Главная страница
Навигация по странице:

  • Тип урока

  • 6 ученик.

  • Приложение 2

  • Разработка урока литературы по творчеству А.В.Кольцова. Тема урока: «Его возвысила русская муза». урок по Кольцову. Разработка урока литературы по творчеству А. В. Кольцова. Тема урока Его возвысила русская муза Разработчик учитель русского языка и литературы Застрогина Н. Н


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеРазработка урока литературы по творчеству А. В. Кольцова. Тема урока Его возвысила русская муза Разработчик учитель русского языка и литературы Застрогина Н. Н
    АнкорРазработка урока литературы по творчеству А.В.Кольцова. Тема урока: «Его возвысила русская муза
    Дата05.04.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаурок по Кольцову.doc
    ТипРазработка урока
    #444339

    МБОУ «Нижнедевицкая гимназия»

    Разработка урока литературы по творчеству А.В.Кольцова.
    Тема урока: «Его возвысила русская муза»



    Разработчик: учитель русского языка

    и литературы Застрогина Н.Н.

    Нижнедевицк 2021г

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с биографией А.В.Кольцова, с его стихами и песнями.

    2. Знакомство с понятием “песня” и выявление ее черт в произведениях А.В.Кольцова.

    3. Развитие навыка выразительного чтения поэтического текста.

    4. Пополнение словарного запаса учащихся.

    5. Развитие устной речи учеников.

    6. Воспитание любви к творчеству поэта Воронежской земли А.В.Кольцова, уважения к народу-труженику.

    Тип урока – изучение нового

    Основной метод – частично-поисковый

    Оборудование и материал: ПК (диск с записями песен и стихов А.В.Кольцова.), портреты писателей А.В.Кольцова, В.Г. Белинского, А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, фото бюста А.В.Кольцова, Ворнежского академического театра драмы имени А. В.Кольцова, Кольцовского сквера , иллюстрации к стихотворению «Косарь».

    Ход урока:

    1. Организационный момент.


    2. Сообщение учителя.

    Воронежская земля богата творческими людьми. Воронеж называют городом А.Кольцова, И. Никитина, А.Прасолова, А.Жигулина, А. Платонова, чьи произведения любят и читают миллионы, их творчество вызывает восхищение и глубокую признательность. В ряду талантливых людей России по праву достойное место занимает А.В.Кольцов, наш земляк, талантливый поэт и просто человек, о котором сегодня на уроке пойдет речь.

    Сообщения учеников о жизни и творчестве поэта.

    Установочные вопросы: на какие темы пишет произведения А.В.Кольцов?

    1 ученик. Родился Алексей Васильевич Кольцов 3 октября 1809 года в Воронеже. Отец его был прасолом. В наши дни мало кто может объяснить, что это такое — быть прасолом. Слово ушло из обихода вместе с породившим его явлением. Прасол — это скупщик мяса и рыбы для розничной, мелочной распродажи, иными словами — перекупщик, посредник между базарным продавцом с возу и оптовым покупателем. Корень слова — от «прашить», «прашничить», то есть добывать и промышлять. Короче говоря, отец Кольцова был купцом и купцом повелел быть сыну. Кольцов-отец отдал Кольцова-сына в Воронежское уездное училище с тем, чтобы через год забрать его оттуда. На этом завершилось образование. В дальнейшем все пришлось наверстывать самообра­зованием.

    С детства Алексей Кольцов вынужден был зани­маться любезными отцу прасольскими, купеческими делами. Перед его взглядом проходили гурты скота, он присутствовал на бойне, видел кровь, ездил по база­рам, «обманывал людей и иногда подличал», как ска­жет он сам много поздней. Он отлично знал Россию воронежского пояса, нравы всех слоев населения, пси­хологию купца, мещанина, пахаря-труженика.
    (Звучит выразительное чтение стихотворения «Песня пахаря» в исполнении актера. )

    2 ученик. Мечта­тель, поэтическая натура, чуткая и впечатлительная душа, Кольцов был погружен в дела низменного торга, в суды-пересуды купцов, в скотные дворы, в лукавство и азарт купли-продажи... Другой воронежский поэт, Никитин, торговал в свечной лавке и ходил с лотком по базару... Но и того и другого возвысила русская муза!

