Главная страница

Р. Кречмер, В. Вейс - Разработка приложений SAP R3 на языке АВАР4. Р. Кречмер, В. Вейс - Разработка приложений SAP R3 на языке АВАР. Разработкаприложений sap r3Рюдигер Кречмерна языкеВольфганг Вейс


Скачать 28.36 Mb.
НазваниеРазработкаприложений sap r3Рюдигер Кречмерна языкеВольфганг Вейс
АнкорР. Кречмер, В. Вейс - Разработка приложений SAP R3 на языке АВАР4.pdf
Дата21.12.2017
Размер28.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаР. Кречмер, В. Вейс - Разработка приложений SAP R3 на языке АВАР.pdf
ТипКнига
#12433
страница3 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Глава 2
Средство разработки
АВАР/4 Development
Workbench
• Возможности средств Workbench
Многократно используемые объекты
архива Repository
• Построение графических представлений
посредством Data Modeler
• Управление проектами с помощью
Workbench Organizer

16 Глава 2
Достоинство того или иного языка профаммирования определяется не только его функциональными возможностями, но и средой разработки, которая поддерживает данный язык. Собственно язык АВАР/4
является ядром развитого пакета АВАР/4 Development Workbench. Соединение этих двух компонентов (языка и инструментария разработки) обеспечивает эффективность процесса разработки крупномасштабных ком- мерческих приложений в распределенной среде клиент/сервер. Средства пакета разработки Development
Workbench позволяют программисту сосредоточить свое внимание на концептуальных аспектах нового при- ложения и не отвлекаться на такие детали, как управление распределением памяти, вычисление указателей и оптимизация работы сети. Хотя сам по себе язык АВАР/4 является непревзойденным в своем роде,
широкий набор средств Workbench для создания и реализации приложений в системе R/3 может оказаться весьма полезным. В этой главе рассматриваются вопросы взаимодействия различных частей Workbench,
необходимых для поддержки АВАР/4 и создания эффективной среды разработки.
Средства АВАР/4 Development Workbench были реализованы в сисгеме R/3. Ее интегрированные пакеты коммерческих приложений с помощью этого ПО разрабатывали более тысячи проектировщи- ков. Компания SAP постоянно расширяет функциональность Workbench, добавляя такие новые возмож- ности, как интегрированные приложения для настольных персональных компьютеров или программы моделирования бизнес-процессов.
В Development Workbench (рис. 2.1) включены следующие средства:
• Браузер (программа просмотра) Object Browser
• Язык АВАР/4
• Архив Repository, в том числе активный словарь Dictionary
• Средства моделирования Data Modeler
• Средства запросов Query
• Утилита Workbench Organizer
• Различные тесты и средства анализа
Рассмотрение Workbench начнем с архива Repository.
Рис. 2.1
Инструментарий Development
Workbench
Repository
АВАР/4 Repository (хранилище) включает следующие средства разработки и выполняемые объекты:
• Модели данных
• Типы и табличные структуры Dictionary

