Актуализация темы и цели урока Этап усвоения нового материала
| Искусство Казахстана в 20-30-е годы XX века развивается и процветает, благодаря Великому и талантливому народу, несмотря на жесткое давление государственных структур.
Отрицательные аспекты в области культурного строительства в 20-30-е годы XX века:
Террор и истребление национальной интеллигенции;
Тоталитарное идеологизирование культуры народа;
Отсутствие понятия «национальная культура» и замена его понятием «интернациональная культура». В январе 1926 г. постановкой "Енлик-Кебек открылся первый в республике национальный казахский театр в Кызыл-Орде. Его возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891–1937). Первую театральную труппу составили артисты Е. Умурзаков, С. Кожамкулов, К. Бадыров, К. Куанышбаев, А. Кошаубаев, И. Байзаков. Первые постановки театра — пьесы С. Сейфуллина «Красные соколы», Ж. Шанина «Аркалык батыр», Б. Майлина «Шаншар молда» («Хитрый мулла»). Репертуар из мировой классики составили пьесы «Женитьба» и «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Мятеж» Д. А. Фурманова, «Отелло» У. Шекспира. Крупными событиями в жизни театра стали премьеры спектаклей по пьесе Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян сулу» и пьеса М. Ауэзова и Л. Соболева «Абай» (1940 г.). В 1937 г. театру было присвоено наименование Казахский Академический театр драмы. В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый в истории народа уйгурский музыкально-драматический театр. В его репертуаре прочное место заняла пьеса Ж. Асимова и А. Садырова «Анархан». В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр. Наибольший успех имела музыкальная драма «Чупхин-дон» Д. И. Дон-Има. В январе 1934 г. был открыт Казахский государственный музыкальный театр, ныне Казахский Академическай театр оперы и балета имени Абая. Премьера театра — опера «Айман-Шолпан». Только в первом сезоне спектакль был показан более 100 раз. Первой казахской оперой стала «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского.
Здание Казахского государственного академического театра им. Абая — ГАТОБ является одной из известнейших достопримечательностей города Алматы. Современный ГАТОБ является одним из крупнейших театров Евразийского пространства. Самые прославленные мастера сцен входят в творческую группу ГАТОБа. Концертный зал вмещает 793 зрительских места.
Евгений Брусиловский стал первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Брусиловским были сочинены оперы «Кыз-Жибек»(1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936). Амре Кашаубаев покорил своим могучим талантом просвещенных зрителей Европы: в 1925г. На Всемирной выставке декоративных искусств в Париже во Франции, а в 1927 г. на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии. В мае 1938 г. состоялась первая декада казахского искусства в Москве, где были показаны оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена К. Байсеитова.
Куляш (Гульбахрам) Жасыновна Байсеитова – знаменитая казахская певица, одна из основателей казахского оперного искусства, общественный деятель, народная артистка (1936), лауреат Государственной премии СССР (1948–1949. Она сыграла в разных операх роли Кыз Жибек, Шуги, Айман, Акжунус, Кадиши, мадам Баттерфляй, Маро, Ажар, Сары, Алтыншаш, создав великолепные сценические образы. Искусство Куляш восхитило многих классиков театра и кино. Одной из самых выдающихся работ Куляш считается роль Сары в опере М. Толебаева «Биржан и Сара». За исполнение этой роли ей в 1946 году была присвоена Государственная премия СССР. Куляш Байсеитова проявила многогранный талант, неповторимые особенности своего исполнения. Она прославилась и как талантливая концертная певица. Куляш не было равной, она так и останется навсегда «казахским соловьем». В 1934 г. был создан Казахский государственный оркестр имени Курмангазы. Первым руководителем стал известный композитор А. К. Жубанов. В 1936 г. открылась филармония имени Джамбула. Многое сделал для развития музыкального искусства этнограф и композитор А. В. Затаевич. Он записал более 2300 народных песен и кюев и опубликовал: в 1925 г. сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»; в 1931 г. — сборник «500 песен и кюев казахского народа». В 1932 г. А. В. Затаевич был удостоен звания «Народный артист Казахстана». Восторженно отзывались о композиторе писатели М. Горький и Ромен Роллан. Советский ученый-музыковед Б. В. Асафьев справедливо считал труд «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой, а может быть и тысячелетней культуры. В 1930-е годы зародилось киноискусство Казахстана.
У его истоков стояло Алма-Атинское отделение треста «Востоккино», выпустившее ряд документальных «На джайляу», «Турксиб» и немых художественных фильмов «Песни степей», «Джут», «Тайна Каратау». В 1934 г. в Казахстане была открыта первая студия художественных фильмов, а в 1938 г. «Ленфильмом» снят первый казахский звуковой фильм «Амангельды» (сценаристы: В. Иванов, Б. Майлин, Г. Мусрепов; режиссёр М. Левин; исполнитель заглавной роли Е. Умурзаков). Фильм обрёл огромную популярность в Казахской ССР, а его создатели были награждены Почётными грамотами Верховного Совета Казахской ССР. Фильм посвящён событиям, происходившим в Казахстане в 1916—1919 годах. Начало призыва царизмом казахов на земляные работы на фронты первой мировой войны ведёт к восстанию крестьян — шаруа. Во главе восстания становится Амангельды Иманов. Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Г Хлудова. Одним из его учеников был первый художник-казах Абылхан Кастеев, впоследствии народный художник Казахстана. Происходит из племени суан Старшего жуза.
С 1929 по 1931 годы учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).
Затем с 1934 по 1937 годы он продолжил учёбу в Москве, в художественной студии имени Крупской.
Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956). В 20—30-е годы в сфере культуры происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно шли процессы и созидания, и уничтожения достижений культуры. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осуществлялось всеобщее обязательное начальное образование, открывались вузы и техникумы, формировалась национальная интеллигенция, с другой стороны, шло ее истребление. Огромный ущерб развитию культуры наносило тотальное идеологизирование. Итоги урока
Отметим несомненные успехи и яркие достижения деятелей культуры Казахстана в 1920 – 1930 гг.
Успехи в развитии культуры Казахстана могли бы быть значительнее, если бы не препятствия тоталитарной системы, утвердившейся в СССР начиная с 20-х годов. Она не давала возможности для развития национальных культур, подгоняя их под идеологические стереотипы социалистического реализма. Все те, кто ратовал за развитие казахского языка, искусства, национальных обычаев и традиций, были подвергнуты репрессиям.
| Проверим себя.
| Прощание
Наш урок подошел к концу.
До свидания!
|
|