    Отец Кольцова, по слову поэта,— «человек простой, купец, спекулянт, вышел из ничего, рожь молотил на обухе», был натурой жестковыйной, крутой, любившей, чтобы его боялись. Трепет перед ним был мерой почти­тельности к нему. Этого он требовал и от сына. Причи­ной одной из горчайших драм поэта был он же, его отец, Василий Кольцов. Зная, что Алексей без памяти полюбил служанку-красавицу, отец продал ее. Насильно отдали ее замуж, и вскоре она умерла. Пережитая драма глубокой болью отозвалась в душе Кольцова, и боль была долговременной, неутихающей, жгучей. После перенесенной горячки поэт не смог окончательно оправиться. Сильное, нежное, свободное чувство и тирания, жестокосердие, невежество властно вошли в жизнь, а затем и в творчество, как глубоко личное и вместе с тем глубоко социальное противоречие. Мук этой несчастной любви хватило на всю его творческую жизнь.
    3 ученик (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение

    «Первая любовь»)
    4 ученик. В шестнадцатилетнем возрасте Кольцов близко сходится с воронежским стихотворцем Сребрянским, с книготорговцем Кашкиным. Велика, была в поэте-самородке тяга к культуре. Становление его личности было сложным, многотрудным. Впечатления бытия требовали широкого размаха крыльев стиха. А этот размах; давался несомненному таланту по мере того, как овладевал культурой. Чтение было его отрадой.
    (Звучит выразительное чтение стихотворения «Горькая доля» в исполнении актера. )
    5 ученик. С начала 30-х годов Кольцов сближается с целым рядом примечательнейших людей. Они помогли осознать себя и поверить в свои силы. Вслед за Станкевичем поэт знакомится с Белинским. Эти два имени ярко светятся в биографии Кольцова. Станкевич, земляк поэта, издал на свои средства первую книгу стихов Кольцова (1835), состоящую из 18 стихотворений; великий критик написал две статьи о поэте: «Стихотворения Кольцова» (1835), «О жизни и сочинениях Кольцова» (1846) — статьи, сыгравшие выдающуюся роль в творческой судьбе поэта.
    По свидетельству Панаева, Кольцов говорил ему о Белинском: «Я обязан всем ему: он меня поставил на настоящую дорогу».


    В.Г.Белинский.
    Групповой портрет редколлегии журнала «Современник»


    В Москве и Петербурге Кольцов общается с Чаадаевым и

    Владимиром Одоевским, Боткиным и Вяземским, Жуковским и Полевым и, конечно же, с Пушкиным и Белинским. Он восторгается игрой Мочалова и Щепкина. Он мечтает успеть в жизни (об этом и пишет Белинскому) хорошенько изучить русскую и мировую историю, выучиться по-немецки, хочет прочитать Шекспира (он и станет его любимым автором), Гете, Байрона, Гегеля, углубиться в астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию и другие науки. Собирался написать либретто для оперы. Предполагает два года поездить по России, пожить год в Питере.

    Кольцов мечтал отделаться от замучивших его тор­говых забот и лавку, заведовать конторою «Отечественных записок» (предложение Краевского); были и другие намерения. Но отец, семья держат Кольцова: судился из-за них, не выходил из долгов, маялся.

    Многим мечтаниям Кольцова не суждено было осу­ществиться. Его здоровье было подорвано непосильной работой на семью, постоянной погруженностью в пра­сольские заботы, отрывавшие поэта от его мечты, при­звания, главного дела жизни. Запутанные торги и долги отца-самодура он вынужден был распутывать. Семья же ему не помогала. Его травили или, как свиде­тельствует Белинский, его ежедневно, ежеминутно ос­корбляли, мучили, дразнили, как дикого зверя в клетке. Ему иногда не на что было купить лекарства, чаю, саха­ру, свечей. Мать украдкою от всех, прежде всего от мужа, приносила ему обед и ужин. А он делал ради семьи даже то, что было противно его натуре, но не по­лучал благодарности. «Сестре на свадьбу отец нашел десять тысяч рублей, а больному сыну нет двести — на лекаря»,— писал поэт, как бы приоткрывая занавес одной из пьес Островского. Драма с Дуняшей, ее смерть, купеческое и мещанское окружение так и просятся в пьесу...
    (Звучит романс «Песня » /Ты не пой, соловей,…/ )
    Алексей Васильевич Кольцов умер 29 октября 1842 года. Он похоронен на Митрофаньевском кладби­ще Воронежа.