Средства разработки АВАР/4 Development Workbench 17
Рис. 2.2
Элементы Repository
Среда выполнения
1- Программы АВАР/4 2 - Dictionary
3-Экраны
4 - Библиотеки функций
5 - Списки использования
6 - Программная документация
7 - Оперативная справка
8 - Средства построения запросов
• Программы
• Экраны
• Широкий набор многократно используемых функций системы
• Статусы GUI с функциями меню и пиктограммами
• Независимые от языка текстовые элементы, например оперативные справки, программную документацию и описание, сообщения об ошибках
• Варианты отчетов
• Запросы АВАР/4
Центральным элементом Repository является словарь Dictionary, содержащий описание таких объек- тов, как поля, структуры и таблицы базы данных. В нем, например, разработчик может сохранять фор- мальное описание столбцов таблицы базы данных (все поля таблицы определяются собственным типом и длиной). Можно ссылаться и на другие поля в Dictionary, а также обращаться на программном уровне к Dictionary за описаниями, используя, в частности, дополнительное ключевое слово like в объявлении данных или в интерфейсе к подпрограмме. Dictionary гарантирует непротиворечивость данных во всех разрабатываемых и выполняемых объектах системы, что позволяет избежать повторения определений.
О Dictionary см. главу 5.
Возможность многократного использования существующих объектов особенно важна при поиске в
Repository информации об объектах и их реализации. Repository Information System поддерживает поиск таких объектов, как программы, таблицы и функции, а также вывод информации о них. Кроме того,
в информационной системе всегда доступны обновляемые списки использования Use Lists, которые со- держат все операции, вызывающие (или применяющие) заданный элемент. Например, дважды щелкнув мышью на определении подпрограммы в программном тексте разрабатываемого приложения, можно получить Use List всех операторов, вызывающих эту подпрограмму. А в Use List таблицы словаря
Dictionary содержатся все операторы и экраны, которые работают с данной таблицей или ее полем.
Программа просмотра (Object Browser) утилиты Workbench обеспечивает унифицированный доступ ко всем объектам Repository путем простого перемещения по уровням иерархии объектов. В данном случае нет необходимости в специальных средствах для перехода от одного объекта к другому: все объекты в архиве Repository можно просмотреть с помощью всего лишь мыши. Точно так же, указав имя таблицы в исходном тексте и дважды щелкнув мышью, можно получить определение таблицы из
Dictionary (рис. 2.3).
Подобно тому, как Dictionary содержит всю информацию о построении объектов данных приложе- ния, средства моделирования Data Modeler помогают понять суть объектов и отношения между ними.

18 Глава 2
Рис. 2.3
Навигация в Repository
Средства моделирования данных Data Modeler
Средства Data Modeler, обеспечивающие графическое моделирование приложений, позволяют по- нять скрытые структурные зависимости объектов и разработать по возможности наиболее дружествен- ный интерфейс с пользователем. Модели типа сущность — связь (или ЕЯ-модели) дают графическое представление объектов данных и их взаимосвязей. С программной точки зрения понятие "тип сущнос- ти" в отношении, сущность — связь соответствует таблице или представлению, записанным в Dictionary.
Так как Repository содержит взаимосвязанные компоненты, все объекты Dictionary "тип сущности" (если таковые существуют) генерируются автоматически. Другими словами, при построении графической мо- дели приложения с помощью Dictionary структуры соответствующих таблиц генерируются автоматичес- ки и, наоборот, изменения в определении таблиц мгновенно отражаются в структуре модели.
Пользователь может свободно переходить от модели данных к описаниям Dictionary, дважды щелкнув мышью на соответствующем объекте.
Модель данных обеспечивает графическое представление сущностей и связей, поэтому при докумен- тировании больших систем ей поистине нет цены. На практике модель часто используется для адапта- ции системы к конкретным условиям (например, для добавления нового поля в таблицу). Обычно такие изменения направлены на повышение производительности программы или на удовлетворение дополни- тельных требований со стороны конечного пользователя. Data Modeler позволяет осуществлять реин- жиниринг проектов. Для этого строится простая модель, которая графически интерпретирует существующие таблицы и связи между ними
2.4).
Рис. 2.4
Простейшая модель данных

