Главная страница
Навигация по странице:

  • "Губернские ведомости" . Поучительная рекламная практика “Земледельческой газеты”

  • "Ирбитский ярмарочный листок".

  • "Деловой корреспондент"

  • Развитие отечественной рекламы в 18-19 вехах.. Рюмшина реферат. Развитие отечественной рекламы в 1819 вехах


    Скачать 68.72 Kb.
    НазваниеРазвитие отечественной рекламы в 1819 вехах
    АнкорРазвитие отечественной рекламы в 18-19 вехах
    Дата22.04.2022
    Размер68.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРюмшина реферат.docx
    ТипРеферат
    #490679



    Министерство образования и науки РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российский государственный гуманитарный университет»
    факультет РЕКЛАМЫ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
    Кафедра интегрированных коммуникаций и рекламы


    РЕФЕРАТ

    на тему:
    Развитие отечественной рекламы в 18-19 вехах.

    Работу выполнила

    студентка 1 курса, направления СКиР

    очно-заочного отделения

    Рюмшина Екатерина

    Москва 2022

    Оглавление


    Оглавление 2

    Развитие рекламы в России 4

    Виды устного рекламирования 4

    Становление изобразительных рекламных форм вдореволюционной России. 6

    Лубочные картинки как вид рекламы 6

    Вывеска в дореволюционной России 6

    Дореволюционные афиша и плакат 8

    Специфика рекламы в первых печатных изданиях 9

    Газетная и журнальная реклама первой половины XIX века 11

    Специфика книжной рекламы в журналах: 13

    Реклама в печатных изданиях 1860-1880-х гг. 14

    Список литературы и интернет-источников: 17

    1.Развитие рекламы в России 3

    1.1.Виды устного рекламирования 3

    2.Становление изобразительных рекламных форм в дореволюционной России. 5

    2.2.Лубочные картинки как вид рекламы 5

    2.3.Вывеска в дореволюционной России 5

    2.4.Дореволюционные афиша и плакат 7

    2.5.Специфика рекламы в первых печатных изданиях 8

    2.6.Газетная и журнальная реклама первой половины XIX века 10

    2.6.1.Специфика книжной рекламы в журналах: 12

    3.Реклама в печатных изданиях 1860-1880-х гг. 13

    4.Список литературы и интернет-источников: 18

    Развитие рекламы в России


    Российская реклама развивалась медленно. Причина этому – специфические для Руси условия жизнедеятельности. Общественно-экономический и бытовой уклад, основой которых были домострой и натуральное хозяйство, когда все необходимое для жизни производилось внутри поместья или крестьянского двора, а также большая удаленность городов друг от друга и плохо развитые коммуникации существенно замедляли развитие рынка, а, следовательно, и рекламы. Не могли не сказаться на рекламной деятельности низкий культурный уровень населения, абсолютное большинство которого было неграмотно, длительное отсутствие печатных средств массовой информации и слабое развитие книгопечатания. Наиболее значимым фактором, оказавшим серьезное воздействие на становление российской рекламы, был постоянный государственный прессинг, выражающийся в попытках власти регламентировать рекламную деятельность, держать ее под контролем. Понимая, какую силу почувствуют частные издатели, получив возможность публиковать рекламные объявления, правительство до 1862 года сохраняло монополию на печатную рекламу. Все эти факторы непосредственно сказывались на процессе развития рекламы в России, предопределяли главенство одних рекламных средств над другими: длительное время российская реклама развивалась почти исключительно в устных и визуальных формах.

    Виды устного рекламирования


    Устная торговая реклама на Руси уходит корнями в глубь веков. Издавна характерной чертой российского быта была такая форма традиционного промысла, как розничная продажа. Именно их зычные выкрики и легли в основу всех форм российской устной рекламы, в которой условно можно выделить три ведущих направления:

    • рекламное творчество разносчиков, коробейников, бродячих ремесленников;

    • реклама зазывал;

    • театрализованная ярмарочная реклама.

