нервозу и даже к психозу. Когда серьезно блокируется творческая энергия школьника, мышление может оказаться парализованным. Семья может дать ребенку психологическую защиту и укрепить самопонимание и самоприятие ребенка с творческими способностями (6,111). Каждый родитель хочет увидеть в своем ребенке то, чего не смог достичь сам. Иногда это желание принимает гипертрофированные формы: я не стал спортсменом, значит, мой ребенок им обязательно станет, я не научился играть на скрипке, а его научу. И вот на этой почве возникают различного рода конфликты. Ребенка не интересует скрипка, ему больше нравятся точные науки, а родители продолжают давить на него своим авторитетом, заставляя заниматься нелюбимым делом. Ребенок не может заниматься нелюбимым делом и при этом показать выдающиеся результаты, и тут у взрослых наступает разочарование: они не получили того, чего ожидали. Именно в этот момент у родителей начинает развиваться чувство, что их ребенок бездарь. Ребенок и в правду может счесть себя неудачником, ведь так сказали его родители, которые для него непререкаемые авторитеты. (8). Еще одной проблемой творчески одаренных детей является их эксплуатация, с целью получения дохода. Эксплуатации могут быть положительными, например, ранние концерты Моцарта, так и отрицательными, когда чрезмерные амбиции взрослых приводят к уничтожению детской непосредственности или к искажению развития личности ребенка. Ярким примером отрицательной эксплуатации может являться реклама с участием детей. (3,69) Эти несчастные дети, таланты которых неумеренно преувеличиваются, чтобы дороже продать (не обязательно за деньги, а, например, за право быть матерью или наставником гениального ребенка), к зрелому возрасту оказываются в ужасном положении, когда выясняется, что раздутые доброжелательными взрослыми способности были ценны в сочетании с юностью их обладателя и не могут быть конкурентоспособными во взрослой жизни. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу. У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, социальные и творческие потребности. Со свободным временем напрямую понятие - досуга. Досуг - понятие социально-культурное связанное с осуществлением активной социальной и лично значимой деятельности в свободное время может включать в себя неформальное общение, творческую деятельность. Одной из функций досуга является рекреационная функция, то есть восстановление физических и эмоциональных сил. В младшем школьном возрасте ребенок еще не способен сам полностью организовать свой досуг. В сфере досуга творчески одаренный ребенок может "раскрыться" полностью потому, что только здесь он может применять свои неординарные возможности (которые, например, в школе могут подавляться учителем). Семья в значительной степени должна поддерживать ребенка и проводить совместный досуг с тем, чтобы следить в какую сторону развиваются способности и чем родители могут помочь в реализации потенциала младшего школьника. III. Характеристика аудитории. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. На данном возрастном этапе осуществляются глубокие изменения, происходящие в психологическом облике, свидетельствующие о широких возможностях развития ребенка. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным (чувствительным, человек психически легко раним) для: - формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться"; - раскрытие индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношения к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, не приобретет умения учиться, не научится дружить, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. (5,50) Вместе с тем, в 7 лет, растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-- 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.(7). Психолог Эрик Эриксон в своей теории развития личности отвел младшим школьникам 4 стадию. "Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11 лет. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало. У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям. Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире. Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности. В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом". (3,88). Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим". (1,57). IY. Цель и задачи. Цель методики: развить творческие способности младших школьников. Задачи методики:
Y. Формы, методы и средства.
Список литературы. 1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Союз, 2006. - 224с. 2. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: речь, 2006. - 220с. 3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360с. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов - М.: Академия, 2000. - 624с. 5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999. - 320с. 6. Одаренные дети: Пер. с анг. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. - 376с. 7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.. |