Средства разработки АВАР/4 Development Workbench 19
О средствах Data Modeler см. главу 6.
Средства тестирования и анализа
В пакет Workbench интегрированы функции тестирования и средства измерения производительнос- ти программы. Они позволяют ускорить процесс разработки, помогая оперативно находить и устранять ошибки и узкие места в программном тексте и приложениях на ранних этапах создания приложения.
Например, утилита редактирования программ АВАР/4 (Editor) имеет встроенные средства синтак- сического анализа (Syntax Check), которые проверяют синтаксическую корректность исходного текста и отмечают ошибки. При обнаружении ошибки они выдают подробное сообщение с указанием возмож- ной причины ее возникновения. Средства автоматической коррекции предлагают оптимальные синтак- сические конструкции, что очень помогает разработчику (рис. 2.5).
Рис. 2.5
Средства синтаксической проверки Syntax Check
Расширенная версия Syntax Check позволяет выявлять ситуации, которые могут привести к возник- новению ошибок во время выполнения приложения. Найдя, например, несоответствие интерфейсных параметров при вызове функции. Syntax Check помечает такие вызовы, чтобы разработчик мог их ис- править.
Средства анализа помогают разработчику отслеживать процесс выполнения программы (делать ее трассировку), определять время, необходимое для реализации конкретных функций и операторов, а также настраивать приложение, обеспечивая его оптимальную производительность. Кроме того, сред- ства Workbench поддерживают детальный анализ всех операций с базой данных.
О средствах тестирования и анализа си. приложение С.
Утилита Workbench Organizer
Средства Development Workbench широко применяются большими коллективами разработчиков для совместного проектирования как малых, так и крупномасштабных проектов в распределенной среде.
Эти средства обеспечивают одновременное создание нескольких проектов и распределенное управление ими в разных системах. Способы пересылки результатов разработки между различными системами R/3
не зависят от поддерживаемых в сети платформ. Осуществление такой передачи не требует специаль- ных знаний операционной системы.
Утилита Workbench Organizer позволяет задавать системы разработки и определять пути передачи информации между различными системами. Такое разделение функций гарантирует высокую степень

20 Глава 2
защиты данных при разработке и эксплуатации системы, так как ошибки на этапе проверки не влияют на функционирование рабочей системы.
Когда большой коллектив трудится над определенным проектом, доступ к одним и тем же объектам требуется, как правило, сразу нескольким разработчикам. С другой стороны, должны существовать га- рантии, что человек, не входящий в группу этих разработчиков, не сможет изменить объекты проекта.
Workbench Organizer помогает сформировать системы, на которых ведется разработка, и установить точно определенные пути передачи информации между ними (рис. 2.6).
Рис. 2.6
Средства организации
коллективной разработки
и управления передачей
информации
Об утилите Workbench Organizer см. приложение D.
Резюме
• В состав АВАР/4 Development Workbench входят утилиты для поддержки языка программирова- ния, в том числе для работы с Dictionary, а также утилиты Data Modeler и Workbench Organizer.
• Благодаря этому набору средств коллективы разработчиков получают возможность совместно создавать как небольшие, так и крупномасштабные прикладные коммерческие проекты.
• Язык АВАР/4 полностью интегрирован со средствами Workbench, существенно ускоряющими процесс разработки.
В следующей главе подробно описываются приемы создания простейших приложений на языке
АВАР/4.

Глава 3
Начальный этап работы
с АВАР/4
Основные синтаксические правила АВАР/4
• Создание простейшей программы
• Работа с утилитой редактирования Editor
• Тестирование программы