    Были в ходу присказки, двустишия, заклички и прибаутки. Заклички и прибаутки уличных торговцев, как правило, были незатейливы и просты, их характерной особенностью всегда являлась рифма. Рифма здесь используется самая простая: созвучна каждая пара строк. Отражается в этом рекламном обращении и еще один характерный прием уличных торговцев – восхваление методом «от противного», когда перечисляются далеко не лестные свойства товара и его характеристика превращается в комическое разоблачение.

    Продавцы стремились привлечь к себе внимание покупателей с помощью самых разнообразных средств. Использовались музыкальные инструменты – трещотки, дудки, губные гармошки. Текст – как правило, рифмованный, исполнявшийся речитативом – сопровождался пританцовываниями, экспрессивными жестами. Немалую роль играли детали одежды, внешнего облика в целом (седые подвязанные бороды, украшавшие костюм яркие заплаты, шутовские аксессуары) и т.п.

    Особенно активно использовались зазывалы на ярмарках. Они обслуживали качели, карусели, райки, балаганы, катальные горки, не только оповещая публику об аттракционе и всеми средствами убеждая принять в нем участие, но и развлекая публику от начала до конца представления – рассказывали веселые истории и анекдоты, вступали в задиристые диалоги с прохожими. Таких зазывал называли «качельными» или «карусельными» дедами.

    Театрализованная ярмарочная реклама была представлена еще более богатым арсеналом рекламных средств.

    Это была реклама балаганных представлений. Для этих целей привлекались клоуны, разыгрывавшие сценки и пантомимы у входа в балаган, музыканты, кукловоды, вожаки с медведями, а также театральные труппы мимических актеров, которые выступали со специально построенных по внешнему периметру балаганных строений балконов

    В целом ярмарочная реклама – это наиболее яркий, интересный и разнообразный вид устного рекламирования в России.

    Становление изобразительных рекламных форм вдореволюционной России.



    Лубочные картинки как вид рекламы


    Первая письменная реклама появилась позднее — в XVII веке. В коммерческих целях стали использовать лубочные картинки, которые еще называли фряжскими, или потешными, листами. Такие рисунки печатали на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивали от руки. Рекламировали как российские товары, так и иностранные. Для зарубежных перерисовали и переводили на русский язык уже готовые лубки, которые использовали в других странах. С помощью подобных рисунков собирали и пожертвования для церквей. На них изображали храмы и монастыри.

    В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду и новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях и по специальному разрешению, а с 1822 года на них стала распространяться цензура

    Вывеска в дореволюционной России


    Живописная щитовая вывеска пришла в Россию в петровскую эпоху вместе с другими европейскими новшествами и очень быстро прижилась здесь.

    Активно использовались вывески на ярмарках. Они размещались на торговых лавках, цирковых и театральных балаганах. Были цветисты, ярки, просты по содержанию и предметны (на вывеске бакалейной лавки тщательно прорисовывались коробки чая, головы сахара, банки с вареньем, причем, так, чтобы было видно, какое это варенье – вишневое или клубничное; вывеска хлебной лавки представляла весь ассортимент булок, плетенок, баранок, сухарей, калачей). Все вывески отличались четкой прорисовкой контура, уравновешенной композицией (предметы равномерно распределялись по всей поверхности).

    Первые вывески в большинстве своем были слишком яркие и примитивны по исполнению. Только во времена правления Екатерины II появились специальные цеха по изготовлению вывесок – живописно-малярные, где работали так называемые «вывесные мастера» и где постоянно проходили процесс обучения будущие профессионалы-вывесочники.

    Серьезная профессиональная подготовка не могла не сказаться на качестве вывесок. К концу XVIII века лучшие из них представляли собой большие многоплановые картины жанрово-аллегорического содержания, свидетельствующие о высоком профессионализме исполнителей.

    Уже в XVIII веке в вывесочном искусстве начинают складываться традиции изготовления вывесок, происходит стандартизация их изобразительного и текстового решения, складываются свои каноны.

    Содержание и внешний вид вывесок регламентировались государственными правилами. Каждому заведению или складскому помещению предписывалось иметь собственную вывеску; не разрешено было «рисовать на вывесках неприличных картинок» и нельзя было помещать на вывеску изображения государственного герба без специального разрешения.

