Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Развитие графических способностей школьников при рисовании декор. Развитие графических способностей школьников при рисовании декоративного натюрморта в технике


    Скачать 92.5 Kb.
    НазваниеРазвитие графических способностей школьников при рисовании декоративного натюрморта в технике
    Дата06.12.2021
    Размер92.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие графических способностей школьников при рисовании декор.doc
    ТипСтатья
    #293172


    Статья на тему: Развитие графических способностей школьников при рисовании декоративного натюрморта в технике zentangle на уроках художественного труда

    Автор: учитель художественного труда Потанинской СОШ Павлодарской области, района АккулыКаллемова Алмагуль Кайроллиновна

    Для развития графических способностей важную роль играют изобразительные способности человека, позволяющие заниматься изобразительной творческой деятельностью. Среди них специфическое зрительное восприятие, зрительная память, художественное мышление, воображение. Все эти способности позволяют производить анализ - отбор главного и характерного в явлениях и объектах, конкретизация и синтез - обобщение и преобразование художественного образа. Наличие художественного мышления и воображения помогают выделить главное и наиболее характерное в тех или иных явлениях и объектах, конкретизировать и обобщить будущий художественный образ.

    Для успешного формирования изобразительных способностей у человека, необходимо их своевременно выявлять, развивать, и разумеется раннее выявление возможно в детстве, в период воспитания и обучения.

    Чтобы развить графические способности важно развивать целенаправленное восприятие, специальные умения и навыки рисования, совершенствовать композиционные знания, знания перспективы, светотеней и усвоить выразительные возможности изобразительных средств и материалов рисунка. В составе способностей, развивающихся в графической деятельности, выделяется особый комплекс индивидуально-психических свойств личности, характерных для графической деятельности. Все это дает основание дать определению рисунку что это не только средство выражения мыслей и чувств, фантазии и воображения и представлений, но и наука, которая обучает мыслить формой, конструктивно, и изображать пластическую структуру предмета на плоскости. Как уже отмечалось, восприятие окружающей действительности, пространственные представления и воображения, логическое мышление и творческий подход развиваются в графической деятельности, которая происходит в процессе предметно-практической деятельности во взаимосвязи аналитического и графического познания окружающей среды. Длительная графическая деятельность формирует соответствующие графические умения и навыки.

    На рубеже XX –XXI вв. изобразительное искусство Казахстана не осталось в стороне от постмодернистских течений, а также инновационных концепций и медиаискусства, наиболее ярко способные выразить социальные стороны культурных преобразований и оригинально вплести в контекст древние традиции, наследие и опыт национального искусства и достижения мирового искусства. Современные казахстанские художники освоили множество стилей и техник изобразительного искусства и продолжают экспериментировать с техникой, материалами .

    Современная программа обучения художественному труду по разделу Визуальное искусство в рамках обновленной программы обучения в средней школе, дает возможность для развития графических способностей, техники рисования, так чтобы дети могли свободно решать любые изобразительные задачи, выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

    Овладение графической техникой, линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет особую задачу, в том числе развитие ловкости руки, её подвижности, координации пальцев руки ребёнка, скорость овладения детьми инструментом. Техническая лёгкость владения инструментом является одним из побудителей создания творческого образа. Неправильное положение карандаша или другого инструмента быстро утомляет руку, в результате чего изображение затрудняется и лишает радости творчества.

    На основе исследований современных художников-педагогов, мы приходим к выводу, что графические умения включают различные навыки и умения, а именно:

    • исполнительские графические умения (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы, умение рисовать с натуры, умение выполнять эскиз и т.д.);

    • инструментальные графические умения (умение работать с различными материалами и использовать их основные свойства и т.д.);

    • художественно-выразительные графические умения (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих, пятно);

    • создавать образное решение.

    Для нас особый интерес представляют изобразительные упражнения, направленные на развитие творческие способности. Этому способствуют занятия с использованием разнообразных приемов и техник работы на бумаге, которые можно с успехом применить на уроках художественного труда. Тем не менее, каждый художник и преподаватель визуального искусства продолжает искать и предлагать новые приемы создания выразительных художественных образов. Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях творчеством является одним из условий успешного развития способностей. Этому способствуют организация рабочего места, новизна начала урока, разнообразные материалы, интересные задания, свобода выбора, все, что может обеспечить активизацию творческой деятельности и поддержание интереса к изобразительной деятельности. Творческий подход педагога должен создавать новую ситуацию, новые решения, создавать положительные эмоции, радость, стимулировать и мотивировать способности школьников. Радости творчества и развитию воображения и фантазии детей следует поддерживать за счет разнообразных используемых материалов и нетрадиционных изобразительных техник, заданий абстрактного характера. Такие упражнениями могут быть использованы в декоративной графике, как своеобразный язык изображения. Здесь могут быть задания на работу точками, линиями или пятном, которые способствуют формированию у детей эстетического отношения к ним, желания умело использовать их в дальнейших работах, ведь точка, линия и пятно являются основой всех приемов изображения.

    Ставя задачу развития графических способностей школьников в изобразительной деятельности на уроках художественного труда по разделу Визуальное восприятие, мы решили построить занятия так, чтобы обеспечить оптимальные условия для обогащения зрительных представлений школьников и формирования потребности в творчестве.

    Натюрморт – первый жанр в изобразительном искусстве, с которым, как показывают психолого-педагогические исследования, нужно знакомить школьников. Он не только получает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекателен возможностями применения различных средств выразительности, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. 

    Красоту натюрморту придает подбор материалов, предметов, фактуры, контрасты и другие составляющие. В натюрморте должно быть авторское отношение к изображаемому, его небольшие размеры должны призывать наблюдателя к подробному рассмотрению, любованию красотой предметного мира и его качеств.