22 Глава 3
Ознакомившись с основными возможностями АВАP/4 и Development Workbench, можно перехо- дить к более глубокому изучению этих средств. Ниже подробно рассказывается, как с помощью
Development Workbench создать простейшую программу на языке АВАР/4. Пример, иллюстрирующий использование элементарных операторов, дает представление о синтаксических правилах языка. Рас- сматриваются также базовые средства редактора АВАР/4 Editor, к которым, в частности, относится функция синтаксической проверки — Syntax Check, позволяющая избежать ошибок в программе.
Синтаксис программ,
написанных на языке АВАР/4
Синтаксические правила АВАР/4 аналогичны правилам, принятым в других языках программирова- ния. Текст программы состоит из операторов (или команд), каждый оператор заканчивается точкой.
Приведем пример простой программы с двумя строками текста:
report write Customer l i s t ' .
В первом операторе объявляется имя программы — abaptest. Программа должна начинаться с декла- рации report. Второй оператор выводит на экран слова Customer list. Средства АВАР/4 облегчают про- верку синтаксиса программы: для этого нужно указать мышью кнопку Check на экране утилиты АВАР/4
Editor. Если в программе есть ошибка, Syntax Check выведет на экран объяснение этой ошибки и по- рекомендует возможные способы ее устранения.
О проверке синтаксиса программы см. ниже в разделе "Проверка синтаксиса".
Операторы и комментарии
Основные правила синтаксиса АВАР/4:
• Оператор представляет собой последовательность "слов", которая завершается точкой
• Слова в операторе выделяются пробелами с обеих сторон
• Оператор всегда начинается с ключевого слова АВАР/4, например write или report
Литералы (последовательности символов) ограничиваются одинарной кавычкой (*)
Допускается использование символа "одинарная кавычка" внутри текста самого литерала, но в этом случае одинарная кавычка удваивается. Так, оператор w r i t e
' s Name'
соответствует такому тексту на экране: Customer's Name.
Многие команды АВАР/4 позволяют задавать дополнительные параметры, которые в данном руко- водстве будут именоваться дополнениями. Например, в следующей строке программного текста команда write содержит необязательное дополнение, задающее позицию, в которой текст появляется при выводе строки на экран:
w r i t e l i s t ' a t
Очень удобно снабжать исходный текст комментариями, позволяющими свободно читать и докумен- тировать текст программы. Комментарии никак не влияют на выполнение программы. Любой текст после символа "звездочка" (*) в первой колонке или после символа "двойная в любой колонке трактуется как комментарий.
Формат текста программы особо не ограничивается. Оператор может занимать несколько строк, где в одной строке присутствует несколько операторов. Однако на практике нежелательно располагать эле- менты программного текста в хаотическом порядке: рекомендуется следовать внутренней логике, кото- рая соответствует стандартным соглашениям о программировании и позволяет сделать программу легко читаемой и удобной в работе.
Комбинирование операторов
Предположим, в программе имеется последовательность операторов w r i t e l i s t ' .
w r i t e

Начальный этап работы с АВАР/4 23
Из этой последовательности, используя такие символы, как двоеточие и запятая, можно скомбини- ровать один оператор:
w r i t e :
l i s t ' ,
' Booking' .
Согласно этому правилу, можно комбинировать все операторы с идентичным началом. Общая часть располагается перед двоеточием, а различные части последовательности отделяются запятыми.
Использование регистров
В большинстве случаев АВАР/4 не различает, в каком регистре набраны символы. Эти три опера- тора идентичны:
write 'X'.
WRITE ' X ' .
' X ' .
Символы верхнего н нижнего регистров различаются только в литералах. Например, оператор write ' х' .
будет выдавать информацию, которая отличается от результатов первого примера.
Этим и ограничиваются общие синтаксические правила языка. Теперь можно перейти к основной цели книги: составлению программ.
Составление программы
Перед разработкой первой программы на АВАР/4 необходимо зарегистрироваться в системе R/3.
ДЛЯ ЭТОГО у администратора системы получите разрешенные имя пользователя и пароль.
Регистрация в системе R/3
Для входа в систему R/3 на экране персонального компьютера укажите пиктограмму системы R/S.
Когда появится экран регистрации (Iogon) введите необходимую информацию (рис. 5.1). Первое поле ввода носит название Client (клиент), так как каждая система R/3 разделяется на несколько клиентов,
представляющих собой независимые, ориентированные на определенный род деятельности единицы. В
большинстве случаев нет надобности указывать номер клиента: для него обычно используется значение по умолчанию. В следующих двух полях вводятся имя пользователя и пароль. В поле Language (язык)
можно задать язык пользователя системы (например, Е соответствует английскому языку), в противном
Рис. 3.1
Экран регистрации (Logon)
системы R/3

24 Глава 3
Рис. 3.2
Начальный экран (Start)
системы R/3
случае будет использоваться значение по умолчанию. "Язык по умолчанию" определяется администрато- ром системы или пользователем и может быть различным для разных систем.
Нажмите на клавишу Enter (ввод), и система перейдет к диалоговому окну, содержащему описание авторских прав на R/3. Щелкните мышью на клавише Continue — появится начальный (Start) экран с линейкой меню, элементы которой соответствуют главным приложениям системы R/S (рис. 3.2):
Logistics
Accounting (бухгалтерия) и Human Resource (управление персоналом). Это меню предоставляет доступ ко всем приложениям и инструментам системы.
Ниже меню экрана Start содержатся пиктограммы для вызова нескольких инструментальных линеек.
Верхняя инструментальная линейка называется стандартной и содержит элементы, показанные на рис. 8.3.
Ниже стандартной линейки располагается линейка приложений. В нее включены основные стандарт- ные кнопки (рис. 3.4), работающие во всей системе одинаково, и несколько кнопок, относящихся к функциям конкретного приложения.
Рис. 3.3
Кнопки стандартной
инструментальной линейки