    Жесткий контроль осуществлялся городским начальством: эскиз будущей вывески полагалось представлять градоначальнику с точным указанием мечта ее размещения на фасаде, размера и текста. Этот порядок привел в 1830-е годы к некоторому стилевому единству оформления главных улиц столичных и губернских городов.

    В конце XIX века в связи с развитием капиталистических отношений, а, следовательно, - с ростом конкуренции между предпринимателями, вывеска переживает период расцвета. Она не просто служит для обозначения того или иного предприятия, торгового или развлекательного заведения, а становится одним из средств борьбы за покупателя. Более того, изготовление вывесок является особым видом бизнеса, которым занимаются как отдельные мастера, так и целые мастерские, выполняющие заказы и для столицы и для провинции.

    В вывесочном деле начинает использоваться электрическая подсветка, появляются мерцающие вывески, вращающиеся фонари-вывески и вывески, составленные из разноцветных лампочек и светящихся букв.

    Все более совершенствуется техника изготовления вывесок. Иногда делали такие вывески, на которых фон был из железа, закрашенного масляной краской, а буквы накладные из позолоченного металла. Изредка - на фирменных магазинах - металлические буквы крепились непосредственно на каменную или изразцовую облицовку фасада.

    Дореволюционные афиша и плакат


    Потребность в афишах - еще одной форме изобразительной рекламы - возникла в первой половине XVIII века в связи с развитием театрального искусства в России. Свои театры открывались при духовных учебных заведениях, а во второй половине XVIII века было немало крепостных театров. Они, как правило, располагались в сельской глубинке и требовали дополнительных мер для привлечения зрителей. Чтобы известить о спектаклях широкую публику, и стали использовать специальные афиши, которые в этот период назывались перечневыми. Такое название хорошо отражало характер их содержания: текст афиш содержал информацию не только о том, где, что и когда состоится, но и о ходе представления, о пьесе, декорациях, танцах, актерах, оркестре и т.д. и т.п.

    Печатные афиши использовались не только для информации о театральных зрелищах, но и о праздничных шествиях, народных гуляниях, организованных правительством по случаю значительных церковных дат или важных политических событиях - о крестных ходах, например, которые проходили в Москве в среднем раз в месяц.

    Главное, что сразу же бросается в глаза при знакомстве с первыми художественными печатными плакатами, использующимися в качестве рекламного средства, - довольно примитивная форма подачи продукции, не отличающаяся ни фантазией, ни соблюдением элементарных рекламных норм, но в последней четверти XIX века профессионализм художников-плакатистов заметно вырос.

    Плакатисты этого периода упражняются в умении как можно ярче и достовернее представить товар, продемонстрировав потенциальному покупателю его реальные достоинства. Часто используется прием фотографически точного воспроизведения.

    Поскольку в этот период особое значение начинает приобретать имиджевая реклама, это сразу же оказало воздействие не только на образный ряд, но и на текст плакатов, который, как правило, стал носить назывной характер: “Бисквит Жорж Борман”, “Пудра “Царевна Лебедь” Э.Бодло и К”, "Гильзы Викторсона старшего", "Жженный кофе товарищества Эйнем в Москве" и т.п. - указывался характер продукции и фирма-изготовитель. Это делалось для того, чтобы в сознании потребителя тот или иной товар ассоциировался с именем производителя - так формировался престижный образ, создавалась торговая марка-бренд.

    Той же цели служил и метод явного преувеличения, который использовался в рекламе самой разной продукции. Слоган плаката, рекламирующего какао, - "В питании сила" - сопровождался изображением мускулистой фигуры

    В отдельных зрелищных плакатах этого времени чувствуется несомненное влияние модерна - с его ритмической выразительностью, цветовой насыщенностью, обобщенной силуэтностью, символической трактовкой образа и введением аллегорических персонажей. Особенно это касается выставочного плаката - особой формы изобразительной рекламы, которая активно использовалась на рубеже XIX-XX веков, когда резко возросло количество выставок самого различного характера - художественных, сельскохозяйственных, промышленных и т.д.