    В знаменитом герценовском мартирологе, вслед за именами Пушкина, Лермонтова, Веневитинова, сказа­но: «Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет».

    Кольцовский сквер в к 19- н. 20 в.


    Бюст А.В.Кольцова в г.Воронеже 2009 год.


    Его жизнь была столь же мучительна, сколь и прекрас­на своими порывами и творческими свершениями.

    Не­посредственный материал жизни — быт прасольской семьи, обычаи и повадки купцов не вошли в поэзию Кольцова. В его поэзии выразился характер глубоко народный.

    По стихам его не прочитаешь летописи жиз­ни поэта, но по ним уловишь думы и чаяния русского крестьянина дореформенной поры.
    (Звучит стихотворение «Соловьем залетным юность пролетела » в исполнении актера )
    6 ученик. Наследие Алексея Васильевича Кольцова невелико по объему, но очень значимо по своей художественной ценности. О личности поэта говорят не в отрыве от его стихов, а именно в связи с ними. «Экая богатая и благо­родная натура!» (Белинский). Какое «жгучее чувство личности» (Щедрин). «Из самых глубин нации зазву­чал такой голос, как голос Кольцова» (Герцен).

    «Из самых глубин нации...» Это выражает существо явления Кольцова. Он был первым высоким голосом еще безголосого в ту пору крестьянства. Были поэты-самоучки из крестьян. Но явление Кольцова — иного ряда. Об этом много сказано нашими критиками, в пер­вую голову Белинским. Он родился, чтобы творить поэ­зию, и он творил поэзию, соединявшую Пушкина и Лермонтова с Некрасовым. Россия ждала нового поэта. Об этом говорит Добролюбов: «Нам нужен был теперь поэт, который с красотою Пушкина и силою Лермонто­ва умел продолжить и расширить реальную, здоровую форму стихотворений Кольцова».

    Читая Кольцова, отмечаешь безыскусственность и бесхитростность его стихотворений.

    Он сам их пел, и в этом проявлялось сказительское, импровизаторское на­чало его творчества.

    Но было бы большой ошибкой при­числять Кольцова к кругу собственно сказителей и импровизаторов. Нет, в его сочинениях содержатся все качества, которые отличают истинную поэзию, создан­ную художником. Культура образа, выражающая ду­шевную культуру, серьезность поставленной перед со­бою художественной задачи, работа над словом, верно передающим замысел,— вот некоторые из этих качеств.

    7 ученик. (Звучит стихотворение «Косарь»)


    Художник А.Парамонов Иллюстрации к

    стихотворению А.В.Кольцова «Косарь»
    Отчетливо мажорная нота. Резкий свет. Полно­гласие. В «Косаре» радость труда передана физически ощутимо. Слыша строки из этого стихотворения, в детстве воспринимаются как сочиненные самим народом:

    Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой!

    Молоньей, коса, Засверкай кругом!

    В русской поэзии не много строк, воспевающих ра­дость крестьянского труда. Звонкий, душеспасительный и тяжкий труд косаря сравнивается с явлениями при­роды — то с пчелиным роем, то с молнией. Самые во­склицания восходят к былинному восторгу перед силой и удалью: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» К числу присловий Грибоедова и Крылова, Пушкина и Некрасова должно добавить и это, кольцовское.


    8 ученик. В лучших своих произведениях на семейно-бытовые, любовные и трудовые темы Кольцов самобытен, и его образы достигают силы символов. Его соха, или его сивка, или коса в руках его косаря укрупняются, как в былине. Поэт перебрал несметный песенный мате­риал, находившийся в руках народа. Он записывал песни и передал большое их количество в собиратель­ский кружок П. В. Киреевского.

    Теперь принято сочинения поэта, его стихи печатать в хронологической последовательности, подряд: ран­ние, подражательные работы вместе с самобытными, сильными, отмеченными высокими художественными достоинствами.