    Декоративный натюрморт имеет особенность своими свойствами усиливать художественно-эмоциональную выразительность через введение различных средств, будь то орнамент или ритм. Как правило декоративный натюрморт выступает как тесно взаимоувязанная композиция с единым пластическим решением. Крупный орнамент может быть основой общей ритмической организации натюрмортной композиции.

    Таким образом, мы видим, что в отличие от реального натюрморта после стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер.

    В основе любого понятия лежит абстракция, отвлечение конкретных интересующих признаков с отстранением других. Художник, выделяя точку, линию, пятно, плоскость, объем, сосредоточивает свое внимание на их качественных и количественных отношениях.

    Большой интерес для нас представляют анализ и изучение отдельных элементов картины, сделанные В. Кандинским в книге «Точка и линия на плоскости». Он считал, что точка должна иметь определенные границы, контуры, отделяющие ее от окружения.

    Точка, круг — это замкнутая, зрительно законченная геометрическая форма. Пятно — это изобразительный след на поверхности плоскости или объема, содержащий в себе точку, линию, тон, цвет. Пятном может быть живописный мазок, линия, штриховка, оттиск и т.д.

    При рассмотрении пятен любой конфигурации наши глаза непроизвольно находят некоторую упорядоченность в их расположении. Также непроизвольно мы объединяем пятна в отдельные группы, силуэты которых чаще всего ассоциируются при восприятии с простыми плоскими геометрическими формами

    Линия — это цепочка точек. Линия начинается с точки и ею заканчивается. Являясь одним из основных формообразующих элементов, линия позволяет передавать не только точные очертания объектов любой формы, но и эмоциональный настрой человека.

    На основе движения линий и его свойстве передавать эмоции возникло одно из современных направлений в графическом искусстве - зентангл. Его придумали супруги Рик Робертс и Мария Томас, которые в начале ХХІ века привычное выведение каракулей наделили смыслом и преподнесли как рисование для медитирования. Название произошло от объединения двух слов: Zen (“дзен”) и tangle (“переплетение”).

    Одним из главных принципов учения Дзэн является внутренняя свобода и превосходство интуиции над разумом. Именно к этому нужно стремиться, рисуя в стиле Зентангл. Слово tangleв свою очередь переводится с английского как клубок, хитросплетение. В данном случае тангл - это орнамент, повторяющийся узор, состоящий из простых элементов. Рисунок Зентангл, как правило, состоит из сочетания нескольких танглов.

    Знакомясь с изобразительным языком Зентангл важно не забывать о его Дзэн (медитирующей) составляющей. для этого метода гораздо важнее не рисунок, который создаст художник, а сам процесс рисования и чувства, которые он испытывает. Отличительными особенностями метода Зентангл является процесс рисования - неповторимые ощущения в процессе творчества, отсюда - непредсказуемость, незапланированность. Рисуя, художник просто ручкой начинает заполнять формат узорами. Другое свойство Зентангл состоит в его абстрактности, и поэтому рисунок не должен быть похож на какой-то узнаваемый объект, и не может быть нарисовать неправильно. В творчестве зентангл не нужны специальные навыки и большой опыт рисования, поскольку основу его техники составляют элементарные узоры, которыми можно украсить небольшие поверхности – от открыток, посуды, печенья и пряников, до стен, тканей, стекла и т.д.

    Своим сходством с состоянием медитации, процесс рисования для рисующего становится арт-терапевтическим сеансом, также эта методика подходит для вдохновения, борьбы с бессонницей, развития мелкой моторики, концентрации внимания, и, конечно, для создания произведений искусства.

    В зентангле каждая линия легко является частью узора, где из каждой линии можно начать что-то новое, придав своему рисунку уникальность.

    В Зентангл недопустима критика, здесь не нужны правильные геометрические формы и не может быть ошибок, любую ошибку или помарку можно замаскировать или исправить с помощью узоров. Нередко художники добавляют цвет, или используют бумагу гораздо большего формата. Такие работы называют Zentangle InspiredArt (ZIA) или творчеством, вдохновленным Зентангл . Ведь, научившись рисовать в стиле Зентангл, трудно удержаться в конкретных рамках, хочется рисовать на большем формате, экспериментировать с другими материалами. Техника обладает свойством пробуждать креативность и вдохновение.

    Таким образом, для начинающих художников, в том числе для школьников, техника зентангл может быть хорошим инструментом для развития не только графических навыков, но и навыков творческого самовыражения.
    Список использованной литературы

    1. Мишина Н.В. Методы развития графических умений подростков в процессе художественно-проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 113.

    2. Ванеев А.В. Декоративная живопись (методические рекомендации) // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2014. № 4 (11). С. 1-4.]

    3. Мирхасанов Р.Ф. Развитие композиционного видения для решения учебных задач при выполнении натурной постановки // Научные исследования в образовании. 2012. № 8. С. 38a-41.].

    4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. 144

    5. Смирнова М.А., Вилкова А.А. Декоративно-графическая композиция в системе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 788-794

    6. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности, – Н. Новгород 2004. – 20 с.

    7. Кабижанова Г.К. Основы декоративной композиции: учеб. пособие. – Алматы: Изд-во «Лем», 2002. – 128 с.,ил.

    8. Шевцова А.А., Этничность и традиционализм в творчестве современных казахстанских художников// Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15) C.136-140

    9. Барбара Шер. Большая книга зентанглов. – М..: ЭКСМО, 2016, 144с.

    10. Фолькман Ю.Основы медитативного рисования в стиле Зентангл // Интернет-издание, 2016. — 55 с.

    11. Биценко В. Декоративная композиция натюрморта как средство развития умений и навыков комбинаторики // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46)



    написать администратору сайта