    В целом эстетический уровень художественных афиш был неоднороден, примитивно выполненные, безвкусные дешевые листки лубочного характера соседствовали с мастерски исполненными графическими шедеврами с изысканной композицией и хорошо подобранным цветом.

    В периоды обострения политической жизни в России – во времена войн, революций, других общественных потрясений – проявляла себя еще одна форма изобразительной рекламы (антирекламы) - политический плакат, плакат-призыв, плакат-лозунг.

    Примерами социальной рекламы могут служить плакаты "Купите цветок ромашки. Ваши копейки пойдут на борьбу с чахоткой в Н.-Новгороде и губернии" (1913), "Помогите несчастным детям..."(1913), "Жертвуйте для устройства дома для увечных воинов"(1914), "Куклы в пользу детей, сирот воинов"(1914).

    Как видим, печатные афиши и плакаты развивались в различных формах: коммерческий (торговый) плакат, социальный и политический плакат, афиша зрелищ. Плакаты и афиши, адресованные народу, продолжали художественные традиции, заложенные лубочными картинками и афишами, а рекламные формы, предназначенные для высших, образованных сословий, отражали характерные художественные тенденции культурной жизни России конца XIX - начала ХХ веков.

    Специфика рекламы в первых печатных изданиях


    В отличие от западной рекламы, которая к моменту своего рождения в печатной форме уже имела значительную историю, зарождение и становление российской печатной рекламы было неразрывно связано с развитием журналистики. Даже сам факт появления первых проплаченных рекламных объявлений в газете «Санкт-Петербургские ведомости» был обусловлен не столько потребностями самого общества , сколько желанием российских академиков, отвечающих за издание этого органа печати, получать дополнительные средства на развитие газеты.

    В течение длительного периода – вплоть до начала 60-х гг. XIX века, когда впервые будет разрешена коммерческая рекламы в частных периодических изданиях – печатание рекламных сообщений было исключительным правом лишь правительственных официальных газет - «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости», а в первой половине XIX столетия и некоторых ведомственных изданий.

    Рекламные объявления активно использовались чиновниками различных министерств и ведомств как удобная форма оповещения о массовых мероприятиях: о найме на работу, распродажах, новых услугах.

    Оформление рекламных блоков в газетах XVIII века было стандартно и предельно примитивно. Рекламные объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» печатались в конце номера газеты, на последней странице под общим заголовком «Для известия», с 1729-го года отделяясь от других материалов номера лишь жирной линейкой во всю ширину страницы – это было узаконенное место для рекламы на протяжении долгих лет.

    Объявления печатались сплошным «слепым» текстом, каждое новое объявление отделялось от следующего только абзацем. Только с середины 60-х годов начинает использоваться рубричная реклама: у каждого вида объявлений есть своя рубрика, содержание рекламных объявлений внутри которого классифицируется по принципу аналогии («Продажа», «Отъезжающие», «Подряды», «Объявления о книгах»). Это упрощало для читателя поиск информации, экономило газетную площадь, а также позволяло унифицировать тексты объявлений, значительно сокращая их и избавляя от ненужных повторов.

    Содержание отдела объявлений в газетах XVIII отражало все многообразие жизни, позволяя судить об изменениях в социально-экономической и культурной жизни России, о жизненных приоритетах россиян и об особенностях бытового и социального уклада. Все чаще появляются объявления об услугах и запросах в сфере образования, медицинского обслуживания, о поиске наследников и совершении браков. В рекламе находили отражения как события массового характера – спектакли, цирковые представления, народные гуляния, крестные ходы, так и развлечения индивидуальные, например, частная демонстрация всяких уродов, диковинных зверей и растений.

    Именно для этого периода характерно преимущественное внимание рекламе печатной продукции. И в рекламном отделе газет, и в специальных приложениях главное место занимали сообщения о книжных новинках, календарях. А во второй половине XVIII века стала использоваться самореклама изданий.

    Благодаря журнальной саморекламе существенно изменился язык рекламных сообщений: он стал более экспрессивным, ярким, куртуазным, хотя основная масса рекламных сообщений продолжала носить ярко выраженный информационный характер, грешила казенной сухостью и отсутствием суггестивных приемов.

