развитие логики в китае. Развитие логики в Китае. Развитие логики в Китае
Скачать 21.4 Kb.
|
Развитие логики в Китае Древний Китай сложился на основе культур 5-3 тысячелетий до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течение длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. На грани нашей эры государство Древнего Китая выходит уже далеко за пределы бассейна Хуанхэ. Древнекитайское классовое общество и государственность образовались позже, чем в других древних цивилизациях Передней Азии. Но после своего возникновения оно начинает развиваться в быстром темпе. Создаются высокие формы экономической, политической и культурной жизни, которые приводят к складыванию оригинальной общественно-политической и культурной системы социальной жизнедеятельности. Интересно История логики Китая начинается со времён правителя Фу Си. Говорят, что он имел тело змеи, но с человеческой головой (описание Хуанфу Ми, 215-282), т.е. в виде нага. Его помощником был дух дерева Гоуман, державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Его резиденция находилась в Чжэнчжоу в Хэнани, в городе, который существует и поныне. Согласно преданиям именно, боги вдохновили Фу Си на написание священной книги древнего Китая «Иц-зин», из которой проистекла теория о том, что физическая Вселенная возникла и развивается благодаря чередованию инь и янь. Государство и династия Инь (Шан) располагались на территории современной провинции Хэнань. Чжоуские вожди, завоевав династию Инь, переняли многие передовые формы управления, способы обоснования принятых решений от покорённого государства Инь. Ядром создаваемой империи становится Царство Цинь с 221-207 до н.э. Первый император Китая Цинь Ши-хуанди (221-210 до н.э.) строит Великую стену для защиты от кочевников. Расширяет и реорганизует армию, вводит единое законодательство, осуществляет унификацию монеты, мер и весов, развивает инфраструктуру городского хозяйства, создаёт школы. Первым основателем династии Хань стал Лю Бан. Он восстановил систему циньского государственного управления, но многие законы смягчил. Была введена система государственных экзаменов на замещение административных постов, что привело Ханьскую империю к взлёту её экономического могущества. Среди образованных слоев населения наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуций – основатель этико-духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая, был рожден в VI веке до н.э. Созданная Конфуцием система философских взглядов оказывала огромное воздействие на развитие Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Современник Конфуция учитель Мо Ди основал школу, представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. Под логикой в Китае, по утверждению Пань Шимо, принято понимать, прежде всего, логику периода Чунь-цю и Чжань-го, когда появляется понятие «философская дискуссия» и создается ситуация, известная как «соперничество ста школ». В школах логики этого периода отдавалось предпочтение рассуждению по аналогии. Благодаря этому методу, был разработан метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам. Кроме этого, ученые-логики исследуют теорию понятий, вопросы об искусстве дискуссии. Такими мыслителями являлись: Дэн Си, Конфуций, Хуэй Ши, Гун-Сунь Лун, Мо-Цзы, Сюнь-Цзы, Хань Фей-Цзы. Одно из ответвлений школы Мо-Цзы – так называемая школа мин-цзя – школа имён приступила к исследованию приёмов формально-логического мышления. Они подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с Аристотелем. В Древнем Китае большинство логических теорий и учений было рассеяно по различным трактатам, посвященным вопросам политики, философии, этики и естествознания. Усилиями школы имен (мин-цзя), школы законников (фац-зя), конфуцианской школы (жуц-зя) и особенно школы (мо-цзя) была создана целостная логическая концепция — Рассуждения Мо-цзы. Древнекитайский философ Мо-цзы и его последователи разработали логику и теорию познания. Все наши знания, учили Мо-цзы и его ученики, представляют собой результат совместного усилия наших органов чувств и мышления. Они подчеркивали, что выработка правильных понятий – «имён» – важный фактор в процессе познания. Всеобщее имя есть понятие, включающее в себя все конкретные вещи и предметы. Родовое имя – понятие, обозначающее группу родственных друг другу вещей. Частное имя – это граница в обозначении действительности, т.е. черта, за которой человеку уже нет необходимости расчленять вещь в своих понятиях. Моцзыисты выдвинули категорию «бянь» (суждение) как основу логического метода. С её помощью определяются истина и ложь, законное и незаконное действия; устанавливаются тождество и различие; выясняется соотношение межчу именами (понятиями) и действительностью, устраняются сомнения. Позднее, взяв за основу учение Мо-цзы, его последователи создали первый в истории китайской логики трактат «Мобянь» – Рассуждения Мо-цзы. В этом труде разработана классификация имен, изучаются логические отношения между именами, рассматриваются утвердительные и отрицательные суждения. Ученики Мо-цзы считали, что два суждения не могут быть истинными или ложными одновременно, ибо лишь одно из них истинно, а другое — ложно. В «Мобянь» подробно изложена теория распределённости терминов в категорических суждениях. Мо-цзы предложил семь методов рассуждения (выдвижения гипотез): хуо (вероятность); цзя (предположение); сяо (подражание образцу); би (сопоставление); моу (сравнение); юань (ссылка на мнение оппонента); туй (распространение). Серьезное внимание в «Мобянь» уделено вопросам аргументации тезиса и рассуждения, правилам умозаключений, аналогии, правилам ведения спора, дискуссий. В трактате говорится, что источником истинного знания являются три вида знания: цинь чжи (непосредственное знание), охватывающее индивидуальный опыт каждого человека; вэнь-чжи (услышанное знание), опосредованное, полученное от других людей; шоч-жи (разумное знание), выраженное в понятиях, суждениях и умозаключениях. Эти виды знания взаимосвязаны,причем первые два являются основой, источником для третьего вида. Разрабатывая вопросы создания логических систем, они вплотную подошли к пониманию содержания закона тождества, основному принципу закона исключенного третьего. Пань Шимо -автор статьи «Логика Древнего Китая» даёт интересную информацию о тех проблемах, которые разрабатывались в логических теориях периода ранней династии Цинь: теория имени; теория «цы» (высказываний); теория «шо» (рассуждения) и «бянь» (спора); об основных законах мышления. Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая: логические теории концентрировались вокруг основных понятий – «мин» (имени) и «цы» (предложения, высказывания); логика была тесно связана с языком того времени и не обращала серьёзного внимания на различие между логической природой «мин» и «цы» и их языковыми свойствами; она обычно исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии; в Древнем Китае логика находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и моральноэтических концепций. Китай всегда был страной с жёстким чувством подчинения. Младший по возрасту должен подчиняться старшему, последний подчинялся старшему по положению. Эти особенности древнекитайской системы выстраивания логических учений практически не позволили ей создать четкую систему знаний об умозаключениях. В результате, возникнув по времени раньше, чем древнегреческая, логика Древнего Китая и её структура так и не были выстроены и остались в зачаточном состоянии. Между тем в межцивилизационной перспективе демонстрация рациональности китайской аргументации, выявленных принципов организации знания и правил преобразования внереа- лизованной информации, были с необходимостью использованы для полноценного понимания как самой китайской культуры, так и специфики менталитета всей синоцентричной цивилизации. |