    Ритмический рисунок стиха прост и прихотлив изобилует синкопами, не насилует естественной интонации речи и, напротив, дает ей выход на живых волнах слова:

    Дуют ветры, Ветры буйные.

    Глагол — существительное, повтор того же сущест­вительного — прилагательное. Третья и четвертая стро­ки той же строфы повторяют тот же рисунок:

    Ходят тучи, Тучи темные.

    Повтор — как осознанный стихотворно-мелодический прием. Условно можно сказать, что здесь первая и третья строки — запев, вторая и четвертая — припев, аккомпанемент. Это разнообразится у Кольцова, но все равно в основе своей — тот же рисунок.

    По лицу кольцовского стиха проходят все тени, все облака, пролетают все молнии, которые проходят и пролетают в душе поэта. Мы слышим все малые оттен­ки его настроений. В «Русской песне» холостяк встре­тил безродную девушку, полюбил ее — «весь измучил­ся» : где жить, на что жить? И поющий песню весь перед нами:

    Погубить себя? — не хочется! Разойтиться? — нету волюшки. Обмануть, своею бедностью Красоту сгубить? — жаль до смерти!

    Живое, трепетное, болевое слово...

    Поэтика Кольцова так же близка к русской народ­ной песне, как поэтика Шевченко близка к песне укра­инской. Это не зависимость, а близость.

    Оба поэта дали своим народам не только оставшиеся навсегда песни и думы, но и самое сознание национальной характер­ности этих песен.

    9 ученик. Лев Озеров писал: «Еще в детстве я услышал стихотворение, на всю жизнь заворожившее меня. Оно называлось «Лес» и начиналось вопросительно:

    Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился?

    Обращаю внимание на то, что я не прочитал его, а услышал. Услышал из уст матери моей. Она читала это стихотворение не целиком, а выборочно: как позже я убедился,— первая строфа, третья, пятая, шестая, еще две-три из середины. Потом мать делала длительную паузу и с энергией печали читала концовку:

    Не осилили Тебя сильные, Так дорезала Осень черная.

    Предпоследняя строфа опускалась, и весь упор делался на последней:

    С богатырских плеч Сняли голову — Не большой горой, А соломинкой...

    Мне виделась в зримой и болевой реальности и боль­шая гора, и соломинка, и я следил за их неравным боем. Мать, читая эти стихи, внушила мне свою интонацию. Я рано почувствовал, как в этом стихотворении Алек­сея Кольцова выразилась могучая, раскованная и в то же самое время сдержанная в своей чистоте музыка русской речи, степной ее разлив, вольный ее распев. Тогда же в детстве, едва начав музицировать, я хотел в мелодии, пришедшей ко мне не извне, а из глубин зачитанного мною «Леса», передать гульливый, моло­децкий, ветровой размах кольцовского стиха. До сих пор звучит во мне эта не воплощенная в нотных строч­ках музыка, звучит властно, несмотря на то, что боль­шими композиторами созданы чудесные песни и ро­мансы на слова Кольцова.

    Когда уже в годы молодые я всерьез прочитал Коль­цова и о Кольцове, когда я узнал, что «Лес» написан в 1837 году и посвящен памяти Пушкина, строки бы­линного наполнения встали на свое историческое место. От этого не поубавилась их сила и не померкло их обая­ние. Тогда же (или несколько поздней) меня поразил кольцовский образ, тоже относящийся к Пушкину.

    «Прострелено солнце»,— писал Кольцов. Даже по этим двум сложенным в образ словам виден поэт. И какой поэт


    А.С.Пушкин.
    «Прострелено солнце»,— писал Кольцов к Краевскому в марте 1837 года после того, как узнал о гибели Пушкина. Сильный образ, продолжающий и завершаю­щий то, что было сказано о Пушкине: солнце русской поэзии. Россия оплакивала своего великого поэта. У Кольцова для оплакивания была особая причина. Он видел Пушкина, Пушкин видел его. Пушкин одо­брил поэтические пробы Кольцова, благословил его.