    Постепенно расширялась тематика рекламы благодаря развитию сферы частного образования и медицинского обслуживания, торговле крепостными крестьянами, появлению на журнальном рынке первых журналов мод. С воцарением Екатерины II в газетах все чаще появляются материалы, имеющие целью поднять и укрепить авторитет верховной власти, пропагандировать акции милосердия и благотворительности. И – что наиболее важно – реклама начинает воздействовать на своего потребителя, формируя его пристрастия и привычки.

    Газетная и журнальная реклама первой половины XIX века


    Либерализация общественной жизни России начала девятнадцатого века, значительные качественные изменения в типографском и издательском деле способствовали росту числа российских СМИ, но, к сожалению, мало влияли на развитие рекламы, поскольку публикация частных объявлений в первой четверти XIX века по-прежнему была разрешена только “Санкт-Петербургским ведомостям” и “Московским ведомостям”. Как и в конце XVIII века, реклама занимает большую часть площадей этих ведущих правительственных газет: вместе с отдельно издаваемыми томами “Прибавлений” и “Объявлений” она составляла 70-80% “Санкт-Петербургских ведомостей” и “Московских ведомостей”, превышая объем литературной части.

    Изменения касаются тематики рекламы и приемов ее подачи.

    Наблюдается распределение объявлений близкой тематики по рубрикам. К 1810-ому году число рубрик возрастает многократно. Появлялись новые услуги - тут же открывались новые рубрики: “Прокат”, “О лотереях”, “Продажа движимого и недвижимого имения”, “Перемена квартир” и др.
    Появление рубрики “Отдача в наем или на откуп” было обусловлено расширением практики устройства крепостных на фабрики или на работу в город, на оброк.

    Постоянно печатались уведомления о банкротствах, о взыскании кредиторами уплаты по векселям, о продлении или завершении сроков заключения договоров, о вызове кредиторов, должников, наследников, отдаче в наем, принудительной распродаже имений с публичного торга, в том числе для покрытия ущерба от расхищения казенного имущества.

    По-прежнему много объявлений о найме в рубрике “Подряды”. Появляются новая рубрика “Желающие вступить в должность или в услужение” и разделы “Предостерегательные объявления” и "Покража", где описывались варианты мошенничества и воровства, печатались объявления, предостерегающие от приема в услужение беглых крестьян, от сдачи квартир злостным неплательщикам, от дачи в долг несостоятельным гражданам.

    В 1826 году в Петербурге появляется бюро услуг, которое мы вправе считать первым в России рекламным агентством, поскольку наряду с предоставлением самого разного спектра услуг (здесь устраивались встречи "с отыскиваемыми особами”, договаривались о продажах, найме квартир и денежных займах, пользовались различными справочными материалами и печатными изданиями). Справочное место одновременно занималось сбором объявлений для дальнейшей публикации их в печати

    В 30-50 гг. XIX века положение рекламы заметно меняется. Одной из причин этого был процесс коммерциализации в самой журналистике (устанавливается такса на различные виды литературного труда, вводится в практику гонорарная система оплаты работы журналиста). Журналистика впервые в отечественной практике становится прибыльным делом, а не затратным, как было раньше.

    Вторая причина, изменившая рекламный процесс в 30-50 гг., - появление сети региональных и специализированных правительственных изданий, которым разрешалась публикация объявлений узко специального содержания (орган департамента внешней торговли.

    В губерниях Российской империи право печатать объявления получили в 1830 году "Губернские ведомости".

    Поучительная рекламная практика “Земледельческой газеты”(изд. с 1836 г.), целью которой была пропаганда новых форм землепользования, новой техники и передовых технологий обработки земли, весьма поучительна. “Земледельческая газета” использовала самый эффективный - комбинированный - способ рекламирования сельскохозяйственных машин: сначала публиковалось рекламное объявление о продаже, а через какое-то время на страницах газеты появлялся отзыв покупателя с подробным описанием достоинств и выгод этой машины.

