Главная страница

Реферат. Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки


Скачать 0.81 Mb.
НазваниеРазвитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
АнкорРеферат
Дата09.05.2023
Размер0.81 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файлаreferatbank-44039.rtf
ТипДиплом
#1116053
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1.3.6. Развитие джаза и северо-американская негритянская музыка


Менее чем за век из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры.
Что отличает джаз, так это импровизация, часто нескольких музыкантов одновременно. Джаз изначально представлял собой перелом западных музыкальных традиций, где композитор писал музыку на бумаге, а музыканты пытались сделать все, чтобы эту музыку воспроизвести максимально "близко к замыслу композитора". В джазовой композиции изначальная тема - это просто начальная точка отсчета для музыканта, чтобы высказаться в своем собственном соло. Темой может служить популярная песенка или блюз, которую сами музыканты не написали, однако в процессе их игры рождалась новая пьеса, которая могла иметь довольно мало сходства с оригиналом. В любом случае, джазовый музыкант - всегда автор того, что он играет.
     Сегодня джаз включает в себя огромное количество стилей: от архаичного народного блюза, рэгтайма, нью-орлеанского джаза и диксилэнда, идя через свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп и современный джаз к абсолютно свободным формам фри-джаза и электронной музыки.
Как и всякая профессиональная музыкальная традиция, джаз берет свое начало из народных источников. Его происхождение теряется в веках, но известно, что черные рабы, насильно оторванные от родной культуры своих предков, выработали новые формы песни-повествования. Черная музыка в Америке сохранила много черт африканского музицирования, такие, например, как ритмическая четкость и коллективная импровизация. Это наследство, смешавшееся с музыкой новой родины, в большинстве своем вокальной, образовало более чем новое звучание.
    Выделим три источника, три составных части, откуда развивался джаз. Это:
        1. спиричуэл и госпелз - духовные песнопения негров;
        2. блюз - изначально развлекательная музыка, исполняемая бродячими исполнителями, как правило - с текстом о нелегкой жизни черных;
        3. рэгтайм - фортепианная танцевальная музыка.

Спиричуэл и госпелз


Наиболее известная форма ранней афро-американской музыки - это спиричуэл, религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете. Известно, что негры практически не получали образования в Америке до отмены рабства, однако же христианство им пытались проповедовать; для малообразованных негров сама концепция Ветхого Завета оказалась более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Эти замечательные, трогательные религиозные напевы практически сохранились только в южных городах Соединенных Штатов. То, что сейчас многие известные исполнители выдают за это направление, является очень облагороженной версией спиричуэл.
Интересно, что более позднее образование - госпелз, основанное на текстах Нового Завета (Gospel - Евангелие) сохранились в более первозданном виде, и их можно услышать на имеющихся теперь записях.
     Другие ранние музыкальные формы, возникшие до отмены рабства, включают в себя рабочие песни (work songs), а также детские песни и танцы, что особенно способствовало легализации негритянской музыки - система жестко ограничивало музыкальную активность рабов.

Рождение блюза

После освобождения рабов афро-американская музыка начала стремительно развиваться. Особенную роль сыграли распроданные после Гражданской Войны духовые, ударные и другие инструменты, которые широко использовались в военных оркестрах. Эти почти дармовые инструменты стимулировали возникновение духовых танцевальных оркестров, а также возникновение блюза.
Блюз, несмотря на кажущуюся простоту музыкальной формы, по своей природе всегда исполняется с бесконечными вариациями. Он стал неотъемлемой частью любого из стилей джаза, но существует и в своей оригинальной форме - таким, каким он возник.
  Изначально блюз (развлекательная музыка, в отличие от духовных песнопений госпелз и спиричуэл) исполнялась одним-двумя исполнителями под аккомпанемент гитары, губной гармошки, банджо или любого другого имеющегося инструмента. Исполнители - безработные негры (тогда только мужчины) - ходили из деревни в деревню, зарабатывая своим пением. Как правило, любой исполнитель блюза был также и его автором.
    Заметим, что в отличие от российской традиции развлекательной массовой песни под гитару - КСП, черному блюзу была всегда присуща некая самоирония и оптимизм, несмотря на общее печальное, меланхолическое настроение.
 Духовые оркестры и рэгтайм
    В конце 1880 годов практически в каждом из южных городов США были развлекательные черные духовые оркестры (в то же самое время на севере США негритянская музыка была более ориентирована на европейскую традицию). Приблизительно в это время появляется рэгтайм. Изначально это была фортепианная музыка, сочиняемая автором и не предусматривающая никакой импровизации, но духовые оркестры подхватывали всякие популярные мелодии, в том числе и рэгтайм, и достаточно широко их исполняли. Музыка духовых оркестров не могла быть не импровизационной - в большинстве своем музыканты не знали нот.
    Золотой век рэгтайма приходится приблизительно на 1898 - 1908 годы, но возник он раньше, а исполняется до сих пор. Сам рэгтайм похож на польку, что особенно подчеркивается аккомпанементом левой руки пианиста; однако правая настолько сильно синкопировала, что возникал ритмический диалог. Однако рэгтайм практически не содержал блюзовых элементов.
    Рэгтайм, особенно в популярных версиях духовых оркестров, был развлечением, ориентированным на средний класс, и, естественно, презирался музыкальным истеблишментом.
    Музыка, которая еще не называлась джазом (тогда произносили Jass, а не Jazz) зародилась в черных рабочих кварталах южных городов США в последнее десятилетие XIX века. Как и рэгтайм, эта музыка прежде всего была ориентирована на танцы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта