Конен В. - Пути американской музыки - 1965. Второе дополненное издание музыка москва 1965
Скачать 16.11 Mb.
|
ВТОРОЕ ДОПОЛНЕННОЕ ИЗДАНИЕ МУЗЫКА МОСКВА 1965 В. КОНЕН ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ США ПУТИ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКИ <стр. 2> Посвящается памяти Болеслава Леопольдовича ЯВОРСКОГО 3 ВВЕДЕНИЕ 1 Американская музыка — явление относительно новое не только для европейцев, но и для самих жителей Соединенных Штатов. На протяжении по крайней мере двух столетий ее развитие отставало от других областей национальной культуры. Формирование современной американской цивилизации началось еще в эпоху позднего Ренессанса. Уже не одно столетие Северная Америка вносит свой вклад в развитие науки и техники, ее литература давно стала неотъемлемой частью мировой художественной культуры. А национальная музыка США на протяжении длительного времени развивалась где-то в глубине, вне поля зрения городского общества. Появление джаза, покорившего в наш век весь капиталистический мир, было воспринято как неожиданность не только в восточном полушарии. И на самой родине джаза ломали голову над происхождением этого полуварварского, полуурбанистического искусства. В то время еще очень мало знали о многих интересных и сложных художественных процессах, совершающихся на американской земле. Эта странная изолированность — одна из характернейших особенностей развития национальной американской музыки. На первый взгляд подобное утверждение может показаться сомнительным. Разве в США не созданы хорошо документированные труды по истории американской <стр. 4> профессиональной музыки? Разве не изучена и не отражена в опубликованных исследованиях деятельность американских симфонических оркестров, музыкальных издательств, композиторских школ? Отечественным историкам удалось восстановить даже подробности музыкального быта первых колонистов. Все это верно, но в то же время далеко не отражает всей широты вопроса. Дело в том, что формирование американской национальной музыки не только не ограничивается рамками профессионального городского искусства, но по существу только отчасти соприкасается с ним. С городскими центрами неразрывно связано лишь развитие профессионального композиторского творчества. Между тем эта область американской музыки, в отличие от музыкальных школ Европы, начиная с колониального периода и вплоть до второй четверти нашего века играла сугубо второстепенную роль в художественной жизни страны. Ее сфера влияния была академически ограниченной, а творческая продукция отличалась несамостоятельностью. Стремление трактовать эту ветвь американской культуры как сколько-нибудь эквивалентную национальным музыкальным школам Европы привело бы к ложным акцентам и к неразрешимым противоречиям. При подобной постановке вопроса неосвещенными остаются самые интересные и самобытные явления в американской музыке прошлого. Ни Стивен Фостер, ни Джордж Гершвин, ни негритянские спиричуэлс, ни джаз не связаны с этим «профессиональным ответвлением» американского искусства. Громадная, по существу решающая роль, которую играет профессиональное композиторское творчество в процессе формирования национальной школы в любой стране, очевидна и не нуждается в разъяснениях. Но для Соединенных Штатов такая его роль — скорее перспектива будущего. Заметный сдвиг в развитии американской профессиональной музыки наметился только в период второй мировой войны. Лишь на рубеже сороковых годов американцы впервые заговорили о «совершеннолетии» отечественной музыкальной культуры. И даже сегодня, несмотря на обилие композиторских сил и высокий уровень исполнительского искусства, вопрос <стр. 5> о существовании в США единой национальной школы в музыке пока еще ждет ответа. На протяжении трех столетий подлинно национальные формы американской музыки складывались вдали от современной культуры европейского типа. В большинстве случаев для городских кругов они всплывали на поверхность неожиданно. Лишь во второй половине XIX века американская публика обнаружила, что в Новом Свете сформировалось свое американское музыкальное искусство, истоки и промежуточные стадии роста которого теряются в далеком прошлом. Только в нашем веке американские этнографы и музыковеды обратили внимание на подпочвенные слои народной культуры, порождающие вполне самобытные виды музыки. Собранный ими материал раскрывает захватывающую по своей необычности и красочности картину *, В ней проявляется удивительное разнообразие национальных культур и эстетических направлений, полностью исчезнувших из стандартизованной городской цивилизации США. Именно в этой народно-бытовой сфере и заложено неповторимое своеобразие, резко отличающее американскую музыку от ее европейского прототипа. 2 Быть может, ни в одной стране мира музыкальный фольклор не отличается такой пестротой, как в Соединенных Штатах. По существу, только здесь и проявляются особенности тех этнических групп, образующих многонациональное население США, которые, если судить по литературе, языку, быту, общественному устройству, полностью ассимилировались и подчинились общеамериканским традициям. На американской почве живет народная музыка почти всех европейских районов, от славянского до иберийского, * Работа по изучению разнообразных видов американской национальной музыки в наше время далеко не исчерпана. <стр. 6> от скандинавского до апеннинского. Перенесенная в свое время в западное полушарие выходцами из Старого Света, она привилась и сохранилась в новых условиях. В результате торговли рабами широкое распространение получила на территории Соединенных Штатов также музыка народов Западной Африки. Наконец, множество видов индейской музыки существует и поныне в тех местностях, где сосредоточено коренное население. Самый древний вид фольклора США встречается среди индейцев. Эта область народного творчества обладает всеми характерными чертами первобытного искусства на разных уровнях развития доклассового общества. По сей день фольклор индейцев в США остается замкнутой первобытной системой внутри другой, более высокоразвитой музыкальной культуры, подобно тому как доклассовый первобытный коммунизм индейских племен сохранился внутри современного капитализма Соединенных Штатов. И в художественной жизни США в целом этот древний американский фольклор почти не участвует. Подобная обособленность индейского фольклора вызвана глубокими причинами. В отличие от испанских завоевателей, которые стремились к ассимиляции коренного населения и подчинению его испанской культуре, английские колонизаторы резко отделились от индейцев. Они непрерывно вели с индейцами жестокую борьбу на истребление или, в лучшем случае, мирились с временным параллельным сосуществованием. Важно также отметить, что индейское население, с которым столкнулись европейские переселенцы на севере, находилось на гораздо более низком уровне развития, чем его соплеменники в Южной Америке. Попытки англичан насильственно приспособить индейцев к новой общественной системе потерпели неудачу. Разрыв между уровнями культуры оставался непреодоленным. Поэтому разница в типах музыкальной выразительности не допускала взаимовлияний или даже одностороннего влияния европейского фольклора на индейский. В районах, заселявшихся с XVI века испанцами, на юго-западе страны, где индейское население обладало <стр. 7> своей собственной высокой культурой, местная музыка в большой степени поддалась воздействию иберийского музыкального творчества. В некоторых из этих местностей индейский фольклор почти исчез, в других — воспринял особенности иберийского фольклора и, в свою очередь, повлиял на формирование новой латиноамериканской музыки. Однако на большей части территории Соединенных Штатов сближение между индейской, европейской и современной американской музыкой так и не произошло. Тяжелые условия существования индейцев в государственной и общественной системе Соединенных Штатов ни в какой мере не способствуют этому. Жизнь в специально выделенном, изолированном районе типа заповедника (так называемые резервации), последовательное и убежденное самоотчуждение от жизни белых угнетателей все более отдаляют индейцев от современной американской культуры. Индейцы остаются единственной не ассимилировавшейся национальной группой в Соединенных Штатах. Соответственно этому народная музыка индейцев ни в какой мере не может претендовать на роль общеамериканского национального фольклора. Правда, в свое время среди американских композиторов возникла тенденция к использованию индейского фольклора в качестве тематического материала для симфоний и опер. Эти стремления были порождены поисками «национального колорита» в чисто умозрительное подражание европейским национально-демократическим школам. «Кучкисты» и Чайковский в России, Дворжак и Сметана в Чехии, Шопен в Польше, Лист в Венгрии, Григ в Норвегии открыли в музыкальном искусстве новые выразительные сферы, опираясь на фольклор своего народа. Американские композиторы предполагали, что