    Другая характерная особенность рекламного процесса 30-50-х гг. XIX века - появление рекламы в журналах. Правда, следует заметить, что она подавалась как информация (сказывался запрет на публикацию рекламы). Чаще всего это была информация с явными элементами рекламы, и печаталась она под самыми разными рубриками - "Московские записки", "Отечественные известия", "Модные обычаи" и др., сообщалось в ней о новых книгах и журналах, о событиях городской жизни, о культурных мероприятиях, различных зрелищах, новшествах. Это были не сухие извещения, как в газетах, а неплохо написанные информационные сообщения рекламного характера, способные вызвать интерес публики (см. пример косвенной рекламы в «Московском телеграфе»).

    Специфика книжной рекламы в журналах:


    1)указывалась ее цена (иногда с уточнением - "ассигнациями" или "на серебро"), формат, особенности оформления (бумага, иллюстрации), возможные скидки и даже вес издания (очевидно, для того, чтобы читатель мог самостоятельно высчитать стоимость пересылки по почте) или давалась информация о понижении цен в какой-либо лавке с подробным перечислением книг и всех уступок;

    2)место продажи - вероятно, для того, чтобы читатель мог сразу сориентироваться, - описывалось очень подробно;

    3)использовались такие приемы, как концентрированная оценочность и настойчивая апелляция к потенциальным покупателям. Иногда текст заканчивался оценочной сентенцией;

    4) с целью привлечения внимания читателей публиковались наиболее эффектные страницы из книги с редакционными комментариями или полноценной рецензией; объявления о книгах оживлялись рисованными ребусами в рамках с виньетками, в которых, как правило, шифровались пословицы, назидательные сентенции, а возможно и фразы рекламного характера.

    Но в целом объявлений в журналах было мало, они долго считались жанром сугубо газетным.

    Реклама в печатных изданиях 1860-1880-х гг.



    Новая эпоха в истории российской рекламы начинается в 1862 году, когда правительство, проводя реформы во всех важных сферах общественной жизни России, решает изменить и законодательство в области рекламы. Вышедшие 12 мая 1862 г. “Временные правила о цензуре (с особыми прибавлениями)” снимают ограничения на рекламу в частных изданиях, оставив за правительством право запрещать публикацию объявлений на месяц, два, а то и на три в случае неугодных и нелояльных высказываний. В 1865 году разрешается продажа газет уличными разносчиками.

    Появление этих постановлений спровоцировало бурное развитие журналистики, а следовательно, и рекламы. Раздел “Объявления” появился во многих изданиях. Публиковались подробные сведения об условиях публикации и адресах приемных пунктов. И к 1870-м годам прибыль от публикации рекламы составляла львиную долю дохода многих изданий.

    Из-за всесилия рекламы увеличиваются форматы и объемы газет. Теперь они выходят на 10, 12, 16, 20 страницах, причем информационная часть, как правило, находится в подчиненном, зависимом положении. Количество помещаемых объявлений зависело от степени известности газеты, ареала ее распространения (столица, провинция), тиража, наличия достойных конкурентов, стоимости строки петита в рекламном отделе и пр.

    Характерной приметой времени стали бесплатные рекламные приложения и бесплатные рекламные газеты, такие как “Торговый листок”, “Киевская справочная газета”, “Всеобщий листок объявлений промышленности и торговли” и др. С 1869 года по 1892 г. в Казани издавался "Казанский биржевой листок". Подобные издания выходили в Перми ("Пермский справочный листок"), Вятке ("Экономические известия"), др. городах России.

    Заслуживают внимания и уральские рекламные издания: "Уфимский листок объявлений" (1872-1911), Оренбургский "Листок объявлений" (1877-1904), "Сибирский листок объявлений", издававшийся в Тюмени (1879) и другие.

    Одно из главных мест в ряду этих изданий занимает "Ирбитский ярмарочный листок". Местом его издания была Ирбитская торговая ярмарка - одна из старейших в России, важное место обмена товарами между европейской частью страны с Сибирью и Азией, которая проводилась в период между двумя серьезными христианскими датами: после крещения господня и накануне Великого поста. Листок должен был служить средством информации постоянных и потенциальных поставщиков и посетителей ярмарки об объемах продаж, ассортименте товаров, участниках и т.д .

