Главная страница
Навигация по странице:

  • Десятинную

  • Зарождение и формирование древнерусских городов 10-12 вв. (планировка, храмы, жильё, укрепления).

  • Киеве

  • архитектура древней руси. Архитектура др Руси. Развитие культового зодчества. Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке


    Скачать 18.06 Kb.
    НазваниеРазвитие культового зодчества. Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке
    Анкорархитектура древней руси
    Дата18.03.2023
    Размер18.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрхитектура др Руси.docx
    ТипДокументы
    #998628


    Архитектура древнерусского государства конца 10 – 13 в.

    Развитие культового зодчества. Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке

    Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь взяла и то ценное, чем обладало это, самое передовое в 10-12 вв., государство Европы. Культурные связи во многом предопредилили облик древнерусского государства, в т.ч. и строительство храмов – византийских, крестово-купольных.

    В 989-996 гг. в Киеве кн. Владимир построил каменную Десятинную (ПОЧЕМУ) церковь Успения Богоматери. Она была главным храмом Киевской Руси того времени. Это было величественное крестово-купольтное сооружение с пятью нефами, шестистолпная, с трёх сторон окружённая галереями. Храм был украшен мозаиками и фресками, имел площадь ок. 900 м², увенчивался, по словам летописца, “25 верхами” – т.е. главами. Храм был разрушен в 1240 г. при взятии Киева монголо-татарами (был последним убежищем защитников).

    В 989 г. в Новгороде была сооружена дубовая церковь св. Софии с13 верхами, не имевшая аннологий в византийской архитектуре (простояла 60 лет).

    Основной строительный материал каменных соборов – это плинфа – особый крупноформатный тонкий кирпич светло-розового цвета. Фундаменты храмов возводили на ряде дубовых брёвен залитых раствором. Кровельным материалом служили листы свинца, которые укладывались прямо по сводам на специальной прослойке из известкового раствора.

    После смерти кн. Владимира и междуусобной борьбы с братьями киевским князем стал Ярослав Мудрый. Он стал инициатором сооружения Софии Киевской – храма призванного приобщить недавних язычников к новой религии. Этот храм был сооружён, в принципе, с той же целью, что и София Константинопольская – утвердить роль новой столицы, как центра объединения всех восточно-славянских земель.

    Собор был заложен в 1037 г. (сейчас перестроен в стиле украинского барокко 17-18 вв.). Ритм объёмов собора идёт от более низких боковых, к самому высокому 13 куполу. Пять нефов создают постепенную градацию от полумрака боковых к светлому пространству над средокрестием. Храм имеет огромную протяжённость и с 3 сторон окружён галереей. Кроме 13 куполов, над собором возвышались верхи 2 башен, пристроенных в западной части собора после его возведения. Фасады собора украшены плоскими полуциркульными нишами, меандровыми фризами из поставленных на ребро и утопленых в толщу стены кирпичей. Внутри храма сохранилось большое количество мозаик и фресок, не только религиозного, но и светского содержания – на стенах лестничной башни находятся фрески с изображением группового портрета семьи Я.Мудрого, а также скоморохов, музыкантов, игр на константинопольском ипподроме. Первоначально храм был окружён стеной митрополичьего замка (двора). Собор был центром летописания, тут находилась первая на территории Др. Руси библиотека, тут проходили торжественные церемонии – встречи послов, возведение на трон князей и др.

    София Новгородская (1045-1050) была построена сыном Я.Мудрого, новгородским князем Владимиром Ярославовичем. Храм имеет много общего с Софией Киевской. Перед архитектором стояла таже задача – создание обширного и величественного главного храма города, с выделением отдельного внутреннего пространства для князя и его окружения.

    София Новгородская представляет собой монументальный пятинефный храм с мощной лестничной башней, его венчает шесть куполов ( из которых один над лестничной башней). Его строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую.ю поэтому он во многом подобен Киевскому, однако в структуре собора видныотличительные черты от Софии Киевской. Внешний облик Новгородской Софии проще, суровее и мужественнее благодаря гладким стенам, остутсвию ниш, сильно выступающим, подобно контрфорсам, лопаткам, меньшему количеству куполов (6 вместо 13). Такие простые формы стен более соответствовали своеобразной кладке собора: главный строительный материал здесь являлся дешевый и удобный местный камень-известняк, а плинфу использовали преимущественно в кладке таких ответственных конструкций, как арки и своды. Отёсанные лишь с одной стороны плиты известняка не позволяли делать такие детали, как в Киевской Софии. Отстутствием плинфы в кладке стен Новгородской Софии объясняется и отсутствием на них полос узорной кирпичной кладки, встречаемой в Софии Киевской. Средство, которыми новгородские архитекторы предали храму суровость и монументальность почти не выходят за пределы утилитарно-необходимого. Всё это было обусловлено не только местными строительными традициями, но и знакомством новгородских зодчих как с южно-русским и византийским зодчеством, как и с романской архитектурой Западной Европы. Крупные камни, из которых сложена Новгородская София сближает ее с некоторыми постройками Скандинавии.

    Внутри храма с трёх сторон расположен пояс обширных галерей-хоров для князя и его свиты, всё внутреннее пространство отличается большой целостностью и компактностью, в его убранстве вместо мазайки используется фреска, отсутствует мрамор и шифер.