путь к национальной школе в музыке США также может быть проложен через старинный индейский фольклор. Однако разрыв между складом музыкального мышления у индейцев и американцев европейского происхождения был слишком велик. Индейские мелодии оказалось возможным использовать лишь после того как они были радикально преобразованы и приспособлены к современному европейскому тематизму. С изменением <стр. 8> интонационного строя и мелодического склада, с введением европейской гармонии, которая в подлинном индейском фольклоре вовсе отсутствует, от индейского музыкального стиля ничего не осталось. Вместе с тем у американской публики, полностью оторванной от индейской культуры и воспитанной на европейской или европеизированной музыке, индейские темы не вызывали никаких эмоциональных или художественных ассоциаций. Интерес к индейскому фольклору в американской композиторской среде вскоре угас и более не возобновлялся. Другим видом неевропейского фольклора, укоренившимся в Соединенных Штатах, является африканская музыка. Ее не следует отождествлять с той афро-американской разновидностью, которая, начиная с последней четверти XIX века, занимает весьма значительное место в художественной жизни страны. До недавнего времени именно афро- американскую музыку, сформировавшуюся в Новом Свете, было принято рассматривать как негритянский фольклор США в целом. Однако уже в в наше время в результате многочисленных этнографических экспедиций установлено, что, наряду с новейшими видами негритянской музыки США, в Америке продолжает существовать африканский фольклор, мало видоизменившийся по сравнению со своими древними истоками. Он распространен на крайнем юге США (в районах, прилегающих к Мексиканскому заливу, в некоторых южных штатах вдоль реки Миссисипи) и на Антильских островах. Трудовые песни, морские напевы, охотничья музыка, пение, сопровождающее некоторые сохранившиеся «языческие» обряды, — вот главная сфера бытования старинного африканского фольклора. Изучение этого материала еще далеко не исчерпано, и каждый день приносит новые неожиданные «открытия». Среди видов европейского фольклора, привившегося в Новом Свете, наиболее распространен англокельтский, вывезенный колонистами из Англии в XVII веке. Первоначально в Северной Америке было два очага его распространения: Новая Англия на северо-востоке и южные колонии на Атлантическом побережье. Впоследствии в Новой Англии, которая уже в XVIII веке стала <стр. 9> крупным промышленным районом, фольклор сохранился, главным образом, в фермерских поселениях. Но на Юге, который до гражданской войны оставался земледельческим и привлекал крестьян-переселенцев из Англии, англокельтский фольклор повсеместно живет, продолжая порождать множество новых образцов в старинном стиле. Интенсивная английская колонизация на протяжении XVII и почти всего XVIII столетия, усиленная эмиграция из Ирландии в XIX веке привели к тому, что англокельтский фольклор распространился за пределами Новой Англии и южных районов. По мере того как заселялись центральные районы (будущие штаты Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд и другие) и постепенно осваивались западные земли, он прививался и в новых местностях. В настоящее время англокельтский музыкальный фольклор рассматривается американцами как органический элемент их художественного наследия, наравне с английской литературой или английским народно- поэтическим творчеством. Самым старинным видом европейского фольклора в США является народная испанская музыка, привезенная конквистадорами в начале XVI века. Она сохранилась на крайнем юго-западе Северной Америки (Новая Мексика, Техас, Калифорния, Флорида, Луизиана). Под воздействием американской культуры это искусство отчасти изменилось. Однако одновременно с новыми формами латиноамериканского фольклора, в частности мексиканского, в Соединенных Штатах живет и испанская народная музыка ренессансных традиций. В современной Америке бытует до сих пор также немецкий и французский фольклор. Рассадником народной музыки Германии была в свое время бывшая немецкая колония Пенсильвания. Немецкие народные песни и хоральные мелодии звучат во многих крупных городах центральных штатов США. Сохранению немецких фольклорных традиций в XIX веке способствовал и массовый приток иммигрантов из Германии, заселивших земледельческие западные штаты (Иллинойс, Висконсин, Небраска и другие). Некоторые виды французского фольклора сохранились <стр. 10> по сей день в бывших французских Колониях — Луизиане и отчасти Техасе. Вступив во взаимодействие с музыкой других народностей (испанской, африканской), они породили так называемый «креольский» фольклор. И, однако, некоторые образцы «чистого» французского фольклора Старого Света все еще встречаются на американской почве даже за пределами бывших латинских земель. Далеко не все разновидности европейской народной музыки, перенесенной в Новый Свет, в настоящее время собраны и изучены. Работа по исследованию американских фольклорных традиций началась относительно недавно (10—20-е годы нашего столетия). Почти всюду, где оседали какие-либо национальные группы, прививался и соответствующий фольклор. Так, например, в шахтерских районах Пенсильвании и сейчас распространены венгерские и словацкие песни. В городах тихоокеанского побережья можно услышать народные напевы китайцев и японцев, в крупных городах на берегу Атлантического океана, где больше всего сконцентрировано пришельцев из Европы, образовался сложный «конгломерат» европейских песен, не только англокельтских или немецких, но и итальянских, и украинских, и польских, и еврейских. Шведы и финны, армяне и русские духоборы — каждая из многочисленных, разнообразных национальных групп, осевших в Соединенных Штатах, привозила с собой народные песни своей страны. В развитии фольклора на американской почве намечаются две противоположные тенденции. Одна из них обнаруживает крайнюю консервативность и устойчивость традиций. Многие виды фольклора Старого Света очень мало эволюционировали, переселившись в Америку. Фольклористы констатируют, что некоторые образцы современной народной музыки в Соединенных Штатах значительно ближе к своим европейским прототипам эпохи Возрождения, чем в самой Европе. И индейская музыка, сформировавшаяся до современной американской цивилизации, также практически не подверглась внешним воздействиям на протяжении последних трехсот лет. <стр. 11> Можно ли, таким образом, вслед за некоторыми американскими музыковедами отождествлять национальные формы американской музыки с этим фольклором в целом или с некоторыми его видами? Подобная трактовка проблемы национального в музыке США представляется нам упрощенной и спорной. Ведь все характерные черты этого искусства сформировались вне зависимости от американской культурной среды и задолго до того, как оно было перенесено в Новый Свет. В новых условиях оно не столько развивалось, сколько застаивалось, «консервировалось». И чрезмерное разнообразие его национальных истоков, и ограниченно-местный * характер сферы его эстетического воздействия также говорят скорее о космополитических, чем об органически национальных чертах. Однако в развитии американского фольклора наметился и другой путь. Фольклор Старого Света не только сохранялся. В некоторых случаях он преобразовался до неузнаваемости и породил те новые художественные явления, которые мы можем рассматривать как национально-самобытные формы музыки США. 3 Среди множества видов фольклора, существующих на американской земле, некоторые обнаружили тенденцию к «скрещиванию» и дальнейшему развитию. Непосредственным результатом подобных перекрестных связей было рождение новых, истинно американских фольклорных «гибридов». В свою очередь, некоторые из них достигли полупрофессионального уровня, отделились от фольклорной среды и распространились по всей стране в виде своеобразных массовых жанров. Это искусство нельзя полностью отождествлять с народным * Известное исключение в этом отношении составляет англокельтский фольклор, распространенный во многих районах США. <стр. 12> творчеством, так как либо в его создании участвуют индивидуальные творцы, либо слишком заметно сказываются на его облике влияния профессиональной музыки; вместе с тем искусство это бесконечно далеко и от профессиональной композиторской школы. Оно отразило совсем иной склад музыкального мышления, принципиально другую эстетическую направленность, неизмеримо более низкий уровень композиторского мастерства. Все это резко отличает самобытные массовые жанры США от профессиональной, «европеизированной» музыки. Они образуют совершенно особую, самостоятельную ветвь музыкальной культуры, не имеющую прототипов в современной Европе. Уже в самой возможности тесного соприкосновения и взаимного влияния столь отдаленных по своим географическим истокам фольклоров, как, например, англокельтский, африканский, латинский, индейский, проявляется неповторимая американская специфика, немыслимая в Старом Свете. Но еще более знаменателен сам путь, по которому шло развитие этого искусства. Он был всецело предопределен характерными чертами общественного уклада, истории, художественных традиций, быта Соединенных Штатов. В гораздо большей степени и более органично, чем профессиональное искусство или перенесенный из Старого Света фольклор, новые американские жанры связаны с характерными чертами национальной культуры США в целом. Самым ранним образцом этой новой музыки был пуританский хоровой гимн. Он принял свой «классический» облик в конце XVIII века. Вытесненный наступающей городской культурой, он вскоре затерялся в глубинных слоях, но впоследствии дал ряд своеобразных художественных ответвлений. В прошлом столетии возникло два ярко оригинальных вида национальной музыки. Это, во-первых, менестрельная эстрада — специфически американская разновидность музыкального театра, от которой тянутся нити к современному джазу; во-вторых, негритянские хоровые песни - - спиричуэлс, не исчерпавшие себя эстетически и по сей день. Наконец, наше время отмечено бурным развитием джазовой музыки со всеми свойственными ей противоречиями. <стр. 13> Все эти виды музыкального творчества сложились полностью на американской почве. Они обладают свойствами массового искусства, имеющего устойчивые традиции. Их эстетический облик отражает особенности культуры Нового Света. Не вправе ли мы считать их подлинно национальными формами американской музыки? И в самом деле, знакомство с национальными и художественными истоками новых американских жанров, анализ их эстетики и выразительных особенностей помогают понять своеобразие музыки Нового Света. Вокруг этих задач и концентрируется настоящее исследование. 4 Главная цель нашей работы — освещение своеобразных путей национальной американской музыки. Однако к этой основной задаче не сводится все содержание книги. Не менее существенна и другая проблема, вырастающая из первой. Она заключается в том, что картина эволюции музыкального искусства в Новом Свете позволяет нам с новой точки зрения взглянуть и на особенности формирования национальных музыкальных школ в Европе. Истоки современной американской цивилизации уводят почти всецело к европейской культуре. Преемственные связи с ней ощущаются в любой сфере деятельности американского народа. И музыка США также начинала свой путь с освоения художественных ценностей, накопленных в Старом Свете в эпоху Возрождения. Но как бесконечно далеки друг от друга современные потомки этих общих предков в Европе и в Америке! Насколько различна, например, судьба протестантского хорала в западном и восточном полушариях. Заметно отличаются друг от друга и отпрыски испанской инструментальной культуры ренессансного периода в Старом и Новом Свете. И раннее оперное искусство «раздвоилось» на далекие друг от друга виды музыкального <стр. 14> театра в Америке и в европейских странах. Подобные связи и сопоставления, иногда выявленные, иногда подразумеваемые, образуют второй план этой книги, оттеняя, по принципу контраста, своеобразие путей музыки в Старом и в Новом Свете. История американской музыки последних трех столетий представляет, на наш взгляд, значительно меньший интерес как изолированное явление, чем как часть широкой исторической панорамы, охватывающей развитие всей музыкальной культуры Запада. Вот почему исследование, относящееся к истории музыки США, по существу выходит за пределы узко американской темы и соприкасается с более общими принципиальными проблемами современного музыкознания *. * Книга написана на основе исследования — диссертации, защищенной автором в 1946 году. Почти весь материал, основные положения и порядок глав остались неизмененными. Однако развитие музыкознания за последние годы потребовало известной переработки рукописи. Кроме того, автору стали доступны новые материалы, которые позволяют дополнительно аргументировать высказанные в диссертации положения, имевшие в то время в ряде случаев почти гипотетический характер (о роли испано-американской музыки в формировании джаза, о взаимоотношении негритянских спиричуэлс и англокельтского фольклора и другие). Эти материалы были приняты во внимание, а текст исследования написан заново. Во втором издании, в связи с выходом в свет ряда новых трудов по художественной культуре Африки, заново написана вторая глава. Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам Института Африки Академии наук СССР — А. Б. Давидсону, Л. О. Ханге и Б. И. Шаревской за ценные советы и критические замечания. <стр. 15> |