    Со стихотворением начинающего поэта «Кольцо. Песня» («Я затеплю свечу...») Пушкин познакомился в 1831 году в «Литературной газете», а в 1835-м про­читал его первую книгу. Знакомство двух поэтов состоя­лось на одной из «суббот» у Жуковского во время при­езда Кольцова в Петербург (между концом января — началом апреля 1836 года). «Субботы» Жуковского происходили в Царском Селе и Петербурге. Как извест­но, на этих «субботах» в 1820 году Пушкин читал от­рывки из «Руслана и Людмилы».

    Тогда Жуковский по отношению к Пушкину был учителем. Теперь же Пуш­кин был учителем по отношению к Кольцову. Во всяком случае, оба они — Жуковский и Пушкин,— по словам Краевского, после прочтения книги Кольцова заявили, что «ничего не читали выше его произведений». В этой преувеличенно-восторженной оценке выразилось отно­шение передовой литературы к новому имени из народа.



    В.А.Жуковский.

    Кольцов обратил на себя общее благосклонное внимание»,— писал Пушкин в т.III «Современника» за 1836 год
    Современник» Пушкина и Плетнёва

    Так еще и еще раз выразилась широта взгляда Пушкина на русскую литературу. В одном и том же 1836 году в своем журнале он печатает цикл «Стихов, присланных из Германии» Тютчева и поощ­ряет свежий талант из народа. Русская поэзия виделась Пушкину необозримой и простирающейся вперед в немыслимую глубину десятилетий и веков.

    Не только во взглядах на литературу, а в его соб­ственном творчестве была явлена России и миру неис­черпаемость и многообразие.





    Кольцов мог учиться у Пушкина многому, всему, а мог он и увериться в своем даре, читая «Руслана и Людмилу», сказки и такие сти­хи, скажем, как «Песни о Стеньке Разине» (1826):

    Как по Волге-реке, по широкой

    Выплывала востроносая ладья...

    Что не конский топ, не людская молвь,

    Не труба трубача с поля слышится,

    А погодушка свищет, гудит,

    Свищет, гудит, заливается...

    Или: «Сват Иван, как пить мы станем...» (1833).

    Здесь кольцовский мотив до Кольцова, как у Коль­цова мы встретим некрасовский мотив до Некрасова. Живая преемственность русской музы — явление впол­не реальное, подвижное, богатое.»

    В своем песенном творчестве Кольцов шел не по проселочным дорожкам, а по большаку, по магистраль­ному пути, по которому шла передовая русская словес­ность от Пушкина до Некрасова.
    Звучит «Русская песня » /В поле ветер веет, травку колыхает…/
    Слово учителя. Современный читатель обогатит свое представление о русской поэзии, если не пройдет мимо поэзии Кольцо­ва. Ее привлекательность не на поверхности. Она сокры­та от глаз праздного читателя, который может счесть Кольцова анахронизмом, примитивом, позавчерашним днем. Но она охотно и открыто идет навстречу чита­телю любознательному, чувствующему энергию отече­ственного стиха и истоки его красоты. Пришло время, «когда песни Кольцова пойдут в народ и будут петься на всем пространстве беспредельной Руси ».
    Алексей Кольцов

    Из таких певцов,

    Что пока жива,

    На земле трава,

    Шелестеть, звенеть

    И его словам.

    ( О.Фокина.)



    Воронежский академический театр имени А.В.Кольцова.

    Итог урока.

    Каковы темы поэзии А.В.Кольцова?

    (тема любви к Родине, любви к женщине, любви к природе родного края )

    Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение А.В.Кольцова (по выбору.)

    Современников привлекала народность его стихотворений. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика.

    Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцова положены на музыку.

    Учащиеся устно отвечают на установочные вопросы.

    3. Чтение стихотворения “Косарь”.


    Установочный вопрос: какие чувства навевает это стихотворение?

    (Дети устно отвечают на поставленный вопрос.)

    4. Введение понятия “песня”. Приложение 2.


    Ребята, это стихотворение не только современники А.В.Кольцова, но и сам поэт считает песней. Но почему? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ текста на лексическом, формальном, синтаксическом уровне.

    Итак, наша цель – проанализировать стихотворение на разных уровнях и выявить черты песни.

    А сначала давайте запишем определение понятия “песня”.

    Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.






    написать администратору сайта