Начальный этап работы с АВАР/4 25
Рис. 3.4
Кнопки инструментальной
линейки приложений
(Application)
Все опции, которые вызываются с помощью мыши, доступны также из функцио-
нального меню. Однако обратное невозможно: не все элементы меню имеют соот-
ветствующие кнопки.
Задание атрибутов программы
Программа на АВАР/4 состоит из двух основных частей: атрибутов и исходного текста. Первым
шагом разработки учебной программы будет задание атрибутов.
1. На начальном (Start) экране в линейке меню выберите элементы Tools
АВАР/4 Workbench.
2. Появляется экран АВАР/4 Development Workbench. В инструментальной линейке приложений выберите программу просмотра Object Browser.
3. Откроется экран программы просмотра с двумя группами переключателей и текстовыми окна- ми. В группе списка объектов выберите в переключателе опцию Program (программа), введите имя своей программы (например, ABAPTEST) в соответствующее поле и нажмите мышью кноп- ку просмотра Display (рис. 3.5).
4. Появится диалоговое окно с вопросом, хотите ли вы создать программу с новым именем.
Перейдите к следующему экрану, щелкнув мышью на кнопке Yes (да).
5. Появится диалоговое окно с вопросом, хотите ли вы выбрать опцию TOP Include. Эта опция необходима только для больших программ, поэтому выключите кнопку-переключатель и щелк- ните мышью на кнопке Enter.
Объяснение опции TOP Include см. ниже.
6. На следующем экране введите значения атрибутов, как показано на рис. 3.6. В окне Title
(заголовок) задайте My first АВАР/4, в окне Tуре (тип) — 1 (соответствует программе, выпол- няемой в режиме on-line), в окне Application (приложение) — S (соответствует базовой или сис-
темной программе). Объяснение выбора этой опции см. ниже.
7. Сохраните атрибуты программы, нажав КНОПКУ Save (сохранение) в стандартной инструменталь- ной линейке.

26 Глава 3
Рис. 3.5
Задание имени
программы ABAPTEST
Рис. 3.6
Установка атрибутов
программы для ABAPTEST
8. Появится диалоговое окно Maintain Object Catalog Entry (сопровождение каталога объектов),
где можно выбрать класс разработки или объявить программу как локальный объект (подроб-
, ное объяснение приведено ниже). Нажмите кнопку Local Object (локальный объект), которая задает режим использования программы только в текущей системе (рис. 3.7), после чего сис- тема возвращается к экрану атрибутов (Attributes).
Прежде чем переходить к созданию исходного текста программы, необходимо пояснить выбор пара- метров, сделанный на предыдущих шагах.
• Большие программы обычно разделяются на несколько входных файлов типа Include. Файл типа
Include — это часть исходного текста программы, хранящаяся, однако, в архиве Repository как отдельная программа. Исходный текст, который содержит этот файл, может быть включен в про- грамму с помощью оператора include. Это позволяет разбить исходный текст большой программы