    Еще одно уральское издание этого периода - "Деловой корреспондент"(изд. с августа 1886 г.) - представляет тип ежедневной справочной газеты. Издателем ее был почетный гражданин Екатеринбурга купец Николай Григорьевич Стрижев. И по программе, и по названию газета предназначалась для обслуживания категории так называемых "деловых" людей - коммерсантов и промышленников; в регион ее распространения включались Западный, Средний Урал и Зауралье. Хотя газета была объявлена ежедневной, фактически вплоть до 1891 года она выходила один - три - пять раз в неделю.

    На развитие пореформенной рекламы заметное влияние оказали выставки. Их не обходили вниманием крупные и мелкие газеты, рекламированием демонстрируемой на выставках продукции занимались специализированные печатные издания, при этом широко использовались самые разные рекламные формы.

    Именно выставки породили новые для России типы издания - выставочную брошюру, содержавшую анализ выставочной деятельности, и выставочную газету - периодическое издание, выходившее в период работы выставки (например, "Российская мануфактурная выставка 1870 года", "Известия Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде"). Выставки породили также различного рода указатели, каталоги, путеводители, альбомы, справочники.

    Формы подачи выставочных материалов - самые разнообразные: это хроника выставочных событий, информационные заметки, фельетоны и серии фельетонов, научные статьи, отчеты со съездов, статьи по истории края, истории ярмарок, истории торговых фирм, материалы репортажного характера. Газеты печатают рекламу как самой выставки, так и выставочных событий - концертов, спектаклей, пароходных прогулок и т.п.; огромно в этот период количество рекламных объявлений от гостиниц и ресторанов.

    Начиная с 60-х годов, в России начинает формироваться система рекламных агентств - учреждений-посредников между газетами и рекламодателями. Одной из крупнейших была Центральная Контора объявлений Торгового Дома Метцль и К, основанная в 1870 году. Контора принимала объявления и для провинциальных, и для столичных газет, хотя позиционировала себя как агентство Русской Провинциальной Прессы. К 1880-му году контора расширила границы своей деятельности за счет организации подписки на многие газеты и журналы и приема объявлений “для всех европейских газет

    В конце XIX века с Конторой объявлений Торгового Дома Метцль и К конкурировало уже немало подобных учреждений. Помимо рекламных агентств, существовали также рекламные отделения на предприятиях и при редакциях изданий. При газетах и журналах работали агенты, в чьи функции входили поиск и прием частных объявлений.

    Как видим, в пореформенный период в рекламном процессе произошли существенные изменения, спровоцированные ликвидацией монополии на рекламу: разделы объявлений появились во многих российских газетах, стали издаваться специализированные рекламные издания (бесплатные листки объявлений, ярмарочные и выставочные газеты, брошюры и др.) и, наконец, начала формироваться система рекламных агентств, занимающихся приемом объявлений для дальнейшего помещения их в российской и зарубежной печати, что обеспечило постоянный приток рекламы в российские периодические органы печати. В условиях более свободного развития газетная реклама сделала существенный рывок и перешла от слабых, информационных, однообразных и малоэкспрессивных форм к полноценной рекламе, представленной в самых разнообразных видах.

    Список литературы и интернет-источников:



    1. Хавторина Ю.В. Развитие печати в России // Власть. 2009. №10. С. 160

    – 162. 0,2 п. л.

    2. Хавторина Ю.В. Книжное дело в России в конце XIX – начале ХХ века //

    Полиграфист. 2011. №2 (51). С. 38 – 43. 0,4 п. л.

    3. Хавторина Ю.В. Реклама как средство массовой коммуникации в России

    в конце ХIX– начале XX века // Власть. 2011. № 7. С. 64 – 66. 0,2 п. л.

    4. https://www.culture.ru/materials/255253/istoriya-reklamy-v-rossii

    5. https://students-library.com/library/read/84395-istoria-reklamy-v-rossii



    написать администратору сайта