    Третий собор Софии, построенный на территории Древней Руси – это Полоцкая София (1044-1066), возведённый князем Всеславом Брячиславовичем (Чародеем). По своему типу храм был 5-нефный, крестово-купольный с тремя гранёными апсидами, в общих чертах близкий к соборам в Киеве и Новгороде. На каждом фасаде (кроме восточного) было по 6 лопаток, которые соответствовали делению помещения 16 столбами на нефы. Собор увенчивался 5 или 7 куполами и имел столбообразный облик. Храм сложен из плинфы и природного камня в технике кладки со “спрятанным рядом”, что создавало двухцветную гамму поверхности. Внутри храм был украшен фресками.

    Зарождение и формирование древнерусских городов 10-12 вв. (планировка, храмы, жильё, укрепления).

    С возникновением и развитием феодальных отношений связан процесс формирования древнерусского города, как ремесленно-торгового и политического центра. Города возникали на реках, на пересечении торговых путей, часто на месте древних городищ. Характер планировки города определялся особенностями рельефа местности. Обычно города строились на высоком мысе, образованном слиянием 2 рек или оврагов, которые служили натуральными оборонительными укреплениями, а их напольная часть отгораживалась валами и рвами.

    Каждый древнерусский город имел три составные части:

    1) детинец – самая укреплённая часть города, его цитадель, место жительства феодала, последнее убежище при нападении врагов. От остальной части города детинец отделялся рвом, через который был переброшен подъёмный мост.

    2) окольный град – собственно сам город, место жительства основной части горожан. Окольный град был окружён крепостными укреплениями – валами, стенами и рвами (часто включавшими природные овраги). На окольном граде находилась торговая площадь, основные храмы и улицы. Главные улицы вели к специальным проходам через насыпные валы – к укреплённым городским воротам. В Киеве такие главные каменные ворота по примеру Константинополя назывались “Золотые ворота” и были мощным оборонительным сооружением с арочным проходом внутри. Далее за городскими воротами улицы переходили в основные дороги.

    3) посады – неукреплённые части города находящиеся вне городских стен, переходящие в поля и огороды.

    Многие разросшиеся города размещались на обоих берегах рек, включали Верхний и Нижний замки.

    ПРИМЕР – КАКОЙ-ТО ГОРОД (

    ГОМЕЛЬ)

    Городские укрепления, как детинца, так и окольного града, состояли из насыпного земляного вала, по верху которого шли деревянные стены. Такие деревянные стены делались трёх видов:

    Тын – деревянный сплошной забор из врытых столбов – частокола. Это наиболее древний способ укрепления стены.

    Городня – отдельные срубы, поставленные вплотную друг к другу, внутри засыпанные землёй и камнями.

    Тараса (ы) – система деревянных каркасных стен, при которой 2 паралельные стены через некоторый промежуток соединялись врубленными в них поперечными стенками (перерубами), а образовавшиеся т.о. клетки засыпались землёй и камнями.

    Стены завершались обламом – надвисающий выступ сруба в верхней части городской рубленной стены или башни для ведения “подошвенного боя”.

    Ворота, слабые участки стен укреплялись деревянными башнями, но до 13 в. они были достаточно редки в крепостях.

    Древнерусский город распадался на торговые и ремесленные “концы”. Обычно такие “концы” заселялись людьми одной профессии, что обуслвливалось условиями производства (кожевенники – у воды, гончары – у выхода глин и т.д.). Часто “концы” отвечали этническому принципу – Чудский конец в Ростове, еврейское предместье в Киеве и т.д. Кольцо городских укреплений предопределило скученность застройки.

    Улицы представляли собой проезд между заборами, в которых находились ворота. Все постройки находились за оградой. Улицы мостились деревянными плахами 4-5 м длинной, под которыми часто пропускались дренажные трубы из огромных брёвен, диаметром 60 см и длинной 20-30 м.

    Жилище было социально дифференцированным – жильё богатых и жильё бедных. Застройка была не только одноэтажной, но и двухэтажной, а боярские и княжеские хоромы возможно и выше. Жилища этого периода мало отличались от сложившихся в предыдущую эпоху. Обычным типом городского массового жилища был однокомнатный дом, обычно полуземляночный каркасный с глиняным заполнением стен на юге и наземный рубленный на севере. Известны дома и с 2-3 помещениями. Дом имел тёсовую крышу, глинобитный или деревянный пол. Глиняный очаг обычно располагался у задней стены напротив входа, дым выводился через отверстие над входом, печных труб не было, дома топились «по-чёрному» (курные избы). В полу жилища устраивались хозяйственные ямы. Скупое освещение происходило через волоковые окна – небольшие отверстия, вырубленные в двух соседних брёвнах стены и закрываемые специальной задвижкой-волоком. Двери домов в древнем Бресте имели высоту около 1 метра. Многие дома имели различные деревянные резные украшения (археологи обнаружили закрылины, резные столбы в Новгороде, наличник в Полоцке и др.).

    Жилой дом феодала обычно состоял из 3 поставленных рядом клетей (срубов). Некоторые дома имели нижний деревянный полуподвальный этаж – подклет. Внутри города и за его пределами князья и дружинники возводили «дворы» – связанный в ансамбль ряд построек. Характерной частью двора был «терем» – помещение, возвышающееся над всеми хоромами, вышка, крытая шатром. Вне городов феодальные «дворы» представляли собой укреплённые крепости-замки, обнесённые валом, рвом и стенами, включавшие княжеские дворцы-«хоромы», жилища челяди, склады с/х продуктов, церкви.


    написать администратору сайта