Начальный этап работы с АВАР/4 27
Рис. 3.7
Класс разработки задается выбором режима локального объекта (Local Object)
на несколько фрагментов. Например, один Include может содержать текст всех подпрограмм. Спе- циальный файл Include — TOP Include — резервируется для объявления данных и должен быть включен в начало текста, поскольку переменные необходимо объявлять до как они будут использоваться. Объем приведенной здесь учебной программы небольшой, поэтому она не нужда- ется в файле типа Include, следовательно, файл TOP Include можно опустить.
• Для атрибута было выбрано значение 1, что соответствует выполняемой программе, которая может считывать данные и выводить их на экран (или распечатывать на бумаге). Существуют и другие типы программ, например I — используется для файлов Include или М — для диалоговых изменяющих данные в базе (см. главу
• Выполняемая программа (тип 1 или М), в отличие от файлов Include, которые нельзя выполнить,
носит также название главной программы.
• В примере было выбрано значение S (базовая
системная программа) для области применения
(Application). Этот атрибут используется для классификации всех программ в системе
Можно выбирать и другие значения: F (Financial Accounting — финансовый и бухгалтерский
Н (Human Resources Planning — управление персоналом) или М
Management - управ- ление материальными ресурсами).
• Средства АВАР/4 Development Workbench поддерживают коллективную разработку больших при- ложений, поэтому важно знать, кто имеет право работать с программой. В диалоговом окне Main- tain Object Catalog Entry определяется, будет (или нет) программа локальным объектом (т.е. будет она использоваться в той локальной системе, которая выбрана). Для того чтобы передать про- грамму в действующую систему, ей надо присвоить класс разработки. Во всех примерах, приве- денных в этой книге, речь идет только о локальных объектах.
Организация разработки проектов
в приложении О.
передача информации рассматриваются
Составление исходного текста программы
После задания атрибутов программы можно приступать к разработке ее исходного текста.
Выберите экран атрибутов (Attributes) и нажмите кнопку Source Code (исходный текст) на ин- струментальной линейке Application (см. рис.
Появится экран утилиты редактирования —
АВАР/4 Editor.
2. В верхней части экрана Editor размещаются семь строчек комментариев, которые автоматичес- ки генерируются системой. Система также формирует декларативный оператор report и под-

28 Глава 3
ставляет в него заданное имя программы. Оставьте незаполненной строку после оператора report и введите текст:
'Customer
Экран будет иметь вид, представленный на рис. 3.8.
Сохраните исходный текст, выбрав кнопку Save (сохранение).
3.8
Составление исходного текста программы
Работа с утилитой редактирования
Утилита редактирования, или редактор (Editor), функционирует подобно аналогичным редакторам языков программирования, и ее использование, скорее всего, не вызовет трудностей. В этом рассматриваются несколько основных операций. Начнем с выбора уже составленной части текста.
На экране Editor установите курсор на начало оператора report и нажмите кнопку Select
(выбор).
Сдвиньте курсор в конец оператора
(после точки) и еще раз нажмите Select. Выбранный блок окрасится в другой цвет (выделится), и в нижней части экрана редактора появятся номера выбранных строк
3.9).
Нажав кнопку Cut (вырезание), вырежьте этот блок и поместите во внутренний буфер
(один из способов сохранения блока
После этого восстановите блок, указав пиктограм- му Insert From Buffer (восстановление из буфера). (Кнопка Copy
Buffer (копирование в буфер) копирует блок во внутренний буфер, после чего этот блок может быть вставлен в любом месте программы). Вырезанный программный текст появится на старом месте.
Если необходимо вырезать или скопировать отдельную строку, установите курсор на эту строку и укажите Cut или Copy
Buffer. Для повторного включения строки в текст укажите кнопку Duplicate
Line. Копия строки будет вставлена ниже той строки, на которой в данный момент установлен курсор.
Содержимое внутреннего буфера теряется всякий раз, когда пользователь выходит из
редактора. Если после выхода из редактора сохраняется необходимость работать с инфор- мацией, записанной во внутреннем буфере, воспользуйтесь одной из
описанных ниже.
Копирование выделенного блока исходного текста из одной программы в другую в бу- ферах обмена
Y или Z, доступ к которым обеспечивает меню выбора Block/Clipboard (блок/буфер об- мена). Содержимое этих буферов может быть вставлено в любую программу системы
Допускается даже копирование блока из одной системы в другую с помощью опции Copy
Clipboard (копирование в буфер обмена) из меню Block/Clipboard. Содержимое буферов обмена в отличие от внутренних буферов при выходе из редактора не теряется, так что информацию можно использовать в дальнейшем.

Начальный этап работы с АВАР/4 29
Рис. 3.9
Выбранный блок
Еще одна возможность — задавать различные режимы редактора, такие как вывод на экран символов в режиме Lower Case (нижний регистр) или Upper Case (верхний регистр). Попробуйте установить режим редактора, который применялся при подготовке этого руководства.
На инструментальной линейке меню экрана Editor выберите элементы:
Settings (установки)
Editor Mode (режим редактора).
2. Выберите из опций Mode (режим) PC Mode Without Line Numbering (режим персонального компьютера без нумерации строк) и из опций Display (просмотр) режим Lower Case (нижний регистр).
Вводимый текст будет выводиться на экран в символах нижнего регистра. Запомните, что режимы установки редактора воздействуют только на вывод текста на экран и никак не влияют на выполнение программы.
Справочная информация
Утилита Editor предлагает разработчику набор средств для создания качественного программного текста. Например, если не известен синтаксис ключевого слова write, на экране можно получить спра- вочную информацию о команде. Для этого поместите курсор на данное слово и нажмите кнопку Help
(помощь). Чтобы узнать значение ключевого слова, его даже не нужно записывать. Достаточно щелк- нуть мышью на кнопке Help и ввести ключевое слово в кодовом поле АВАР/4 Key Word (ключевое слово АВАР/4) появившегося диалогового окна (рис. ЗЛО).
В обоих случаях вы получите подробное разъяснение указанной команды и всех ее переменных
(рис. 3.11). Информацию о связанных с данной командой ключевых словах можно найти через гипер- текстовую ссылку страницы Help.
Проверка синтаксиса
Средства Syntax Check помогают проверять программу и выявлять ошибки на уровне редактирования текста. Если на экране редактора нажать кнопку
(проверка), система проведет синтаксический анализ текущей программы. При отсутствии ошибок на экране выводится подтверждающее сообщение.
В противном случае все синтаксические ошибки будут последовательно представлены в окне экрана. В
примере на рис. 3.12 сообщение об ошибке указывает, что поле не было объявлено. Syntax Check предлагает правильный вариант (например, поле а также автоматическую коррек- цию ошибки с помощью кнопки Correct (исправить) в нижней части экрана. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не появится сообщение об отсутствии ошибок.
Проверка программы
Проведем небольшое тестирование учебной программы.

30 Глава 3
Рис. 3.10
Диалоговое окно справки
АВАР/4 Help
3.11
Часть справочной
информации
по оператору write
Всякий раз перед выполнением должна быть проведена синтаксическая проверка подготовлен- ной программы. Если программа не содержит ошибок, в нижней части экрана выводится со- общение
syntax errors found (синтаксические ошибки не найдены).
Можно выполнить программу в окне редактора, указав в меню Program (программа)
Execute
(выполнение).
На экране появляется текст 'Customer записанный в команде
Система автоматически выводит на экран заголовок программы в качестве заголовка списка (рис. 3.13).
Исходный текст оказался правильным: первая программа на АВАР/4 выполнена успешно.

Начальный этап работы с АВАР/4 31
Рис. 3.12
Разъяснение ошибки,
выводимое на экран
средствами синтаксической
проверки Syntax Check
Рис. 3.13
Результаты выполнения
учебной программы

32 Глава 3
Резюме
• Программа на АВАР/4 включает в себя атрибуты и исходный текст.
• Синтаксис языка очень прост. Исходный текст программы состоит из операторов, слова в кото- рых разделяются пробелами, а литералы выделяются одинарными кавычками. Каждый оператор начинается с ключевого слова и заканчивается точкой. Операторы разрешено комбинировать с помощью символов двоеточие (:) и запятая (,).
• Функция Syntax Check проверяет корректность программы, а в случае ошибки предлагает вариант правильной синтаксической конструкции.
• Программу можно выполнять в окне редактора Editor.
В следующей главе вводятся структуры данных языка.

Часть II
Объекты данных
Глава 4. Локальные данные программы
Глава 5. Глобальные таблицы словаря Dictionary
Глава 6. Моделирование сущностей и связей

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта